- Синдром пришельцев с другой планеты
- Чувства и чувствительность
- Социальная слепота
- Неведомый акцент
- Очень специальные интересы
- Невидимые проблемы
- Я знаю, что я — инопланетянка
- Почему космонавт может чувствовать себя инопланетянином на Земле?
- «Космические кадры» и рельное кино
- Настоящая опасность
- Аниматоры ужасно далеки от космонавтов
Синдром пришельцев с другой планеты
Чудаки, зануды, странноватые – часто за такими ярлыками скрываются реальные врожденные отличия, имеющие как свои сильные, так и свои слабые стороны.
Чудаки, зануды, странноватые – часто за такими ярлыками скрываются реальные врожденные отличия, имеющие как свои сильные, так и свои слабые стороны.
Еще в 1940-х годах австрийский психиатр Ганс Аспергер описал детей, у которых возникают большие проблемы в общении, несмотря на нормальный, а иногда даже очень высокий интеллект. Сам Аспергер называл их «маленькими профессорами». Несмотря на то, что работал Аспергер давно, понятие «синдром Аспергера» стало активно использоваться только в последние годы, и большинство людей, даже специалистов, не знают о нем. Синдром Аспергера – это часть так называемого «аутичного спектра». Но если сам аутизм связан с сильной задержкой речи и бросающимися в глаза отличиями, то синдром Аспергера – это что-то вроде аутизма в очень «мягкой» форме.
С детства люди с синдромом Аспергера чувствуют, что они очень сильно отличаются от других. Многие в своих историях говорят, что воспринимают себя пришельцами с другой планеты, которым приходится разбираться в непонятных обычаях землян. Их отличия также редко принимаются другими: например, подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера подвергаются систематической травле в школе.
При этом у многих из них интеллект выше среднего и сильно развито логическое мышление. Например, вполне вероятно, что синдром Аспергера имелся у Альберта Эйнштейна, бывшего двоечником в школе и известного нелюбовью к социальным мероприятиям, а также у многих других известных людей прошлого.
Причина синдрома Аспергера, как и всех вариаций спектра аутизма, – врожденные генетические особенности. Согласно последним данным, принадлежность к аутичному спектру определяется несколькими генами. Это не заболевание, которое можно или нужно «вылечить» или «исправить» – это часть личности человека, имеющая свои плюсы и минусы.
Чувства и чувствительность
Люди с синдромом Аспергера обладают восприятием, отличным от большинства людей. Различия в мышлении и трудности в общении главным образом связаны с тем, что информация от органов чувств обрабатывается ими по-другому.
У каждого человека с синдромом Аспергера есть свои особенности чувств. Например, некоторые слишком чувствительны к резким звукам, другие – не выносят мигания лампы, которое никто кроме них не замечает, третьи – не могут понять, когда они голодны, а когда нет.
Слишком длительное воздействие на органы чувств приводит к «сенсорной перегрузке» – человек теряет способность работать, становится раздражительным или, наоборот, впадает в ступор. Человеку с синдромом Аспергера важно научиться управлять объемом сенсорной информации, чтобы избегать перегрузок и вовремя восстанавливаться.
Социальная слепота
Большинство людей во время общения 95-97% информации получают от «языка тела» и интонаций другого человека, хотя и не осознают этого. Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.
Любые социальные ситуации, особенно незнакомые, вызывают у такого человека «сенсорную перегрузку», истощение. Другие люди в буквальном смысле «грузят» их, не потому что они чем-то несимпатичны, а просто потому, что общение нагружает органы чувств. Так что вечеринка у друга или поход в ночной клуб для большинства людей аутичного спектра – это не способ досуга, а настоящая пытка.
Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать как у них дела. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» – осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого – честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.
Неведомый акцент
Поскольку люди с синдромом Аспергера плохо распознают тон голоса у других, они не усваивают эмоциональные интонации в детстве, и их собственные голоса часто кажутся жесткими или бесстрастными, просто потому что в них отсутствует привычная эмоциональная окраска. Очень часто человек при этом говорит на родном языке «с акцентом» – кажется, что он иностранец, хотя не понятно какой национальности.
Также у людей с этим синдромом может быть странная, например, «прыгающая» походка, необычные жесты и отсутствие привычного «языка тела». Все это не значит, что эти люди не испытывают сильных эмоций или равнодушны к чувствам других. Совсем наоборот, многие люди с синдромом Аспергера болезненно переживают любые чужие страдания. Проблема здесь в «трудностях перевода».
Очень специальные интересы
У каждого без исключения человека аутичного спектра есть так называемые «специальные интересы», то есть то, что его интересует больше всего, чему он хотел бы посвятить всю свою жизнь. Интересы могут быть обычными, например, живопись, перевод с иностранного языка или физика. Иногда специальные интересы выглядят экзотично – история плюшевых игрушек или изучение расписания поездов. Когда человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его интересует, он ничего не видит и не слышит, демонстрируя редкую компетентность в выбранной области.
Нет лучшего способа помочь в учебе ребенку с синдромом Аспергера, чем использовать его специальный интерес. Также очень важно, чтобы место работы человека с синдромом Аспергера совпало, так или иначе, с его специальным интересом. В этом случае работодатель получит фактически идеального сотрудника, который действительно любит работу и готов трудиться днем и ночью. При этом необычное мышление людей с синдромом Аспергера часто рождает новые, нетрадиционные подходы. Как сотрудники, люди с синдромом Аспергера – прирожденные «генераторы идей». Правда, душой коллектива они вряд ли станут и на корпоративных вечеринках их тоже лучше не ждать, впрочем, в большинстве профессий нужно совсем не это.
Невидимые проблемы
Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера в том, что окружающие не понимают их особенностей, и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью». Проблема в том, что от них ожидают тех же стандартов и поведения, что и от большинства людей, и сами люди аутичного спектра, часто предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понять, что человек может быть талантлив и успешен в одном, и некомпетентен в другом, даже если это другое такая простая вещь как беседа по телефону или просто светский разговор. Впрочем, это важно понять в отношении всех людей – мы преувеличиваем наше сходство и часто не замечаем или дискриминируем людей с различиями, и это относится не только к синдрому Аспергера. Ведь, в конце концов, в реальности мы все с одной планеты.
Источник
Я знаю, что я — инопланетянка
В этом убеждена волгоградка, написавшая письмо в редакцию «Городских вестей»
37-летняя Вероника Сафронова (фамилия и имя изменены по просьбе героини. — Прим. «ГВ») вполне состоявшийся человек. У нее высшее образование, хорошая работа и дружная семья. Но никому, даже самым близким людям, женщина не говорит, что в душе очень одинока. С недавних пор Вероника считает инопланетянкой.
— Это началось с самого детства, — начинает рассказ Вероника. — Я всегда чувствовала себя чужой даже в родительском доме. Хорошо помню себя в 3-4 года: когда меня наказывали, то отводили в отдельную комнату и закрывали. Захлебываясь в рыданиях, я поднимала лицо вверх и шептала: «Зачем вы меня сюда прислали?!» Кому я адресовала эти слова, я не понимала, но никогда не считала свою семью родной. Жуткое чувство одиночества и покинутости всегда преследовало меня. Но об этом не знают даже близкие друзья. Родственники, знакомые считают меня позитивным, общительным и коммуникабельным человеком. Если бы они узнали об этой тайне — упали бы в обморок.
Вероника хорошо училась в школе, принимала участие в общественной жизни, но всякий раз, даже во время шумного праздника, ей хотелось остановиться и отправиться куда-то. Куда — она не знала.
— Однажды я даже сподобилась отправиться к экстрасенсу — такой забавной старушке, — вспоминает Сафронова, — хотя ни во что такое не верю. Не успела я еще и рта раскрыть, как женщина сказала: «Такое впечатление, что ты здесь одна на белом свете, а все твои далеко». Я впала в ступор. Экстрасенс была права на 100%: таким мое состояние и является, но кто — мои?
А недавно в руки Веронике попала книга исследовательницы контактов с НЛО Долорес Кеннон, в которой она пишет, что на нашей планете наряду с землянами воплощаются и инопланетные души.
— Кеннон говорит, что задача таких душ — поднимать уровень любви и миролюбия человечества, так как оно все еще очень агрессивно, — делится Сафронова, — и я с ней согласна. Люди всегда бегают, суетятся по мелочам, ссорятся, беспокоятся, у них сотни фобий. Мне это всегда было странно. Я не боюсь смерти, уверена, что буду жить и дальше, но в другом, более совершенном мире.
Они живут среди нас
За помощью мы обратились к волгоградскому исследователю аномальных явлений Анатолию Бондареву. После беседы с Вероникой он пришел к выводу, что женщина права. Ее душа уже несколько раз воплощалась на Земле, но родной является другая планета, с более развитой формой жизни.
— Как это ни удивительно утверждать, инопланетяне живут среди нас уже много веков, — рассуждает Анатолий. — Это они являются двигателями прогресса, авторами изобретений и великими мессиями. С этой точки зрения Иисус тоже был инопланетянином.
Как же отличить жителя другой планеты от «нашего человека»? Анатолий поделился критериями души, которая является не земной.
— Инопланетяне не любят привлекать к себе внимание: они одеваются удобно и практично, не обращая внимания на моду. Женщины почти не пользуются косметикой и не слишком заботятся о своей прическе. У них парадоксальный характер: с одной стороны, они стремятся помогать другим даже тогда, когда их об этом не просят, а с другой — сохраняют дистанцию и даже кажутся «холодными». Они поддержат вас и сделают все, что необходимо, не слишком углубляясь в тонкости эмоций и чувств, поскольку им эти категории малоинтересны. Инопланетяне любят все, что касается передовых технологий, поэтому они всегда первые среди тех, у кого появляются любые технические новинки. Они увлеченно приобретают всевозможные приспособления для своих мобильных телефонов, компьютеров и прочие подобные вещицы. Одна из составляющих их коллективной высшей задачи — развитие технического прогресса, и новые достижения человечества в этой области их очень радуют. Среди известных, выдающихся людей инопланетян очень мало, это объясняется их стремлением оставаться в тени. Тем не менее, считается, что Опра Уинфри и Киану Ривз — инопланетяне, пришедшие к нам с высокой миссией: они использовали средства массовой информации для передачи новых знаний. Многие уверены, что в фильме «Матрица» с Киану Ривзом в главной роли содержится весьма своевременное предупреждение об опасности развития у человечества компьютерной и технологической зависимости. Кроме того, инопланетяне постоянно стремятся понять или вспомнить, в чем же состоит их жизненное предназначение. Они чувствуют огромное облегчение, если им удается быть полезными в любых сложных ситуациях.
— Мне стало гораздо легче после общения с Анатолием, — говорит Вероника, — ведь долгое время я все держала в себе, считая себя не от мира сего. Теперь мне очень хочется, чтобы мою историю прочитали. Возможно, в нашем городе есть люди, похожие на меня. Было бы очень здорово, если бы мы познакомились и начали общаться.
Редакция «Городских вестей» ждет отклика на эту статью. Адрес Сафроновой — в редакции.
Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!
Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте», Facebook, Instagram и в «Одноклассниках»
Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!
Источник
Почему космонавт может чувствовать себя инопланетянином на Земле?
Космической эре в истории человечества уже более 60 лет, однако художественных произведений, отражающих восприятие космонавтов, до сих пор не появилось.
Полет в космос изменил восприятие Земли и происходящего на ней для летчика-космонавта Александра Лазуткина. Открывая Московский фестиваль космической анимации в Центральном доме авиации и космонавтики 5 июня, он отметил, что чувствует порой себя инопланетянином на Земле. ИА Красная Весна побеседовала с космонавтом о работах, представленных на фестивале.
«Космические кадры» и рельное кино
Лазуткин отметил, что художественных произведений, отражающих реальное восприятие космонавтов, до сих пор не появилось, несмотря на то, что люди осваивают космическое пространство годами и располагают большим запасом качественных съемок.
«Могут показать космос таким, что это и вас всех заразит, и вы испытаете тот восторг, который испытывают космонавты. Но они делают фильмы так, что не используют эти кадры», — отметил космонавт.
Проблема касается как реалистического изображения, так и образного, художественного. Национальные особенности и возможности не имеют значения, проблема где-то глубже, пояснил космонавт.
«Я смотрел американские фильмы и думал: „Интересное дело, у них та же самая проблема!“ Съемок космических, в хорошем качестве, у них много. Они могут показать космос таким, какой он действительно есть», — отметил Лазуткин.
К примеру, американский фильм «Гравитация» Альфонсо Куарона, с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок в главной роли — не задействует доступные архивные материалы и даже не пытается имитировать реальные ощущения непрерывного движения вокруг планеты на большой скорости.
«Показывают полет вокруг Земли, там Джордж Клуни летает на каком-то средстве передвижения космонавта. Летают они на фоне Земли, а фон Земли — не видео, а просто фотография. И так обидно стало. Обидно, потому что не все вы можете полететь в космос. Но очень хотелось бы, чтобы вы испытали эти чувства космического пространства.
Чтобы у вас появилось внутри понимание того, что не Земля является нашим миром, вашим в том числе, а Вселенная, в которой есть эта Земля. Чтобы вы прямо в голове представили себе этот шарик, вот он ни на чем не стоит, он летит куда-то. Вокруг него на бесконечное пространство, на бесконечные километры вообще ничего нет. Нет ничего для жизни человека», — пояснил космонавт.
Настоящая опасность
Фильм «Гравитация» представляет фантастическую череду чрезвычайных ситуаций и чудесных спасений в космосе, через которые проходит — параллельно с психологическим кризисом — героиня фильма. Действие происходит в относительно реалистическом окружении, напоминающим современные условия работы на орбите Земли.
Возможно, на Александра Ивановича сюжет не произвел особого впечатления, потому что его собственный полет на станции «Мир» в 1997 году вошел в историю космонавтики как самый насыщенный аварийными ситуациями. Был и пожар из-за возгорания кислородной шашки, и столкновение с грузовым кораблем «Прогресс» с разгерметизацией одного из модулей.
Благодаря качественной подготовке и слаженным действиям экипажа в реальности все чрезвычайные ситуации удалось разрешить. Без потерь.
«Наша главная опасность не в том, что мы друг с другом воюем, меряемся силами, определяем там еще что-то такое, кто богаче, кто круче. Проблема в том, что внешние силы, природные силы, они могут спокойно изменить всю нашу жизнь здесь».
По мнению Лазуткина, опасность может представлять даже случайный астероид: «Булыжник прилетит, упадет на Землю, и человечество исчезнет. Там наша опасность, там наш враг находится. И против него бороться нужно не разобщая свои силы, а наоборот, сконцентрировав их на одном направлении. То есть нужно уважать всех представителей, всех стран. Вот это вот хочется, чтобы все увидели. Но не получается».
Аниматоры ужасно далеки от космонавтов
К сожалению, психология подготовленных космонавтов с реальным опытом работы во внеземных условиях практически не находит точек соприкосновения с целевыми установками и мировоззрением производителей анимационных фильмов, задействующих космическую тематику.
«Я порою здесь себя чувствую, после полета, инопланетянином, потому что я уже по-другому этот мир воспринимаю. С вами когда разговариваю, с землянами, они все знают. Они все знают, но они не чувствуют этого.
И даже сейчас, когда я вам скажу, что наш мир, это не вот такая Вселенная, а такая точка, которую представляет наша планета, вы этого не почувствуете. А с помощью вот этих вот средств, кинематографа, анимации, всё это можно показать», — пояснил космонавт.
Лазуткин сравнил как показывали космос в анимационных фильмах в СССР и в современной России.
Советские художники, если говорили о космосе — то плакатным, лишенным как реализма, так и глубокой образности, упрощенным и отчужденным языком. Российские художники снимают сложные анимационные фильмы о глубоких психологических травмах и неразрешимых проблемах, которые, как в фантик, заворачивают в космический антураж.
Космонавт считает, что современную ситуацию с анимацией не стоит пускать на самотек.
«Мультфильмы, вообще то, что нам показывают по телевизору, оказывает огромное влияние на формирование нашего мировосприятия. Из нас могут лепить того, кого нужно лепить. Если мы захотим, чтобы у нас дети были хорошие, будем делать мультфильмы хорошие, тогда дети у нас будут хорошие. То же касается и взрослых», — предположил Александр Лазуткин.
Советские мультфильмы классического периода отнюдь не баловали обращением к космической теме. Общей чертой, объединяющей первый опыт советской космической анимации — пародийный фильм «Межпланетная революция» 1924 года и мультфильм «Мурзилка на спутнике» 1961 года, является их плакатность и отчужденность, как от реальности, так и от народной жизни.
«Межпланетную революцию» собирались включить в экранизацию «Аэлиты» Якова Протазанова, но в конечном счете режиссер отказался от этой мысли. Анимационный фантастический фильм вышел отдельно, но в том же 1924 году. Он представляет собой анимированный, за счет перекладки фрагментов, плакат времен гражданской войны. У «буржуев» смешно и страшно перекатываются глаза, а на лбу просто нарисована свастика, чтобы никто ничего не перепутал.
«Мурзилка на спутнике» 1960 года сделан намного профессиональнее, но ни ощущения космоса, ни достоверной информации не содержит. Это футуристическая фантазия, с несколькими прямолинейными метафорами, вроде серии советских космических кораблей, буквально «рождающихся в советской колыбели» — с сосками и в кружевных пеленках, — а затем улетающих из неё прямо в космос.
Постсоветские условия, очевидно, сняли ограничения по сложным темам и идейным установкам, однако психологическая стихия — проблемы возрастных травм и самореализации — полностью поглотила авторов анимационных фильмов.
Среди работ выпускников ВГИКа 1990–2010 практически все связаны с противостоянием отдельных субъектов и их отчужденного, непонимающего «взрослого» окружения.
Александр Лазуткин также рассказал: «Как-то я был на выставке одного художника-авангардиста. Я не понимаю картину, стою… Говорю: „А что вы, вообще, изображаете на картинах?“ — „Свои чувства“. Эта фраза в память запала, и я уже по прошествии стольких-то лет… Художники, поэты, писатели, музыканты — они в своих произведениях изображают свои чувства».
Погружение во внутреннюю эмоциональную и психологическую проблематику заметно снижает доступность творчества, а также его идеологическую эффективность — всего того, что касается «лепки хорошего человека» — надежды, которую Александр Иванович озвучил в приветственном слове фестивалю.
«Сейчас поймал себя на том, что я как инопланетянин! Вот землянин прилетел на другую планету, его посадили в зале, ему показывают что-то, и я включаю свой мозг, я пытаюсь понять, со своим земным понятием, вернее восприятием, что вы здесь изображаете, для чего это все, как это все. Я не оцениваю плохо это или хорошо, скучно — не скучно. Я включаю мозг и думаю… Сложно! Потому что недетские эти фильмы, по крайней мере в моем понимании. Они больше для старшего поколения, для более взрослых людей», — отметил он.
О своей оценке мультфильмов Лазуткин сказал следующее: «Когда мы смотрели мультфильмы, мы их оценивали по содержанию. Если понятно, то смотришь: понравилось или не понравилось».
Про большую часть программы первого дня Московского фестиваля космической анимации сказать «понятно» было попросту невозможно. За исключением двух работ, которые, к сожалению, показали только вечером, когда большинство зрителей уже разошлись.
В первую очередь, речь о ярком анимационном фильме Галины Голубевой «А как наши космонавты», снятого в 2017 году, — он первый сорвал аплодисменты на фестивале в ЦДАиК.
Заключил показы первого дня полнометражный фильм Сергея Серегина «День рождения Алисы», достаточно популярный у молодого поколения. Зрители отмечали, что внятность сюжета и действенность драматургии фильма обусловлены близким следованием тексту Кира Булычева.
В целом фестиваль оставил впечатление, что работы по художественному осмыслению космической темы, как на уровне народной культуры, так и на уровне подготовки кадров, «лепки» хороших людей, осталось так много, что хватит нескольким поколениям художников, режиссеров и аниматоров.
Михаил Гостев, Олег Константинов. ИА Красная Весна
Источник