Чувствовать какая это орфограмма

Содержание
  1. Проверочное слово к слову «чувствовать»
  2. Непроизносимый согласный «в» в слове «чувствовать»
  3. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  4. СПИСОК орфограмм русского языка.
  5. Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР
  6. Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
  7. 1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
  8. 2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
  9. 3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
  10. 4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
  11. 5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
  12. 6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
  13. 7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.
  14. 8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
  15. 9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
  16. 10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
  17. Здоровье детей и школа: как сохранить и укрепить здоровье школьника
  18. Как помочь детям учить буквы?
  19. Как воспитать ребенка, ни разу не ударив?
  20. Поколение фастфуда или что едят ваши дети
  21. Стоит ли отдавать ребенка в школу с шести лет?

Проверочное слово к слову «чувствовать»

При про­из­но­ше­нии сло­ва «чув­ство­вать» выпа­да­ет звук «в», кото­рый назы­ва­ет­ся непро­из­но­си­мым. Чтобы пра­виль­но напи­сать этот гла­гол, поищем про­ве­роч­ное слово.

Ноги вдруг его отя­же­ле­ли, и он начал чув­ство­вать силь­ный позыв ко сну (Ф. М. Достоевксий. Преступление и наказание).

Этим сло­вом назы­ва­ют внут­рен­нее пси­хи­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка, а так­же его уме­ние внут­ренне осо­зна­вать, ощу­щать, вос­при­ни­мать внеш­ние обстоятельства.

В рус­ском язы­ке гла­вен­ству­ю­щим явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ский прин­цип напи­са­ния. Суть его состо­ит в том, что в сло­вах сохра­ня­ет­ся мор­фе­ма в пер­во­здан­ном виде, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Поэтому в гла­го­ле «чув­ство­вать», как и в одно­ко­рен­ных сло­вах «чув­ство», «чув­ствен­ный», «сочув­ствие», «сочув­ствен­ный», «чув­ство­вать­ся», пишет­ся бук­ва «в», кото­рая обо­зна­ча­ет непро­из­но­си­мый согласный.

Непроизносимый согласный «в» в слове «чувствовать»

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во «чув­ство­вать», нуж­но подо­брать про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных слов или изме­нить его фор­му так, что­бы после соглас­но­го «в», нуж­да­ю­ще­го­ся в про­вер­ке, появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нит напи­са­ние непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го.

Понаблюдаем, как рабо­та­ют эти при­е­мы про­вер­ки непро­из­но­си­мых согласных:

  • сер д це — сер­деч­ный прием;
  • грус т ный маль­чик — маль­чик гру­стен, грустить;
  • ус т ный рас­сказ — уста.

В при­ве­ден­ных выше род­ствен­ных сло­вах и при изме­не­нии гла­го­ла «чув­ство­вать» (чув­ствую, чув­ству­ешь, чув­ствуя) это­го не про­ис­хо­дит. Гласный звук так и не появил­ся после бук­вы «в», кото­рой обо­зна­ча­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс в мор­фем­ном соста­ве это­го гла­го­ла и одно­ко­рен­ных словах.

Анализируемый гла­гол обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «чув­ство», в кото­ром отме­ча­ет­ся тот же непро­из­но­си­мый согласный:

Слово «чув­ство» обра­зо­ва­но в свою оче­редь от арха­ич­но­го гла­го­ла «чути», что зна­чит «ощу­щать», с помо­щью суф­фик­са -в-, кото­рый явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мым соглас­ным. Как видим, невоз­мож­но подо­брать про­ве­роч­ное сло­во к иссле­ду­е­мо­му гла­го­лу. В рус­ском язы­ке нет тако­го сло­ва, что­бы после бук­вы «в» появил­ся глас­ный звук и про­яс­нил его зву­ча­ние. Написание бук­вы «в» в этом гла­го­ле сле­ду­ет запомнить.

В преж­ние годы он бы еще и разул­ся, что­бы чу́ в ство­вать под нога­ми теп­ло шер­ша­вой палу­бы (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Источник

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

Читайте также:  Апатия депрессия что еще

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка — кадушка, друг — дру́га

4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание «не» с глаголами

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

СПИСОК орфограмм русского языка.

Список орфограмм.

Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне

Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные

Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова

Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова

Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих

Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.

Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами

Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.

Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.

Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).

Орфограмма № 1 1. Буквы З-С на конце приставок.

Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-

12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.

Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-

Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Орфограмма № 1 5. Буквы И и Ы после Ц.

Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.

Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных

Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных .

Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую

Орфограмма № 21.Не с глаголами

Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа

  1. Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.

Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения

  1. Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-

Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок

Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах

  1. Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-

Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)

Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных

Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Читайте также:  Что попить для повышения настроения

Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-

Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-

Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.

Орфограмма № 41. Дефис в существительных.

Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.

Орфограмма № 42.Ь в середине числительных

Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19

Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения

Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)

Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).

Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).

Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.

Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.

Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и

Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.

Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.

Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.

Источник

Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР

Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих»это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН»об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ , спиЦЫ , бойцы , куницы ,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

Читайте также:  Как себя сдержать свои эмоции

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ , семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок, которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ— (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставкиЗ- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

Здоровье детей и школа: как сохранить и укрепить здоровье школьника

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе. Читать далее

Как помочь детям учить буквы?

Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы. Читать далее

Как воспитать ребенка, ни разу не ударив?

Статья о том как лучше строить отношения с ребенком, чтобы не возникало необходимости в применении физической сил. Читать далее

Поколение фастфуда или что едят ваши дети

Почему дети так любят еду из ресторанов быстрого питания и как приучить его к здоровой пище? Читать далее

Стоит ли отдавать ребенка в школу с шести лет?

В настоящее время считается модным отдать ребенка в школу с шести лет. Это якобы является показателем его высокого уровня развития. Читать далее

Источник

Оцените статью