Чувствовалось помочь ему нельзя тире

Учебник «Грамоты»: пунктуация

Тире между подлежащим и сказуемым

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

Источник

Тесты по русскому языку (1-2 курсы)
тест

Скачать:

Вложение Размер
Тест с использованием конструктора тестов Баженова А. 432 КБ
bd.01_russkiy_yazyk_ekzamenatsionnaya_rabota_variant_1.pdf 171.27 КБ
bd.01_russkiy_yazyk_test_po_teme_znaki_prepinaniya_pered_i.doc 41.5 КБ
bd.01_russkiy_yazyk_test_po_teme_tire_i_dvoetochie.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

18.03.19 Морфологические нормы (образование форм слова)

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова более пятиста человек инженеры наисложнейший в день именин

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова на берегу промок горячие супы с обеими учениками

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова несправедливые приговоры у князьёв с пятьюдесятью двумя тетрадями положи на полку

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова чистейший снег устные выговора две тысячи пятым годом талантливых песен

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова пять пихт более легче более двух тысяч человек испеки пирог

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова пять апельсинов пара носков ляжьте на пол свыше ста километров

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова лучше всего достигнули детских яслей к обеим соседкам

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова от утешений становилось горше около трёхсот тысяч рек дудю в трубу ясные соколы

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова розовее заката играться с куклой семь яблок на ширине плеч

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова эмалированные вёдра худший вариант семисот шестидесяти семи птиц килограмм вафлей

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова большие очереди в трехстах метрах промокли пятидесятью пятью годами

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова пара туфель девятьюстами студентами страннейшая ситуация металлические контейнера

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова более красивая вещь восьмиста трёх элементов птичьи гнёзда две пары тапок

18.03.19 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова контейнер апельсинов килограмм банан в их краях пара теплых носков

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме

«Знаки препинания в предложениях с однородными членами и

в сложносочиненных предложениях»

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На скамейку кто-нибудь nрисaживался и начинался неторопливый разговор.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.

2) Небо то все закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновение.

3) На спокойной поверхности воды отражались мигающие на небе звезды. .

4) Повсюду: в клубе, на улицах, в домах происходили шумные разговоры.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Много желал да ничего не поймал.

2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

5. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1. Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

2. А звезды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

3. В лесу и на полях все было занесено снегом.

4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зазеленели приветливо и свежо.

5. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых.

6. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.

7. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.

8. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, — все радовало глаз.

9. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

10. Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах, — декоративные кустарники.

Контрольный тест по теме

«Знаки препинания в предложениях с однородными членами и

в сложносочиненных предложениях»

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.

2) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.

3) Туча на севере росла, и захватывала запад и восток.

4) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрёт.

2) Принял я и тюрьму и ужас смертный и всякую гнусь.

3) Григорий Иванович шумно вздохнул вытер подбородок рукавом и начал рассказывать.

4) Племянник явно конфузился и чувствуя себя при исполнении служебных обязанностей не знал что ему говорить и как вести себя с дядей.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Использование в тексте одного из синонимов обусловлено либо стремлением автора создать образное словесное целое либо стремлением к созданию индивидуального образа.

2) Степь да степь кругом.

3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

4) В Средневековье в руках учёных появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

5. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

2. Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

3. Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

4. Май наряжает и лето в гости приглашает.

5. Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

6. Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – все было ново, необычно.

8. Со всех сторон: из-за заборов, из-за калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

9. И кажется, что все: железо, камни, вода – полно протеста против жизни без солнца.

10. Она хорошо знала языки: немецкий, французский и английский и учила этому своих детей.

Источник

Чувствовалось помочь ему нельзя тире

В бессоюзном сложном предложении тире между частями обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части сложноподчиненного предложения) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. [Условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении см. § 44,]

Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь — основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина; На улице проливной дождь — выйти невозможно — причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания;

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно — ‘ушла, потому: что стало скучно’; Молодёжь ушла — на вечере стало скучно — ‘ушла, поэтому стало скучно’.

При равноправных смысловых отношениях между частями предложения они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.

1. В бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, перед второй частью ставится тире , если в ней содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок — ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Г.); Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М. Г.); Метелица был уже совсем близко от костра — вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (Ш); Не успело солнце пригреть землю — загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].

2. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире, если в ней выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ) : Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет — не умеет взять иголку; её бранят — она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс — пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу — нет зверя (Л.); Дуб держится — к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провёл глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать — ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав — они усугубляют свои; народ умирает с голоду — они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов — он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Т.); Косили версту — выкосили грош (М. Г.); Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле (М. Г.); Брался Пика за шитво — нитки путались и рвались; садился в шашки играть — проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта — это шёл строитель (Горб.); Он гость — я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат — нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку — свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают — трусливые погибают (Посл.); Лето припасает — зима поедает (Посл.); Была не была — пойду; Стучи не стучи — не отворят; Плачь не плачь — потерянного не воротишь; Умру — не скажу.

3. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в ней содержится следствие, результат либо вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю — мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры — они вспыхнули (Пап.); Наше жильё — нам и беречь; Ставят самовар в сенцах — запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули — можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян — ломайте дверь.

Примечания: 1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая : …Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие : Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ) : Победим — каменный дом построишь (А. Т.); Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд — все двигались вперёд; покажет назад — все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут — руками не машут (Посл.).

5. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в первой части обозначается условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (П.); Пройдёт молодец — приосанится, пройдёт девица — пригорюнится, а пройдут гусляры — споют песенку (Л.) — совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет — скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано — сделано (Т.); Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех — не проси милости (Ч.); На глаз поверишь — криво отмеришь (М. Г.); Не будут отдавать — выкради! (М. Г.); …Меньше знаешь — крепче спишь (М. Г.); Ругаться будут — не бойся (Гл.); Нравится рисовать — рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано — повезёшь (А. Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём — полезай в кузов; Любишь кататься — люби и саночки возить; Упустишь огонь — не потушишь; Взялся за гуж — не говори, что не дюж; Волков бояться — в лес не ходить; Пожалеешь лычка — отдашь ремешок; Глубже пахать — больше хлеба видать; Смерти бояться — на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая : Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в ней содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто ) : …Посмотрит — рублём подарит (Н.).

7. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если она (нередко — неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ) , причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта: Овца же говорит — она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается — надо убежать (М. Г.); …Слышит — за кустами бузины девушка хохочет (М. Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось — раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (Арб.); Слышу — опять стонет (Пауст.); Движение приостановлено, будем надеяться — ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось — мышь; Но вижу — не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали — будут встречать; Они знали — будет буря; Отстань, не видишь — я занят. [Ср. § 44, п. 3.]

8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ — так его воспитал фронт (Вор.); Кривые улицы, маленькие деревянные дома — такой была значительная часть Москвы в начале XX века. Идти вперёд или погибнуть — таков был выбор у партизанского отряда;

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире : Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, — так дальше продолжаться не может (Газ.). [См. § 46, п. 2.]

9. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение, перед ней ставится тире (возможно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа — дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души — вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально — это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода — это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать — это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались — эта мысль ошеломила обоих (Гран.) [20] .

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и тире: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, — это неоспоримо (М. Г.). [См. § 46, п. 1.]

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, — от него, собственно, и начался город (Ф.).

[20] См.: Иванчикова Е. А: О развитии синтаксиса русского языка в советскую эпоху // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

Источник

Читайте также:  Хлебная радость 2 муринский
Оцените статью