Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.
Ø узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
Ø воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
Ø припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
Ø реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
Ø эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.
Источник
Узнавание— появление чувства «знакомости» при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов — стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).
Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.
Реминисценция— как бы непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого прошлого материала.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:
1) объект запоминания, то, что запоминается: предметы и явления, мысли, движения, чувства. В соответствии с этим, различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;
2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;
3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.
Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно — логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения, мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять те или иные действия, как в первый раз.
В зависимости от целей деятельности, память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Кратковременная память — запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия.
Долговременная память — длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения и логического усвоения.
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально — ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
Воспринимаемые человеком события, предметы, явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации, это процесс активный, творческий процесс.
В практической жизни, в научной сфере, в обучении, человек, умственные приобретения которого быстро закрепляется, всегда прогрессирует, в то же время, другие люди, тратят много времени на переучивание того, чему они когда-то научились и не продвигаются вперед.
Источник
Этот процесс связан с объединением по определенным признакам непосредственно воспринимаемого с воспринятым ранее.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубины понимания.
Запоминание избирательно. Как правило у нормальных здоровых людей имеет место запоминание того, что нужно, того, что интересно и того,что связано с сильными яркими эмоциями. Память на яркие негативные эмоциональные события может быть блокирована в результате действия механизмов психической защиты.
Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.
Запоминание — это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте.
Произвольное запоминание, как правило, всегда имеет целенаправленный характер и специальные приемы позволяют улучшить его эффективность. (мнемотехнические приемы).
Запоминание зависит от многих факторов:
психологическая установка на запоминание
целостный контекст происходящих событий
Зейгарник Блюма Вульфовна — основоположник отечественной патопсихологии.
Эффект Зейгарник.
У здоровых людей незавершенные действия помнятся лучше, чем завершенные.
Хранение(процесс удержания и накопления памяти в течении длительного времени)
При хранении информации в течении длительного времени происходит ее переструктурирование и организация. Прочнее всего в памяти хранится давняя информация. Прочно хранится та информация, которая регулярно используется.
Воспроизведение (репродукция). (извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала)
Может осуществляться двумя путями:
припоминанием (сознательное воспроизведение требующее волевых усилий)
Узнавание(специфический процесс памяти,который проявляется при повторном восприятии объекта или при вспоминании).
Забывание (процесс памяти, при котором избирательно с течением времени из памяти исключаются определенные части или фрагменты информации)
У нормальных психически здоровых людей конкретные детали забываются скорее, при этом дольше помнятся общие черты или какие-то общие положения и выводы.
Виды памяти:
по характеру психической активности:
двигательная (возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Это основа для формирования практических и трудовых навыков. Развита у спортсменов, танцоров и музыкантов)
эмоциональная (память на эмоции и чувства основана на ярких переживаниях. Наиболее сильно развита у представителей творческих профессий и у эмоционально чувствительных и впечатлительных людей)
образная (память на определенные образные представления. (картина природы, звуки, запахи, вкусы). Бывает зрительной, слуховой, осязательной. Развита у представителей творческих профессий)
словесно-логическая (тесно связана с мышлением, ее содержанием являются мысли)
по характеру цели деятельности:
произвольная (носит целенаправленный характер. Наиболее часто является компонентом необходимой учебной деятельности)
непроизвольная (осуществляется без усилий-автоматически. Непроизвольная память чаще всего работает в тех случаях, когда есть интерес )
по продолжительности сохранения материала:
мгновенная (сохранение информации на уровне рецепторов. Возможна благодаря инерционности органов чувств. Следы в сенсорной памяти хранятся до 1 секунды. Особенность — модальная специфичность)
кратковременная (связана с актуальным сознанием. В нее попадает только та информация, которая отвечает актуальным требованиям. Время кратковременной памяти разные исследователи описывают по разному (примерно до 20 секунд). Объем примерно 7 единиц +-2)
оперативная (рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока. Срок хранение информации определяется задачей.
Оперативная память ориентирована на решение конкретной задачи)
Оперативная память предполагает преобразование информации в соответствии с поставленной задачей)
буферная (обеспечивает хранение информации в течении нескольких часов. Является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную)
долговременная (обеспечивает длительное хранение информации)
наследственная (хранит информацию в закодированном виде в ДНК,передается по наследству )
прижизненно сформированная (основывается на опыте)
в зависимости от характера запоминания:
Одно из условий механического запоминания — многократное повторение.
Характеристики памяти:
объем (количество единиц информации)
быстрота воспроизведения (способность использовать в практической деятельности имеющуюся информацию)
длительность хранения информации
готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию (зависит от психологической установки и эмоционального состояния)
Внимание
Внимание -это психический и физиологический процесс, а так же состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.
Источник