Гештальт терапия. Чувство завершенности
Психология. Гештальт терапия. Чувство завершенности
В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности.В вероятно данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на вероятно наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник.
В определенно гештальт терапии понятие завершение означает, что люди может быть всегда стремятся (источник не известен) завершить незавершенный гештальт. Ф. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности ( Реrls,1951). В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности. Как считают гештальт-терапевты, это чувство вероятно достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие определенно широкий спектр человеческих переживаний. Так, завершенность может дать чувство законченности, интегрированности, правильности спокойствия, ощущаемых на уровне тела (Korbet.al.,1989). Когда оканчиваются разные жизненные ситуациях, чувство завершенности в безусловно некотором смысле созвучно интуиции. Квалификация ситуации как завершенной зависит от внутреннего быть может знания человек (примечание переводчика) ом правильности его собственной жизни (Polster& Polster,1973). Кепнер утверждал, что завершенность неизбежно вызывает амбивалентные чувства -она может переживаться как чувства спокойствия и уверенности, смешанные в то же время в чувствами потери печали : «Всегда каждое окончание, даже окончание неприятной ситуации, включают чувства как облегчения, так и потери. Даже кульминации счастливых событий могут парадоксально сопровождаться чувством потери» (Kepner,1987,с. 197). Здесь я бы хотела подчеркнуть, что Зейгарник открыла новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности.
Еще одна идея работы Зейгарник о том, что завершение как бы происходит благодаря удовлетворению потребности, оказалась полезной для гештальт- терапии. Как показал эффект Зейгарник, потребность настоящей ситуации — квази-потребность требует активности и создает напряженно заряженную систему; завершение активности означает освобождение этой системы и удовлетворение потребности. В гештальт- терапии процесс удовлетворения организмом своих потребностей описывается, в свою очередь, как цикл образования и завершения гештальта, имеющий решительно несколько стадий (примечание переводчика) . Нормальный здоровый потребностный цикл является саморегулирующимся процессом, функционирующим без прерывания: каждая потребность возникает как фигура на фоне опыта, когда потребность удовлетворяется, завершается и гештальт, погружается в фон и затем возникает новая потребность. Человек, живущий в соответствии с этим естественным ритмом ощущает себя гибким, ясным и эффективным (Polster & Polster,1973). Но тот потребностный цикл может быть прерван, и тогда возникают незавершенные ситуации.
В гештальт-терапии быть может существуют различные определения незавершенных ситуаций, которые могут быть названы потребностно и эмоционально незавершенными. «Потребностно незавершенные ситуации» содержат неудовлетворенные потребности, возникающие в результате прерывания потребностного цикла. Развивая идею Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не конечно только внешние (источник не указан) пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути за счет паттернов когнитивного контроля и наследственных ограничений. Часто разные социальные фактор прерывают людей, когда они делают, то что хотят делать, и нарушают естественное завершение действия (Роlster & Polster,1973). Когнитивный контроль блокирует цикл формирования завершения гештальта, противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию как естественную и спонтанную деятельность, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности (Korb et al.,1989). Гештальт- терапия показывает как прерывание потребностей влияет на качество жизни личности: «Цикл потребностей не может завершиться, напряжение возникает, но не разрешается, аффект накапливается, но не может найти выхода. Непрерывность поведения блокируется неосуществленными действиями, и решительно совсем немного (источник не известен) нового может произойти при возникающем напряжении и фрустрации. Индивид становиться как бы «подвешенным» на невыраженном, и жизнь медленно погружается в отчаяние и скуку с недостатком автономии спонтанности и интимности» (Enright,1971,с.113).
Источник
Возрастные кризисы взрослой жизни
По завершении подросткового кризиса ребенок взрослеет и в его жизни наступает новый этап, когда он становится самостоятельным, принимает решения, берет ответственность за то, что делает. Однако на этом возрастные кризисы не заканчиваются, но становятся менее острыми и более редкими. Следующий сложный период происходит в возрасте 16-20 лет, формируя становление личности, открывая новые возможности и горизонты.
Перечислим периоды кризисов среднего возраста:
- 16-20 лет, юность, определение жизненного пути;
- 30 лет, начало зрелости, переосмысление целей;
- 40-45 лет, зрелость, страх одиночества, новые интересы и увлечения;
- 60-70 лет, старость, подведение итогов жизни.
В целом кризисы средних лет проходят более спокойно и гладко, но не у всех все одинаково, и для кого-то именно они могут быть тяжелее предыдущих. Кому-то удается разрешить проблемы самостоятельно, а кто-то обращается к психологу. В любом случае, главное, чтобы кризис прошел эффективно и человек приобрел новые смыслы, и правильно расставил приоритеты.
Юность: 16-20 лет
Человек считается взрослым и стремится доказать себе и не только, что он чего-то стоит. Естественно, у каждого свой путь и свои планы на будущее. У многих именно в это время начинается по-настоящему взрослая жизнь, которая подразумевает личную ответственность. Это может быть армия, учеба в университете, первая работа или даже брак.
Именно в этот период у молодых людей появляются новые возможности и надежды на реализацию планов. Мудрые родители понимают, что надо свести к минимуму влияние на решения своих детей и постепенно полностью переложить ответственность за их поступки на них самих. Теперь цели должны приобрести четкость и ясность, а юношам и девушкам необходимо определиться со средствами и формами их достижения.
К тому же это возраст, когда появляется первый опыт серьезных отношений, у одних это брак, у других романтические встречи и общение. Именно сейчас окончательно формируется гендерная модель поведения, реализуются заложенные ранее роли и стереотипы поведения мужчины или женщины.
От того, насколько успешно будет пройден кризис, зависит, по сути, практически вся жизнь человека. Таким образом, в юности должны быть сформированы следующие новообразования психики:
- внутренняя устойчивость;
- определение целей и стремление их достичь;
- четкие модели полового поведения с положительной обратной связью.
В противном случае, если этого не происходит, человек остается на прежнем уровне развития, своего рода подростком, который физически повзрослел, но не может определиться с тем, чего он хочет, его тревожат неясность целей и неопределенность ожиданий. Это чревато тем, что человек может так и остаться на этом уровне, и всю жизнь находиться в «подвешенном состоянии», вечном поиске себя и действует под влиянием других людей или обстоятельств.
Распространенным запросом, с которым обращаются юноши и девушки 16-20 лет, на прием к психологу являются сомнения в правильности выбранного пути. Очень часто случается, что после окончания школы выпускники психологически не готовы для определения дальнейшего пути. Вуз или колледж, факультет или профессия порой выбираются за компанию, под давлением авторитетных взрослых или просто потому, что на специальность легче поступить. А потом начинаются бесконечные сомнения, страх, что родители не поймут ухода из университета, ужас и тревога перед необходимостью решить, как же жить дальше.
Также бывают случаи обращения за помощью студентов, которые, привыкнув за 11 лет к стабильному кругу школьного общения, испытывали значительные сложности в построении новых отношений. И здесь речь опять идет о выборе, о возможности решить, с кем дружить, а с кем – нет, к кому стоит подойти за дружеским советом, а от кого – держаться подальше… Очень часто усложняет ситуацию, не удачно пройденный подростковый кризис.
Любовь и первые разочарования, отношения с противоположным полом или их отсутствие тоже часто мучают молодых людей. Наши психологи помогают решать любую важную проблему юношеского возраста, что дает клиентам возможность успешно пройти через кризис.
Начало зрелости: 30 лет
В этом возрасте человек уже успокаивается, получив максимум эмоций от бурного периода молодости, начинает смотреть на жизнь более трезво, на первый план выходят покой и стабильность. Одни начинают заниматься карьерой, другие строят семьи, третьи снова ищут интересное для себя занятие, которому готовы посвятить жизнь.
К тому же для многих 30 лет – это возраст, когда человек задумывается о том, что он может передать своим детям и последующим поколениям, так сказать, оставить после себя. Именно по этой причине кто-то начинает заниматься творчеством или бизнесом, посвящает максимум времени освоению новых знаний, работе над «делом жизни».
Результатом успешного прохождения кризиса 30 лет должна стать целеустремленность и продуктивность. Так, должен закончиться очередной переломный этап становления. Иначе происходит обратный процесс – регресс во всех смыслах, обеднение личной жизни, невозможность двигаться вперед.
Самые частые вопросы, с которыми обращаются наши клиенты в период кризиса среднего возраста – отношения и карьера. Люди, между 28 и 35 годами нередко приходят на профориентацию, причем многие из них с уверенностью, что они уникальны в своих метаниях. «Наверное, я один у вас такой, который в 30 лет не знает, куда ему податься и что делать», — с такой фразой перешагнул порог кабинета психолога Игорь, менеджер среднего звена, который не хотел больше заниматься нелюбимым делом.
Брак и рождение детей, точнее – их отсутствие, часто волнуют женщин. В этот период уже гораздо больше ценятся стабильность и покой семейного очага, а не яркость бесконечных романов. Когда есть желание завести семью, а очередные отношения закончились крахом, это становится толчком к тому, чтобы задать вопросы: «Что со мной не так? Почему союзы с разными партнерами заканчиваются одинаково?» Порой только совместная работа с психологом может дать ответы и изменить ситуацию.
В таком путешествии по собственной личности психолог будет надежным проводником и помощником. Бывает и так, что кризис среднего возраста обостряет проблемы, которые зародились ранее в не пройденные кризисы юношества и подросткового периода. Тогда уже перед взрослым мужчиной или женщиной особенно остро встают вопросы самоопределения.
Зрелость: 40-45 лет
Человек утрачивает молодость и силы, появляются седые волосы и морщины, проблемы со здоровьем. Впереди ждет старость и смерть, зачастую именно так видится будущее в этом возрасте. Человек начинает борьбу с тем, чего боится. Это время любовных приключений и первых прыжков с парашютом, погружения в работу или религию. Каждый ищет свое спасение и находит его в совершенно разных вещах.
В связи с этим у многих рушатся семьи, возникает непонимание. Оно обостряется тем, что в этот период дети, если живут с родителями, уже не так сильно нуждаются в них и постепенно отдаляются. Кризис становится пусковым механизмом для переоценки отношений в паре, что может привести к необдуманному разводу. Семейный психолог поможет супругам разобраться с обидами, научиться быть вместе, учитывая интересы друг друга.
Часто в кризис зрелости возникает страх прожить остаток лет впустую, На консультациях с психологом такие люди поднимают не только вопросы отношений и самореализации, но и более глобальные: смысл жизни, отношение к смерти, ощущение одиночества и пустоты.
На развитие событий в этот период влияет то, насколько человек самореализован, уверен в себе, чего достиг, какие ценности поставил в приоритет и какие планы на будущее еще собирается осуществить. Также тут особенно важной становится эмоциональная гибкость, понимание того, что происходит переход на другой уровень жизни.
Однако пережив кризис 40 лет, и найдя новые смыслы и ценности, человек может еще многого достигнуть, реализовать творческий потенциал, обзавестись новыми связями для делового и личного общения. При ином исходе, он действительно обречен на одиночество и непонимание.
Старость: 60-70 лет
В таком солидном возрасте люди чаще всего выходят на пенсию, и такая жизненная перемена приводит к тому, что перед ними встает вопрос, что делать, чем же теперь заняться. Человек понимает, что он больше не находится в круговороте событий: дети давно выросли, у кого-то и внуки тоже, здоровье уже не то, некоторые друзья, возможно, уже умерли. В такой ситуации человек теряет смысл и надежду на насыщенную полную жизнь, что может привести к отчаянию и депрессии.
Поэтому для людей пожилого возраста особенное значение имеет общение с близкими и знакомыми, моральная поддержка. Им необходимо внимание и забота детей и внуков или близких, с которыми общаются. Важно ощущение значимости и нужности.
К тому же 60 лет – время подведения итогов, когда человек оглядывается на прошлое и видит, что он успел сделать, что получилось, а что так и не удалось. Тут и встает вопрос: «доволен ли я прожитым и достигнутым?» При положительном ответе будет чувство осуществления планов, завершенности жизненного пути, как итог – удовлетворенность и целостность личности, которая подразумевает размеренную и спокойную старость.
При отрицательном ответе на вопрос о том, доволен ли человек прожитой жизнью, возникнет ощущение незавершенности и невозможности уже что-то сделать. Это приведет к отчаянию и депрессивным состояниям. Кризису 60 лет зачастую не уделяют внимания, а ведь именно он провоцирует людей этого возраста на суицид и попытки суицида.
Если вы сами являетесь представителем этой возрастной группы, при возникновении ощущения одиночества и бессмысленности, обращайтесь к профессиональному психологу, который поможет иначе взглянуть на прожитую жизнь, найти новые смыслы, приобрести новые интересы и понять, что жизнь насыщена прекрасными моментами и событиями.
Будьте внимательны к пожилым родителям и знакомым людям, проявляйте заботу и понимание! У вас займет не так уж много времени на звонок по телефону или визит раз в неделю, а для них это итог жизни и признание заслуг!
В целом каждый кризис переживается по-своему, и у разных людей проходит в различной форме, у одних – относительно гладко, у других – бурно и тяжело, значительно могут меняться и возрастные рамки. Но эти закономерные процессы развития позволяют адаптироваться к окружающему миру, создать гармоничные отношения и найти себя на новом этапе жизни, наполнить жизнь радостью и целями.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник