Чувство защиты у детей

Статья на тему:»Как развить у ребенка чувство защищённости»
статья по теме

Чувство защищенности – неотъемлемая потребность ребенка, необходимая для его полноценного развития. Когда малыш чувствует себя в безопасности, он приобретает уверенность в своих силах, уходят страх и волнение. Дети, чувствующие безопасную среду, умеют отвечать за собственные поступки и нести ответственность. Как же развить у ребенка чувство защищенности?

Скачать:

Вложение Размер
kak_razvit_u_rebenka_chuvstvo_zashchishchennosti_0.docx 20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить у ребенка чувство защищенности?

Чувство защищенности – неотъемлемая потребность ребенка, необходимая для его полноценного развития. Когда малыш чувствует себя в безопасности, он приобретает уверенность в своих силах, уходят страх и волнение. Дети, чувствующие безопасную среду, умеют отвечать за собственные поступки и нести ответственность. Как же развить у ребенка чувство защищенности?

Атмосфера в доме

Основы для чувства защищенности ребенка закладываются в семье. Ребенок должен чувствовать себя дома комфортно, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Пусть у вас всегда царит дружеская атмосфера, где каждый из взрослых готов выслушать и понять ребенка в любую минуту. Малыш должен чувствовать себя любимым, нужным, когда ему доверяют и уважают его мнение. Ведь полноценно развиваться и учиться ребенок сможет в семье, лишенной стрессов и неприятных волнений. Еще один важный момент: чувство безопасности приходит тогда, когда кроха знает, чего ожидать от родителей, может предвидеть различные события и ситуации. Развивая доверие в семье, ваш карапуз научится доверять окружающим.

Если вы что-то обещаете ребенку, всегда старайтесь выполнить обещанное. Когда взрослый сдерживает свое слово, он как бы дает понять малышу, что окружающий мир стабилен и прочен, его не нужно бояться. Доверяя маме с папой, кроха усиливает доверие к другим.

Установленные правила дисциплинируют

В семье должны быть оговорены некоторые правила. Даже скорее не правила, а указания, которыми ребенок будет руководствоваться, попав в незнакомую ему ситуацию. Например, оговорив, что чужие вещи без спроса брать нельзя, только с разрешения их владельца, мы показываем тем, что с уважением относимся к собственности другого.

Наш маленький секрет

Доверяйте ребенку маленькие «секреты». Пусть он ощущает свою значимость и учится хранить тайны.

Главное – это любовь

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что, не смотря ни на что, кроха не потеряет вашу любовь, даже когда провинится. Создавая прочный фундамент любви, вы повышаете у малыша чувство защищенности, снимаете напряжение и страх наказания.

Формируйте правила в положительной форме

Формируя правила, отталкивайтесь от положительного момента. Запреты, как таковые, не имеют большого результата. Гораздо лучше обозначить границы желаемого поведения. Например, вместо запрета «не ешь конфеты» можно заменить послание на «ты можешь съесть конфету, но только после еды». Ребенок должен четко осознавать, чего от него хотят взрослые. Это будет развивать у него чувство контроля над происходящим, давая хорошее представление о собственной личности.

Четко давайте ребенку понять границы дозволенного. Для ощущения безопасности малыш должен понимать, какое поведение взрослые считают допустимым, а какое нет.

Во мнениях не расходимся

Чтобы не потерять родительский авторитет в глазах ребенка, всегда будьте единодушны во мнении со своей половинкой на счет допустимого поведения ребенка.

Распорядок дня необходим

Усилить чувство защищенности вам поможет четкая структура в выполнении домашней работы или в подготовке к школе. Если в семье четко оговорены правила, ребенку не нужно постоянно о чем-то напоминать, вызывая его раздражение. Система действий, работающая изо дня в день, будет вызывать у малыша чувство ответственности.

Правила, введенные в вашей семье, должны быть оговорены с ребенком, включая и последствия за их нарушение. Когда взаимопонимание достигается, то ребенок готов выполнять указания с большей охотой и ответственностью чем тогда, когда они даются в приказном порядке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родина, Отечество . В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти ч.

Повышение компетентности родителей в вопросах проявления эмоций и как можно развивать эмоции у детей.

Сейчас на полках магазинов можно найти всевозможные игры, игрушки и центры для развития мелкой моторики для разного возраста. Но не всем семьям они доступны и не всем детям интересны. Очень часто, осв.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р.

Консультация для родителей.

Дискуссионная площадка на тему «Как развить таланты ребенка»Предварительная работа: анкетирования родителей воспитанников по теме «Таланты наших детей », оформление выставки &l.

Эта статья рассказывает для чего и почему ребенок должен развивать свои качества в художественно-продуктивной деятельности.

Источник

Психологические защиты у детей дошкольного возраста

Петелина Наталья
Психологические защиты у детей дошкольного возраста

Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:

1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

2. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.

3. неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков).

Необходимо помнить, психологическая защита-это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя в руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.

Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты.

1. Отрицание. Это стремление быть в центре внимания, манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.

2. Вытеснен ие. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду. он может не помнить, как провел день, что ему запомнилось на занятиях). вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время. Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях. когда хотим ребенка чему-то научить.

3. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним «детским манерам» в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс-конфликте. дети до трех лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых.

4. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области (например, во взаимоотношениях со сверстниками ребенок стремиться восполнить в другой (лучше всех занимается на занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.

5.Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписывание другим детям собственных, непризнаваемых отрицательных качеств.

6. Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми, фильмами, боевыми видами спорта.

Интеллектуализация. Не свойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети превращаются в «маленьких взрослых». рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.

Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей

1. Запаситесь терпением.

2. Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении.

3. не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами.

4. Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.

5. Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями.

6. Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.

7. Признавайте собственную слабость, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным

«Психологические игры для детей старшего дошкольного возраста». Мастер-класс педагога-психолога и учителя-логопеда 1. Игра «Знаете ли вы буквы?»-развитие внимания, произвольности, самоконтроля. Психолог: «Сейчас мы посмотрим, сможете ли вы отгадать буквы,.

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста Первая младшая группа (2-3 года) До пяти лет все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный.

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста к «Всемирному Дню защиты пчёл» П/И «Пчёлки ЛЕТАЮТ» Все дети — пчёлки. Они встают в один угол комнаты, отгороженный стульями или шнуром – это улей, с проходом для пчёлок.

Консультация для родителей «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для родителей., Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. 1 г, 2г, 3 г. » Тема:Психологические особенности.

Консультация «Психологические особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста» Часто можно слышать от взрослых — Вот выростеш и тогда будешь рассказывать о своем мнении и делать всё что хочешь. Родители не задумываются,.

Методическая разработка сценария спортивного праздника, посвященного Дню защиты детей, для детей дошкольного возраста Задачи: 1. Доставить детям удовольствие от совместной двигательной активности в играх, эстафетах, аттракционах. 2. Способствовать формированию.

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родине Чувство любви к Отчизне сформируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний.

Сценарий летнего праздника для детей дошкольного возраста «1 июня — Международный день защиты детей» Сценарий летнего праздника для детей дошкольного возраста «1 июня-Международный день защиты детей». Праздник проводится на улице, на площадке.

Сценарий спортивно-развлекательной программы для детей дошкольного возраста ко Дню защиты детей Пусть для вас зажжётся в небе Лучезарная звезда. И тогда вы разглядите, Как привет вам шлёт она! 1 июня- День защиты детей. Сценарий.

Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Краснодар «Центр развития — детский сад 182 «Солнечный город» Родительское.

Источник

Психологическая защита у детей

Светлана Михель
Психологическая защита у детей

Психологическая защита у детей.

Что же такое психологическая защита? Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний с целью сохранения психического здоровья.

В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности. Иногда это происходит незаметно для самого человека, естественно, иногда требует от него серьезной работы. Такие изменения обычно осознаются. Однако бывают случаи, когда то, что происходит с человеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую информацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических механизмов. Действие таких механизмов осуществляется помимо сознания, помимо воли человека. Такие «механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили название механизмов психологической защиты.

Они были впервые описаны Зигмундом Фрейдом в своей работе «Защитные механизмы» в 1894 г. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным.

Впервые попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 1940-х годов, дочь З. Фрейда Анна Фрейд в своей монографии «Психология «Я» и защитные механизмы». Она уже, в отличие от своего отца, акцентирует роль защитных механизмов в разрешении внешних, т. е. социогенных конфликтов, а сами эти механизмы уже формируются в процессе личностного развития, научения.

Анна Фрейд разделила механизмы защиты на группы и перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, которые обеспечивают последовательное искажение образа реальной ситуации с целью ослабления травмирующего эмоционального напряжения. При этом представление о среде искажается минимально.

По мнению Анны Фрейд, организация защитного процесса – важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Ребенок является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении – на стороне окружения. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, то есть защитить себя и быть способным самостоятельно принимать решения. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на другие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для ребенка направлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.

В защитных процессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время каждый из механизмов выявленных у детей младшего школьного возраста вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса.

Рассмотрим некоторые из них.

Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо действия, события имеют место. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, не допускающий нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена и не может дойти до сознания. Отрицание может позволить человеку с опережением отгородиться от травмирующих событий.

Многие дети, например, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?». Если конец плохой, то телевизор немедленно переключается на другую программу, а книжка помещается обратно на полку. Избегаются все темы, ситуации, люди, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций. Или, например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит на ее подстилку.

Подавление. При подавлении защита проявляется в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации. Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные (движения мышц лица, поза, вегетативные (спазмы желудка, учащенное сердцебиение, потливость, покраснение и др.) и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информации.

Например, при разговоре с психологом у мальчика выявлено подавленное травмирующее переживание, связанное с тем, что ребенок не может удовлетворить очень важную для его возраста потребность – иметь собаку. Защитный барьер подавления — «о собаке лучше не говорить, ведь мама будет ругаться» — позволяет частично справиться с неприятным переживанием. Свое неверие мальчик переносит и на свое будущее – своего сына. Бессознательно идентифицируя себя с матерью, ребенок слепо копирует ее родительское поведение («не куплю собаку, т. к. не знаю магазина, не хватит денег»). Прослеживается своеобразный стереотип в решении значимой проблемы, который при отсутствии осознания означал бы для ребенка только один исход – неуспех (собаки не будет, потому что ее не может быть никогда).

Вытеснение – форма переживания, отсутствующего в сознании; крайняя форма отрицания. В отличие от подавления, вытеснение связано не с исключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. Мотив – побуждение к конкретной деятельности. Таким образом, забывается не само событие, действие, переживание, ситуация, а только его причина. Забыв истинный мотив, человек заменяет его на ложный, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом.

Для детей типичным является вытеснение страха смерти. В этом случае сохраняется осознание того, что он боится, что страх – есть. В то же время настоящая причина страха маскируется. Например, вместо страха смерти появляется страх «медведя» или «волка», которые могут «напасть и голову откусить».

Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично. При неполном вытеснении остается невытесненным, сохраненным, отношение человека к истинному мотиву как причине переживания. Это отношение существует в сознании в замаскированном виде как чувство немотивированной тревоги, сопровождающейся иногда соматическими явлениями. Например, у ученика, относящегося с отвращением к урокам игры на фортепьяно, могут появиться судороги или спазмы в руках.

Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри человека, на окружающий мир. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

Обнаруживаясь в раннем детстве, проекция часто выступает как подсознательный механизм защиты и у взрослых. Например, ребенок, который ленится, систематически не учит уроки и получает двойку за двойкой, утверждает, что учительница к нему придирается, а родители не помогают готовить домашние задания.

Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства, действия, манеры поведения. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я», чтобы оно стало лучше приспособлено к социальному окружению.

Обычно идентификация проявляется в детских ролевых играх. Дети играют в дочки – матери, в детский сад, магазин, школу, в «войнушку», в трансформеров и т. д., последовательно разыгрывают роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, лечат друг друга, прячутся от врагов, защищают слабых. Являясь одним из механизмов самопознания, идентификация увеличивает способность ребенка испытывать чувства удовольствия, единства и гармонии путем сопричастности к кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят.

А. Фрейд приводит такой пример. Маленькая девочка боялась проходить через темный зал из-за привидений. Тогда она сама с помощью жестов стала изображать привидение и пришла к выводу, что если ты сам привидение можно не бояться идти.

Регрессия – это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Например, ситуация, когда в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что за это любят малыша взрослые, и пытаясь тем же способом добиться того же результата. Суть взаимодействия сводится к проблеме: каким быть, чтобы они меня любили? Опасение, что не удастся реализовать родительские ожидания, приводит к напряжению, превращаемуся в мечты о необыкновенных успехах, которых в действительности достичь невозможно, или нередко приводит к уходу ребенка в болезнь.

Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач дошкольного развития. Она рассматривается.

Психологическая готовность детей к школе «Психологическая готовность детей к школе» Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

«Психологическая готовность детей к школе». Консультация для родителей Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,.

Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИГРОВАЯ МОЗАИКА» (Психологическое сопровождениедетей по подготовке к школе) Срок реализации.

Консультация для педагогов «Психологическая особенность детей первой младшей группы» Консультация для педагогов. «Психологическая особенность детей первой младшей группы» (2 — 3 года) Все основные психические процессы ребенка.

Отчет по самообразованию «Психологическая готовность детей к школьному обучению» Отчет по самообразованию педагога-психолога Бусаргиной Е. В. «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

Психологическая квест-игра для детей «Заколдованное сердце» «Заколдованное сердце» Подготовила педагог-психолог Лысенко С. В. Содержание игры. В разгар дня воспитатель неожиданно пропадает из группы.

Родительское собрание «Защита прав детей» Родительское собрание на тему «Защита прав детей» Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребёнка.

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школьному обучению» Родительское собрание в подготовительной группе «Росинка» на тему: «Психологическая готовность детей к школе» Цель: Сформировать представление.

Семинар-практикум «Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность» Семинар-практикум «Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность» Камалова Елена Александровна Воспитатель МАДОУ «ДС 378.

Источник

Читайте также:  Как поднимается давление при стрессе
Оцените статью