- Существует ли связь между юмором и интеллектом?
- Ранние исследования
- Исследования в 90-ых
- 2000-ые годы
- Нейронаука показывает истинное положение дел
- Юмор и человеческие гормоны
- Эндорфин
- Кортизол
- #пронауку: склонность к черному юмору говорит о высоком интеллекте
- Как чувство юмора связано с развитием интеллекта у детей
- 1. Как юмор связан с уровнем интеллекта
- 2. Как развивается чувство юмора у детей
- 3. Как тренировать юмор: упражнения и советы
Существует ли связь между юмором и интеллектом?
У каждого из нас есть друзья, обладающие тем или иным типом юмора. Кто-то остроумный и находчивый, кто-то сам по себе является объектом для шуток и провоцирует их, а есть и те, кто способен смешить целую компанию весь вечер. Мы считаем этих людей забавными и смешными, интровертами и экстравертами, человеколюбивыми и наоборот. Но что насчет ума?
Попытайтесь вспомнить в своем окружении людей с отличным чувством юмора. Считаете ли вы их интеллектуально развитыми? Или же юмор и интеллект никак не связаны? За последние десятилетия было проведено много исследований на эту тему, о которых мы вам расскажем в этой статье.
Ранние исследования
Прежде чем исследователи начали обращать внимание на связь между интеллектом и юмором, многие педагогические психологи и социологи определили так называемый эмоциональный интеллект (а также социальный). Они верили в то, что люди с хорошим чувством юмора являются экстравертами и способны комфортно себя чувствовать в любом обществе.
В 1970-ых Уильям Хаук и Джон Томас, два исследователя из Университета Бакнелла, проверили 80 школьников, чтобы определить, существует ли корреляция между интеллектом, чувством юмора и творческим мышлением. Результаты показали корреляцию .89 между интеллектом и творческим мышлением и .91 между интеллектом и юмором. В этих странных обозначениях важно одно: это очень высокая корреляция.
Исследования в 90-ых
В течение 90-ых годов наблюдался рост исследований головного мозга. Они показали, что в левом полушарии находятся центры, отвечающие за вербальное, логическое, линейное мышление, а правое полушарие отвечает за визуальные, художественные, креативные возможности, а также за способность решать проблемы.
Взяв эту информацию, биолог Майкл Джонсон провел исследование, где хотел выявить корреляцию между восприятием, моторными навыками и умением понимать и создавать юмор. Участникам этого исследования было предложено оценить «забавность» 32 шуток, а затем решить 14 задач на визуальную манипуляцию. Его результаты показали корреляцию между теми, кто хорошо разбирался в проблемах и умел понимать юмор в шутках.
Другой исследователь, Дениэл Холт, изучил соотношение юмора и одаренности у детей школьного возраста. Он пришел к выводу, что одаренные ученики имеют несколько общих характеристик, одна из которых — «продвинутое чувство юмора».
Еще одно исследование показало, что среди 185 студентов колледжей люди с высоким интеллектом могли лучше оценивать и воспроизводить юмор, создавая подписи к мультфильмам. Уже тогда ученые знали, что понимать и создавать юмор — не одно и то же. Есть люди, которые могут оценить тонкую шутку, но не способные придумать подобную.
2000-ые годы
Исследования перекочевали в следующее столетие и лишь подтвердили информацию из века прошлого. В 2010 году исследователи Университета Нью-Мексико провели исследования с участием 400 студентов, в равной степени разделенных по полу. Они были протестированы на уровень интеллект, абстрактные рассуждения и способность создавать юмор, опять же, при помощи надписей к трем карикатурам. И снова высокие оценки теста на интеллект коррелировали со способностями распознавать и создавать юмор.
Нейронаука показывает истинное положение дел
В 2009 году А. Кларк опубликовал книгу под названием «The Pattern Recognition Theory of Humor». Не вдаваясь в терминологию и научный контекст, Кларк говорит, что мы понимаем язык и, следовательно, мир, устанавливая закономерности (паттерны). Паттерны в языке позволяют нам понимать и ценить юмор более изощренными способами по мере нашего развития. Кроме того, качество этого понимания отличается у разных людей, поэтому некоторые из них более искусны в оценке юмора и его создании. Согласно Кларку, все дело в мозге.
Нейробиологи рассматривали области головного мозга, которые активируются юмором. Исследователи из Стэнфордского университета во главе с доктором Алланом Рейссом, неврологом и детским психиатром, изучают мозг детей с помощью МРТ, когда те смотрят юмористические ролики. У них, как и у взрослых, активируется мезолимбический регион мозга. Юмор также активирует височно-затылочно-теменной переход, который является той частью мозга, которая обрабатывает неожиданные ситуации и несоответствия. Это имеет смысл, потому что часто он возникает как реакция на что-то несоответствующее и малоожидаемое.
Юмор и человеческие гормоны
Рейсс также заметил, какие гормоны выделяются (высвобождаются), когда юмор понимается и ценится.
Эндорфин
Он высвобождается во время счастья, физических упражнений, прикосновений другого человека и так далее. Новые исследования показывают, что юмор также способствует этому.
Кортизол
Кортизол известен как гормон стресса. Исследователи в Университете Лома-Линды пытались узнать, снижается ли производство кортизола во время юмора и может ли юмор уменьшить ущерб нейронам, вызываемым кортизолом. Ответ: дважды «да».
Как видим, связь между чувством юмора и интеллектом существует. Но независимо от того, что скажут ученые в ближайшие годы, все мы знаем одно: мы ценим остроумного человека, что приносит нам смех.
Смейтесь, шутите, развивайте чувство юмора. Желаем вам удачи!
Источник
#пронауку: склонность к черному юмору говорит о высоком интеллекте
Психологи считают, что чувство юмора можно наследовать генетически, но в большей степени оно зависит от окружения и интеллектуального развития человека. Максимум, что может передаться по наследству, — это высокая умственная работоспособность и склонность к обучению. Добрые шутки позволяют людям избегать конфликтов, налаживать отношения, повышать экстравертные качества и самооценку. Чувство юмора помогает позитивно смотреть на происходящее, легче преодолевать проблемы и справляться со стрессом.
Чтобы быстро придумать что-то смешное, нужно обладать эрудицией, отличаться скоростью реакции и эмоциональной вовлеченностью. Осознание шуток — тоже сложный процесс восприятия вербальной и невербальной информации, который зависит от когнитивных возможностей.
Как шутки делают нас умнее
Доказана и обратная связь юмора и интеллекта. Шутники сами часто смеются, а смех запускает выработку гормонов удовольствия: нейробиологи убеждены, что нейромедиатор допамин активизирует когнитивные функции и повышает интеллектуальные способности. Благодаря выработке гормонов удовольствия не только повышается настроение, но и задействуется больше нервных окончаний, в результате чего усиливаются креативные возможности и улучшается память. Исследования подтверждают, что чем больше сотрудники веселятся, тем меньше у них шансов прийти к эмоциональному выгоранию. Юмор — мощный инструмент, который многие успешные лидеры используют для сплочения коллектива, при этом веселые люди тоже часто становятся хорошими руководителями, потому что умеют держать внимание аудитории и создавать приятную атмосферу.
Чем черный юмор отличается от обычного
Словари описывают черный юмор как циничные шутки, насмешки над психологически сложными явлениями, такими как болезни, уродство, насилие. Большинство людей старается не говорить на мрачные темы и считают неприемлемым шутить об этом. Термин «черный юмор» ( фр. humour noir) ввели адепты сюрреализма, распространение он получил благодаря писателю и поэту Андре Бретону, который собрал «Антологию черного юмора». Исследования подтверждают связь между юмором и интеллектом, но большинство из них основаны на позитивных шутках, в то время как черный юмор остается противоречивым явлением, которое многих отталкивает и ассоциируется с недостатком ума.
Почему любовь к агрессии говорит о ее отсутствии
Ульрике Виллингер, профессор венского Австрийского медицинского университета, провел исследование, в котором участвовали 156 совершеннолетних: 80 мужчин и 76 женщин. Все они смотрели мультфильмы с жестокими сценами, а после прошли тесты на IQ, вербальный и невербальный интеллект, агрессивность и нарушение настроения. Кластерный анализ вывел три группы зрителей: в первой люди умеренно воспринимали черный юмор, они же отличались средними показателями склонности к агрессии, невысоким интеллектом и эмоциональной устойчивостью. Участники из второй группы негативно отнеслись к злым шуткам, при этом были склонны к нестабильности настроения и высокой агрессивности. Представители третьей группы с удовольствием посмеялись над жестокими сценами и получили наивысшие оценки в тестах на интеллект и самые низкие — по шкале склонности к агрессивному поведению. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cognitive Processing: пол и возраст не повлиял на результаты эксперимента — главными стали небольшие различия в уровне образования. Ульрике Виллингер уточнил, что эмоциональная нестабильность и высокая агрессивность приводят к снижению уровня удовольствия от черного юмора, в то время как недостаток интеллекта заставляет людей воспринимать такие шутки слишком поверхностно, поэтому они им не нравятся.
Как черный юмор отталкивает людей
Несмотря на очевидную связь черного юмора и интеллекта, психологи указывают на проблемы любителей злобно пошутить, которые возникают в общении. Сарказм и насмешки часто отталкивают людей, портят им настроение и вызывают ответную агрессию. 1500 человек в возрасте 18–98 лет приняли участие в интернет-опросе на тему шуток, которые могут разрушить отношения. Черный юмор занял шестое место в рейтинге после физиологических тем, злой самоиронии и сюрреалистических острот. «Юмор всегда был важен в вопросах совместимости, поэтому мы вдохновились таким обширным исследованием», — говорит Грант Лэнгстон, генеральный директор компании eHarmony, которая создала опросник. Он также отметил, что вывод никого не удивил: по результатам тестов, у пары гораздо больше шансов на счастливые долгосрочные отношения, если партнеры любят шутки на одни и те же темы, а уж безобидные это анекдоты, сарказм или черный юмор, значения не имеет.
Источник
Как чувство юмора связано с развитием интеллекта у детей
«Не валяй дурака!» – говорим мы детям, желая добиться от них послушания. «Чего кривляешься? Ещё таким и останешься» – предостерегаем, но от чего?! Взрослые оправдывают такие фразы заботой и важностью дисциплины. Но веселиться и шутить – естественная потребность каждого развивающегося ребёнка.
Это такая же игра, в которой раскрываются все стороны личности малыша. Кроме того, уже давно научно доказано, что умение шутить и понимать шутки – это показатель высокого IQ. Поэтому взрослым стоит всячески способствовать развитию чувства юмора у детей, не забывая притом о своём собственном.
1. Как юмор связан с уровнем интеллекта
Юмор – это уникальное свойство мышления, сложившееся в ходе эволюции. Сегодня его активно изучают и как отдельное явление, и как инструмент, влияющий на все сферы жизни человека, в том числе и на интеллектуальную деятельность. В мозгу человека юмор активирует ту зону, которая обрабатывает различные неожиданные ситуации и противоречивые явления. А поиск несоответствий, нахождение смысла там, где его нет, а также умение оценивать ситуацию с разных ракурсов – это атрибуты креативного мышления.
Впервые исследователи обратили внимание на связь чувства юмора и креативности ещё полвека назад. Проведя в 1972 году среди 80 школьников ассоциативный тест и тест Торренса на креативность, учёные получили наивысший балл именно от тех детей, которые прежде часто шутили в классе. Затем в 90-х было проведено исследование, где участники сначала оценивали шутки на забавность, а затем решали визуальные задачки. Результаты обоих заданий показали прямую взаимосвязь между логическим мышлением и умением понимать юмор. Причём за логику отвечает левое полушарие мозга, а за креативность – правое, гармоничная работа которых свидетельствует о высоком уровне интеллекта. И другие новые эксперименты только подтверждают эту корреляцию.
2. Как развивается чувство юмора у детей
Задатки чувства юмора в маленьком человеке появляются уже на первом-втором месяце жизни – вместе с первой улыбкой на лице младенца. К 4-му месяцу к улыбке добавляется смех. Так маленькие дети реагируют на взаимодействие с родителями, из-за которого испытывают радость и комфорт. К 9 месяцам ребёнок отличает обычное поведение близких от необычного и осознает, что гримасничая и мило бормоча, у него пытаются вызвать эмоцию. С этого момента уже можно констатировать первые признаки появления чувства юмора.
В дальнейшем дети начинают подражать взрослым и предпринимают первые попытки смешить родителей. Поэтому не удивляйтесь, если однажды пролив суп и получив в ответ вашу улыбку или смех, ребёнок попытается повторить свой эксперимент. Но и ругать за это не стоит: так вы только вселите ему мысль, что юмор – это опасно.
Чем больше дошкольники узнают окружающий мир, тем проще им выявлять несоответствия и замечать нелогичные ситуации, а значит, тем очевиднее для них становятся шутки и смешнее – курьёзные случаи. В этот же период, смеясь над тем, чего боятся или не понимают, дети учатся снижать уровень тревоги. Поэтому развитие эмоциональной сферы и социальных навыков ребёнка – одна из важнейших задач для родителей дошкольника.
И уже в 7-10 лет дети начинают использовать словесный юмор. Из-за активного расширения словарного запаса им очень нравятся каламбуры. А дразнясь и обзываясь, дети привлекают к себе внимание и изучают новые юмористические приемы – особенно интересны им те, которые вызывают смех других. Далее же чувство юмора развивается параллельно росту умственной деятельности ребёнка и его личным изменениям. Чем больше доброго и качественного юмора будет окружать подростка, тем тоньше и изысканнее будут и его собственные шутки.
3. Как тренировать юмор: упражнения и советы
Первым и самым важным шагом для любого обучения должно стать создание особенной развивающей среды для ребёнка. И юмористические шоу, мультики по телевизору, а также смешные картинки из интернета сюда не относятся: чтобы научиться юмору, нужно учиться всему сразу.
1) Шутите и играйте с ребёнком. Как и во многих других сферах воспитания, личный пример родителей – лучшая мотивация и двигатель прогресса. Если вы хорошо шутите, дети будут стремиться вам подражать, перенимая манеры и юмористические приёмы.
2) Всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком и подмечайте забавные моменты в окружающей действительности. Чаще рассказывайте детям смешные истории из вашей жизни, придумывайте или разыгрывайте комические ситуации и загадывайте друг другу шутливые загадки.
3) Поощряйте попытки, когда ваш ребёнок пытается развеселить вас или окружающих. Однако, вовремя объясняйте, над чем можно шутить, а что, хоть и кажется смешным, таковым не является. Юмор должен быть добрым и не имеет права никого намеренно обижать.
Играйте в словесные и настольные игры. Такие активности отлично развивают ассоциативное мышление и воображение, тренируют реакцию и логику и учат последовательности.
Для детей юмор важен по многим причинам: от улучшения памяти и формирования уникальных нейронных связей в мозгу до поддержания хорошего настроения и снятия тревоги. В форме шуток или анекдотов дети лучше понимают и усваивают сложную информацию. Также с помощью юмора дети налаживают между собой общение, ведь даже маленькая улыбка на лице другого – уже признак принятия или доверия. Да и что говорить: люди с чувством юмора всегда вызывают больший интерес, кажутся более компетентными и уверенными в себе. Из них получаются хорошие руководители и успешные специалисты. А с высоким интеллектом в придачу перед такими людьми и вовсе открыты все двери!
Источник