Чувство юмора у дошкольников это

Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?

Наталья Попова
Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?

Нужно ли развивать у дошколят чувство юмора?

Не удивляйтесь, коллеги, снимку с новогодних праздников, нет, Новый год пока далеко за горами, за долами! А вот клоун — это всегда актуально и весело! Потому что одно его появление перед детворой вызывает если не смех, то улыбку! Вот и сегодня, в преддверии дня смеха, или дня дурака, как называют этот день в отдельных странах Европы, предлагаю поговорить о чувстве юмора и его значении для развития детей.

Не так давно, в октябре прошлого года наша коллега Алла Порфирьева, уже писала о чувстве юмора в дошкольном возрасте, но ведь повторение – мать учения, не правда ли? И поэтому предлагаю ещё раз вернуться к этой теме. Тем более, что это чувство не воспитывается, а развивается.

Бытует мнение, что чувство юмора – врождённый дар. Возможно, это и так, но то, что его развить можно и нужно, отрицать тоже не следует. И, безусловно, это процесс длительный, целенаправленный и систематический. Чувство юмора помогает во многом, в частности, в коррекции эмоциональной сферы ребёнка. Дети (да и взрослые) с хорошо развитым чувством юмора, чувствуют себя счастливее своих сверстников, они настроены более оптимистично. Они проще справляются с различными неблагоприятными ситуациями. Но тут очень важно не переборщить. Неуместен смех (даже самый благожелательный) в ситуации, где объект может испытать физическое неудобство, стыд или боль. Но посмеяться над тем, какой ты сам неловкий, к примеру, вполне допустимо и даже полезно! И уж конечно, очень важно создать вокруг ребёнка среду, богатую юмором и забавностями. Юмор – это самый важный витамин роста. А самоирония – это его двоюродная сестра, и эта способность тоже обязательно должна развиваться, но об этом, возможно, в другой раз.

Учёные не могут определить, к каким конкретным чувствам относится юмор, понятно всем только одно – формировать его крайне трудно.

Нельзя забывать и о том, что с чувством юмора тесно связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. В. Сухомлинский говорил о том, что «Смех – один из каналов познания». Весёлые люди оказываются на поверку не только умными, но и очень приятными в общении. Исследования чётко показывают, что у тех, кто обладает чувством юмора и вербальный, и невербальный интеллект намного выше.

Чувство юмора является и важным показателем психического состояния ребёнка. Показателем умственного и творческого развития. Оно развивает у детей гибкость ума и быстроту сообразительности, что способствует развитию способности юмористического восприятия, а также улучшает краткосрочную память.

Люди с чувством юмора оказываются более влиятельными, потому что кажутся уверенней и компетентней многих других.

Художественная литература, речевые игры, забавные головоломки и другие задания очень помогают формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство юмора. Именно возраст в 5-7- лет ученые считают самым «весёлым», когда по результатам исследований ребёнок смеётся в день до 300-400 раз! В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки, рассказы, пытаются и сами придумывать весёлые ситуации. Но не следует забывать о том, что юмор должен быть источником добрых чувств и не служить примирению со злом.

Читайте также:  Как себя чувствует парень при возбуждении

Знакомясь с различными образцами детской литературы, дети научаются понимать и оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать весёлое звучание текста. Очень яркими примерами могут служить произведения К. Чуковского, английский фольклор, лимерики, о которых я писала в публикации от 4 ноября 2017 года.

Загляните, если хотите освежить память вот сюда.

Стараясь развивать у детей чувство юмора, мы используем, прежде всего, художественную литературу, но не забываем и о средствах изобразительного искусства, малых и средних формах фольклора, театральных постановках и многих других приёмах. Я же хочу предложить вам одну игровую ситуацию, которая тоже и повеселит детей, и поможет подметить им комичность, даже небывальщину сюжета, а также будет развивать речь, знакомя со словообразованием.

Я вижу эту игровую ситуацию таким образом:

— в группе появляется какой-либо (по вашему выбору) литературный или народный персонаж и сообщает, что заглянул в гости, потому что увидел на своём приборе (что-то вроде градусника, что настроение ваших воспитанников что-то резко стало снижаться, падать. Он этого не может просто так оставить и предлагает развлечься. Дети, конечно же, соглашаются. А если и будут те, что не поддержат идею, пусть посидят в стороне, не участвуют, они позже сами включится в процесс в его ходе обязательно! Все рассаживаются вокруг гостя, и он читает им стихотворение. По результатам прочтения, его можно повторить ещё раз, предложив детям задание назвать, что за небылицы встречаются в нём. Пусть сосчитают и попробуют их перечислить. Когда все небылицы данного сюжета будут разобраны, можно предложить детям нарисовать их, а потом всем вместе рассмотреть! Хорошим помощником в данной ситуации будет мешочек со смехом, что можно купить в отделах «Всё по …» или на рынке. Смеётся он очень заразительно и будет стимулировать ситуацию. Но это – по необходимости! А вечером, когда дети будут расходиться домой, можно дать задание придумать с родителями собственные небылицы и устроить вечер небывальщины по детскому творчеству! Думаю, это будет интересно.

Источник

Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста

Алла Порфирьева
Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста

А. В. Порфирьева, М. В. Степанова

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрвается необходимость воспитания чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста,описаны особенности восприятия такого чувства. Предлагаются средства воспитания чувства юмора у детей 5-6 лет.

Ключевые слова:шутка,чувство юмора,чувство комического,дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности, в том числе и чувства юмора.

Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности. Юмор — добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве — изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает.

Читайте также:  Как поднять настроение другу если его бросила девушка

Чувство юмора не бывает врожденным, оно воспитывается у ребенка в семье. Когда родители играют и шутят со своим ребенком, восхищаются глупостью и смехом, они помогают ему развивать игривое и юмористическое отношение к жизни.

Один из лучших способов развить чувство юмора у ребенка – шутить, смеяться и улыбаться вместе. Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими, имеют более высокое чувство собственного достоинства, и могут обращаться с различиями (их собственное и других) хорошо. Детям, которые могут ценить и разделить юмор, более способны обращаться с бедственными ситуациями детства — от переезда в другой город до поддразнивания хулиганами на детской площадке.

Человек с юмором — это, как правило, добрый человек, такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.

Формировать юмор с детства — это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».

Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии.

Младшие и средние дошкольники видят комизм во внешности, одежде, жестах персонажа, в несоответствии ситуации при восприятии весёлых рассказов, смешных картинок. Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях. Смех у них вызывают нравственные недостатки, пороки (трусость, жадность, лень, хвастовство, нелогичность действий и поступков взрослых, одушевление знакомых предметов.

Одно из средств воспитания чувства юмора — художественная литература. Весёлая стихотворная книжка – средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова. Читая юмористические произведения, ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни

. Формировать у ребёнка чувство юмора — это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия.

Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок замечает комические неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (людоед вежлив и питается травой, тонкие несоответствия, часто смеётся над соединением несоединимых явлений, предметов, признаков шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте дети с удовольствие слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, пытаются сами создавать комичные ситуации. Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания.

Для дошкольников юмористические произведения – это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех. Если произведение адресовано ребенку,у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта,то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.

Читайте также:  Лекция для поднятия настроения

Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.

На наш взгляд, процесс формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возрастабудет наиболеетэффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

-прослежена динамика развития восприятия детьми комического;

-развиты мотивационно-смысловая, когнитивная и регуляторно-динамическая компоненты чувства юмора;

-использованы разнообразные произведения юмористического словотворчества.

1. Арзамасцева,И. Н., Николаева С. А. Детская литература. — Изд. Центр «Академия»,1997.

2. Бегак Б. Дети смеются. — М., 1971.

3. Савенков, А. И. Обучение и коррекция развития дошкольников в юмористической направленности А. И. Савенков,В. Б. Коминская, Н. Б. Халезова. -М. :Наука, 2018.-202 с.

4 .Теплова. Т. П. Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Теплова. — М. :Наука, 2016.-5о2 с.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Статья «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность». Хрищатая Н. А., воспитатель.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей 5-6 лет, предназначен для развития.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.

Отчет по плану самообразования «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гейгер Н. А., воспитатель Султанова Е. В., воспитатель МБДОУ детский сад.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста Термин «толерантность» от латинского слова – терпение, трактуется как способность организма переносить неблагоприятное того или иного фактора.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Источник

Оцените статью