Смех и юмор в работе педагога
Современное образование нуждается в педагоге, обладающем высокими интеллектуальными и коммуникативными качествами, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Поиск новых путей повышения эффективности образования стимулирует и поиск педагогических технологий, позволяющих использовать личностный потенциал учителя, применению которого ранее не отводилось достаточно внимания.
Педагогическую ценность представляет такое свойство человеческой природы, как юмор, остроумие и смех. Чувство юмора специалисты ставят в один ряд с другими необходимыми эмоциональными особенностями, составляющими профессиональную компетенцию педагога. Однако возможности смеха в педагогической практике изучены еще не в полной мере.
Прежде всего отметим, что в основе смеха лежит осознание участниками педагогической коммуникации различных несоответствий, между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным, между целями и средствами, формой и содержанием и т. д., создающих комический эффект и способствующих формированию доброжелательных взаимоотношений.
В этой связи имеет смысл говорить о двух непременных условиях возникновения смеха. Одним из условий, влекущим за собой смех, является критика и обесценивание соответствующих норм и условностей. Во-вторых, это чувство радости, которое переполняет смеющихся.
Спектр эмоций, доставляющих человеку удовлетворение, многообразен — превосходство, радость жизни, веселье, удовольствие, безопасность, благополучие, игра и т. д. Несмотря на то, что такого рода разделение весьма условно, именно эти два аспекта — критический и защитно-развлекательный — нас интересуют в первую очередь, когда речь идет о педагогическом аспекте смеха.
Критический аспект смеха состоит в том, что он помогает обнажать всякого рода заблуждения, ошибки, иллюзии и догматизм в индивидуальной и общественной жизни. Смеющемуся не грозит догматизм, поскольку смех всегда утверждает относительную истину и разрушает абсолюты. Провозглашенная абсолютная истина всегда догматична и серьезна. Смех указывает на недостижимость и ложность всего абсолютизированного, окончательного, статичного.
Смеху также чужд и крайний релятивизм — смяться абсолютно над всем глупо и аморально. Критика старых, отживших теорий посредством смеха демонстрирует относительность познания. Смех — это критика во имя высоких нравственных, научных, социально значимых идеалов. С этой точки зрения смех не только разрушает, но и утверждает, точнее, разрушает во имя утверждения.
Другую важную роль в педагогическом процессе играет защитно-развлекательный аспект юмора и смеха. Смех несёт в себе защитную функцию повышения жизненных сил организма, сопротивляемости к экстремальным условиям. Классическим примером являются шутки студентов перед очередным экзаменом. Юмор и шутки в этот момент не лучшие образцы остроумия. В большинстве своем это типичные примеры черного юмора. Но функция смеха этих острот недвусмысленно защитная — скрыть истинное душевное состояния студента перед проверкой. Смех и самоирония — это реакция, упреждающая возможный провал и переключение с трагического восприятия реальности на ироническое, менее болезненное.
Смех не только защищает, но и развлекает. Научный стиль и серьезность современной педагогической практики сегодня не всеми принимается однозначно. Многие педагоги остро ощущают потребность в снижении стиля и выстраивании нормального человеческого разговора. Найти общий язык с аудиторией, а не вещать, не подлежащие сомнению истины, задача не простая, особенно для педагогов старшего поколения.
Серьезный и авторитарный стиль педагогического общения многих преподавателей объясняется не их личной косностью, а скорее той парадигмой образования, которая и формировала идеальный образ педагога. Хотя, в действительности, ситуация педагогического взаимодействия, будучи достаточно сильно ритуализированной и предполагающей строгое распределение статусов и ролей, ассоциируемых с определенным поведением, представляет собой продуктивную основу для создания разного рода несоответствий, влекущих за собой смех. Шутящий и смеющийся педагог уже сам по себе представляет несоответствие сложившемуся представлению о педагоге с традиционными характеристиками — «серьезный», «уважаемый», «важный».
Несмотря на это, для многих педагогов смеяться и шутить во время занятия — недопустимая вольность. Несерьезное поведение якобы наносит ущерб авторитету педагога, и шутить можно позволить только после занятия. Хотя любой ученик или студент предпочитает видеть перед собой улыбчивого, умеющего посмеяться и пошутить педагога. И это не просто эстетическая блажь. Это некоторая объективная закономерность обеспечивающая успех педагогической коммуникации.
Смех заразителен и легко приобретает характер массового явления. Благодаря эмпатии, как механизма синхронизации переживаний, смех побуждает членов коллектива бессознательно подражать друг другу. Кроме того, физическое состояние смеющегося человека характеризуется резким ослаблением мышечного тонуса, что означает его известную расслабленность. Смеющийся человек освобождается от психологического напряжения. Смех притормаживает волю, притупляет оценку ситуации с точки зрения логической аргументации. Иными словами, благодаря этим качествам, смех делает аудиторию более податливой, что во много раз облегчает работу педагогу.
Одновременно, с точки зрения восприятия, возникающие в процессе смеха эмоции, способствуют более успешному усвоению материала. Полушутливые и комические примеры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции. Вовремя сделанный эмоциональный акцент на ключевой проблеме позволяет более точно понять ее суть.
В современном педагогическом стиле многих моих коллег из Европы и Америки подобный прием довольно широко практикуется. Можно сказать, что они хорошо усвоили формальную схему применения юмора и смеха — в начале, в середине и в конце занятия. Вопрос о том, как преподаватель использует чувство юмора — творчески или по заранее заготовленному трафарету — имеет в конечном итоге немаловажное значение. Однако в любом случае подача информации с использованием юмора, с включением шуток и обыгрыванием ситуаций однозначно идет не в ущерб, а во благо учебного процесса.
Компетентность педагога определяется, помимо всего прочего, тем, как он воспринимает критику и способен ли он критически оценивать свои действия и поступки. Человек, который способен и умеет признавать свои заблуждения, является всегда более перспективным специалистом в любой области человеческой деятельности. Признавать свои ошибки — дело всегда весьма сложное. Педагогу это делать вдвойне трудно, поскольку свои ошибки зачастую приходится признавать в присутствии всей аудитории. Именно юмор и смех являются в таких ситуациях незаменимым средством спасти свое «лицо» и признать свою ошибку. Тем самым педагог одновременно демонстрирует слушателям способность к самокритике и чувство юмора.
Самокритичность, связанная с юмором, — показатель того, что преподаватель адекватно реагирует на происходящие вокруг него события и готов отказаться от необоснованных претензий на знание единственно верной истины. Способность педагога посмеяться над собой демонстрирует учащимся, что он, как и все люди, не застрахован от ошибок и попадания в нелепые ситуации.
Чувство юмора педагога в известной мере передается и учащимся. У них формируется оптимистическое мировосприятие, что не может не способствовать созданию позитивного психологического климата в аудитории. И наоборот, если шутка не вызывает никакой реакции со стороны слушателей, то это верный сигнал остракизма или, как минимум, недоброжелательных отношений.
Конечно, виной тому может быть просто неудачная шутка. Однако в таком случае благосклонно настроенная аудитория хотя бы из приличия улыбкой демонстрирует понимание ситуации. В любом случае шутку можно считать своеобразной формой «разведки боем». Любая реакция аудитории — смех, улыбка, хохот, молчание — предоставляет преподавателю информацию о мере социальной сплоченности, уровне развития, уровне подготовленности учащихся и возможности экономии языковых средств. То есть реакция на шутку позволяет преподавателю определить скрытые, неиспользованные психические ресурсы и обеспечить доступ к ним с помощью косвенных педагогических средств.
Средства создания смеха многообразны. Бесчисленны противоречия, создающие смех. Смех позволяет за «кажимостью» обнаружить подлинную суть. Использование юмора в педагогической деятельности обусловлено как личностными качествами преподавателя, так и его коммуникативными умениями. Для создания смеха учитель может использовать как оригинальные (шутка, каламбур и т. д), так и репродуктивные (анекдоты, афоризмы, притчи) формы.
В качестве методических приемов, которые могут быть использованы с целью создания комической ситуации и смеха, назовем преувеличение, преуменьшение, доведение до абсурда, двусмысленность, неожиданное умозаключение, каламбур, аллегорию, противоположность, сравнение, заострение, противоречие, несбывшееся ожидание, иронию, намек, повторение, метафору, передразнивание, использование пословиц и афоризмов, неожиданность, буквальное понимание слов, игру слов, парадокс, смешение.
Возможности юмора как педагогического средства ограниченны, что требует от педагога культуры его применения и соблюдения требований к его использованию. Например, сатира, ирония или насмешка как приемы в педагогической среде имеют ограниченные возможности. Если ирония по отношению к историческим событиям и персонажам, тем или иным ценностям или научным представлениям вполне приемлема и способна активизировать творческое движение мысли, то ирония над умственными способностями того или иного учащегося, насмешка по поводу его неудач, сатирическое осмеяние физических недостатков или сарказм над внешним видом малопродуктивны как с педагогической, так и с моральной точки зрения.
Все это, конечно, может спровоцировать смех в аудитории, но с точки зрения целей образования и воспитания это весьма неудачный педагогический ход. В том, какие формы комического берет на вооружение преподаватель, как он использует остроумие, над чем смеется и как это делает, — во всем этом проявляется общая педагогическая культура педагога.
С педагогической точки зрения юмор и смех представляют собой особые по форме универсальные, многофункциональные приемы косвенного воздействия, реализующиеся в вербальной или невербальной форме в процессе педагогического взаимодействия. Смех и юмор в арсенале педагогической коммуникации имеют принципиальное значение, поскольку миссия образования заключается не только в технологической передаче знаний, но и в воздействии на обучающегося, в первую очередь на его чувства, поведение, качества характера и пр.
Смех как прием педагогического воздействия помогает соблюдать общепринятые социальные нормы поведения, позволяет избежать многих «неудобных» ситуаций и обойти «острые углы» в общении.
Смех — это средство демократизации педагогического общения в противовес авторитарным способам взаимодействия.
Смех позволяет избежать конфликтных ситуаций. Беря на вооружение косвенные формы воздействия и ограничивая использование прямых приемов влияния на аудиторию, педагог гармонизирует отношения с аудиторией.
Смех вносит игровой элемент, делая общение между педагогом и аудиторией интригующим и захватывающим, что побуждает обучающихся к самостоятельному «поиску истины».
Источник
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА В ОБЩЕНИИ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА В ОБЩЕНИИ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Литинский Б.Б. *
ГАОУ ВПО МГПУ, Россия, Москва
* Корреспондирующий автор (favorsky[at]list.ru)
Аннотация
В данной статье идёт речь об использовании юмора, который может применяться при общении между педагогами и обучающимися с целью налаживания общения, сглаживания конфликтных ситуаций и проявления педагогического лидерства. Общение между педагогом и обучающимися несёт в себе огромный потенциал развития уважительного отношения между собеседниками, налаживания процесса общения и решения личностных конфликтов, а применение элементов комического и непосредственное использование юмора способствует налаживанию общения между участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: педагогика, юмор, обучение, педагогическое общение, обучающиеся, воспитание, авторитет.
USE OF HUMOUR IN COMMUNICATION BETWEEN TEACHER AND STUDENTS AS A WAY OF SHOWING PEDAGOGICAL LEADERSHIP
Litinsky B.B. *
State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education of Higher Vocational Education Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow
* Corresponding author (favorsky[at]list.ru)
Abstract
This article discusses the use of humour, which can be used in communication between teachers and students in order to build rapport, smooth things over and show pedagogical leadership. Communication between a teacher and students carries a huge potential for developing respectful relationship, for establishing successful communication process and resolving personal conflicts, whereas the use of comic elements as well as the direct use of humour helps to establish communication between participants of the educational process.
Keywords: pedagogy, humour, training, pedagogical communication, students, education, authority.
В современном образовательном пространстве система обучения претерпевает огромное количество изменений, всё чаще используются информационные технологии и внедряются разные подходы к обучению и воспитанию. Одним из нестандартных подходов в обучении и воспитании сегодня можно назвать применение юмора.
Юмор является одной из важнейших составляющих воспитательного и образовательного процесса. С точки зрения педагогики, юмор – это такое педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т. д.),связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений [1].
Использование элементов юмора в общении между педагогом и обучающимися может способствовать налаживанию коммуникации и повышением авторитета педагога, а применение юмора или элементов комического во время учебного процесса может способствовать повышению уровня мотивации обучающихся. Также юмор способствует разрядке конфликтной ситуации, позволяет поднять уровень интереса к предмету и определить уровень доверия обучающихся по отношению к педагогу.
При грамотном применении юмора и элементов комического можно повысить авторитет педагога среди обучающихся и таким образом проявить педагогическое лидерство.
Педагогическое лидерство – это руководство процессами обучения и воспитания, авторитет педагога перед обучающимися.
Одним из нестандартных подходов в работе с обучающимися является использование юмора в педагогическом общении.
Выделяют следующие основные формы или виды юмора, которые могут быть применены педагогом в общении с обучающимися [10]:
– шутка – короткие забавные истории, которые заканчиваются на кульминационном моменте;
– ирония – педагог или ученики высказывают утверждение, в котором буквальное значение противоположно подразумеваемому;
– самоирония – юмористические замечания, которые направлены на себя как на объект юмора. Стоит отметить, что не каждый педагог может продемонстрировать самоиронию;
– двусмысленность – утверждение или слово, преднамеренно неверно воспринятое или истолкованное с тем, чтобы появился двойной смысл;
– игра слов – юмористическое использование слова, при котором появляется второе значение, обычно основанное на одинаковом звучании слов с разными смыслами;
В педагогической науке выделяют определённые функции юмора, которые могут использоваться в педагогическом общении:
- Воспитательная функция. Данная функция несёт в себе элемент воспитания через призму шуток. Педагог с помощью шутки акцентирует внимание на какой-то конкретной ситуации, тем самым показывая что так поступать не стоит, поэтому данная функция является одной из важнейших [9].
- Познавательная функция. Здесь подразумевается привлечение внимания обучающихся во время учебного процесса. Примером может выступать рассказанный исторический анекдот по теме занятия.
- Оздоровительная функций. При проведении занятия педагог может применить юмор для повышения настроения обучающихся. Включение юмористических компонентов позволит нейтрализовать негативные переживания скуки у обучающихся [7].
- Развлекательная функция. М.М. Бахтин [4] утверждал, что в любой картине мира должно присутствовать смехотворное начало, поэтому развлекательная функция выступает в качестве перерыва для обучающихся и возможности сменить деятельность.
- Успокаивающая функция. Аристотель говорил: ” Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она – отдых ” [5], поэтому очень важно правильно и вовремя применять юмор. Во время конфликтов происходят выплески агрессии и обид, поэтому применение юмора в таких ситуация способствует успокоению и расслаблению напряжённых отношений, тем самым повышая авторитет в глазах обучающихся.
Также не стоит забывать и о том, что для обладания педагогическим лидерством необходимо уметь использовать чувство юмора и уметь грамотно его применять[8].
При использовании юмора необходимо соблюдать определённые правила [6]:
- Нельзя высмеивать личность обучающегося
Используя шутки необходимо соблюдать этику.
- Нельзя смеяться над фамилией или внешностью обучающегося.
Это может вызвать обиду, тем самым понизив авторитет педагога.
- Не стоит первому смеяться над своими шутками.
Это подорвёт комический мотив в шутке.
- Запрещено применять пошлые шутки и «чёрный юмор»
Такого рода шутки превращают педагогическое общение в бытовой разговор.
- Не рекомендуется смеяться над неудачами обучающегося.
Это безусловно понизит авторитет педагога и авторитет самого обучающегося.
Нарушение данных правил может привести к неблагоприятным последствиям, таким как полная потеря авторитета педагога среди обучающихся или превращение педагогического общения в демагогию.
Для успешного применения юмора в общении педагога с обучающимися необходимо использовать следующие принципы:
- Использование педагогического такта в виде доброжелательности и предотвращения или избегания конфликтных ситуаций, ведь «умение шутить в эмоциогенной обстановке является убедительным выражением профессиональной находчивости учителя, его стрессоустойчивости, позволяя мгновенно трансформировать отрицательные эмоции в положительные» [2].
- Применение импровизации при реагировании на слова обучающегося в условиях изменения педагогического общения. Примером может выступать неожиданная реплика обучающегося или неудачно сказанная шутка. В данном случае многое зависит от темперамента и стрессоустойчивости самого педагога.
- Профессиональное владение речевыми жанрами речи. У педагога должна быть профессионально поставленная речь для применения шуток в общении и грамотного произношения.
- Владением чувством юмора. Педагог при общении должен уметь посмеяться над собой и уметь шутить не нарушая правил применения юмора. Количество шуток должно быть ограничено.
В рамках применения теории, была проведена экспериментальная работа по применению юмора в процессе занятия. В качестве вида юмора была использована шутка, а именно исторический анекдот. Шутка была использована на занятии по теме «Николай I» по предмету «История» в группе 21ГД-17 в ГБПОУ ММТ им. Л.Б.Красина.
По итогу проведённого эксперимента, можно сделать вывод что применение юмора при общении педагога с обучающимися оказало положительное влияние как на обучающихся, так и на самого педагога. Педагогом была использована воспитательная функция, которая оказала должный эффект. Анализируя проведённый эксперимент, можно сделать вывод что использование элементов юмора целесообразно.
При общении педагога с обучающимися с применением элементов юмора педагог обязан быть лидером и поддерживать этот статус. Профессиональное общение обуславливает повышенную речевую ответственность педагога, он управляет процессом познавательной деятельности, регулирует взаимоотношения между учащимися, создаёт атмосферу доброжелательного и активного речевого общения [3].
Педагогический лидер должен обладать определёнными качествами:
– прогнозировать результат применения шуток;
– грамотно применять шутки с точки зрения уместности и эффективности;
– предотвращать и нейтрализовывать конфликты;
– вызывать авторитет у обучающихся.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется обратить внимание на то, что применение юмора в общении может помочь в регулировании отношений между педагогом и обучающимися, а грамотное и правильное его использование может способствовать повышению авторитета педагога в глазах обучающихся и тем самым превратить педагога в педагогического лидера, за которым будут следовать обучающиеся.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Юсфин С.М. Юмор как средство педагогической поддержки / Юсфин С.М. // Проблемы современного образования. 2015. №2.
- Муталапов И.И. Позитивные и негативные функции юмора в образовании / Муталапов И.И. // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-2.
- Картамышева Екатерина Вячеславовна Эмоциональная отзывчивость детей в процессе творческого педагогического общения // JSRP. №1(5). 2014
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / Бахтин М.М. М.: “Художественная литература”, 2015. – 93 с.
- Аристотель Сочинение в 4-х томах / Аристотель. Т.1, с.371 – 448, М.: “Рипол”, 2018 г.
- Станкин М.И. Юмор как средство психолого-педагогического воздействия / Станкин М.И. М.: 2014. 255 с.
- Корепанова Ю.А. Исследования составляющих здорового образа жизни студентов / Корепанова Ю.А., Паначев В.Д. / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №2 (31).
- Суркова А. П. Обучение студентов-филологов комическим жанрам профессиональной речи / Суркова А. П. // Интерактивная наука. 2016. №2.
- Филиппов Я. О. Инкультурация: междисциплинарность содержания,многомерность структуры и многообразие образовательно-воспитательной функции в современном обществе / Филиппов Я. О. // Вестник РМАТ. 2014. №1.
- Фурсов А.Л. Современная гелотология: юмор в образовании, психологии, технологиях управления персоналом / Фурсов А.Л. // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1.
Список литературы на английском языке / References in English
Источник