Чувство юмора как механизм психологической адаптации

Связь чувства юмора с адаптацией

Проблеме изучения чувства юмора в настоящее время посвящено множество разнообразных работ. В психологии же изучением данного феномена начали заниматься не так давно, поэтому существуют определенные пробелы и отсутствует единый подход в определении его сущности, природы. Недостаточно, на наш взгляд, исследована связь чувства юмора с другими психологическими характеристиками.

Проблема связи чувства юмора с социально-психологической адаптацией человека является актуальной, так как подтверждение существования подобной связи может использоваться в нескольких направлениях. Можно целенаправленно развивать у человека чувство юмора и тем самым способствовать его более благоприятной социально-психологической адаптации. И наоборот, способствуя развитию социально-психологической адаптации человека, можно развивать его чувство юмора как феномен, рассматривающийся в трех аспектах: эмоциональном, интеллектуальном и креативном. Особый интерес вызывает социально-психологическая адаптация студенческой молодежи, которая играет значительную роль на данном возрастном этапе.

Поэтому было организовано исследование, целью которого стало выявление особенностей социально-психологической адаптации людей с чувством юмора (на примере студенческой молодежи). Гипотеза исследования заключается в предположении, что люди с чувством юмора имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации, чем люди, не обладающие им.

Для достижения цели работы и подтверждения выдвинутой гипотезы был осуществлен анализ теоретических положений и проведено пилотажное исследование на выборке студентов. Использовались методы экспертной оценки и опроса.

В пилотажном исследовании были сформированы две группы по 10 человек каждая. В одну группу вошли студенты, получившие оценку: «наличие чувства юмора» более чем у 60% экспертов, а во вторую — менее чем у 15%. Затем участники обеих групп были опрошены с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда, разработанной в 1954 году.

Для выявления различий в социально-психологической адаптации между студентами с чувством юмора и студентами без чувства юмора использовался многофункциональный статистический критерий Фишера(]). Статистически значимые различия в показателях участников двух групп были выявлены по следующим шкалам: адаптивность, дезадаптивность, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль.

В группе студентов с чувством юмора наблюдается более высокий уровень адаптивности и более низкий уровень дезадаптивности, чем у студентов без чувства юмора. Кроме того, по результатам пилотажного исследования был сделан вывод, что люди с чувством юмора имеют более низкий уровень непринятия других и эмоционального дискомфорта. У людей с чувством юмора был выявлен более высокий уровень внутреннего контроля.

Данные результаты требуют дальнейшей проверки на выборке большего объема, и работа в данном направлении уже подходит к завершению.

Источник

Юмор как психологическая защита

В настоящее время предметом психологических исследований становятся различные аспекты чувства юмора. Мы исследуем чувство юмора с точки зрения его использования как психологической защиты (защитного механизма и копинга). Функционирование чувства юмора как психологической защиты вряд ли кем-то отрицается, однако на данный момент проблема далека от окончательного решения не только из-за недостаточного числа работ в этой сфере, но и вследствие существования различных подходов к пониманию самих конструктов защитных механизмов и копинга, а зачастую и смешения этих понятий.

Для разработки поставленной проблемы мы опираемся на классификацию R.Martin, в основу которой положен следующий критерий — цель созданного или воспринятого юмористического содержания. С помощью юмора могут решаться внутрипсихологические проблемы или улучшение взаимоотношений с окружающими. Автор выделяет самоподдерживающий, агрессивный, аффилиативный и самоуничижительный стили юмора.

Проблематика защитных механизмов начала изучаться в психоанализе, но в дальнейшем стала привлекать научный интерес представителей не только современного психоанализа, но и психологических школ, в корне отличающихся по своим теоретическим основам. В данном исследовании используется теоретическая модель защиты, предложенная Р. Плутчиком. В основу этой модели была положена общая психоэволюционная теория эмоций. Защитные механизмы, по мнению автора, являются производными эмоций. Исходя из положений данной теории, психологическая защита может быть понята как «последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью».

Понятие копинга в психологии синонимично таким терминам как совладающее, адаптивное поведение, психологическое преодоление. Главной функцией копинга является обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

На данный момент не существует единого, общепринятого разграничения понятий копинга и защитных механизмов. Мы разделяем позицию исследователей (Лазарус, Плутчик), которые определяют механизмы совладания как осознанные варианты бессознательных защит или осознанные поведенческие и интрапсихические усилия по разрешению внутренне-внешних конфликтов.

Рассмотрение чувства юмора как стратегии совладания и защитного механизма (Рух В., Martin R.A., Lefcourt H.M.) ставит в центр своего внимания роль юмора в процессах адаптации, преодолении стресса, снятии эмоциональной напряженности, психических и соматических заболеваниях. Чувство юмора считается признаком здоровой личности, одним из зрелых защитных механизмов. По нашему мнению, данное положение относится к самоподдерживающему и аффилиативному стилям юмора. Однако отнюдь не всегда чувство юмора способствует адаптации, обладает терапевтическим эффектом. Использование чувства юмора может способствовать иллюзорному решению проблемы или уходу от ее решения (например, агрессивный и самоуничижительный юмор).

Читайте также:  Радость от того что как пишется

Данная проблематика требует проведения эмпирических исследований с целью выявления связи между различными стилями юмора и видами защитных механизмов и копинг-стратегий. Для этого мы предполагаем обследовать испытуемых с помощью методик, с одной стороны, направленных на выявление характерных для индивида защитных механизмов (например, опросник Плутчика), копинг-стратегий (опросник Р. Лазаруса), а с другой стороны — на определение чувства юмора человека, используемых им стилей юмора (опросник R. Martin).

Каждый из стилей юмора, используемых человеком, может быть понят с точки зрения возможности и эффективности его использования как психологической защиты.

Чувство юмора нередко используется при совладании со стрессом, внутриличностным или внешним конфликтом. Существование различных стилей чувства юмора не позволяет говорить о нем как об одном защитном механизме или стратегии совладания. Очевидно, что подход к данной проблеме должен быть более дифференцированным и детальным, что требует проведения эмпирических исследований в данной области.

Источник

Высшие психологические защиты: Сублимация и Юмор

Все предыдущие психологические защиты, о которых мы говорили относятся к незрелым . Все они скрывают, маскируют, не признают часть реальности. Человек, слишком часто прибегающий к ним, защищён, конечно, от болезненной информации, но похож на рыцаря в тяжёлых доспехах. Да, жалящая стрела реальности не пробивает твой нагрудник, но и жить в этой консервной банке тяжело, ни наклониться, ни с коня слезть, о близких искренних отношениях с другими и речи быть не может.
Если коротко, защитные механизмы нужны, но у высокоадаптивной личности, это скорее лёгкий щит, которым она управляет, а не тяжёлая броня, в которой невозможно пошевелиться, а если снять её, останешься абсолютно голым и незащищённым.

Вот о таких зрелых, высших защитах поговорим сегодня.

Сублимация — зрелый (высший) механизм психологической защиты.

Выражается в перенаправлении «неприемлемых» импульсов на социально и личностно одобряемые конструктивные действия. Так, склонность к насилию может быть реализована человеком на службе в армии, полиции; сексуальные импульсы часто находят воплощение в творчестве; садистические наклонности могут быть сублимированы в хирургии, и т.д.

Сублимация является зрелой защитой, т.к. применяя её, личность перенаправляет энергию на «благое» дело, не разрушая ни себя, ни окружающих, при этом решает свой внутренний конфликт оптимальным способом.

Тут стоит оговориться, «юморить» люди могут, используя любую из психологических защит. Разница между здоровым чувством юмора и болезненным смехом в том, что человек, используя незрелую защиту, всегда неконгруэнтен — сторонний наблюдатель может заметить диссонанс между происходящим и реакцией человека. Так, взрослый человек может шутя и смеясь рассказывать, как отец в детстве бил его смертным боем — это будет реактивное образование, не юмор. Взрослый человек, принявший и переработавший травму и обиду не станет обесценивать произошедшее шутками и не будет снимать ответственность с насильника. Он в состоянии назвать белое белым, а чёрное чёрным, не прибегая к защитам.

Зрелый юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности. Так как он предполагает различные интерпретации, он позволяет человеку посмотреть на травмирующую ситуацию со стороны, показав менее враждебную часть. В результате человек может снять напряжение и вернуть контроль.

Используя данную психологическую защиту, человек не отрицает действительность, не обесценивает происходящее, он делает ситуацию объёмной, выявляя разные её стороны, в том числе и комическую, переносит акцент с «боже-боже, мы все погибнем» на «прорвёмся, и не такое видали» .

Источник

Чувство юмора, как аспект сознания

Чувство юмора человека.
Юмор – это привилегия сознания человека, это уровень готовности сознания не только к к относительно абстрактному мышлению, но и к возможности увидеть ситуацию, или создать ситуацию, которая восприятием субъекта будет расцениваться, как комичная.
Юмор может послужить средством психологической защиты человека, удачно подобранная шутка поможет вовремя разрядить обстановку накаляющегося конфликта, и это будет лучший выход из сложившейся ситуации.
Между тем, юмор – это также и показатель уровня развития интеллекта. Эволюционируя, индивидуальное сознание изменяет и специфику выражения юмора, и свое представление о юморе, как о форме личной индивидуальности. О том, каким видом юмора обычно пользуется человек, можно наблюдая, проникнуть в его личное бессознательное. Юмор очень хорошо высветит все характерные акцентуации личности. Юмор есть выражение человеческого «Я» в социуме. Природные инстинкты человека, хоть и имеют индивидуальные свойства проявления в его психогенном поле, однако они не раскрывают личность, и зона этих проявлений не принадлежит к области социума, но юмор, как высшая психическая функция, является одновременно и средством сравнения, и выражением отождествления своего «я» в системе личность – мир, выражаемых в комичной форме.
У многих людей чувство юмора зачастую отсутствует как таковое, а у множества – юмор носит оттенок изрядной доли яда, накопившегося внутри личности и время от времени выплескивающегося во внешний мир. Но то, как выражает себя личность через чувство юмора – есть его характерная индивидуальность: даже вибрации смеха у каждого человека различны. Смех через голосовую вибрацию может быть и робким, и вульгарным, и демонстративным, и подавляющим, и низким, и высоким, и осторожным, как будто обо что–то запинающимся, и открытым, искренним, и энергетически мощным, наполненным. Можно сказать, что вибрация смеха – есть энергетическая индивидуальность человека.
В ходе своей жизни человек демонстрирует специфику юмора как отражение уровня своей осознанности. Но сам процесс мышления у каждой личности имеет свою стереотипную индивидуальность и предрасположенность, поэтому и звучавший из уст человека юмор, будет иметь свои характерные особенности, свой почерк самовыражения личности. В связи с этим фактом можно выделить виды юмора:
1. «Низкопробный» юмор с явными элементами выражаемого негативизма и деструктивных настроений по отношению к окружающей среде и людям в частности:
1.1 черный юмор: это юмор с элементами мрачных, деструктивных прогнозов/пожеланий/намереваний как по отношению к своему ближнему, так и по отношению к малым и большим коллективам людей (варьируется от малого рабочего коллектива до сообщества людей в географическом масштабе: город, страна…тд),
1.2 агрессивный юмор с тенденцией к подавлению другой личности. Может быть проявлен в юмористической форме угроз с фактическими атаками психологического насилия,
1.3 юмор-сарказм: личность воспринимает несчастье, или негативно окрашенную ситуацию, случившуюся с другим человеком, как способ увеселения своего личного «я»,
1.4 формы юмора, как повод формы переноса эмоции, или чувства: например, сорвать свое озлобленное настроение на психически более слабого человека,
1.5 чувство юмора как акт самоутверждения личности: в этом случае юмор выступает в качестве элемента высмеивания окружающих людей с явной целью унижения другого человека и превознесения собственного «я» с тенденцией к эгоистическому самоудовлетворению.
1.6 ирония – форма юмора с элементами недоверия, с долей злорадства, сарказма, итд по отношению к другому «я».
Ф. Ницше: «ирония уместна лишь как педагогическое средство в общении учителя с учениками. В других случаях ирония – это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадства: начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, научилась к тому же смеяться».
1.7 Низкопробные анекдоты: подогревают мышление человека к продуцированию тождественных низкопробных мыслей,
1.8 сюда же, к этой категории юмора низкого качества, относится и громкий беспричинный смех, или нарочитый юмор, как акт привлечения внимания к собственной персоне.
Все вышеперечисленные виды юмора низкого уровня сознательности имеют очень деструктивный результат:
а) усиливает собственный эгоцентризм, делая личность холодной, черствой, злорадной, жестокой, бездушной по отношению к окружающим людям, или к окружающей среде,
б) взращивает проявления негативизма и агрессивности,
в) вместо гармонизации окружающей реальности, личность смещает изначальное равновесие в сторону искажения и деструкции.
2. Юмор как психологическая условно-рефлекторная, либо как сознательная реакция человека.
2.1 Юмор как психологическая защита: В этом случае чувство юмора есть защитная реакция сознания от агрессивности окружающей среды, когда сознательно, или неосознанно человек ищет пути «разрядить» негативно-сложившуюся обстановку, смягчить назревание конфликта, или путем удачной шутки выйти из обстановки фрустрации, которая очень деструктивна для психики личности. В таких случаях чувство юмора очень помогает при возникших стрессах и различного качества фрустрациях. Иногда и улыбка может выступать как защитный механизм и скрывать внутреннюю боль, и даже слезы.
2.2 Юмор как элемент адаптации личности к новым условиям существования, или в ситуациях с полной неизвестностью: это может быть приход сотрудника в новый рабочий коллектив, смена места жительства личности, или даже приход в собственную семью нового ее члена.
В ситуациях в полной неопределенности, конструктивное чувство юмора также способствует правильной настройке организма на позитивное настроение.
2.3 Чувство юмора при внутриличностном конфликте – способствует позитивному настрою и не позволит человеку углубить себя в затянувшееся депрессивное настроение.
2.4 Чувство юмора в качестве психической реакции, как акта самоподдержки: в этом случае юмор помогает человеку преодолеть возникшие препятствия, которые связаны с выполнением трудной/тяжелой задачи, или с выбором правильного важного решения на линии судьбы, или просто с потребностью переключения внимания в целях небольшого отдыха для работы мозга.
2.5 Юмор в качестве поддержки своего ближнего с трудную психологическую минуту.
3. Юмор в качестве лечебного эффекта.
О лечебных свойствах юмора люди знают с древнейших времен, и вовремя воспользоваться этой великой привилегией человека – значит исцелить организм, устранить ментальные перекосы, гармонизировать всю его структуру и найти путь к психическому здоровью, при условии, что юмор обладает конструктивной направленностью. В настоящее время во многих странах в моде терапия шуткой, или смехотерапия. В Индии все больше становится популярной «йога смеха», так же психологические сеансы группового смеха широко практикуются в Америке: группа людей усаживаются по кругу и начинают смеятся. Положительный эффект от подобных практик наблюдается, но он очень кратковременный и довольно незначительный, так как он достигается путем нарочитого юмора, но не с целью демонстрации себя (как обозначено в пункте 1.8), а с целью вызвать реакцию смеховой инерции. Рефлекс смеха. Человек смеется по инерции, попадая под массовый эгрегор смеха, в то время, как объективной причины для смеха нет. Гораздо большим эффектом обладает массовый смех на концертах у хороших юмористов, при условии, что шутки и миниатюры, заготовленные рассказчиком – высокого качества. В этом случае общий позитивный комический настрой людей обладает действием сплочения и укрепления меж социальных связей. Комедийные фильмы в какой-то степени способствуют развитию чувства юмора у личности.
Итак, человек может продемонстрировать свое чувство юмора в качестве черты характера (например простая смешливость), как индивидуальность мироощущения, как защитную поведенческую реакцию, как свойство головного мозга генерировать те мыслеформы, восприятие которых интерпретирует их как комичные, как демонстративное поведение с выраженной формой агрессии, как жизненная установка на позитивное настроение, иногда как стратегия в помощь себе или ближнему, и наконец, как простая потребность улыбнуться в трудный момент бытия. Как уже было сказано выше, юмор, как высшая психическая функция имеет тенденцию эволюционировать. Но за многие этапы развития должной зрелости души, это эволюционное течение протекает очень медленно. И в ходе уже личностной эволюции можно выделить:
4. Юмор как неотъемлемая черта характера личности.
В этом случае чувство юмора не является ни средством самозащиты, ни способом демонстративного самовыражения. итд, а является необходимой частью развитого интеллекта, когда личность учится воспринимать мир, или уже воспринимает мир, не воспринимая ничего всерьез и с чувством важности, в том числе и себя. Такой человек любит пошутить, и в первую очередь находит комичными/несовершенными свои собственные действия/поступки, при этом в своем наблюдении за собой же, его «я» смотрит на происходящее со стороны, как независимый наблюдатель. Человек, способный и любящий посмеяться в первую очередь над собой, так как видит себя со стороны объективно, и также не боящийся, что над ним посмеются и окружающие – ушел далеко в своем личностном самосовершенствовании. Только ищущий , умный человек позволит себе и окружающим сказать, что он глуп, или был глуп, и открыто посмеяться над своей глупостью.
5. Чувство юмора Махатм/ Адептов/ Высших Магов.
Высшее проявление чувства юмора. Мне хотелось бы эту часть закончить выдержкой:
«У адептов нет определённых внешних особенностей, по которым бы можно было их узнать, хотя общим для них является великое спокойствие и благожелательность. На их лицах всегда печать радостной безмятежности, того мира, который превосходит всякое понимание. Большинство из них явно красивы, поскольку их физические тела совершенны, ведь они ведут совершенно здоровый образ жизни и никогда ни о чём не беспокоятся. У большинства из нас накоплено много различной кармы, и среди прочего она изменяет и внешний вид наших физических тел. У них же карма давно исчерпана, и потому физическое тело является совершенным выражением аугоэйда, или тела славы «я», на физическом плане. Такой человек-учитель никогда не говорит без определённой цели, а целью этой всегда бывает ободрить, помочь или предупредить. Он всегда говорит мягко и с величайшей добротой, хотя часто проявляет глубочайшее чувство юмора, но сам этот юмор всегда добрый, и никогда не используется, чтобы поранить, но всегда имеет целью облегчить неприятности пути или смягчить какой-нибудь необходимый выговор. И уж точно, человек, не обладающий чувством юмора, вряд ли добьётся значительного прогресса в сакральных делах».
Ч. Ледбитер, с коррекцией.
В заключении: мы проследили эволюционирование восприятия человека во взаимосвязи с индивидуальным проявлением чувства юмора. Само чувство юмора – одна из сложноорганизованных высших психических функций сознания, которое как нельзя лучше раскрывает особенности самовыражения и мышления личности. Истинное, неискаженное чувство юмора развить невозможно, если у индивида нет в нем потребности, и сам индивид несознателен, но когда происходит пробуждение духовного «я», когда осознанность и интеллект набирают свою весомость и являются базой для восприятия, тогда чувство юмора, очищенное от искажений, занимает одно из важнейших мест в сознании человека, где высшим его проявлением будут побуждения помощи и проявления любви к ближнему. Такое чувство юмора гармонизирует отношения и позволяет увидеть красоту мира с незримой улыбкой Творца, бесконечно любующимся своим Творением.

Читайте также:  Что такое эмоциональный разум

Источник

Оцените статью