Чувство юмора это огромное

Чувство юмора: как развить, и зачем оно нужно

Американский композитор Нед Рорем сказал: «Юмор – это способность видеть три стороны одной медали». Психология полностью согласна с этим мнением. Развитое чувство юмора действительно помогает увидеть ситуацию в другом свете, найти больше вариантов решения проблемы.

Юмор помогает предупреждать и разрешать конфликты, налаживать отношения, самовыражаться. Это то качество, которое одинаково привлекает мужчин и женщин. Но это только часть преимуществ. Юмор еще и способен исцелять наши души. В психологии даже есть терапия смехом (юмором).

Чувство юмора в психологии

«Если позволять себе шутить, люди не воспринимают тебя всерьез. И эти самые люди не понимают, что есть многое, чего нельзя выдержать, если не шутить», – Эрнест Хемингуэй.

По тому, над чем человек смеется и как он шутит, можно многое о нем узнать, например, его ценности и убеждения, принципы (или их отсутствие), больные точки, особенности характера и темперамента, уровень интеллекта и ширину кругозора, глубину внутреннего мира.

Думаю, вы сами замечали, что кого-то рассмешить очень легко, кто-то понимает только прямые шутки, кто-то повторяет чужие образцы, а кто-то сам шутит, да так интересно и утонченно, что не всегда оказывается понят другими.

Какова же структура юмора и почему чувство юмора отличается? В чувстве юмора задействованы познавательные процессы и эмоции, а также физиология.

  • Познавательные процессы – это внимание, память, мышление, воображение и другое. Чем выше развиты эти свойства психики, тем острее и интереснее у человека чувство юмора.
  • Причем тут физический уровень? Под этим подразумеваются вербальные и невербальные способы, используемые человеком.
  • Про эмоции все еще понятнее: мы от природы отличаемся темпераментом, а значит и эмоциональностью. Жизненный опыт тоже вносит свою лепту. В результате кто-то более эмоционален, кто-то менее. У кого-то преобладают положительные, а у кого-то отрицательные эмоции.

Для того чтобы мы посмеялись, посыл (а юмор всегда связан с какой-то мыслью, образом) должен быть не значим для нас, то есть вводить в состояние игры, а не вызывать переживания. Отсюда и обиды с фразами «Да ты чего, я же пошутил». Есть вещи, над которыми шутить нельзя. Но беда в том, что для каждого человека это свои идеи, личные.

Из сказанного выше вытекает еще одна важная функция юмора: познание другого человека и себя. Развитие своих коммуникативных способностей, эмпатии, чувствительности, умения встать на место другого человека.

На этой же почве то, о чем мы шутим, а точнее что воспринимаем серьезно, а что нет, говорит о наших желаниях и потребностях, отношении к человеку или каким-то вещам. Наверняка, случалось такое, что вы сами не верили в серьезность происходящего до последнего.

Здоровое и нездоровое чувство юмора

Чувство юмора – признак зрелой и здоровой личности. Однако чувство юмора чувству юмора рознь, важно смотреть не только на его наличие, но и на содержание.

  • Здоровое чувство юмора позволяет продуктивно взаимодействовать с людьми и предполагает гибкие личностные границы.
  • Нездоровый юмор, как правило, имеет разрушающий характер в отношении других или себя, препятствует налаживанию контактов. А вместе с этим отмечается неподвижность личных границ. Часто как раз про таких людей говорят, что у них нет чувства юмора.

Самым опасным считается черный юмор, притом отмечается, что он свойственен людям с психозами.

  • Например, юмор шизофреников сложно понимать другим людям.
  • А параноики наоборот не понимают шутки здоровых людей. Им мерещатся оскорбления и угрозы.
  • Шутки маньяков пугают других людей, но услышать их можно очень часто.

Здоровье/нездоровье юмора можно определить с помощью опросника для оценки стилей юмора (автор – Мартин). Проводились исследования с помощью этого опросника, в ходе которых было выявлено:

  • Здоровый адаптационный юмор свойственен оптимистам, людям с адекватной самооценкой и способным строить близкие отношения.
  • Агрессивный юмор наблюдается у неудовлетворенных людей.
  • Самодеструктивный и самоуничижительный – у людей с психическими нарушениями, сопровождающимися депрессией, тревогой и враждебностью, низкой самооценкой и неудовлетворенностью отношениями с окружающими людьми.

Типы чувства юмора

Чтобы определить характер юмора, а значит и личностные особенности человека, не обязательно общаться с ним, достаточно проанализировать продукты его творчества (рисунок, сценарий, книга, песня). Что и сделала Р. Сильвер. Автор пользовалась рисуночным тестом. В результате этого она выявила 7 типов чувства юмора:

  1. Патологический черный юмор. Для него характерен смех над ситуациями смерти и опасности. Это насмешка над чужими страданиями и страхами.
  2. Непатологический черный юмор. Смех также над ситуацией смерти, несчастья, но при условии, что сам участник этой ситуации не демонстрирует страдания или страх.
  3. Уничижительный юмор. Предполагает насмешки и унижения по какому-либо признаку.
  4. Самоуничижительный юмор. Высмеивание собственных неприятных черт.
  5. Неясный юмор. Что-то отстраненное, не предполагающее конкретного развития событий далее.
  6. Умеренно положительный юмор. Предполагает преодоление неудач с помощью высмеивания, доброго смеха над самим собой. Особенно по достижению успеха.
  7. Выраженный положительный. К выше описанному добавляется игра слов, высмеивание абсурда и двойственности ситуации. Это игривый юмор, иногда объединяющий нескольких персонажей.
Читайте также:  Как уничтожить свои эмоции

Для каждого человека характерно преобладание того или иного чувства юмора в зависимости от ситуации. Но этим и затрудняется дифференциация чувства юмора по принципу патологии/нормы.

Функции юмора

Юмор – средство коммуникации, способ игры и флирта. В психологии такое игривое состояние называется парателическим. Какие еще функции несет в себе юмор:

  • помогает влиться в компанию;
  • может быть вариантом психологической защиты (спасает от расстройств личности и внутренних противоречий);
  • выступает способом выражения агрессии или сексуальности (интереса);
  • помогает перерабатывать информацию.

Кроме того, среди социальных функций значится:

  • социальная активность и возможность выхода за социальные рамки;
  • снятие ответственности (если хочешь что-то сказать, но боишься, то скажи это в шутку);
  • регуляция отношений;
  • защита социального статуса и иерархии;
  • идентичность и сплоченность.

Главная психотерапевтическая функция состоит в том, что юмор позволяет человеку посмотреть на свои проблемы, желания, личностные качества со стороны, а после, трансформируя их в приемлемые формы, принять. Это важно для внутренней и внешней интеграции человека.

Кроме того, юмор позволяет позитивно переоценивать стрессовые ситуации, сохранять внутреннюю свободу, преодолевать чувство отчаяния и трудные жизненные ситуации – это еще и средство саморегуляции.

Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)

Прежде всего важно понять, что необходимо для чувства юмора:

  • зрелые познавательные процессы (психофизиологическая взрослость);
  • сформированная Я-концепция и развитое самосознание (личностная зрелость);
  • сложная внутренняя организация (глубокий и широкий внутренний мир);
  • очень хорошо развитое абстрактное мышление.

Все это необходимо, чтобы понимать, насколько предмет шуток соотносится с самим автором и другими людьми. Безусловно, смеяться могут все. Но очевидно, что причины смеха и содержание шуток ребенка и взрослой развитой личности очень отличаются.

Для формирования чувства юмора большое значение играет чувство самоиронии, что в свою очередь связано с самопринятием и самопониманием. Второй элемент – психологическая безопасность, чувство защищенности и уверенности в своих силах.

Без чувства юмора тяжело живется и самому человеку, и его окружению. Но развить его можно.

  1. В первую очередь вспомните, что лежит в его основе: высокий уровень развития познавательных способностей. Соответственно, тренируйте интеллект, память, мышление.
  2. Читайте книги, смотрите фильмы. Во-первых, книги развивают нас, а во-вторых, там можно встретить немало острот, интересных образов. Чем чаще вы будете сталкиваться с какой-то схемой, тем прочнее она укоренится в вашем подсознании. Попросите кого-то вам «расшифровывать» юмор, постепенно вы сами научитесь его видеть. Еще чуть позже сможет сами придумывать шутки.
  3. Расширяйте кругозор, пополняйте словарный запас. Освойте техники коммуникации.
  4. Как шутить? Берете какой-то не важный для вас и собеседника образ и с помощью аналогии сравниваете его с чем-то («Ну ты прям как…») или с помощью логики придумываете исход событий («Ты бы еще…»).
  5. Развивайте самоиронию. Для этого нужно осознать свои недостатки и принять их, а после научиться спокойно их использовать.
  6. Заучивайте и рассказывайте анекдоты. Скорее всего, подойдет этот метод для начинающих шутников. Но постепенно, если будете выполнять и другие рекомендации, то сможете сами шутить. Рассказывайте анекдоты в тему и очень артистично, передавая эмоции словами и жестами.
  7. Не бойтесь отвечать шуткой на шутку. Остроумные люди притягивают друг друга. Всегда приятно услышать достойный ответ, осознать родственность души и интеллекта.
  8. Научитесь видеть что-то смешное в повседневности: вот в толпе дама идет в забавной шляпе как у Шапокляк, а вот у салона красоты забавная вывеска, а там мужчина, ну, копия мультяшный персонаж.
  9. Посмотрите выступления стендаперов, комиков. Как изящно они шутят над недостатками мира или собственными изъянами! Но не все авторы, некоторые скатываются в пошлости. На мой взгляд, прекрасен в своем жанре стендапер Джордж Карлин.
  10. Всегда наблюдайте за реакцией окружающих на ваши шутки. Можно напрямую попросить кого-то из близких людей наблюдать за вами, критиковать, помогать, подсказывать.

В общем, нужно саморазвиваться и личностно расти.

Упражнения для развития чувства юмора

На каждое упражнение отводите хотя бы по часу в день.

Двусмысленность

Вспоминайте как можно больше слов с двойным значением. Принцип таких шуток: в первом предложении мы думаем об одном смысле, а уже во втором понимаем, что смысл был иной. От того и смешно.

От обратного

Самый простой способ. Научитесь комментировать вещи, представив их в противоположном смысле. Так рождаются выражения а-ля «Ты сегодня нарядный» (когда человек пред нами в явно помятом виде). Главное не уйти в крайность оскорблений и язвительного юмора. Именно с техникой «от обратного» существует такая опасность.

Ассоциации

Выискивайте в своих знакомых какие-то интересные элементы и на бумаге придумывайте к ним ассоциации. Можете придумывать что угодно, но если «подопытному кролику» этого лучше не знать, то бумаги сжигайте и рвите.

Фантазии

Каждый день выбирайте одну букву и старайтесь придумывать предложения, состоящие из слов исключительно на эту букву. Пусть выйдет нереально, абсурдно. Не важно! Вы учитесь креативить, развиваете свое мышление, воображение, пополняете словарный запас.

Читайте также:  Можно ли чувствовать боль во время наркоза

Развить чувство юмора можно всегда. Да, кто-то от природы в большей мере наделен остроумием, кто-то – в меньшей, но это не так важно. Точнее даже будет сказать, что у кого-то природная эмоциональность и чувствительность выше, а вот острота и гибкость интеллекта, абстрактно-логическое и творческое мышление, как и понимание людей и ситуации – дело наживное. Главное, не лениться и регулярно самосовершенствоваться.

Источник

Чувство юмора — определение

Замечательно толкует юмор В.И. Даль:
«ЮМОР (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.»

С этим прекрасным, кратким и ёмким определением не сравнятся сами психологические словари.
И вот, почему — Далю удалось выявить самые главные (не больше и не меньше) составляющие предпосылки юмора — в эмоциональном, интеллектуальном, и саму форму поведения. А также, у Даля достаточно определённо сформулирована специфическая сущность юмора.

1 — Веселье, удаль, разгул иронии – то есть, живой бодрый и весёлый ум. Ирония — исходит от критичного ума.
2 – Остроумие — которое включает в себя мотивы и приёмы шутки.
Шутка же имеет собственную психологию и также, является элементом психологии юмора. Одна из характеристик остроумия и шутки — это неожиданность. «Резко выставлять» — то есть, тонко подметить, нестандартно интерпретировать, сделать стильный комментарий или применить обманный маневр, создать иллюзию.
3 — «Безобидно выставлять» — важное замечание о природе юмора. Юмор — это явление человеческой культуры, где критика или протест смягчается игровым поведением (шуткой). Однако, существует и сатира с жесткой критикой и остротой, но минимум игры и шутки.
4 — Веселье — радость, оптимизм. Удаль — жизненный тонус молодости, тонус игрового поведения.
Разгул иронии — удаль или тонус игрового поведения, располагающий к шутке, социальный и развивающий в интеллектуальном соревновании аспект игры.

И всё же, определение можно подкорректировать:

Чувство юмора – способность критичного ума подмечать недостатки, противоречия, несовершенства; способность ассоциативной памяти и воображения, эффектно неожиданно, оригинально и творчески их высвечивать в шутливой форме.

Чувство юмора — это игривое, шуточное, ироничное (забавно-критичное или критичное высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.

Комическое всегда связано с человеком и социальной средой, где человеческий и социальный фактор — самый главный и щепетильный в специфике юмора и комизма. Это самый чувствительный пусковой курок игрового поведения.

Комическое в неживой природе возможно в совокупности трёх условий.
1. Ассоциация с человеческим действием… олицетворение неживой природы.
2. Неожиданность.
3. Срабатывание рефлекса игрового поведения.

Вернёмся к меткому определению В.Даля, где «юмор — весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии». Вот такая «складка ума и разгул иронии» может подмечать странности и в неживой природе через её олицетворение.

Если не находится игры и шутки в самой природной среде, в социальной и деятельной жизни, то человек это создаёт сам.

Юмор – это потребность в веселии, которая использует физиологический механизм катарсиса: высвобождение медиаторов удовольствия после импульса с выбросом адреналина.
Для того, чтобы веселие превратить в смех, этот физиологический маятник должен получить эксцентричную динамику. Здесь необходим эмоциональный импульс удивления или небольшой испуг — в состояние бодрости и радости, как вплеск масла в огонь.
«Смех – это всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению» Ю.Борев.
Игровой инстинкт здесь — стихия всех шуток, функционирует, как потенциал «базы» в транзисторе.
Адреналиновый вплеск возможен через интеллект и действие — и далее, в социальной оценке содержания шутки или комической ситуации.
Социальный фактор – главный носитель специфики комизма, в юмористической и комической ситуации вливает в сознание и психику щепитильность.
Поэтому комизм всегда связывают с человеком и социальной его природой, о чём убедительно высказались в своё время Н.Чернышевский и А.Бергсон.
Все остальные факторы в юмористическом чувстве (зстетическое впечатление, интеллектуальное удивление) как дрожжи для положительной эмоции.

В связи с этим, юмор, также, суть остроумие и творческая мысль, использльзующие для эффекта шутку.

Юмор — творческий процесс на волне игрового поведения. Поэтому в его остро-умном (актуальном, тонком наблюдении, находчивости) либо художественном (метафоричном, гротескном и другом, даже, стихотворном образе) присутствует шутка — как обманный манёвр и розыгрыш.

«Как верно подчеркивал Гегель, не следует смешивать оригинальность с субъективным произволом, со следованием художника случайно пришедшим ему в голову мыслям. Нельзя отождествлять оригинальность с созданием причудливого. В псевдооригинальном остроумии и юморе художник, по мнению Гегеля, «исходит из своей собственной субъективности и все снова и снова возвращается к последней, так что настоящий объект изображения трактуется им лишь как внешний повод для того, чтобы дать полный простор остротам, шуткам, неожиданным прыжкам мысли, порожденным субъективным капризом. Но в таком случае требование предмета и это порождение субъективности расходятся. И художник оперирует материалом совершенно произвольно, дабы частные черты художника могли выступить как нечто главное». Из-за такой субъективности каприза художник «соскальзывает с действительного юмора на плоскую болтовню». Подлинная оригинальность комедийного произведения вырастает из оригинального осмысления реальности» (Ю.Б.Борев).

Читайте также:  Приятного пожелание настроения девушке

То есть, здесь можно констатировать, что «субъективный каприз» и «плоская болтовня» в псевдооригинальном остроумии суть чудачество, как примитвная форма юмора под действием гормонов игрового поведения.

И в таком случае чудачество само становится объектом иронии, смеха, насмешки.

Виновником комизма всегда является человек (образ чудака) — на фоне позитивного чувства или веселья, переживания радости жизни, социального чувства единения, человеческой сентиментальности.

Поскольку разум является критерием человеческого поведения, постольку глупость (странность) на пути к разуму создаёт контраст противоречия. Это всегда неожиданно, сентиментально и уже смешно, потому что глупость здесь принимает шутливый образ «перевёртыша», вызывая игровой рефлекс.

Также, необычный, оригинальный, контрастный, образный, эстетический художественный случай социального противоречия – это уже зрелище. А социальный контекст умножает чувственность и наполняет эмоцию.
«Зрелищное» социальное противоречие удивительно и сентиментально, здесь подключается игривое отношение (игровое поведение) — это теперь можно назвать комическим чувством.

В комическом чувстве возможно самовозвышение и насмешка. Но комическое чувство самодостаточной личности включает в себя чисто эстетическое, сентиментально-социальное, игровое чувство.

Само по себе нарушение социальных норм, малодушие, порочность, глупость, невежество, не комично и не смешно. Также, не смешны сами по себе разные ошибки, недоразумения и слабость. А искусственное осмеяние при этих проявлениях — это прикрытое чувство злорадства культурой социальной игры.

Чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне — достаточно глупость «сморозить»… «ляпнуть» ерунду…
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753).
Также, когда мы нечто «ляпнули» невпопад или «сморозили» глупость, то значит, отразили мы это в гротескном виде (то есть, «ляпнули», а не сказали, «сморозили», а не допустили). Некая оригинальная, можно сказать, эстетическая форма глупости реинтерпретируется как «шутка» уже на рефлекторном уровне — в эмоциональном возбуждении веселья и игрового поведения.

Чувство юмора (юмор) – это способность увидеть гротескную, парадоксальную, иную эстетическую композицию несоответствия каких-либо идеалов и норм, а также, художественно интерпретировать мысль или образ, действие, заключив в них шутку, иронию, пародию.

Нередко, юмористическое изречение — это, своего рода, комический афоризм, пословица. Где комизм суть творческий продукт шутки, связанный с образом человека или его деятельностью. Шутка же — это игра, а игра — это веселье, соревнование, интеллектуальное развитие.

Шутка – это сентиментальная веселая игра, построенная на обмане чувств, на обмане разума, а также (2) — это игривая, удивительно выстроенная мысль или просто неожиданное остроумное замечание по поводу всего, жизненно и социально значимого для человека (по поводу самого человека) и зачастую олицетворенного в его воображении; игровое поведение предполагает азарт и чувство успеха, триумф.
Шутка – социальная сентиментальная игра, смысл которой – вызвать удивление и веселье.
Где удивление — атрибут интеллектуальной деятельности человека, а веселье — общее благополучие.

«Если на тебя нежно падают лепестки роз, посмотри, не летит ли вслед за ними горшок. » (юмор из интернета)

Это типичная шутка, которая вначале прельщает, убаюкивает, или настраивает, вызывая у нас положительные эмоции, эстетическое чувство. Далее следует неожиданный поворот и развязка, удивляющая своей реалистичностью.

Шутка нередко необходима для поднятия оптимистического духа и для самообладания. Например, часто в связи с этим олицетворяется сама судьба с иронией в её адрес: «судьба злодейка», «назло судьбе». Да и жизнь имеет различные сравнения, и по поводу смерти рисуются ироничные образы.

Шутка, как форма игрового поведения способствует коммуникативной функции (общению) и является нормой социальной жизни.
Также, шутка в юморе (юмор — это «умная шутка») — это интеллектуальная тренировка и развитие навыков в наследственной форме игрового поведения.

Шутка эволюционно сформирована в обобщение и имеет свою структуру «архетипа» в наследственном знании, наследственном поведении и в общем распознании своих признаков.
Так, например, шутке свойствен «обман», «двусмысленность» или «нелепость», а наследственная память человека при определённых обстоятельствах (например, улыбка) через безусловный рефлекс располагает декодировать этот «обман» или «нелепость», как «шутку».

Ирония – это критика в шутливой форме.

Пародия – утрирующий художественный образ, заостряющий внимание (увеличивая — гипербола, или уменьшая — литота, эвфемизм) на всех, подлежащих критике-осмеянию деталях пародируемого объекта (персонажа) удивительно или неожиданно высвечивая (или рисуя) его странным и смешным.

Когда дети строят рожицы или гримасы, то по природе — это игра, по поведению – шутка, а конструкция этой шутки – гротеск. Гротеск способен «удивлять», синтезировать психическую энергию и положительные эмоции эстетического — сентиментального плана.

Смех – это рефлекторный всплеск эмоции природного веселья в критической, социальной и эстетической оценке столкновения (игры) двух смысловых контекстов, представляющих собою удивительное порождение или гротескное превращение, «щекочащее» ум, как и щепетильность лёгкого социального противоречия, псевдоразума, псевдосовершенства.

«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» Ю.Б.Борев.

Источник

Оцените статью