- Чувство юмора: как развить, и зачем оно нужно
- Чувство юмора в психологии
- Здоровое и нездоровое чувство юмора
- Типы чувства юмора
- Функции юмора
- Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)
- Упражнения для развития чувства юмора
- Двусмысленность
- От обратного
- Ассоциации
- Фантазии
- Чувство юмора — определение
Чувство юмора: как развить, и зачем оно нужно
Американский композитор Нед Рорем сказал: «Юмор – это способность видеть три стороны одной медали». Психология полностью согласна с этим мнением. Развитое чувство юмора действительно помогает увидеть ситуацию в другом свете, найти больше вариантов решения проблемы.
Юмор помогает предупреждать и разрешать конфликты, налаживать отношения, самовыражаться. Это то качество, которое одинаково привлекает мужчин и женщин. Но это только часть преимуществ. Юмор еще и способен исцелять наши души. В психологии даже есть терапия смехом (юмором).
Чувство юмора в психологии
«Если позволять себе шутить, люди не воспринимают тебя всерьез. И эти самые люди не понимают, что есть многое, чего нельзя выдержать, если не шутить», – Эрнест Хемингуэй.
По тому, над чем человек смеется и как он шутит, можно многое о нем узнать, например, его ценности и убеждения, принципы (или их отсутствие), больные точки, особенности характера и темперамента, уровень интеллекта и ширину кругозора, глубину внутреннего мира.
Думаю, вы сами замечали, что кого-то рассмешить очень легко, кто-то понимает только прямые шутки, кто-то повторяет чужие образцы, а кто-то сам шутит, да так интересно и утонченно, что не всегда оказывается понят другими.
Какова же структура юмора и почему чувство юмора отличается? В чувстве юмора задействованы познавательные процессы и эмоции, а также физиология.
- Познавательные процессы – это внимание, память, мышление, воображение и другое. Чем выше развиты эти свойства психики, тем острее и интереснее у человека чувство юмора.
- Причем тут физический уровень? Под этим подразумеваются вербальные и невербальные способы, используемые человеком.
- Про эмоции все еще понятнее: мы от природы отличаемся темпераментом, а значит и эмоциональностью. Жизненный опыт тоже вносит свою лепту. В результате кто-то более эмоционален, кто-то менее. У кого-то преобладают положительные, а у кого-то отрицательные эмоции.
Для того чтобы мы посмеялись, посыл (а юмор всегда связан с какой-то мыслью, образом) должен быть не значим для нас, то есть вводить в состояние игры, а не вызывать переживания. Отсюда и обиды с фразами «Да ты чего, я же пошутил». Есть вещи, над которыми шутить нельзя. Но беда в том, что для каждого человека это свои идеи, личные.
Из сказанного выше вытекает еще одна важная функция юмора: познание другого человека и себя. Развитие своих коммуникативных способностей, эмпатии, чувствительности, умения встать на место другого человека.
На этой же почве то, о чем мы шутим, а точнее что воспринимаем серьезно, а что нет, говорит о наших желаниях и потребностях, отношении к человеку или каким-то вещам. Наверняка, случалось такое, что вы сами не верили в серьезность происходящего до последнего.
Здоровое и нездоровое чувство юмора
Чувство юмора – признак зрелой и здоровой личности. Однако чувство юмора чувству юмора рознь, важно смотреть не только на его наличие, но и на содержание.
- Здоровое чувство юмора позволяет продуктивно взаимодействовать с людьми и предполагает гибкие личностные границы.
- Нездоровый юмор, как правило, имеет разрушающий характер в отношении других или себя, препятствует налаживанию контактов. А вместе с этим отмечается неподвижность личных границ. Часто как раз про таких людей говорят, что у них нет чувства юмора.
Самым опасным считается черный юмор, притом отмечается, что он свойственен людям с психозами.
- Например, юмор шизофреников сложно понимать другим людям.
- А параноики наоборот не понимают шутки здоровых людей. Им мерещатся оскорбления и угрозы.
- Шутки маньяков пугают других людей, но услышать их можно очень часто.
Здоровье/нездоровье юмора можно определить с помощью опросника для оценки стилей юмора (автор – Мартин). Проводились исследования с помощью этого опросника, в ходе которых было выявлено:
- Здоровый адаптационный юмор свойственен оптимистам, людям с адекватной самооценкой и способным строить близкие отношения.
- Агрессивный юмор наблюдается у неудовлетворенных людей.
- Самодеструктивный и самоуничижительный – у людей с психическими нарушениями, сопровождающимися депрессией, тревогой и враждебностью, низкой самооценкой и неудовлетворенностью отношениями с окружающими людьми.
Типы чувства юмора
Чтобы определить характер юмора, а значит и личностные особенности человека, не обязательно общаться с ним, достаточно проанализировать продукты его творчества (рисунок, сценарий, книга, песня). Что и сделала Р. Сильвер. Автор пользовалась рисуночным тестом. В результате этого она выявила 7 типов чувства юмора:
- Патологический черный юмор. Для него характерен смех над ситуациями смерти и опасности. Это насмешка над чужими страданиями и страхами.
- Непатологический черный юмор. Смех также над ситуацией смерти, несчастья, но при условии, что сам участник этой ситуации не демонстрирует страдания или страх.
- Уничижительный юмор. Предполагает насмешки и унижения по какому-либо признаку.
- Самоуничижительный юмор. Высмеивание собственных неприятных черт.
- Неясный юмор. Что-то отстраненное, не предполагающее конкретного развития событий далее.
- Умеренно положительный юмор. Предполагает преодоление неудач с помощью высмеивания, доброго смеха над самим собой. Особенно по достижению успеха.
- Выраженный положительный. К выше описанному добавляется игра слов, высмеивание абсурда и двойственности ситуации. Это игривый юмор, иногда объединяющий нескольких персонажей.
Для каждого человека характерно преобладание того или иного чувства юмора в зависимости от ситуации. Но этим и затрудняется дифференциация чувства юмора по принципу патологии/нормы.
Функции юмора
Юмор – средство коммуникации, способ игры и флирта. В психологии такое игривое состояние называется парателическим. Какие еще функции несет в себе юмор:
- помогает влиться в компанию;
- может быть вариантом психологической защиты (спасает от расстройств личности и внутренних противоречий);
- выступает способом выражения агрессии или сексуальности (интереса);
- помогает перерабатывать информацию.
Кроме того, среди социальных функций значится:
- социальная активность и возможность выхода за социальные рамки;
- снятие ответственности (если хочешь что-то сказать, но боишься, то скажи это в шутку);
- регуляция отношений;
- защита социального статуса и иерархии;
- идентичность и сплоченность.
Главная психотерапевтическая функция состоит в том, что юмор позволяет человеку посмотреть на свои проблемы, желания, личностные качества со стороны, а после, трансформируя их в приемлемые формы, принять. Это важно для внутренней и внешней интеграции человека.
Кроме того, юмор позволяет позитивно переоценивать стрессовые ситуации, сохранять внутреннюю свободу, преодолевать чувство отчаяния и трудные жизненные ситуации – это еще и средство саморегуляции.
Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)
Прежде всего важно понять, что необходимо для чувства юмора:
- зрелые познавательные процессы (психофизиологическая взрослость);
- сформированная Я-концепция и развитое самосознание (личностная зрелость);
- сложная внутренняя организация (глубокий и широкий внутренний мир);
- очень хорошо развитое абстрактное мышление.
Все это необходимо, чтобы понимать, насколько предмет шуток соотносится с самим автором и другими людьми. Безусловно, смеяться могут все. Но очевидно, что причины смеха и содержание шуток ребенка и взрослой развитой личности очень отличаются.
Для формирования чувства юмора большое значение играет чувство самоиронии, что в свою очередь связано с самопринятием и самопониманием. Второй элемент – психологическая безопасность, чувство защищенности и уверенности в своих силах.
Без чувства юмора тяжело живется и самому человеку, и его окружению. Но развить его можно.
- В первую очередь вспомните, что лежит в его основе: высокий уровень развития познавательных способностей. Соответственно, тренируйте интеллект, память, мышление.
- Читайте книги, смотрите фильмы. Во-первых, книги развивают нас, а во-вторых, там можно встретить немало острот, интересных образов. Чем чаще вы будете сталкиваться с какой-то схемой, тем прочнее она укоренится в вашем подсознании. Попросите кого-то вам «расшифровывать» юмор, постепенно вы сами научитесь его видеть. Еще чуть позже сможет сами придумывать шутки.
- Расширяйте кругозор, пополняйте словарный запас. Освойте техники коммуникации.
- Как шутить? Берете какой-то не важный для вас и собеседника образ и с помощью аналогии сравниваете его с чем-то («Ну ты прям как…») или с помощью логики придумываете исход событий («Ты бы еще…»).
- Развивайте самоиронию. Для этого нужно осознать свои недостатки и принять их, а после научиться спокойно их использовать.
- Заучивайте и рассказывайте анекдоты. Скорее всего, подойдет этот метод для начинающих шутников. Но постепенно, если будете выполнять и другие рекомендации, то сможете сами шутить. Рассказывайте анекдоты в тему и очень артистично, передавая эмоции словами и жестами.
- Не бойтесь отвечать шуткой на шутку. Остроумные люди притягивают друг друга. Всегда приятно услышать достойный ответ, осознать родственность души и интеллекта.
- Научитесь видеть что-то смешное в повседневности: вот в толпе дама идет в забавной шляпе как у Шапокляк, а вот у салона красоты забавная вывеска, а там мужчина, ну, копия мультяшный персонаж.
- Посмотрите выступления стендаперов, комиков. Как изящно они шутят над недостатками мира или собственными изъянами! Но не все авторы, некоторые скатываются в пошлости. На мой взгляд, прекрасен в своем жанре стендапер Джордж Карлин.
- Всегда наблюдайте за реакцией окружающих на ваши шутки. Можно напрямую попросить кого-то из близких людей наблюдать за вами, критиковать, помогать, подсказывать.
В общем, нужно саморазвиваться и личностно расти.
Упражнения для развития чувства юмора
На каждое упражнение отводите хотя бы по часу в день.
Двусмысленность
Вспоминайте как можно больше слов с двойным значением. Принцип таких шуток: в первом предложении мы думаем об одном смысле, а уже во втором понимаем, что смысл был иной. От того и смешно.
От обратного
Самый простой способ. Научитесь комментировать вещи, представив их в противоположном смысле. Так рождаются выражения а-ля «Ты сегодня нарядный» (когда человек пред нами в явно помятом виде). Главное не уйти в крайность оскорблений и язвительного юмора. Именно с техникой «от обратного» существует такая опасность.
Ассоциации
Выискивайте в своих знакомых какие-то интересные элементы и на бумаге придумывайте к ним ассоциации. Можете придумывать что угодно, но если «подопытному кролику» этого лучше не знать, то бумаги сжигайте и рвите.
Фантазии
Каждый день выбирайте одну букву и старайтесь придумывать предложения, состоящие из слов исключительно на эту букву. Пусть выйдет нереально, абсурдно. Не важно! Вы учитесь креативить, развиваете свое мышление, воображение, пополняете словарный запас.
Развить чувство юмора можно всегда. Да, кто-то от природы в большей мере наделен остроумием, кто-то – в меньшей, но это не так важно. Точнее даже будет сказать, что у кого-то природная эмоциональность и чувствительность выше, а вот острота и гибкость интеллекта, абстрактно-логическое и творческое мышление, как и понимание людей и ситуации – дело наживное. Главное, не лениться и регулярно самосовершенствоваться.
Источник
Чувство юмора — определение
Замечательно толкует юмор В.И. Даль:
«ЮМОР (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.»
С этим прекрасным, кратким и ёмким определением не сравнятся сами психологические словари.
И вот, почему — Далю удалось выявить самые главные (не больше и не меньше) составляющие предпосылки юмора — в эмоциональном, интеллектуальном, и саму форму поведения. А также, у Даля достаточно определённо сформулирована специфическая сущность юмора.
1 — Веселье, удаль, разгул иронии – то есть, живой бодрый и весёлый ум. Ирония — исходит от критичного ума.
2 – Остроумие — которое включает в себя мотивы и приёмы шутки.
Шутка же имеет собственную психологию и также, является элементом психологии юмора. Одна из характеристик остроумия и шутки — это неожиданность. «Резко выставлять» — то есть, тонко подметить, нестандартно интерпретировать, сделать стильный комментарий или применить обманный маневр, создать иллюзию.
3 — «Безобидно выставлять» — важное замечание о природе юмора. Юмор — это явление человеческой культуры, где критика или протест смягчается игровым поведением (шуткой). Однако, существует и сатира с жесткой критикой и остротой, но минимум игры и шутки.
4 — Веселье — радость, оптимизм. Удаль — жизненный тонус молодости, тонус игрового поведения.
Разгул иронии — удаль или тонус игрового поведения, располагающий к шутке, социальный и развивающий в интеллектуальном соревновании аспект игры.
И всё же, определение можно подкорректировать:
Чувство юмора – способность критичного ума подмечать недостатки, противоречия, несовершенства; способность ассоциативной памяти и воображения, эффектно неожиданно, оригинально и творчески их высвечивать в шутливой форме.
Чувство юмора — это игривое, шуточное, ироничное (забавно-критичное или критичное высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.
Комическое всегда связано с человеком и социальной средой, где человеческий и социальный фактор — самый главный и щепетильный в специфике юмора и комизма. Это самый чувствительный пусковой курок игрового поведения.
Комическое в неживой природе возможно в совокупности трёх условий.
1. Ассоциация с человеческим действием… олицетворение неживой природы.
2. Неожиданность.
3. Срабатывание рефлекса игрового поведения.
Вернёмся к меткому определению В.Даля, где «юмор — весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии». Вот такая «складка ума и разгул иронии» может подмечать странности и в неживой природе через её олицетворение.
Если не находится игры и шутки в самой природной среде, в социальной и деятельной жизни, то человек это создаёт сам.
Юмор – это потребность в веселии, которая использует физиологический механизм катарсиса: высвобождение медиаторов удовольствия после импульса с выбросом адреналина.
Для того, чтобы веселие превратить в смех, этот физиологический маятник должен получить эксцентричную динамику. Здесь необходим эмоциональный импульс удивления или небольшой испуг — в состояние бодрости и радости, как вплеск масла в огонь.
«Смех – это всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению» Ю.Борев.
Игровой инстинкт здесь — стихия всех шуток, функционирует, как потенциал «базы» в транзисторе.
Адреналиновый вплеск возможен через интеллект и действие — и далее, в социальной оценке содержания шутки или комической ситуации.
Социальный фактор – главный носитель специфики комизма, в юмористической и комической ситуации вливает в сознание и психику щепитильность.
Поэтому комизм всегда связывают с человеком и социальной его природой, о чём убедительно высказались в своё время Н.Чернышевский и А.Бергсон.
Все остальные факторы в юмористическом чувстве (зстетическое впечатление, интеллектуальное удивление) как дрожжи для положительной эмоции.
В связи с этим, юмор, также, суть остроумие и творческая мысль, использльзующие для эффекта шутку.
Юмор — творческий процесс на волне игрового поведения. Поэтому в его остро-умном (актуальном, тонком наблюдении, находчивости) либо художественном (метафоричном, гротескном и другом, даже, стихотворном образе) присутствует шутка — как обманный манёвр и розыгрыш.
«Как верно подчеркивал Гегель, не следует смешивать оригинальность с субъективным произволом, со следованием художника случайно пришедшим ему в голову мыслям. Нельзя отождествлять оригинальность с созданием причудливого. В псевдооригинальном остроумии и юморе художник, по мнению Гегеля, «исходит из своей собственной субъективности и все снова и снова возвращается к последней, так что настоящий объект изображения трактуется им лишь как внешний повод для того, чтобы дать полный простор остротам, шуткам, неожиданным прыжкам мысли, порожденным субъективным капризом. Но в таком случае требование предмета и это порождение субъективности расходятся. И художник оперирует материалом совершенно произвольно, дабы частные черты художника могли выступить как нечто главное». Из-за такой субъективности каприза художник «соскальзывает с действительного юмора на плоскую болтовню». Подлинная оригинальность комедийного произведения вырастает из оригинального осмысления реальности» (Ю.Б.Борев).
То есть, здесь можно констатировать, что «субъективный каприз» и «плоская болтовня» в псевдооригинальном остроумии суть чудачество, как примитвная форма юмора под действием гормонов игрового поведения.
И в таком случае чудачество само становится объектом иронии, смеха, насмешки.
Виновником комизма всегда является человек (образ чудака) — на фоне позитивного чувства или веселья, переживания радости жизни, социального чувства единения, человеческой сентиментальности.
Поскольку разум является критерием человеческого поведения, постольку глупость (странность) на пути к разуму создаёт контраст противоречия. Это всегда неожиданно, сентиментально и уже смешно, потому что глупость здесь принимает шутливый образ «перевёртыша», вызывая игровой рефлекс.
Также, необычный, оригинальный, контрастный, образный, эстетический художественный случай социального противоречия – это уже зрелище. А социальный контекст умножает чувственность и наполняет эмоцию.
«Зрелищное» социальное противоречие удивительно и сентиментально, здесь подключается игривое отношение (игровое поведение) — это теперь можно назвать комическим чувством.
В комическом чувстве возможно самовозвышение и насмешка. Но комическое чувство самодостаточной личности включает в себя чисто эстетическое, сентиментально-социальное, игровое чувство.
Само по себе нарушение социальных норм, малодушие, порочность, глупость, невежество, не комично и не смешно. Также, не смешны сами по себе разные ошибки, недоразумения и слабость. А искусственное осмеяние при этих проявлениях — это прикрытое чувство злорадства культурой социальной игры.
Чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне — достаточно глупость «сморозить»… «ляпнуть» ерунду…
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753).
Также, когда мы нечто «ляпнули» невпопад или «сморозили» глупость, то значит, отразили мы это в гротескном виде (то есть, «ляпнули», а не сказали, «сморозили», а не допустили). Некая оригинальная, можно сказать, эстетическая форма глупости реинтерпретируется как «шутка» уже на рефлекторном уровне — в эмоциональном возбуждении веселья и игрового поведения.
Чувство юмора (юмор) – это способность увидеть гротескную, парадоксальную, иную эстетическую композицию несоответствия каких-либо идеалов и норм, а также, художественно интерпретировать мысль или образ, действие, заключив в них шутку, иронию, пародию.
Нередко, юмористическое изречение — это, своего рода, комический афоризм, пословица. Где комизм суть творческий продукт шутки, связанный с образом человека или его деятельностью. Шутка же — это игра, а игра — это веселье, соревнование, интеллектуальное развитие.
Шутка – это сентиментальная веселая игра, построенная на обмане чувств, на обмане разума, а также (2) — это игривая, удивительно выстроенная мысль или просто неожиданное остроумное замечание по поводу всего, жизненно и социально значимого для человека (по поводу самого человека) и зачастую олицетворенного в его воображении; игровое поведение предполагает азарт и чувство успеха, триумф.
Шутка – социальная сентиментальная игра, смысл которой – вызвать удивление и веселье.
Где удивление — атрибут интеллектуальной деятельности человека, а веселье — общее благополучие.
«Если на тебя нежно падают лепестки роз, посмотри, не летит ли вслед за ними горшок. » (юмор из интернета)
Это типичная шутка, которая вначале прельщает, убаюкивает, или настраивает, вызывая у нас положительные эмоции, эстетическое чувство. Далее следует неожиданный поворот и развязка, удивляющая своей реалистичностью.
Шутка нередко необходима для поднятия оптимистического духа и для самообладания. Например, часто в связи с этим олицетворяется сама судьба с иронией в её адрес: «судьба злодейка», «назло судьбе». Да и жизнь имеет различные сравнения, и по поводу смерти рисуются ироничные образы.
Шутка, как форма игрового поведения способствует коммуникативной функции (общению) и является нормой социальной жизни.
Также, шутка в юморе (юмор — это «умная шутка») — это интеллектуальная тренировка и развитие навыков в наследственной форме игрового поведения.
Шутка эволюционно сформирована в обобщение и имеет свою структуру «архетипа» в наследственном знании, наследственном поведении и в общем распознании своих признаков.
Так, например, шутке свойствен «обман», «двусмысленность» или «нелепость», а наследственная память человека при определённых обстоятельствах (например, улыбка) через безусловный рефлекс располагает декодировать этот «обман» или «нелепость», как «шутку».
Ирония – это критика в шутливой форме.
Пародия – утрирующий художественный образ, заостряющий внимание (увеличивая — гипербола, или уменьшая — литота, эвфемизм) на всех, подлежащих критике-осмеянию деталях пародируемого объекта (персонажа) удивительно или неожиданно высвечивая (или рисуя) его странным и смешным.
Когда дети строят рожицы или гримасы, то по природе — это игра, по поведению – шутка, а конструкция этой шутки – гротеск. Гротеск способен «удивлять», синтезировать психическую энергию и положительные эмоции эстетического — сентиментального плана.
Смех – это рефлекторный всплеск эмоции природного веселья в критической, социальной и эстетической оценке столкновения (игры) двух смысловых контекстов, представляющих собою удивительное порождение или гротескное превращение, «щекочащее» ум, как и щепетильность лёгкого социального противоречия, псевдоразума, псевдосовершенства.
«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» Ю.Б.Борев.
Источник