Чувство взрослости у подростков психология

Содержание
  1. Чувство взрослости у подростков
  2. Чувство взрослости у подростков статья по психологии на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. Чувство взрослости подростка и его особенности
  7. Читайте также
  8. Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости
  9. Кризис новоиспеченной взрослости: как помочь себе
  10. 1.2. Периодизация взрослости
  11. 1.3. Изменение психических функций в период взрослости
  12. 1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости
  13. 4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол
  14. Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка
  15. Индивидуально–типологические особенности организма подростка
  16. Глава 2 Структура и особенности личности подростка
  17. Самосознание подростка и его особенности
  18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
  19. 5.3. Особенности развития и взросления подростка

Чувство взрослости у подростков

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания (схема 6) является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Социальная активность подростка формируется на основе большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Ситуация. Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и социальное «чувство взрослости».
• Почему центральным новообразованием является «чувство взрослости»? В чем это проявляется?
Решение. Чувство взрослости — особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании подростка, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Это придает ему ощущение взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить себя от вмешательства других людей, добиться, чтобы взрослые, старшие уважали его, считались с его мнением. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, линия поведения.

Вопрос. Часто говорят о ярко выраженных тенденциях подросткового возраста. Одинаково ли у всех подростков проявляется «чувство взрослости»?
Ответ. Нет, не одинаково. Встречаются подростки и с не ярко выраженной тенденцией — их претензии на взрослость проявляются эпизодически. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность: на занятиях, в делах и т. д., как складывается система отношений, в которую включается подросток — признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.

Ситуация. В разных семьях подростки по-разному проходят этот возрастной период.
• Как семья влияет на подростка?
Решение. Многое зависит от семьи, в которой живет подросток. Если в прошлом от него требовали беспрекословного соблюдения того, что сказал взрослый, и не устанавливали с ним доверительных отношений, то подростковый период будет проходить трудно. Зависит это и от компании, социального окружения, в котором растет подросток, от уровня его занятости. Как правило, дети, которые с интересом учатся, имеют устойчивое дело — спорт, танцы, проживают этот период легче.
Большое влияние оказывают и особенности темперамента человека, так как эмоциональные люди, неуравновешенные, с подвижной нервной системой в целом труднее проживают подростковый период, чем дети устойчивого типа. Но вообще-то трудный подростковый период бывает у всех. Это период становления человека как личности.

Вопрос. Следует ли родителям готовиться к прохождению подросткового периода детьми?
Ответ. К этому периоду должно быть накоплено много хороших общих воспоминаний, увлечений, общие друзья, общий язык для обмена мнениями. Это позволит сохранить контакт даже в самый трудный момент непонимания. Не упрекайте подростка за то, что в какой-то период ему будет гораздо интереснее с другом, чем с родителями. В глубине души подросток должен знать, что дома его любят и ждут.

Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого (схема 7) протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность ее признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.

Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои права и ограничить их у взрослых. Имея обостренное чувство собственного достоинства, осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослым.

Но ряд моментов заставляет взрослого (сознательно и подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений (см. схему 7):
• неизменность общественного положения подростка (он был и остается школьником);
• сохранение детских черт в облике и поведении подростка;
• привычка взрослого направлять и контролировать ребенка;
• материальная зависимость от родителей;
• неумение подростка действовать самостоятельно.

И если взрослый сам проявит инициативу, переход к новому типу отношений пройдет гладко, тем более что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для его подготовки к будущей жизни.

Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми.

В конфликтах подростка и взрослого последний может занять как обвинительную, так и оправдательную позицию.

Ключ к подростку — это любовь к нему, которая может быть условной и безусловной.

Ситуация. Можно слышать от родителей такое обращение к сыну: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить», «Если ты будешь хорошо учиться, то получишь желаемую вещь». • О какой любви к ребенку свидетельствуют такие призывы?
Решение. В данной ситуации родители прямо сообщают, что его принимают, будут любить при каком-то условии: «если ты. ».

Источник

Чувство взрослости у подростков
статья по психологии на тему

Эссе о проблемах подросткового возраста

Скачать:

Вложение Размер
Чувство взрослости у подростков 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста

Я бы назвал подростковый возраст возрастом противоречий. Пресловутый «дух противоречия» просто-напросто разрывает подростков. Самое главное противоречие — противоречие между желаемым и действительным. В действительности подростки остаются детьми, но — желают быть и казаться взрослыми людьми. Отсюда и все (или большая часть) их проблемы. Например, проблема с учебной деятельностью. «Зачем мне учиться?», спрашивает себя подросток. «Ведь взрослые не учатся [так думает ребёнок], они и так всё знают. А я — взрослый, я уже не такая малявка, которую ведут за ручку в первый (второй, третий) класс».

Отсюда — и проблема с поведением подростка. «Я веду себя так, как я хочу», думает подросток, «ведь так ведут себя и взрослые» [так он считает]. “Хожу туда, куда хочу, хочу — обращаю внимание на замечания, а хочу — нет. Разговариваю так, как считаю нужным [отсюда — проблема нецензурной лексики у подростков]”. Отсюда же — проблема дурных привычек: курение, выпивание спиртного: «Если это делают взрослые, то почему мне нельзя? Я же взрослый!». Здесь коренится проблема подросткового нигилизма в отношение авторитета взрослых людей и вообще — «мира взрослых», мира социальных, нравственных ценностей и норм. «Я и так всё знаю — отстаньте от меня!» — кричит подросток. Хорошо, давайте отстанем от него. И что же? Он к нам приходит и говорит: «Мама, я есть хочу! Папа, дай сто рублей на школьный буфет!». — «Да ты же взрослый, иди и заработай!». «Мам, мне по русскому «двойку» поставили неправильно, поговори с учительницей!» — «Ты же взрослый, сам и поговори и объясни ей свою правоту и её несправедливость!». При мне, в дискуссии о проблемах подростков в пятом классе и их отличии от проблем взрослых один пятиклассник сказал: «Взрослый может решить свои проблемы без подростков, а подросток свои проблемы без взрослых решить не может».

Вот в чём суть проблемы подростков: громадность амбиций при нехватке амуниции. Надо нам терпеливо и постоянно объяснять детям, подросткам — благо, ум уже у них для этого открыт, это самый возраст ментального созревания и умственного роста, — что взрослость — это не всезнайство и вседозволенность и необоснованная претензия на них, а ответственная самостоятельность человека, отвечающего за свои слова и поступки, уважающего других людей, соблюдающего социальные нормы (моральные и правовые), сознающего пределы своих знаний и способностей и готового всегда учиться у других людей. Надо объяснять подросткам, что они — становящиеся взрослые, что человек вообще — всегда только становящийся человек, что он всегда, всю свою жизнь, будет стоять перед ответственным выбором.

Эта проблема между объективной реальностью детства и субъективным чувством желаемой взрослости разрывает подростка, и задача нас, взрослых людей — по возможности сглаживать, заживлять этот разрыв, сделать его как можно менее болезненным как для самого ребёнка, так и для окружающего социума.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равнопр.

В статье раскрываются психологические особенности подросткового возраста, а также основные трудности взаимоотношений взрослых и подростков. Автор предлагает свое видение вариантов решения основных кон.

Презентация является дополнением к семинару-практикуму для родителей детей подросткового возраста.

Рассматривается извечная проблема «Отцов и детей».Очень важная тема для подростков.

Статья написана в рамках работы инновационной площадки на базе МБОУ «Баскаковская средняя школа» по теме «Воспитание ответственности в условиях сельской школы».

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина Росси.

Возраст открытия «самости» — 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое.

Источник

Чувство взрослости подростка и его особенности

Чувство взрослости подростка и его особенности

Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой – от детства к взрослости. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности. Значит, есть разная взрослость: физически сложившийся, похожий на взрослого человек не всегда рассуждает и поступает по–взрослому. (Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова: сколько лет было «мужичку с ноготок», когда он понял, что тоже отвечает за семью?) Но бывают и двадцатилетние недоросли с инфантильными взглядами на жизнь, желанием поиграть и ни за что не отвечать. И это не единичные случаи. Некоторые люди взрослеют поздно, и не только в быту. Но надо учесть, что независимо от того, где и с кем живет ребенок, сама по себе взрослость не приходит. Разные факторы могут или приближать, или отдалять ее. Приведу пример из опыта моего руководства экспериментальной работой в школе.

Ученик восьмого класса, т. е. старший подросток, одной из школ Ленинградской области, Ф. И., живет с родителями. Отец – инженер, руководит строительной фирмой, мать – экономист в этой же фирме. Мальчик хорошо и модно одет, имеет мобильный телефон. Иногда играет с ним на уроках. Однажды, «когда все надоело», он позвонил по «02» и сказал, что школа заминирована. Через некоторое время приехали сотрудники МЧС с собакой и стали искать бомбу. Директор школы, завучи и учителя срочно эвакуировали всех детей. Еще через два с половиной часа стало понятно, что никакой бомбы нет. Детей надо было возвращать в классы на уроки. Напуганные, они отказались идти. Их отпустили домой. Вскоре установили, откуда был звонок, вызвали отца Ф. И. В присутствии сына он стал его защищать, говоря, что это шалость, уговаривал не составлять протокол для милиции и не подписал его. Затем стал просить психолога дать справку о том, что его сын психически не вполне здоров, боясь, что иначе тот попадет в колонию. Тем не менее инспектор по делам несовершеннолетних завела уголовное дело. Каково же было удивление педагогов, когда через десять дней Ф. И., переведенный в вечернюю школу, которая располагалась с торца школы и имела отдельный вход, залез в кабинет начальной военной подготовки, взял какие–то препараты, а потом разбрызгал жидкость из газового баллончика! От этого женщине–сторожу стало плохо, ей вызвали «скорую помощь», многие учащиеся жаловались на головную боль. Всех потрясло другое: отец опять стал защищать «невинное дитя», вспоминая при этом свое озорное детство. И только оставшись в кабинете наедине с психологом, он начал рассказывать о том, что сын замучил воровством и плохой учебой всех родных. Мать мальчик совсем не слушает, отца боится, но все равно не считается и может убежать из дома, если тот накажет его. Однажды подросток собрался ехать в Омск к бабушке, и с поезда его сняла милиция. Такое вот взросление. Ясно, что корни всех неприятностей не в подростке, а в родителях, которые всегда все ему позволяли, а он никогда ни за что не нес ответственности. Мальчик ни в чем не знал нужды, родственники обожали и баловали его, когда он был маленьким. И сейчас, пока взрослые решали, что делать, он подмигивал ребятам: дескать, пронесет. Это инфантилизм почти пятнадцатилетнего подростка, не умеющего делать ничего толкового и не научившегося отвечать за свои поступки.

Т. В. Драгунова обратила внимание на разные варианты взрослости. Такова взрослость подростков–интеллектуалов. Одни интересуются только знаниями, зато ведут себя эмоционально, как дети (обидчивы, капризны, неуступчивы и т. п.); другие кроме знаний задумываются о том, как они выглядят в глазах окружающих, следят за внешностью, модой, стараются своим поведением показать, что они взрослые. Третьи занимаются самовоспитанием. Понятно, что взросление этих детей будет проходить по–разному.[6]

В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится как бы стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. В связи с этим вновь подчеркнем, что подросток – личность противоречивая. Если ломка старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по–взрослому, завтра – капризничает. Но такая ломка непонятна и тяжела для самого подростка: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние. Подросток задает себе вопрос: «Почему я не такой, как все?»

Проблема кризиса и противоречий интересовала ученых всегда. Мы писали об этом в главе 1. Здесь отметим, что, в принципе, есть два пути развития подростка: бесконфликтное, бескризисное, гармоничное и кризисное, с трудностями взросления. Первый тип возможен тогда, когда взросление происходит быстро, без ломки прежних взглядов и перемены отношений со взрослыми и родителями. Второй отмечается в индустриальных обществах, когда есть расхождение в требованиях, предъявляемых к взрослым людям и детям. При этом возникает парадоксальная ситуация: ребенок усваивает то, что во взрослой жизни ему не пригодится, а то, что необходимо, не получает и, став взрослым, не знает, как жить во взрослом мире и как приобрести жизненные навыки. Значит, есть разные типы перехода ко взрослой жизни, когда ребенка не готовят к ней и он проявляет свою самостоятельность по своему разумению или с санкций взрослых. В этом случае его постепенно приобщают к взрослой жизни. Во втором случае подросток постепенно заменяет взрослых в посильной трудовой деятельности (не игрушечной – собрать мусор и полить цветы, а заботиться по–настоящему о членах семьи: отводит и приводит сестренку из детского сада, каждый день ходит в магазин за молоком и хлебом и т. д.). То есть речь идет не об эпизодической помощи, а о постоянных обязанностях.

По мнению Л. С. Выготского, для понимания сущности противоречий и кризисов подростка необходимо выделить самое главное новообразование в его личности, которое меняет социальную ситуацию развития. В отличие от ребенка младшего школьного возраста подросток не овладевает новой деятельностью – учением. Оно остается, но меняется отношение к нему, школе, взрослым. Соответственно новым психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости. Зарубежные психологи не выделяют чувство взрослости как главное свойство личности подростка. Периодизации подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии не совпадают. Так, возраст от 11 до 15 лет отечественные психологи относят к подростковому, а после 15 лет (старшие классы школы) – к ранней юности, поскольку кризисы уже проходят. Мы придерживаемся точки зрения, принятой Т. В. Драгуновой, Л. С. Выготским, В. А. Крутецким, Д. Б. Элькониным и др. Считаем неправомерным относить к подростковому возрасту раннюю юность, так как на этом этапе развития появляются качественно иные психические новообразования.

Взрослостью называется ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы сним считались так же, как со взрослым. Взрослость проявляется по отношению к самому себе, к окружающим взрослым и сверстникам.

Взрослость по отношению к себе проявляется у подростка в том, что он стремится перенять формы взрослого поведения, иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление малоалкогольных и сильноалкогольных напитков, нецензурная брань и пр.). Но более всего подросток стремится изменить самого себя – стать взрослым. Поэтому он усиленно начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием. Особенно ярко это проявляется в желании стать внешне похожим на взрослых – так же одеваться, использовать косметику. Девочки–подростки, стремясь походить на топ–моделей, начинают носить обувь на высоком каблуке, делают экстравагантные прически, одеваются по моде, причем в крайнем ее выражении. Мальчики хотят быть физически сильными и развитыми.

Формирование у подростка качественно новых психических образований – элементов взрослости – возможно в результате «перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов и учебно–познавательной деятельности, а также морально–этических инстанций, опосредующих деятельность, поведение, отношения».[7]

Еще раз подчеркнем, что разные стороны взрослости проявляются и формируются не одинаково. Это объясняет сосуществование в подростке детскости и взрослости – детский облик и взрослые интересы, «детский» паспортный возраст и наличие профессиональных намерений. Все это доказывает, что даже в одном подростке уровни развития разных сторон взрослости различны. В современных подростках одни черты взрослости благоприятно действуют на формирование личности, а другие тормозят его. Важно, что в этот период начинают формироваться социальные и моральные установки.

Почему у некоторых подростков черты взрослости проявляются обостренно? Прежде всего потому, что значимая для каждого из них деятельность имеет свои отличия. Одни идут в школу, учатся три–четыре года, а затем естественно, без «ломки», переходят в пятый класс, особенно если они занимаются также в спортивной или музыкальной школе. Для других переход в среднюю школу проходит болезненно. Они боятся новых учителей, новых требований и т. д.

Следующее объяснение можно найти в статусе подростка в современном обществе: чем больше он изолирован от мира взрослых, не включен в материальное производство, тем дольше его будут оберегать, а он будет оставаться социально незрелым. Одно из объяснений обостренного характера взрослости подростка американский ученый К. Левин видит в принадлежности взрослых и детей к разным самостоятельным группам. Группа взрослых обладает такими привилегиями, которых нет у подростка. Он желает перейти в мир взрослых, но не имеет для этого ни соответствующего статуса, ни полномочий, ни функций. Да и взрослые вполне справедливо считают его ребенком по физическим силам, по «детской» смене настроения и неустойчивости желаний. Возникает социальная неприкаянность подростков. И чем больше это будет проявляться, тем длиннее будет период взросления, тем труднее он будет для будущего личности. Значит, общество обязано не отделяться от групп подростков, а наоборот, включать их в свой мир.

Опираясь на социальную ситуацию развития и ведущую деятельность, можно сказать, что некоторая размытость границ вступления в новые отношения с учителями, с другими школьниками старших классов естественна. Новые нормы и требования, предъявляемые педагогами к учащимся начальных классов, варьируют в зависимости от ситуации. Общественное положение подростка и его ведущая деятельность существенно не изменяются. Изменения происходят не в окружении подростка и не в отношении к нему людей, а в нем самом. Поэтому разные дети вступают в подростковый возраст в разном паспортном возрасте.

Как зарождается чувство взрослости? Первый источник чувства взрослости – когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности, и тогда в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник взрослости – самостоятельное установление идентификации между собой и окружаюшим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Сходство может устанавливаться на разной основе – в способах поведения, социальной активности, в усвоении норм и ценностей.

К примеру, Марина, ученица 7–го класса, физически развитая девочка, которой около 15 лет, работает официанткой в баре, помогая маме зарабатывать деньги.

Четвертый источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, верность принципам, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. Это часто провоцирует недостойное поведение мужчин солидного возраста.

Чтобы считаться взрослым, подросток может совершать невероятные, отчаянные поступки. Например, семиклассник И., узнав, что мимо его дома идет девочка, которая ему нравится, встал на карниз, прошел по нему вдоль лоджии и бросил ей вниз тетрадь с задачами по математике. Квартира располагалась на тринадцатом этаже, а лоджия не была огорожена. Назавтра мальчик стал героем дня – все семиклассники говорили о смелости И.

Итак, чувство взрослости – главное психическое новообразование в подростковом возрасте. Оно проявляется в деятельности, в которой изменяются потребности подростка, преобразуется его самосознание, приобретает новый характер социализация.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

Кризис новоиспеченной взрослости: как помочь себе

Кризис новоиспеченной взрослости: как помочь себе Бакалавр познал в этой каморке сомнения, искусы, победы и поражения, слезы отчаяния и радости, которые дано пережить лишь молодости – зрелый возраст не ведает их или их чурается… М. Юрсенар Эпоха молодости, или ранней

1.2. Периодизация взрослости

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет — возраст вступления в брак; с 30 до 40 — возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

1.3. Изменение психических функций в период взрослости

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый — адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап — упрочение своего профессионального статуса; работник

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка Развитие костно–мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие

Индивидуально–типологические особенности организма подростка

Индивидуально–типологические особенности организма подростка Рассмотрим индивидуальные и типологические, т. е. наиболее общие для этой возрастной группы, анатомо–физиологические особенности подростка. Это важно потому, что взрослые могут соотнести свои наблюдения

Глава 2 Структура и особенности личности подростка

Глава 2 Структура и особенности личности подростка Основные противоречия как источник развития личности подростка Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой

Самосознание подростка и его особенности

Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью

5.3. Особенности развития и взросления подростка

5.3. Особенности развития и взросления подростка Проблема развития психики традиционно соотносится с вопросом о периодизации развития (стадии, этапы, возраст, критические и сензитивные периоды и др.) (Балтес, 1994; Марютина, 1981; Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков,

Источник

Читайте также:  Повышенное чувство страха причины
Оцените статью