«Чувство взрослости» у подростка. Чего опасаться родителям?
Детство ребёнка проходит под девизом: «Вот станешь взрослым, тогда … ».
Вначале взрослые решают за детей: что поесть, когда идти гулять, где провести отпуск и т.д. Родители обеспечивают безопасность ребёнку и берут на себя ответственность за возможные последствия своих решений.
Параллельно тому, что ребёнок вырастает, меняются и детско-родительские отношения.
Родители ждут от малыша проявление самостоятельности. Но, как показывает жизнь, не всегда к ним психологически готовы.
Взрослые не могут принять многие поступки ребенка, считающим себя взрослым. Разногласия, возникающие на фоне недопонимания, портят отношения родителей с детьми, причиняя обеим сторонам боль и страдания.
«Я уже взрослый» — всё чаще произносит ребёнок.
Подростковый возраст – наиболее сложный из всех периодов жизни человека. С ним нельзя справиться, его можно только пережить.
Чувство взрослости – это внутренние ощущения подростка, проявление в его сознании готовности жить в обществе взрослых в качестве полноценного члена общества. Это особая форма подросткового самосознания. Подросток активно подражает взрослым.
Один только возраст не делает ребёнка взрослым. Люди одного возраста могут по-разному рассуждать, жить и вести себя с окружающими.
Взросление ребёнка можно заметить, когда происходят изменения его тела. Изменения фигуры происходят стремительно, «гормональная перестройка» заставляет странно себя вести, а в голове зарождаются безумные мысли.
Поэтому в период взросления появляется невероятно яркий макияж у девочек, интерес к курению и алкоголю у мальчиков. Подростки перенимают манеру взрослых разговаривать, считая обязательным атрибутом взрослости употребление вульгарных слов в своей речи.
Стремление к взрослости у подростков происходит по-разному. Подросток осознаёт себя уже не ребёнком, но ещё и не взрослым.
Быть взрослым – значит брать на себя ответственность, уметь принимать независимые решения, добиться финансовой независимости.
Чем больше вы будете давать подростку самостоятельности, тем меньше у него будет желания демонстрировать эпатажные выходки.
Один из моментов взрослости подростка – выстраивание новых отношений с родителями и другими взрослыми. Эти отношения не всегда основываются на взаимопонимании, поддержке, эмпатии друг к другу.
Взрослые права взрослый ребёнок начинает качать раньше, чем выполнять взрослые обязанности.
Осознание своей взрослости происходит также на фоне понимания, что мир несовершенен. Подросток начинает задавать много вопросов, типа «Зачем родители живут вместе, если они постоянно ругаются?», «Почему отец прячет деньги от матери и просит не говорить ей» и т.д.
Одной из проблем является изобилие информации из интернета. Всё, что там транслируется – дезориентирует подростка. Интернет не имеет границ, там никто ни за что не отвечает. Создаётся иллюзия вседозволенности.
Если родители начнут давить своим авторитетом на подростка, то он будет усиливать реакции, доказывая окружающим, что он уже почти взрослый.
Родителям важно также менять своё поведение по отношению к ребёнку. На самом деле, требовать взрослого к себе отношения у подростка нет достаточных оснований.
Как действовать взрослым?
Необходимо понять, что взрослые и подростки – два разных мира, каждый со своими проблемами.
Позволить подростку проявлять самостоятельность.
Советоваться с подростком, но в пределах разумного.
Принимать его таким, какой он есть. Все проявления подросткового периода пройдут.
Главное не испортить отношения на долгие годы.
Если вам понравилась моя статья, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Источник
Чувство взрослости как мотивация развития подростка
Чувство взрослости в подростковом возрасте возникает у подростка в момент сравнивания себя со взрослыми.
Сравнивая себя со взрослым подросток приходит к мнению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Подросток активно настаивает, чтобы теперь взрослые воспринимали его как равного себе. Хотя подлинного ощущения себя взрослым у подростка нет.
Виды взрослости
Т. В. Драгунова выделяет следующие виды взрослости: подражание внешним признакам взрослости, социальная зрелость, интеллектуальная взрослость.
- подражание внешним признакам взрослости — как правило подростки стремятся подражать негативным взрослым привычкам: курению, играм в карты, употребляют алкоголь, покупают дорогие, модные вещи, делают необычные прически, макияж;
- социальная зрелость — возникает в семьях, где по причине семейных трудностей ребенку с детства приходится помогать родителям;
- интеллектуальная взрослость — возникает при самостоятельном стремлении подростка изучить интересующие его темы или предмет.
Влияние чувства взрослости на развитие в подростковом возрасте
По мнению психологов чувство взрослости источник развития личность подростка в переходный период. Чувство взрослости — мотивация подростка к развитию своей личности.
Чувство взрослости наделяет подростка дополнительной активностью, но выбор пути по которому пойдет ребенок во многом зависит от взрослых.
Если активность и стремление ребенка быть взрослым встречает сопротивление со стороны семьи или общества, ребенку придется тратить много энергии на доказательства своей взрослости. Такие дети тратят много сил для самоутверждения, реализуя чувство взрослости в компании сверстников.
Если окружение признает взрослость подростка, то отрок имеет возможность приступить к труду, он развивается в общественно полезной деятельности и самосовершенствуется.
Источник
21.Чувство взрослости и его виды
Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания старшего подростка является структурным стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.
Социальная активность данного возраста заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку, в стремлении к равноправию во взаимоотношениях с взрослыми и к самостоятельности (в желании оградить себя от вмешательства др.) Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться ребенок, какой характер приобретает его самостоятельность, как складывается система отношений, в которую он включается.
Подражание внешним признакам взрослости – вредные привычки, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, приемы кокетства, способы отдыха, развлечения, ухаживания. Это самые опасные способы достижения взрослости, подражание стилю веселой, легкой жизни.
Равнение подростков-мальчиков на качества настоящего мужчины. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
Другое направление в развитии взрослости связано с ориентацией представлений подростков о традиционных женских и мужских полоролевых характеристиках, которые закреплены в образах матери и отца.
Качества «идеального мужчины», которые ребенок берет в первую очередь со своего отца это, с одной стороны, — сила, смелость, воля, мужество, выносливость, с другой – поведение отца в семейной жизни. Отражение этих качеств ребенок ищет и в окружающем мире, например, в кинофильмах. Средством самовоспитания зачастую становиться спорт, который помогает развить у себя силу и волевые качества. Сегодня сильно изменилась роль женщины в семье, что отразилось на семейных взаимоотношениях. Участие женщины во всех сферах деятельности лишило мужчину роли единственного кормильца семьи. Возросший уровень образованности сделал мать личностью интересной и компетентной во многих вопросах. В случае семейных дисфункций (нарушений распределения семейных ролей и обязанностей, когда отец не отвечает требованиям мужской роли), у мальчика может сформироваться неадекватное представление о роли мужчины, что, безусловно, отразиться на его дальнейшей жизни.
Качества «идеальной женщины» в современном обществе для девочки – старшего подростка наделяется красотой, модной одеждой, умением обращаться с противоположным полом. Но содержание идеала девочек гораздо сильнее зависит от конкретных особенностей их воспитания, чем у мальчиков. В результате неправильного воспитания в семье качества женственности могут оказаться непривлекательными, поэтому значительная часть девушек желает обладать мужскими качествами: настойчивостью, волей, смелостью и т.д.
Социальная зрелость – возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в деятельности, где подросток становится помощником.
Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития данного возраста. Своеобразие развития состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Окружающим людям необходимо строить свои взаимоотношения с подростками, исходя из развивающегося у них чувства взрослости. Учитывая их возросшие возможности, относясь к ним с уважением и доверием, создавая условия, помогающие преодолевать трудности в учении и деятельности, помогая в установлении взаимоотношений с товарищами, противоположным полом, тем самым можно создать благоприятные условия для нормального психического развития подростков.
В этом возрасте ребенок особенно активно включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Социальное развитие идет от осознания подростком своих социальных возможностей через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.
По мере взросления изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Старшим подростком решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и, тем самым, определения смысла своего существования.
Интеллектуальная взрослость – выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование.
Память подростка качественно меняется – логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти.
Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.
Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослым ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.
Для этого возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития – коллектив, в котором усваиваются моральные общественные нормы.
Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками.
В это период учебная деятельность отступает на задний план. Значимость оценки учителя заменяется значимостью занимаемого места внутри коллектива.
Другое основное новообразование этого возраста – это социальное (общественное) сознание, перенесенное во внутренний план мышления, которое определяется как самосознание.
К новообразованиям также относятся:
возникновение новых, более широких интересов, личных увлечений и стремлений занять более самостоятельную позицию в жизни;
устремленность в будущее;
кардинальные изменения мотивации — на первый план выступают мотивы, связанные с планами будущей жизни и возникают они на основе сознательно поставленной цели и принятого намерения;
появляется система нравственных убеждений и нравственное мировоззрение, которые становятся специфичными мотивами поведения и деятельности подростков. В связи с чем происходит иерархизация в системе побуждений. Это приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность;
появляется самоопределение – что характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
Основные противоречия данного возраста:
Непримиримость к злу, неправде, борьба с отклонениями от истины
Неумение разобраться в сложных явлениях жизни
Стремление быть хорошим, стремление к идеалу.
Нетерпимость к воспитанию
Невозможность сделать это
Необходимость в совете, помощи
Нежелание обратиться к старшему
Богатство, разнообразие желаний
Ограниченность сил, опыта и возможностей
Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным
Сомнения в существовании идеального
Презрение к эгоизму, к индивидуализму
Увлеченность наукой, желание много знать, вдохновение от труда
Поверхностное отношение к учебе, к повседневной деятельности
В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему «Я», открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери. мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.
В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.
Социальная зрелость наступает значительно позже, чем половое созревание. Часто родители запрещают любить своему ребенку, вызывая, тем самым, многочисленные переживания у ребенка и защитные реакции.
Источник