- Урок обучения грамоте по теме «Буква Е. Звуки буквы Е»
- Ход урока
- 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
- 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- 3. Постановка учебной задачи.
- 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
- Физкультминутка.
- 5. Первичное закрепление.
- 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Соединительные гласные О, И, Е в сложных словах
- Сложное слово — что это в русском языке
- Соединительные гласные в сложных словах
- Особенности правописания соединительных гласных
Урок обучения грамоте по теме «Буква Е. Звуки буквы Е»
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.
Задачи урока:
- создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
- развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.
Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.
Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение”:
а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).
– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).
(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)
(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).
– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).
– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).
– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).
– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).
3. Постановка учебной задачи.
– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).
– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)
– Сколько слогов в слове ели?
– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?
– Произнесите первый слог протяжно.
– Сколько слышим звуков? (Два)
– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).
(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).
– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?
(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).
– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.
– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).
– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).
– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).
– Познакомиться с… звуком и с новой …;
– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;
– Учиться читать _____ , _________ и ____ ____ ____. с новой буквой.
– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).
– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.
? | Три вопроса – это три работы буквы е. |
? | |
? |
– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).
1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.
2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.
3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.
– Найдите букву е в кассе букв и слогов.
– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)
– Где стоит буква е? (Вначале слова)
– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)
– Исправьте ошибку, если вы её допустили.
– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.
– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).
Физкультминутка.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).
– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).
– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.
– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)
– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).
– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).
– Произнесите протяжно слово воет. Сколько звуков слышите в этом слове? (5)
– А сколько в нём букв? (4)
– Почему так? (Буква е обозначает два звука)
– После какого звука следует е? (После гласного).
– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).
(Аналогично проводится работа со словом роет)
– Составьте предложение с этими словами.
– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).
– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).
– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).
– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме).
– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э]).
– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)
– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).
– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).
– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.
– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).
5. Первичное закрепление.
– С какой буквой мы будем читать сегодня слова?
– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).
– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).
– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).
– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.
– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый).
– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).
– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).
– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).
– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).
– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
а) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?
б) Работа с текстом во время чтения.
(После чтения 1-го предложения).
– В какой деревне есть пруд?
(После чтения 2-го предложения).
– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).
(После чтения 3-го предложения).
– Что автор говорит нам о воде в пруду?
(После чтения 4-го предложения).
– Что растёт у пруда?
(После чтения 5-го предложения).
– Что растёт в пруду?
(После чтения 6-го предложения).
– Благодаря чему видны водоросли?
(После чтения 7-го предложения).
– Почему у рассказчика возникают такие чувства?
в) Работа с текстом после чтения.
– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).
– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?
– Зачем автор рассказал нам о своём сне?
– Соответствует ли заглавие тексту?
– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).
– Какое заглавие не подходит?
– Какое заглавие передаёт настроение автора?
– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)
– Какое у вас создалось настроение при виде картины?
– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.
– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).
- Самая низкая школьная отметка. (Единица) Зимой и летом одним цветом. (Ель) Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот) Как называется по-другому пища или её приём? (Еда) Кто ездил на печи? (Емеля) Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его… (Ежиха) Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем ещё надо поработать?
– Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.
- 1 ступенька – пока испытываю трудности.
- 2 ступенька – всё понятно.
- 3 ступенька – хочу знать больше.
Источник
Соединительные гласные О, И, Е в сложных словах
Сложное слово — что это в русском языке
Сложное слово — вид слов, в структуре которых сочетается две и более корневых основы. Как правило, образуются сложные слова от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе либо его часть, либо слово целиком.
В русском языке выделяют два вида словосложения:
К собственному сложению относится сложение с помощью соединительных гласных «о» и «е». Например: водопровод, землетрясение.
Несобственное сложение характеризуется соединением основ слов без помощи соединительных букв «о» и «е». Вместо них для связи используются «и», «ь», «я», «а» и др.
Также к несобственному сложению относятся слова, образованные приставочным способом: глаголы с приставками (приходить), а также слова с «не», «ни», «наи» (наидобрейший, никто).
Соединительные гласные в сложных словах
В большинстве своем сложные слова соединяются буквами «о» и «е», но бывают случаи, когда соединительной оказываются следующие гласные:
В каких случаях они употребляются?
БУКВА | СЛУЧАЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ | ПРИМЕР |
«Я» | Буква «я» ставится в словах, первой частью которых являются слова «себя», «время», «имя», «семя», а также с другими существительными на «-мя». | |
«Ь» | Если в основе слова употребляется мягкий знак, в случае соединения он остается и является соединительным элементом. | «Всего лучше, что Бог вливает бодрость в наших солдат там, да и здесь не уныли, а публика лжет в свою пользу и города берет, и морские бои и баталии складывает, и Царьград бомбардирует». (Гейнце Н.Э. «Князь Тавриды») |
Буквы «а» и «и» могут выступать соединительными также в случаях:
СЛУЧАЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ | ПРИМЕР | |||||||
В первых частях слов иностранного происхождения. К ним относятся: «авиа», «макси», «аква», «милли», «миди», «мега», «медиа», «квази», «санти» и т.д. | ||||||||
Буква «и» также может быть соединительной буквой для слов со второй частью типа «-метрия», «фикация», «фицировать»; а также с названиями государств, которые заканчиваются на «стан» (Туркменистан, Узбекистан). |
БУКВА «О» | БУКВА «Е» |
После твердых согласных, исключая «ж», «ш» и «ч». | После мягких согласных, а также букв «ж», «ш», «ч». |
Тепловоз, мусоровоз, животновод, пароход. | Пешеход, землетрясение, птицелов, нефтепровод. |
«В нем грузились, идя на Дальний Восток, желтые толстотрубые пароходы Добровольного флота, поглощавшие ежедневно длинные поезда с товарами или тысячи арестантов». (Куприн А.И. Гамбринус) | «Всё еще продолжалась оттепель; унылый, теплый, гнилой ветер свистал по улицам, экипажи шлепали в грязи, рысаки и клячи звонко доставали мостовую подковами, пешеходы унылою и мокрою толпой скитались по тротуарам». (Достоевский Ф.М. «Идиот») |
- иногда мягкий согласный звук первой части основы сложного слова становится твердым, и именно поэтому пишется соединительная гласная «о» в таких словах, как, например «баснописец» (хотя слово происходит от «басня»), зверолов (первая часть от слова «зверь»);
- иногда в первой части сложного существительного может сохраниться окончание именительного падежа. Это видно на примере слов «времяисчисление», «времяпрепровождение».
Итак, для того, чтобы правильно определить соединительную гласную, можно пользоваться следующим алгоритмом:
- Нужно убедиться точно ли слово сложное. Для этого стоит провести морфемный разбор: выделить корни, а также подобрать однокоренные слова.
- Если слово подходит под критерии сложного, определите какой звук на конце первого корня — твердый или мягкий.
- Если мягкий, то пишем «е», если твердый — «о».
Источник