Научно-исследовательская статья на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ»
статья на тему
Представляю Вашему внимаю научно-исследовательскую статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_habelkaeva_alina.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ
(по материалам курсового исследования)
Хабелькаева Алина Равильевна
Научный руководитель — Мирзоян Р.В., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории
Всем известная истина — «Время — деньги», похоже, начинает изменять свое значение. По словам одного из лучших аналитиков и практиков Брэндинга Марка Гобе, «время становится дороже денег». И с ним трудно не согласится.
Многие известные специалисты, по тайм-менеджменту подтверждают эту истину, говоря при этом, что время — это такой специфический ресурс, который стоит на одном месте со своими основными фондами, но оно имеет особое специфическое свойство: оно необратимо. То есть если многое можно купить, то потерянное время вернуть невозможно, невозможно вернуть упущенные в это время возможности, невозможно дорешать дела, если условия, в которых они решаются, поменялись. При этом специфичность времени заключается еще и в том, что каждый человек наделен им в равной мере, а именно, 1440 минут или 86400 секунд в день — не больше и не меньше [1; с.288].
В свое время Ницше сказал, что «человек, который не может потратить более 16 часов в сутки лично на себя должен быть назван рабом».
Рабочее время большинства студентов уплотнено до предела, рабочий день не нормирован, и часто не удается завершить все намеченные дела к заданному сроку. При этом нарастает такое ощущение беспомощности перед лавиной неотложных дел, срочно требующих твоего вмешательства и чувство того, что нехватка времени как нехватка воздуха ведет к тому, что эти дела просто-напросто задавят студента. Все это ведет к стрессовому состоянию, еще более усугубляющему положение.
Такая ситуация в современном образовании носит массовый характер и не только среди студентов. Наверняка каждый преподаватель может вспомнить немало случаев, когда в один день он должен был решить массу проблем, побывать во множестве мест, при этом он никак не мог решить, в какой очередности лучше всего, все это сделать и осознание того, что невозможно сразу и быстро решить проблему распределения времени, что из-за этого можно не успеть или пропустить что-то важно очень сильно угнетает, заставляет нервничать, портит настроение, что в конечном итоге отрицательно сказывается на самочувствии, работоспособности и уменьшает вероятность того, что все задуманное на день будет реализовано. Наверняка почти каждый студент и преподаватель может вспомнить и массу дел, отложенную им «на потом», а, по сути «в долгий ящик», которые вроде бы нужно сделать, но вот все «никак руки не доходят».
В такой ситуации единственным решением может стать только применение специальных приемов и методов, имеющих общее название тайм-менеджмент. Само слово «тайм-менеджмент» переводится с английского языка как «управление временем», однако следует заметить, что временем управлять невозможно. Действительно, каждый человек имеет строго определенное количество времени, и у всех людей оно одинаковое. Невозможно как-то повлиять на его количество или скорость его течения. «Управление временем» — это просто громкое название того, что по сути своей является управление самим собой, с целью ускорения решения проблем, осуществления мероприятий, выполнения работ, действий. Это управление по наиболее рациональному использованию времени [2; с.128].
Данная проблема имеет большое практическое значение, как для студента, так и для преподавателя и образования в целом.
Исходя из обозначенной проблемы нами была сформулирована тема исследования : «Современные подходы в решении проблемы дефицита времени у студентов»
После выбора темы была определенна цель: проанализировать современные подходы управления временем.
При работе над темой были поставлены задачи:
- отобрать и изучить теоретическую литературу о рациональном использовании рабочего времени.
- на основе анализа литературы представить в тексте работы — теоретические основы данных вопросов.
- на основе изученного подготовить материал для первого блока ежедневника, предназначенного для студентов при планирование рабочего времени « Время — материал, из которого сделана жизнь ».
- обобщить результаты исследования и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- сравнение точек зрения ученых;
- систематизация материала;
- обобщение.
методы эмпирического исследования:
- конструирование ежедневника по эффективному планированию рабочего времени.
Все выше перечисленные факта не позволяют нам бездействовать. Ведь цель тайм-менеджмента — не превратить вас в «машину для экономии времени», а помочь изыскать временные ресурсы и пустить их на то, что вам действительно важно. Выделите ключевые области вашей жизни, главные русла, в которых течет ваше время — карьера, образование, семья, друзья, увлечения, здоровье или собственный бизнес, и нарисуйте дерево, где каждое из них — самостоятельная ветвь. Ее длина и мощь определяются тем, сколько времени вы уделяете каждой сфере. Так вместо листопада мелких хаотичных дел вы получите ясную картину вашей жизни и поймете, какие области требуют больше времени и усилий. И результат не заставит себя ждать — в скором времени вы увидите реальные плоды своих трудов».
Тайм-менеджмент — это учет и оперативное планирование времени. Задача тайм-менеджмента упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Основные принципы тайм-менеджмента: кропотливая самостоятельная работа, индивидуальность решения, необходимость отслеживания собственной эффективности, мышление, направленное на эффективность, достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности. Тревожные симптомы близкого возникновения временных проблем можно определить по определенным признакам и выявить причины «поглотителей времени».
Современные приемы тайм-менеджмента: постановка цели, классическое планирование, «золотые» пропорции планирования времени, контроль итогов и корректировка целей. Изучив причины проблем со временем и используя основные приемы тайм-менеджмента, студент сможет добиться качественных и быстрых результатов.
Можно сделать вывод о том, что управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Студент должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов образовательного учреждения. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели. Свои собственные планы времени студент должен согласовывать с планами учебного заведения, чтобы достичь максимального эффекта. То, насколько успешно студент будет претворять в свою работу принципы эффективного использования времени, зависит в первую очередь от него самого и от его желания работать рационально, т. к. для того, чтобы путем постановки ясных целей, правильного выбора приоритетов и планирования своего времени, добиться большей эффективности в обучении, нужно приложить определенные усилия и затратить немного времени.
1. Берд П., Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 288 с.
2. Дод П., Сандхайм П., 25 лучших способов и приемов тайм-менеджмента. Как сделать больше, не теряя головы / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. – 128с.
Источник
Свободное время в жизни студента
Статья просмотрена: 14234 раза
Библиографическое описание:
Нурматова, Ю. А. Свободное время в жизни студента / Ю. А. Нурматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 227-231. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4249/ (дата обращения: 12.10.2021).
«Глупо строить планы
на всю жизнь, не будучи даже
господином завтрашнего дня»
Двадцать первый век, время компьютерных технологий и нано разработок, характеризуется глобальными переменами. Вместе с тем меняется облик студента. Острой и актуальной становится проблема использования студенческой молодёжью собственного свободного времени, не занятого учебным процессом, домашними хлопотами или работой. Время, которое должно способствовать культурному воспитанию, творческому развитию, но зачастую используется только как средство релаксации и расслабления или развлечения. Вопрос об использовании студентами свободного времени является значимым для современного этапа развития нашего общества. Для построения любого общества необходимым является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности с высоким уровнем духовной культуры и наличием творческих устремлений.
Перед нами была поставлена цель, выявить особенности использования свободного времени студентами Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет» института государственного и муниципального управления (далее НИУ «БелГУ» ИГМУ). Для этого необходимо было раскрыть факторы использования свободного времени и разработать его функции. Для этого было проведено пилотажное исследование. Численность студентов ИГМУ 611 человек, они составили генеральную совокупность исследования. Для определения выборочной совокупности, которая составила 55 человек, из них 37 девушек и 18 молодых людей, был использован метод квотной выборки. Стоит заметить что численность девушек и парней в процентном соотношении представлена как 70% и 30% соответственно. Нами была разработана анкета, в которой респондентам было предложено ответить на 20 вопросов.
Перейдём к анализу полученных данных. Количество свободного времени в достатке у 27% опрошенных, 40% опрошенных считают, что свободного времени и достаточно, но хотелось бы больше, 33% посчитали количество своего свободного времени недостаточным (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Достаточно ли Вам свободного времени?»
Наибольший недостаток в свободном времени испытывают студенты второго и третьего курсов, соответственно 43% и 55% (см. диаграмма 2).
Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Достаточно ли Вам свободного времени?»
Количество свободного времени в пределах 1-2х часов преобладает у 9% опрошенных, в количестве 2-3х – у 35%, у 23% опрошенных студентов количество свободного времени составляет от 3х до 5ти часов, 7% респондентов в своём распоряжении имеют более 5 часов свободного времени, называя это количество времени недостаточным (см. диаграмма 3).
Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Сколько в сутки у Вас остаётся свободного времени?»
Молодые люди, посчитавшие количество своего свободного времени недостаточным, ответили, что свободного времени в сутки остаётся: 12% – 1-2 часа, 24% – 2-3 часа, 18% – 3-5 часов, 11% – более 5 часов. И 35% опрошенных молодых людей посчитали количество своего свободного времени достаточным. Напротив, ответы девушек расположились так: 5% – 1-2 часа, 40% – 2-3 часа, 25% – 3-5 часов, 7% – более 5 часов. И, только 23% опрошенных девушек посчитали количество своего свободного времени достаточным (см. диаграмма 4).
Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Сколько в сутки у Вас остаётся свободного времени?»
На вопрос: «Чем Вы любите заниматься в свободное время?», получили довольно интересные ответы. Так, просмотру телевизионных передач отдают предпочтение 24% девушек и 18% парней. На первом месте, среди интересов молодых людей в свободное время, спорт, который выбирают 30% опрошенных. Девушки, напротив – только 3%, что ровно в 10 раз меньше, по сравнению с парнями. Первое место среди занятий в свободное время у девушек занимает проведение свободного времени в весёлой компании – 42%, тогда как у парней – 18% (см. диаграмма 5).
Диаграмма 5. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Чем Вы любите заниматься в свободное время?»
Своё свободное время респонденты обычно проводят:
1 курс: дома – 60%, гуляют с друзьями или посещают развлекательные либо зрелищные заведения – по 20%.
2 курс: дома – 40%, гуляют с друзьями – 39 %, посещают заведения – 15%.
3 курс: дома – 33%, гуляют с друзьями – 67%.
4 курс: дома – 48%, посещают заведения – 52%.
5 курс: дома – 20%, гуляют с друзьями – 20%, посещают заведения – 60%.
Возможно, ответы о проведении свободного времени дома большинством респондентов первого курса можно объяснить тем, что студенты только привыкают к новой обстановке, новому стилю жизни, людям, окружающим их. Студенты 5 курса посещают развлекательные либо зрелищные заведения, чаще всего группой, привыкая друг к другу, понимая, что обучаются на последнем курсе. Как говорилось выше, студенты 5 курса недостатка в свободном времени не испытывают, скорее, в связи с разреженностью занятий в университете (см. диаграмма 6).
Диаграмма 6. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Где Вы обычно проводите свое свободное время?»
Что касается режима дня, здесь можно заметить интересную тенденцию, а именно, большинство респондентов признают, что не придерживаются режима дня, причём ни один студент из количества опрошенных не дал ответ: «Да, я живу строго по распорядку», при этом не отрицают, что обладают нехваткой свободного времени из-за неправильного распределения времени. На недостаток свободного времени в связи с большими учебными нагрузками ссылаются 2 курс – 45%, 1 курс – 30 %; 4 курс ссылается на работу и домашние хлопоты, а именно 15% и 20% соответственно, 20 % респондентов 1 курса объясняют недостаток свободного времени длительной продолжительностью сна, более 8 часов (см. диаграмма 7).
Диаграмма 7. Распределение и соотнесение ответов респондентов на вопросы:
«В чем Вы видите нехватку свободного времени?» и « Есть ли у Вас свой режим дня?»
Исходя из полученных в ходе опроса данных, можно сделать вывод о том, что большинство студентов, а именно 90% девушек и 65% парней, в своё свободное время не занимаются ничем полезным ни для здоровья физического или духовного, ни для самообразования или самосовершенствования. Своё свободное время они проводят за просмотром телепередач, которые чаще всего направлены на разрушение психики молодого, не до конца сформированного организма, или того хуже проводят время в весёлой компании за распитием спиртных напитков, которые губительны для физического здоровья. Причины такой «незанятости» свободного времени можно объяснить несколькими причинами. Первая причина заключается в том, что начинает своё формирование позиция пассивности, которая была заложена в школьные годы. Эта проблема связана с тем, что в Университет попадают студенты с уже заложенной установкой на пассивность и бездеятельность, люди, которые просто пришли в Университет «провести» в нём 5 лет.
Второй причиной может послужить недостаток информации. Не обладая достаточной информацией о формах проведения свободного времени, которые предоставляет Университет и другие студенческие организации, студенты выбирают самое простое решение и не идут никуда. Нет сомнения том, что каждый из опрошенных студентов знает о существовании учебно-спортивного комплекса БелГУ Светланы Хоркиной – выдающейся белгородской спортсменки, чемпионки мира и Олимпийских игр. Комплекс находится вблизи главного корпуса университета, в нём проводятся занятия физической культуры студентов ИГМУ. В учебно-спортивном комплексе, подобного которому нет ни в одном из региональных университетов России, созданы все условия не только для учебных упражнений и физического совершенствования студентов, для состязаний университетских спортсменов, но и для проведения спортивных соревнований самого высокого ранга, включая всероссийские и международные. Также, на базе университета есть библиотека. Библиотека Белгородского государственного университета – это одна из старейших вузовских библиотек России. Единый фонд библиотеки насчитывает свыше 800 тыс. экз. изданий и других документов. В его составе печатные и нетрадиционные носители информации. Библиотека оснащена прекрасными, современными читальными залами: научной, учебной литературы, периодических изданий, электронной информации, оборудованными современной библиотечной и компьютерной техникой.
Главной функцией деятельности человека в свободное время должно быть развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека, на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью.
Учебная деятельность опрошенных студентов насыщена, о чем говорят ответы на вопрос: «В чём Вы видите причину недостатка свободного времени?» (см. диаграмма 7), а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне свободное время помогает снять создавшееся напряжение. Именно в его рамках происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Не менее важной функцией свободного времени является достижение удовольствия, чувства, стремление к которому заложено природой. Респонденты указали, что недостаток свободного времени лишает их удовольствия от посещения кино, театров, выставок и других подобных заведений (42%); от чтения книг, журналов и газет (42%); при этом 16% респондентов утверждают, что недостаток свободного времени никаким образом не сказывается на их духовной жизни (см. диаграмма 8).
Диаграмма 8. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как недостаток времени сказывается на Вашей духовной жизни?»
Ранее говорилось о том, что одной из основных причин недостатка времени, как показали результаты опроса, является неправильное распределение собственного времени (см. диаграмма 7). Отсюда следует, что молодые люди, вступая в студенческую жизнь из школы, не имеют опыта формирования режима дня. Справиться с этим может помочь литература по тайм менеджменту.
На основе полученных в результате опроса данных, были разработаны некоторые рекомендации:
Считаем необходимым ввести в учебную программу курс, под названием, например, «Организация времени» с использованием методик по организации свободного времени или возложить обязанности на кураторов групп младших курсов ИГМУ по помощи студентам в обучении организации своего времени. Большинство респондентов, а именно от 45 % до 85%, в зависимости от курса обучения, ссылались на неправильное распределение времени, вследствие чего, образовывается недостаток свободного времени.
Студентам нужно научиться формировать распорядок дня и по возможности его придерживаться. Режим дня может способствовать не только правильной организации свободного времени, но и улучшению духовного и физического здоровья.
Информационную недостаточность можно ликвидировать путем улучшения системы информационных связей.
Чтобы правильно использовать свое студенческое время нужно придерживаться нескольких простых правил:
Ставить перед собой цель. Цель нужно ставить настоящую и на длительный период, но обязательно назначать ее конечную дату.
Определять приоритеты поставленных задач.
Не откладывать дела на завтра.
К отдыху подходить вдумчиво.
В своей книге Н. А Сидорова приводит сказку, заставляющую задуматься: «Перед миром встал вопрос: «Каждому жителю мира была предоставлена возможность иметь по 24 часа и самостоятельно распоряжаться каждым мгновением своего времени. За причиненные неудобства в том, что теперь каждому приходилось самостоятельно решать, каким образом истратить свое собственное время, всем жителям был сделан подарок – воспоминания о прошлом и надежды на будущее. Теперь любой мог черпать из своего прошлого времени уроки и накапливать опыт потраченного времени. Но только никому не был открыт секрет о том, что происходит, когда ты теряешь время[1, с.2]».
Сидорова Н. А. Тайм-менеджмент. M., 2008.
Источник