Чувство воли у детей

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.

Марина Анатольевна Николаева
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.

В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости…Такие дети требуют особого внимания,особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок,не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут,что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей,воспитателей и психологов.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей,время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью и ранимостью.

В дошкольном возрасте можно встретить яркое проявление недостатков, связанных со слабостью воли, выраженных в проявлении упрямства, в капризах, негативизме. Так как в этих случаях все проявления капризов, упрямства и негативизма могу носить временный, «мимолетный» характер.

Упрямство, как недостаток воли, проявляется в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью своих действий. В отличие от настойчивости мотивом такого проявления является противопоставление своего желания, требованиям окружающих. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.

Высшая степень проявления упрямства – негативизм.

Близки к упрямству и капризы детей, то есть беспричинная смена своих желаний и упорное стремление доводить каждое из них до выполнения. Всякий отказ со стороны взрослого вызывает у ребенка резкую эмоционально отрицательную реакцию, плачь, крик, и проявление новых, порой бессмысленных требований.

Такое поведение детей является результатом неправильного воспитания, то есть того опыта общения со взрослыми, который ребенок успел приобрести. Нет ни одной семьи, где бы ни возникало каких – либо конфликтов, так нет и ни одного ребенка, у которого не возникало бы каких–либо капризов или упрямств. Ребенок постепенно осваивает мир, учится его понимать — вступает в разногласия, эмоционально реагирует, мыслит, действует, негодует. Но у него еще нет опыта общения, да порой и достаточного словарного запаса, чтобы отстоять свою точку зрения, объяснить, почему он делает именно так. Ребенок приходит в наш мир «чистым листом» и от того, как он будет понят взрослыми, зависит его ответная реакция.

Социальное неблагополучие общества, загруженность родителей, раннее начало образования, психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко и доброжелательно, вызывают непонимание, недоверие к взрослым и различные конфликты. Например, в современных малодетных семьях нередко на одного ребенка приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно. Как себя вести с ребенком, как добиться послушания ребенка, избежать конфликтов, помочь ребенку найти понимание сверстников, эти проблемы беспокоят как родителей и педагогов.Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого совета заключается в том, что ребенку одинаково нужна строгость, дисциплина и любовь. Нередко родители во всем потакают малышу. Первые проявления ребенка, будь это крик, плачь или шалость – всегда проверка, а что последует за этим, можно ли так поступить? И от того, как отреагируют взрослые,какую реакцию вызовет его поступок: одобрение, запрещение — будут и дальнейшие действия ребенка. Главное не запутать ребенка и не разрешать «сегодня» того, что нельзя было делать «вчера». Например, рисовать на книжке, маме совершенно некогда, а ребенок сидит тихо, никому не мешает, хотя и разрисовывает книгу. Мама молчит, значит одобряет. В следующий раз такой запрет, вызовет упрямство, каприз, непонимание. Четкие правила поведения, как в семье, так и в детском саду помогут ребенку быстрее приучиться самоконтролю, адаптироваться в коллективе сверстников, найти взаимопонимание с взрослыми. Требования, предъявляемые ребенку должны учитывать не только его возраст, но и его физическое и психическое развитие, его возможности.Один из основных советов психологов: — «Учитесь разговаривать с детьми, учитесь их выслушать.» Как бывает порой трудно выслушать ребенка, но именно так, вслушиваясь, порой в сбивчивую речь можно узнать тревоги и планы, желания и страхи. Совместные эмоциональные переживания обязательно приведут к пониманию и доверию, помогут ребенку всегда видеть в вас друга и защитника. Основная деятельность дошкольника – игровая (которая включает: труд в форме игры, дидактические игры, игу в режимном процессе) и именно в ней дети познают окружающий мир, учатся общению. Задачи, на которые ребенок направляет свои усилия, должны быть подобраны индивидуально, то есть, должны быть различной сложности, а также требовать различной длительности волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Слишком легкие задания будут неинтересны, а слишком сложные могут вызвать апатию. Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого, одному достаточно подсказки, другому – необходимо пристальное внимание, практическая помощь, чтобы ребенок увидел результат своего волевого усилия. Важно поддержать само желание ребенка достичь поставленной цели.

Приемы воспитания дошкольника при его негативном поведении, как в домашних условиях, так и в детском саду за много лет не претерпели существенных изменений, их набор невелик, это – увещевание, порицание и наказание. Увещевание, или более строгое порицание, состоит в том, что взрослые указывают на нарушение правил поведения. Делать это необходимо настойчиво, давая понять ребенку, что с ним не играют, но делать это необходимо ласково, показывая всем своим видом доброе расположение к малышу, свою любовь. Здесь играет важную роль интонация, время разговора, если у ребенка очень бурная, негативная реакция, необходимо его оставить в покое, а спустя некоторое время опять поднять эту тему, выказывая свою обеспокоенность его поступком. До ребенка необходимо донести, что он поступил неправильно и ему обязательно необходимо исправиться, вместе найти пути исправления, лучше всего продемонстрировать это своим примером.Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером».

Читайте также:  После физических нагрузок настроение

Но иногда не остается другого выхода как наказание, любому терпению может прийти конец. Наказание может быть применено только после предупреждения, когда нарушитель уже знает, что его ждет, если он не изменит своего поведения. Обосновывая правомерность наказания, как метода воспитания А. С.Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Воля – это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Издавна существуют две совершенно противоположные точки зрения на природу воли: материалистическая и идеалистическая. Утверждения идеалистов сводится к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. Воля существует сама по себе, и она распорядитель всего поведения человека.

Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах, т. е. воля – одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности. Все поступки, действия, волевые усилия связаны с окружающей средой и обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания.

Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения, и, так же как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе труда вместе с развитием сознания и речи, формированием личности человека. Среди важнейших элементов развития личности Л. С. Выгодский выделил развитие воли.

Физиологической основой воли человека является взаимодействие второй сигнальной системы и первой. Продукт мышления (идея, понятие, мысль, приобретая вещественную форму в виде слова (сказанного или написанного, несет в себе все физиологические свойства внешнего раздражителя, т. е. вызывает при восприятии его, активную деятельность мозга, результатом чего является двигательный акт.

Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характеристике его отношений с другими детьми, умением преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Основным средством управления действиями ребенка является – речь. Она или побуждает к действию или тормозит его, осуществляя превращение произвольных движений в волевые действия.

Например, дети, зная цели и пути действия и ожидая их оценки воспитателем или сверстниками, не желая быть хуже других, могут проявить значительное волевое усилие и выдержку.

Воспитатель, зная влияние на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, имеет возможность воздействия на детей, вызывая с их стороны необходимые волевые действия, которые должны подкрепляться положительным результатом. С возрастом изменяются объем и содержание целей, формируется сила воли, возрастает длительность волевого усилия, усложняется весь волевой процесс, что связано с процессом становления личности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.

Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств личности, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, которые формируются влиянием воспитания и обучения.

Список к статье

Список используемой литературы

Кузин В С Психология – Москва «Высшая школа» 1982 г

Люблинская А А Детская психология — Москва «Просвещение» 1971 г

Яковлева н Психологическая помощь дошкольнику -СПб «Валери СПД» 2002 г

Радугина А А Психология и педагогика — Москва «Центр!1999 г

Источник

Методические рекомендации «Развитие волевых качеств дошкольников»

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Развитие волевых качеств дошкольников»

В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.

Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).

Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка.Типичны такие отклонения воспитательного процесса:

Читайте также:  Как заставить себя спать ночью после стресса

• неустойчивый стиль воспитания,

• воспитательная неуверенность родителей.

Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру,тем самым помогают реализации девиза ребенка: «Я хочу»,а понятия: «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении детей дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметными они становятся с началом обучения в школе.

В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных понятий.

Так что такое воля?

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Выделяют две основные функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую.

Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки, добиться их успешного завершения. Главные качества волевого поведения — волевые качества. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества:

• целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.

• самостоятельность – когда самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям, оценивает их. Следующим волевым качеством является:

• решительность – когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, то мы имеем дело с решительным человеком.Теперь скажем несколько слов о:

• настойчивости. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели. Еще одним волевым качеством считают

• выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, и т. д. Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются:

• мужество и смелость. Благодаря этому качеству человек готов выполнять даже очень опасные действия. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.

Когда возникают волевые качества? Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для него. В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Они ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т. д. В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности. В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка. Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения. И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка. Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны.

Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей. Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией. Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.

Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом. В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле. В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.

Читайте также:  Как сдержать эмоции с мужем

Приемы воспитания воли.

Приемы воспитания воли разнообразны,но все они включают соблюдение следующих условий:

1. личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления;

2. рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. На психологическом уровне активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств;

3. приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, ребенок тренирует и закаляет свою волю;

4. совместная работа в коллективе. Ребенок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе;

5. предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца;

6. проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Поэтому важно развивать нравственные убеждения и мотивы детей. Почему нельзя?

7. преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек;

8. принятое решение должно быть исполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется;

9. строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините»). Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия;

10. обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми (лото, классики, вышибалы, танцы, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты);

11. благоприятные условия для преодоления трудностей и для развития воли, создают занятия спортом.

Рекомендации для развития волевых качеств дошкольника:

1. Не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности.

2Активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3. Даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного воспитания в современной системе образования, в связи с повышенным вниманием к этой проблеме со стороны не только теоретиков психологии, но и практикующих психологов.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз

подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля — ми Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни «Флажки» музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми — си Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки «Петушок» Обработка М. Красева Диапазон песни ля — ми Программное содержание.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению «Педагогика дошкольного детства». писала диссертацию на тему «Формирование.

Источник

Оцените статью