- Как тратить деньги и не чувствовать вину
- Учимся принимать свое транжирство
- Убедиться, что вам это нужно
- Попробовать до покупки
- Покупать впечатления, а не товары
- Перестать искать другие варианты
- Принимать свои желания
- Почему шопинг вызывает чувство вины и как от него избавиться
- Хвастаться или стыдиться
- Почему людям стыдно за покупки
- Привет из прошлого
- Выбор между собой и окружающими
- У вас хватает одежды
- «Боль оплаты» или почему трудно покупать дорогие вещи
- Вот как это выглядит на практике
- От чего зависит
- Дорогие вещи
- Почему я считаю, что самовнушения не работают
- Как избавиться от чувства вины, когда тратишь деньги| Азат Валеев
- Составьте детальный финансовый план и четко ему следуйте
- Убедитесь, что вам это нужно
- Покупайте впечатления, а не товары.
- «Боль оплаты» или почему трудно покупать дорогие вещи
- «Боль оплаты» — это такой психологический эффект, который возникает, когда нам приходится расставаться с деньгами. До определенной суммы не чувствуется. Такие суммы мы называем «психологический потолок цены».
- Вот как это выглядит на практике
- От чего зависит
- Дорогие вещи
- Почему я считаю, что самовнушения не работают
Как тратить деньги и не чувствовать вину
Учимся принимать свое транжирство
Я часто испытываю неприятное чувство вины и начинаю жалеть о покупке сразу после оплаты: и деньги зря потрачены, и не так уж мне это нужно, и вообще я этого недостойна.
Чтобы не чувствовать себя виноватой, к покупке стоит подготовиться. Вот 5 приемов, которые помогли мне ни о чем не жалеть.
Убедиться, что вам это нужно
Эмоциональные, незапланированные покупки заставляют сокрушаться о потраченных деньгах. Поэтому лучше их избегать: приходить в магазин со списком покупок, не обращать внимания на неподходящие предложения. Даже если вы задали консультанту пару десятков вопросов, это не обязывает что-то покупать.
Еще лучше — взять пару дней на раздумья. Мне помогает «переспать» с мыслью о покупке две ночи: потом становится окончательно понятно, действительно мне нужна эта вещь или это очередное сиюминутное желание.
Попробовать до покупки
Часто реальность не совпадает с ожиданиями, поэтому лучше протестировать дорогой товар заранее. Арендовать можно все: автомобиль, строительные инструменты, самокат. Попробовав заранее, вы будете знать все характеристики товара и перестанете жалеть о покупке.
Покупать впечатления, а не товары
Перед покупкой спросите себя, какое значение будет иметь эта вещь. Дорогая машина дарит комфорт, а посудомоечная машина — свободное время. Вспоминайте, ради чего вы купили, а не сколько потратили.
Когда я начинаю стрессовать из-за того, что потратила кучу денег на важную вещь, помогает такой прием: я прикидываю, сколько времени или денег она сэкономит мне за полгода использования. Например, посудомоечная машина — я отдала за нее ползарплаты, но в перспективе она экономит мне время, которое я смогу потратить на что-то более полезное.
Убраться самому или позвать уборщицу?
Перестать искать другие варианты
Возможно, купленный пылесос через месяц будут продавать со скидкой. Вероятно, найдутся дешевые альтернативы, которые вы не замечали раньше. Но покупка уже сделана, вещь выполняет свою функцию, так что не нужно просматривать предложения магазинов и корить себя — это пустая трата времени и нервов.
Принимать свои желания
Чувство вины можно приглушить, если научиться определять свои желания до покупки, а не после. Если что-то купили и уверены в качестве, убирайте чек подальше, сразу отрывайте ценник. Это научит брать ответственность на себя — без чека вернуть вещь в магазин будет сложнее. Со временем вы перестанете покупать вещи, которые вызовут чувство вины.
Возможно, вы переплачиваете за то, на чем можно сэкономить. Начните экономить сейчас и не вините себя, что не делали этого раньше:
- На ЖКХ .
- На одежде.
- На продуктах.
Источник
Почему шопинг вызывает чувство вины и как от него избавиться
У многих чувств и эмоций нет официального названия. Но язык меняется, новые слова появляются и в результате стремления к осознанному потреблению. После шведского flygskam — «стыда за полеты в самолете» — появилось слово köpskam, что переводится как «стыд из-за покупок или потребления».
Йонас Арнберг, генеральный директор компании HUI Research, считает, что в скором времени неологизм станет общепринятым обозначением этого чувства. В основном термин используется в отношении неразумного потребления и погони за модой, желания покупать больше одежды. По отчетам ООН, модная индустрия производит больше углекислого газа, чем авиационные и морские путешествия вместе взятые.
Хвастаться или стыдиться
Еще несколько лет назад было модно выкладывать в соцсетях фотографии разнообразных покупок, составлять образы из нескольких вещей каждой новой коллекции. Сейчас прослеживается обратная тенденция, особенно среди миллениалов, которые не стремятся купить все и сразу. К тому же большинство людей сейчас задумываются над проблемами экологии и о том вреде, который потребности человечества наносят планете. Вместе с тем растет спрос на вещи из секонд-хендов, переработку и ресайклинг. Люди переходят к новым моделям поведения, основанным на бережном отношении к планете.
Почему людям стыдно за покупки
Стыд за покупки может возникнуть и по психологическим причинам. Разумное потребление и планирование — не просто тренд, а необходимость. Однако некоторые страдают от чувства вины после шопинга, даже если не уклонялись от списка и покупали строго необходимые вещи. Одна из распространенных причин — попытка заглушить отрицательные эмоции. Если человек расценивает шопинг как терапию, то он лишь временно получает позитивные чувства от новой вещи, которые сменяются нерешенными психологическими проблемами. В итоге деньги потрачены, новинка перестает радовать, а настроение снова плохое. Чтобы избавиться от такого рода эмоций, следует найти их первопричину и работать над ней.
Привет из прошлого
Леонардо ДиКаприо и Сара Джессика Паркер, выросшие в небогатых семьях, в юности обновляли гардероб в зависимости от изменения размеров тела или износа старых вещей. Часть в подобных обстоятельствах людей считает, что владение желанными вещами не первой необходимости доступно только богатым и успешным. Сначала разбогатей, а потом балуй себя покупками. Родители стараются воспитать в детях ответственность и бережливость, экономность и скромность. Эти установки записываются в подсознании, и во взрослой жизни человек следует им не задумываясь.
Что сделать: попробуйте разобрать стереотипы, которые сложились у вас о потреблении, перенесите их на современные реалии и подумайте, что и как часто вам действительно нужно.
Выбор между собой и окружающими
Еще одно распространенное убеждение заключается в том, что не стоит тратить ресурсы на внешность, ведь истинная ценность — это знания, слова и поступки человека. И вот вы испытываете стыд, покупая пальто вместо того, чтобы записаться на курсы иностранного языка, потому что могли вложиться в саморазвитие, а предпочли вещь на пару сезонов. Но ведь если вы ощутили желание обладать ею, значит, для вас это важно.
Что сделать: подумайте, насколько ваше желание соответствует вашим ценностям, а не мнению окружающих.
У вас хватает одежды
Распространенная проблема «надеть нечего и положить некуда» не всегда говорит о транжирстве. Иногда, наоборот, вы настолько бережливы, что не готовы расстаться с вещами, хотя они давно пылятся на дальних полках. Осознанное потребление — это прекрасно, но если годами не обновлять гардероб, то устаревшая одежда и стоптанная обувь вызовут психологический дискомфорт. Иногда в результате разбора выясняется, что из имеющейся одежды можно составить много оригинальных комплектов. Если нет, то вы осознанно подойдете к пополнению гардероба и не станете корить себя за покупку действительно нужного.
Что сделать: проведите ревизию в шкафу. Отдайте в переработку вещи, которые непригодны для носки, раздайте те, которые хорошо выглядят, но вам не нравятся. Освободив место, можно составить базовый гардероб и время от времени дополнять его новыми вещами.
Источник
«Боль оплаты» или почему трудно покупать дорогие вещи
«Боль оплаты» — это такой психологический эффект, который возникает, когда нам приходится расставаться с деньгами. До определенной суммы не чувствуется. Такие суммы мы называем «психологический потолок цены».
«Пальто за 20 тысяч — нормально, за 30 дороговато». «Туфли за 10 тысяч — нормально, за 12 — надо подумать». «Джинсы не могут стоить 2 тысячи, это слишком дорого для тряпки». И каждая из нас соглашается и нет с этим утверждением. Потому что есть свои личные представления.
Хотя думать о вещи и покупать вещь — это совсем разные действия, психологический потолок цен у нас всегда есть (когда мы уже привяжем вещь к цене, решим, какая цена достаточная). И до психологического потолка боль покупки нечувствительна.
Вот как это выглядит на практике
Я решила, что мне нужны новые брюки. И понимаю, что придется отдать за брюки свои, тяжело заработанные, деньги. Психологический потолок -пять тысяч рублей. То есть пока ценник будет в пределах пяти тысяч, я не страдаю, я ведь уже приняла решение о нужности. Если найду хорошие брюки за 2-3 тысячи, для меня это станет выгодной удачной покупкой. Но при цене в 6 тысяч, даже если деньги у меня есть, купить вещь будет трудно.
Вот тут включается боль покупки. Переступить от приемлемой до болезненной покупки — трудно. Особенно, если нет достаточно убедительных доводов.
Интересно, что повышение цены сверх чувствительного порога незначительно повышает боль покупки. То есть одинаково трудно решиться на покупку вещи за 6 или за 8 тысяч, и 6 ничем принципиально не отличается от 8. Хотя! это целых 2 тысячи, и в таких суммах это важная цифра.
От чего зависит
- Ценность вещи (не просто штаны, а модные штаны — это повышение ценности в глазах покупателя)
- Дополнительные свойства (так мы мысленно делим высокую ценность на все свойства и думаем, что вместо одной вещи, купим универсальную для использования в разных ситуациях)
- Личная привязка. Или якорь. Когда-то мы установили для себя приемлемую цену. Та же цена за штаны из моего примера в пять тысяч, откуда-то взялась, и по каким-то причинам кажется достаточной. Это и есть якорь.
Маркетинг старается влиять на наши решения. Повышается привлекательность продукта или влияет на якорь (доказывает, что лучше, нужнее, правильнее купить вещь дороже, чем мы ищем).
Дорогие вещи
Под дорогими я подразумеваю вещи совсем не из нашей ниши. Например, я покупаю сумку за 5 тысяч, но вот мне нравится за 20. И 20 меня есть, только мне очень трудно с ними расстаться.
Замечу, что если бы мне понравилась сумка за 50 или 100 тысяч, при моральном потолке в 5, то мой (воображаемый) мозг не рассматривал бы такие покупки вообще. Слишком незначительная ценность от обладания сумкой, чтобы повышать предел в 10 или 20 раз. Иными словами , боль покупки — это своего рода ограничитель и шкала важности.
Но вернемся к воображаемой мне с воображаемым желанием купить воображаемую сумку за 20 тысяч. Как я уже показала, имеет значение только перешагнуть порог, повышение цены за пределами нечувствительного уровня не так уж принципиально.
Как перешагнуть? Как решиться на покупку?
- Зачем? Что вами двигает, почему это важно? Тут хорошо бы честно с собой разговаривать. И очень поможет себя ценить, любить и уважать. Причины «хочу обладать» — достаточно. Но разбираться крайне желательно.
- Почитать правила возврата, особенно сроки. И купить. Раз уж у вас есть деньги на покупку и есть причины покупку совершить. Не снимайте бирки, не выкидывайте чеки. В России срок возврата товара надлежащего качества 14 дней. Дайте себе срок, скажем, в 10 дней. Примеряйте, обладайте. Через 10 дней — оставите или вернете.
Почему я считаю, что самовнушения не работают
Мантры про «я у себя одна», «не буду покупать следующие два года больше ничего», «должна же я себя любить». Если психологический тип покупателя цепляется за потолок покупки, и тяжело переходить в другую ценовую нишу, боль покупки такая сильная, что даже после приобретения (когда мантра подействует), вещь не сможет приносить удовольствия. Будет точить чувство вины, заведется червяк расточительности.
Если же переступить болевой порог и совершить покупку. То можно на практике понять, так ли уж сильно хотелось, так ли сильно жаль денег. И принесла ли покупка ту радость, на которую рассчитывали.
Я была в ситуации и полного разочарования от слишком дорогой покупки, и полного восторга, когда денег совершенно не жаль, и боли никакой не испытываешь.
А вы пробовали? Как обычно справляетесь со слишком дорогими покупками? Или не поддаетесь искушению? ))
Источник
Как избавиться от чувства вины, когда тратишь деньги| Азат Валеев
Замечали такое: вроде бы сам заработал и сам купил, но чувство вины так и не отпускает.
Почему так происходит? Стиль поведения диктуют денежные установки. О том, как избавиться от чувства вины после покупок, а лучше его вообще предотвратить поговорю с вами сегодня!
Составьте детальный финансовый план и четко ему следуйте
Иногда кажется, что деньги, которые вы разрешили себе потратить на себя можно было бы потратить на что-то более ценное. Возникают сомнения, что, возможно, из-за купленного кофе на вынос сегодня придется экономить на еде в следующем месяце.
Поможет избежать сомнений финансовое планирование.
Поэтому рекомендуем начать свое планирование по системе 60/30/10:
· 60% — идет на погашение обязательных платежей и жизненно важные нужды;
· 30% — можно позволить себе потратить на развлечения;
В зависимости от предпочтений и необходимости можно корректировать этот план. Например, если вы хотите скорее накопить на отпуск, увеличьте сумму в третьей категории.
Как только вы погасите основные пункты в финансовом плане, можно приступать к тратам на себя и в удовольствие.
P.S Хотите научиться сохранять и вкладывать деньги так, чтобы создать капитал и получать дополнительный доход?
Убедитесь, что вам это нужно
Эмоциональные, незапланированные покупки заставляют сокрушаться о потраченных деньгах. Поэтому лучше их избегать: приходить в магазин со списком покупок, не обращать внимания на неподходящие предложения.
Даже если вы задали консультанту пару десятков вопросов, это не обязывает что-то покупать.
Покупайте впечатления, а не товары.
Какое значение будет иметь для вас данная покупка? Хорошая машина дарит комфорт, а стиральная машина — свободное время. Подумайте, что вы получили, а не сколько потратили.
Когда вы начинаете нервничать, что потратили кучу денег на покупку важной вещи подумайте, сколько времени или денег она сэкономила вам за год использования.
Например, посудомоечная машина может стоить достаточно дорого, но представьте сколько времени она сэкономит, а вы свою очередь можете провести его с большей пользой.
Но если же с финансовым бюджетом всё в порядке, а чувство вины не проходит? Тогда подумайте, может дело в самих покупках? Если что-то не приносит радости и пользы, но вы покупаете это по привычке, перестаньте так делать.
Источник
«Боль оплаты» или почему трудно покупать дорогие вещи
«Боль оплаты» — это такой психологический эффект, который возникает, когда нам приходится расставаться с деньгами. До определенной суммы не чувствуется. Такие суммы мы называем «психологический потолок цены».
«Пальто за 20 тысяч — нормально, за 30 дороговато». «Туфли за 10 тысяч — нормально, за 12 — надо подумать». «Джинсы не могут стоить 2 тысячи, это слишком дорого для тряпки». И каждая из нас соглашается и нет с этим утверждением. Потому что есть свои личные представления.
Хотя думать о вещи и покупать вещь — это совсем разные действия, психологический потолок цен у нас всегда есть (когда мы уже привяжем вещь к цене, решим, какая цена достаточная). И до психологического потолка боль покупки нечувствительна.
Вот как это выглядит на практике
Я решила, что мне нужны новые брюки. И понимаю, что придется отдать за брюки свои, тяжело заработанные, деньги. Психологический потолок -пять тысяч рублей. То есть пока ценник будет в пределах пяти тысяч, я не страдаю, я ведь уже приняла решение о нужности. Если найду хорошие брюки за 2-3 тысячи, для меня это станет выгодной удачной покупкой. Но при цене в 6 тысяч, даже если деньги у меня есть, купить вещь будет трудно.
Вот тут включается боль покупки. Переступить от приемлемой до болезненной покупки — трудно. Особенно, если нет достаточно убедительных доводов.
Интересно, что повышение цены сверх чувствительного порога незначительно повышает боль покупки. То есть одинаково трудно решиться на покупку вещи за 6 или за 8 тысяч, и 6 ничем принципиально не отличается от 8. Хотя! это целых 2 тысячи, и в таких суммах это важная цифра.
От чего зависит
- Ценность вещи (не просто штаны, а модные штаны — это повышение ценности в глазах покупателя)
- Дополнительные свойства (так мы мысленно делим высокую ценность на все свойства и думаем, что вместо одной вещи, купим универсальную для использования в разных ситуациях)
- Личная привязка. Или якорь. Когда-то мы установили для себя приемлемую цену. Та же цена за штаны из моего примера в пять тысяч, откуда-то взялась, и по каким-то причинам кажется достаточной. Это и есть якорь.
Маркетинг старается влиять на наши решения. Повышается привлекательность продукта или влияет на якорь (доказывает, что лучше, нужнее, правильнее купить вещь дороже, чем мы ищем).
Дорогие вещи
Под дорогими я подразумеваю вещи совсем не из нашей ниши. Например, я покупаю сумку за 5 тысяч, но вот мне нравится за 20. И 20 меня есть, только мне очень трудно с ними расстаться.
Замечу, что если бы мне понравилась сумка за 50 или 100 тысяч, при моральном потолке в 5, то мой (воображаемый) мозг не рассматривал бы такие покупки вообще. Слишком незначительная ценность от обладания сумкой, чтобы повышать предел в 10 или 20 раз. Иными словами, боль покупки — это своего рода ограничитель и шкала важности.
Но вернемся к воображаемой мне с воображаемым желанием купить воображаемую сумку за 20 тысяч. Как я уже показала, имеет значение только перешагнуть порог, повышение цены за пределами нечувствительного уровня не так уж принципиально.
Как перешагнуть? Как решиться на покупку?
- Зачем? Что вами двигает, почему это важно? Тут хорошо бы честно с собой разговаривать. И очень поможет себя ценить, любить и уважать. Причины «хочу обладать» — достаточно. Но разбираться крайне желательно.
- Почитать правила возврата, особенно сроки. И купить. Раз уж у вас есть деньги на покупку и есть причины покупку совершить. Не снимайте бирки, не выкидывайте чеки. В России срок возврата товара надлежащего качества 14 дней. Дайте себе срок, скажем, в 10 дней. Примеряйте, обладайте. Через 10 дней — оставите или вернете.
Почему я считаю, что самовнушения не работают
Мантры про «я у себя одна», «не буду покупать следующие два года больше ничего», «должна же я себя любить». Если психологический тип покупателя цепляется за потолок покупки, и тяжело переходить в другую ценовую нишу, боль покупки такая сильная, что даже после приобретения (когда мантра подействует), вещь не сможет приносить удовольствия. Будет точить чувство вины, заведется червяк расточительности.
Если же переступить болевой порог и совершить покупку. То можно на практике понять, так ли уж сильно хотелось, так ли сильно жаль денег. И принесла ли покупка ту радость, на которую рассчитывали.
Я была в ситуации и полного разочарования от слишком дорогой покупки, и полного восторга, когда денег совершенно не жаль, и боли никакой не испытываешь.
А вы пробовали? Как обычно справляетесь со слишком дорогими покупками? Или не поддаетесь искушению? ))
По выходным публикую лучшие тексты из канала НЕ КОЛХОЗ
По понедельникам присылаю все новинки за неделю! Подписаться
Источник