- В чем вина и беда Родиона Раскольникова?
- Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
- Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
- Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние
- Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя
- в чем только раскольников признал свою вину??
- Признание вины Р. Раскольниковым как смягчающее обстоятельство при вынесении приговора
В чем вина и беда Родиона Раскольникова?
Ф.М. Достоевский – величайший писатель в истории России. Его романы пользуются большой популярностью и по сей день. Каждая книга из произведений Достоевского – сложное философское и нередко психологическое рассуждение о жизнях людей, их характерах и судьбе. Одним из самых занимательных романов является произведение «Преступление и наказание».
Из сюжета романа мы знаем, что главный герой Родион Раскольников совершил страшное преступление – убийство, а затем понес наказание за свое деяние. И на первый взгляд вина героя очевидна, а потому вопрос «в чем повинен Раскольников?» кажется нелепым. Однако не все так просто. Если углубится в анализ произведения, то станет ясно, что вина Родиона лежит совсем не на поверхности, она гораздо сильнее и запутаннее.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Вина Родиона Раскольникова в том, что он взял на себя роль судьи, способного решать, кто достоин жить на белом свете, а кто заслуживает наказания в виде смерти. Родион – бывший студент, вынужденный бросить учебу из-за нехватки средств. Он находится в крайней нищете, почти впроголодь, но имеет гордость, а потому считает недостойным зарабатывать хотя бы по копеечке. Кое-как существуя, Родион много думает над жизнями богатых и бедных. В его голове рождается теория, по которой он отличает людей на 2 категории: тех, кто имеет власть, и тех, кто вынужден подчиняться первым.
Раскольников настолько ослепляется своей теорией, проникается ее идеей, что созревает на убийство, ведь он считает себя человеком достойным счастья, а вот жизнь старухи-процентщицы принимает за несправедливость. Родиону противна и мерзка старуха, которая владея большими средствами, жертвует их не на родных и нуждающихся, а вкладывает в храм. Таким образом, Родион пошел против религии, здравого смысла, морали и нравственности, решив, что имеет власть над жизнью другого человека. В этом его вина.
Беда же героя в том, что, совершив убийство, Родион не может даже воспользоваться тем, ради чего на это пошел. Его теория терпит крах, сам Раскольников принимает поражение. Он оказался слишком слаб, чтобы во всей полноте вершить судьбами других людей, не терзаясь муками совести. После преступления Раскольников морально страдает, страх наказания преследует его по всюду.
Несмотря на абсурдность вопроса «в чем вина героя?» он не является глупым. Выяснилось, что Родион повинен гораздо сильнее, чем кажется, на первый взгляд. И беда Раскольника столь же глубока, как и его вина.
Источник
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Раскольников в комнате. Иллюстрация Д. Шмаринова |
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершает страшное преступление, убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
«В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством.
Придя в острог, он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит. Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться. « (эпилог глава II)
«Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере . » (мысли Раскольникова, эпилог глава II)
«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.» (эпилог глава II)
«. Раскольников. идет в каторгу. Там, после долгих лет испытаний, он, вероятно, обновится и станет вполне человеком, то есть теплою, живою человеческою душою. » (Н. Н. Страхов)
Источник
Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние
Раскольников (актер Г. Тараторкин), кадр из фильма 1969 г. |
Бедный студент Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Молодой человек совершает страшное преступление, жертвами которого становятся старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сводная сестра Лизавета.
В этой статье представлено описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние героя.
Важно подчеркнуть, что душевные переживания Раскольникова не оправдывают его страшного поступка, а лишь характеризуют его как личность.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя
Раскольников до преступления
Важно понимать, что до совершения преступления Раскольников уже некоторое время находится в подавленном состоянии: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.
За несколько месяцев до преступления он бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. В этот период он ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке, лежа на диване. Накануне преступления он много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.
Раскольников после преступления
После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:
«. а сам дрожа всем телом. «Нет, не по силам…» — подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару.» (сразу после преступления, часть 2 глава I)
«Скверно то, что я почти в бреду… я могу соврать какую-нибудь глупость…» (часть 2 глава I)
«Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть. » (Раскольников — Разумихину, часть 2 глава VI)
«Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!» (часть 2 глава I)
«А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…» (часть 4 глава II)
При этом Раскольников «разрывается» между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:
«. такое отчаяние и такой, если можно сказать, цинизм гибели вдруг овладели им, что он махнул рукой и пошел дальше. «Только бы поскорей!..» (часть 2 глава I)
««Пропаду так пропаду, всё равно. » (часть 2 глава I)
««Если спросят, я, может быть, и скажу», — подумал он, подходя к конторе.» (часть 2 глава I)
««Войду, стану на колена и все расскажу…» — подумал он, входя в четвертый этаж.» (часть 2 глава I)
«Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения. «Не обдумать ли хоть минуту? — пронеслось в его голове. — Нет, лучше и не думая, и с плеч долой!» Но вдруг он остановился как вкопанный. » (часть 2 глава I)
«Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это. » (часть 2 глава VI)
«Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня. » (часть 6 глава VII)
«Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц. » (часть 6 глава III)
«Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал. » (часть 6 глава VII)
«Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!» (часть 2 глава VI)
«. слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!» (часть 6 глава VIII)
«. решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился.» (часть 6 глава VII)
» — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь. Это гордость, Дуня?
Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние главного героя.
Источник
в чем только раскольников признал свою вину??
Как только Раскольников встал на преступный путь, незамедлительно последовало наказание, одной из форм которого стала внутренняя иссушающая героя борьба, муки проснувшейся совести. Результаты, к которым пришел Раскольников, резко разошлись с его намерениями. Он рассчитывал, убив процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить изгоев общества от цепи ежедневных страданий, а вместо этого обрек себя на страдания, заставил терзаться сестру, а мать умерла. Он метил в Наполеоны, но, испытывая страх перед следствием, осознал, что как личность не отвечает требованиям наполеоновской натуры. Он хотел старуху убить, чтобы обосновать свою теорию, а вышло нечто обратное. «Я переступить поскорее хотел, — говорит он, — я не человека убил, я принцип убил! » Но переступить не смог, остался на этой стороне. С этого момента нравственные терзания героя становятся особенно невыносимыми. Кроме того, они усугубляются целой цепью неожиданностей и случайностей. Раскольникова чуть не задержали на месте преступления и лишь случайность помогла ему покинуть квартиру процентщицы. Утром следующего дня его вызывают в участок в связи с давним долгом, но нервы не выдерживают, и он падает в обморок. Разумихин и Зосимов рассказывают больному Раскольникову о диком убийстве, им самим и совершенном, а незнакомый мужчина случайно называет его убийцей. Расспрашивая маляров о пятнах крови на полу, Родион выдал себя, но те не отреагировали должным образом. Ему повезло и на этот раз. Но такие неожиданности еще больше изматывают и без того больную психику.
Еще одной формой наказания Раскольникова становится смех: смех убиенной старухи, постоянно преследующий его во сне; насмешки, которые чудятся ему в словах следователя; грубый смех толпы. Все это больно ранит, превращая его жизнь в настоящий кошмар.
Особая роль в наказании Раскольникова отведена автором следователю Порфирию Петровичу. Это опытный, вдумчивый и проницательный служитель закона. Он наделен также тонкой интуицией, смелостью, широко образован, при этом профессионально хитер и расчетлив. Терпеливо разматывая цепочку событий, изучая психологию преступника, проникшись определенной симпатией к бедному студенту и даже проявляя некоторое сочувствие (он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться и искупить свою вину, доверившись «натуре»), Порфирий Петрович, тем не менее, цепко держит подследственного в своих руках. Он психически изматывает его, превращая допросы в настоящую пытку, заставляя чувствовать себя затравленным зверем. Следователь шаг за шагом сужает круги расследования, чтобы в нужный момент нанести «решающий удар» и окончательно сокрушить «противника». Таким образом, наказание, положенное по закону, в лице следователя Порфирия Петровича становится для Родиона еще одним нелегким испытанием, а позже его ждет и последнее, юридическое, наказание — каторга.
Главное место в романе отведено рассказу о наказании преступника, и оно, как мы убедились, не сводится только к судебному приговору — главное наказание заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя романа, чем тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, а главное — сознание своей ничтожности и понимание несостоятельности своей теории — невыносимым гнетом легли на душу Родиона Раскольникова. После преступления будто пропасть образовалась между ним и окружающими людьми: «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Родион Раскольников действительно «убил» себя, так как преступление ведет не только к одиночеству, но и к полному распаду личности.
Наказание, постигшее героя романа, — жестоко, но в этом заключается и его спасение, ведь «переступить» хотел, но не переступил, остался на этой стороне, человеком остался! «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства», — говорит он.
Источник
Признание вины Р. Раскольниковым как смягчающее обстоятельство при вынесении приговора
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу»
Трагическая жизненная история Родиона Раскольникова, наверное, помнится каждому со школьной скамьи. Раскольников — 23-х летний бывший студент, который из-за нехватки средств вынужден оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано следующее: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта. »[1].
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Раскольников: https://www.lang-lit.ru/2016/01/rodion-raskolnikov-i-ego-teoriya-silnoy-lichnosti.html
Центральная тема «Преступления и наказания» вытекает из самого названия романа. Если попытаться раскрыть ее одним предложением из произведения, то скорее всего можно привести следующую цитату: «Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства — и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, — и ничего. ».
Главный герой романа делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Эта идея Раскольниковым была раскрыта в его статье «О преступлении», которую прочитал следователь, расследующий убийство. Она заключалась в том, что, по мнению Раскольникова «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее. Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать». Если с первой категорией все более или менее ясно, то вот ко второй он относит Соломона, Наполеона и т.д. «Кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» — фраза Порфирия Петровича, адресованная Раскольникову[2]. Однако в этой же самой исповеди Раскольников сообщает своим слушателям: «… я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда бесчинства, как вы говорите… Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право…».
В самом начале я писал, что история данного романа известна и не вижу смысла пытаться ее заново пересказать, отмечу только несколько обстоятельств, которые имеют значение для нашего рассказа.
Итак, из-за ограниченных финансовых возможностей в голове у Раскольникова зреет мысль пойти на преступление. На преступление, однако, не решается пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным, понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и в большей степени ради самого Раскольникова. Перед самым преступлением по словам Достоевского Раскольников становиться очень суеверным: «И во всем этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений». Находясь еще у себя в доме у него возникает вопрос, по которому можно сделать вывод, что у Достоевского имеются некоторые очень серьезные навыки психолога и криминолога: «Почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников? Он пришел мало-помалу к многообразным и любопытным заключениям, и, по его мнению, главнейшая причина заключается не столько в материальной невозможности скрыть преступление, как в самом преступнике: сам же преступник, и почти всякий, в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка…». Тем не менее, он все же решается убить старую процентщицу Алёну Ивановну и ее сестру, Лизавету, которая становится случайным свидетелем преступления.
Н. Н. Каразин. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
После убийства у Раскольникова как раз-таки начинается упадок воли и рассудка. Он несколько раз хочет пойти к следователю и рассказать все, но в самый последний момент не решается. Великий отечественный юрист А.Ф. Кони видел в этом романе олицетворение той важнейшей миссии, который нес в себе «новый суд»: «Считая, что новый судебный процесс призван «исследовать преступное деяние не как внешний фактор только, но и как душевное проявление», он ищет в литературе раскрытие этих проявлений. Заслуга Достоевского, по мысли Кони, в том, что великий психолог указал на необходимость видеть в каждом человеке человека и тем самым стал заступником униженных и оскорбленных»[3].
Первым человеком кому Раскольников сообщает о преступлении — становится Соня. Он рассказывает ей, что решился на преступление потому, что хотел сравнить себя с Наполеоном: «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ля я дрожащая или право имею…».
Раскольников не выдерживает всей этой внутренней борьбы и как-то войдя к полицейскому Илье Петровичу, хоть и не сразу, но заявляет: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
По приговору суда Раскольникову за два убийства было назначено наказание в виде восьми лет каторжных работ. Суд принял во внимание ряд смягчающих обстоятельств: явку с повинной и чисто сердечное раскаяние (тогда, когда следствие уже окончательно сбилось с пути расследования); активное способствование раскрытию и расследованию преступления; то обстоятельство, что он, будучи очень беден, все же не воспользовался ограбленным было расценено за действие пробудившее раскаяние; подтвержденный факт случайного убийства Лизаветы; предоставленные доказательства, что Раскольников в бытность студентом помогал одному больному товарищу, а также спас во время пожара двух маленьких детей.
Говоря о смягчающих обстоятельствах сразу вспоминается профессиональный постулат известнейшего присяжного поверенного В.Д. Спасовича, который в тех делах, где он был уверен в виновности своего подзащитного просил суд не об оправдании, а о снисхождении, за что получил прозвище «господин смягчающие обстоятельства». Тем самым Владимир Данилович был ярым сторонником поиска истины в правосудии: «Суд служит только одной… бессмертной истине… Истина и милосердие — вот два главных мерила деятельности суда»[4].
В завершении хотелось бы отметить, что этот роман не только о преступлении и наказании, но о любви: о безграничной любви Сони к Раскольникову, которая вслед за каторжным тоже отправилась в Сибирь. Там, по мере течения жизни, происходило перерождение Раскольникова; он пришел к мысли, что христианские убеждения Сони теперь должны быть и его убеждениями.
«Преступление и наказание». Соня читает Раскольникову Евангелие. Художник — И. Глазунов: https://www.pinterest.ru/pin/502151427193100986/
Именно это ему писала мать, когда он, будучи молодым, отправился жить в Петербург: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость Творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модной безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!».
[1] Наседкин, Н. Н. Раскольников // Достоевский. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — С. 408—412. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100.
[2] Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова. — М.: Художественная литература, 1976.
[3] А.Ф. Кони, «Собрание сочинений в восьми томах». Издательство юридическая литература. Москва – 1968. Том 6, стр. 11.
[4] Корифей присяжной адвокатуры / Крохмалюк А.В., Малышева А.Ж. – новая юстиция, 2007.
Источник