Чувство вины при увольнении работника

Содержание
  1. Почему возникает чувство вины у тех, кто увольняется?
  2. Александра Иваницкая
  3. Слово «увольнение» во время пандемии начало звучать все чаще. В условиях кризиса многие люди потеряли работу или изменили отношение к ней. За эти несколько лет стало заметно, что если некоторые отмечают увольнение криком «Добби свободен!», то находятся и те, кто переживает и испытывает стыд. Разбираемся, откуда берется чувство вины и что с ним делать.
  4. Что вызывает чувство вины при увольнении?
  5. Как сами работники описывают природу своего чувства вины?
  6. Как победить чувство вины?
  7. Вы заслуживаете лучшего
  8. Если вы попали под сокращение
  9. Сообщайте о своем увольнении заранее
  10. 10 правил грамотного увольнения сотрудника. Как и зачем сохранить его лояльность к компании?
  11. Увольнение требует предварительной подготовки
  12. Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
  13. Начните с плана на переходный период
  14. Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
  15. Действуйте постепенно
  16. Четыре вида реакций на увольнение

Почему возникает чувство вины у тех, кто увольняется?

Александра Иваницкая

Слово «увольнение» во время пандемии начало звучать все чаще. В условиях кризиса многие люди потеряли работу или изменили отношение к ней. За эти несколько лет стало заметно, что если некоторые отмечают увольнение криком «Добби свободен!», то находятся и те, кто переживает и испытывает стыд. Разбираемся, откуда берется чувство вины и что с ним делать.

Что вызывает чувство вины при увольнении?

Сейчас мы говорим о ситуации, когда человек увольняется сам или попадает под сокращение, а не когда его отстраняют от работы за проступок. В ситуации ухода по собственному желанию на должность с большими перспективами или более высокой оплатой или просто в ситуации сокращения человек оказывается в условиях большей неопределенности.

Чувство вины ученые по всему миру связывают с тенденцией «великой отставки» — так назвали готовность более 50% работников в США уволиться, чтобы найти новую работу или искать новую сферу деятельности.

Как сами работники описывают природу своего чувства вины?

Люди считают, что предают себя

Работа так или иначе влияет на наш образ жизни, мы часто идентифицируем себя с тем, что мы делаем. Еще бы этого не происходило, когда мы уделяем в среднем 40 часов в неделю именно работе! Часто уход на новую работу требует адаптации к новому образу жизни и новым привычкам, и это может принести психологический дискомфорт.

Люди считают, что предают своих близких

Особенно в первые месяцы после увольнения многие сотрудники могут ощущать себя незащищенно, «на птичьих правах». Мириться с этой мыслью непросто, когда человек должен содержать семью, регулярно покупать корм собаке или выплачивать ипотеку.

Люди испытывают вину перед компанией или работодателем

Уход с работы также сопровождается обрывом многих социальных контактов: с коллегами, наставниками, подчиненными. Если же человек не уходит с работы по собственному желанию, а попадает под сокращение, он может испытывать страх и чувство вины, думая, что работал недостаточно хорошо/качественно/усердно. Или же в человеке может взыграть синдром спасателя и уверенность, что без него все развалится.

Страх неизвестности

Кроме ответственности перед собой и близкими, есть просто неизвестность, которая всегда будет нас пугать. Человек может уволиться, не имея нового места работы и даже сбережений, а также будучи не в силах предугадать, сколько времени займет поиск новой работы.

Страх упущенных возможностей на старом месте

Часто увольняющимся по собственному желанию начинают предлагать более выгодные условия или напоминать, что еще некоторое количество отработанных месяцев может гарантировать им повышение.

К тому же исследование 2018 года показало, что специалисты по персоналу и более широкая общественность воспринимают людей, которые уволились с работы, как в целом менее компетентных, менее дружелюбных и менее подходящих для найма с того момента, как они стали безработными.

«Чувство вины возникает, когда компания и работа становятся частью личной жизни и семьи, когда в найме относишься к бизнесу как к своему. Тогда при расставании по инициативе работника его руководители часто вменяют уход в вину и позиционируют как предательство бизнеса. И, напротив, когда уходишь из такого бизнеса не по своей воле, чувствуешь себя преданным и потерянным. Это тяжелая ситуация именно для сотрудника, так как он в любом случае попадает под гнет негативных эмоций», — комментирует Евгения Галактионова , старший консультант в «Лаборатории карьеры А. Владимирской».

Как победить чувство вины?

Во-первых, чувство вины можно и нужно принять. Это естественная реакция, близкая к страху, которая появляется, когда мы пытаемся разворошить уже сложившийся уклад своей жизни. Чем старше мы становимся и чем больше ответственности на нас ложится, тем сложнее справляться с изменениями. И все же стоит напоминать себе о следующих вещах:

Читайте также:  Как собаки чувствуют эпилепсию

Вы заслуживаете лучшего

Лучшей оплаты труда, лучших карьерных перспектив, более здорового рабочего климата. Если вы нашли это на новом месте, вы имеете полное моральное право воспользоваться такой карьерной возможностью.

Если вы попали под сокращение

Возможно, работодатель тоже испытывал чувство вины из-за того, что он вынужден вас уволить. Но он не дал этому чувству победить. Так что вы тоже должны побороть свое чувство вины.

Сообщайте о своем увольнении заранее

Чувство вины и страх сообщить о своем решении начальству могут заставить вас сообщить о своем решении в последний момент. Лучше не идти у них на поводу и рассказать о своих планах хотя бы за две недели: за это время вы успеете закончить все дела, а у команды будет время снять с вас все рабочие процессы и передать их другим людям.

«Как избежать чувства вины: разделять эмоции и рабочие задачи, рабочие отношения. Быть в найме — не значит формально делать свою работу, но и брать на себя больше задач, чем есть, не стоит. Важно соблюдать баланс, не становиться заложником компании в виде универсального специалиста, для этого у нас в „Лаборатории карьеры“ как раз есть карьерный чекап, чтобы вовремя продиагностировать свое состояние, понять, какие есть на рынке возможности, и идентифицировать свое место на рынке труда. Не нужно замыкаться на компании. Сотрудникам стоит мониторить рынок, оценивать себя относительно него, чтобы не потерять свою привлекательность и вектор профессионального развития», — советует Евгения Галактионова .

Источник

10 правил грамотного увольнения сотрудника. Как и зачем сохранить его лояльность к компании?

Компании увольняют сотрудников по разным причинам: финансовых трудностей, за нарушение дисциплины, некачественного выполнения должностных обязанностей Психологические и правовые стратегии увольнения могут быть различными, но есть правила, которых компаниям следует придерживаться при любых увольнениях.

Некоторые руководители недоумевают, зачем же церемониться с этим сотрудником, ведь решение принято — он больше в компании работать не будет, какой смысл сохранять с ним хорошие отношения? Вот некоторые причины, по которым это следует делать:

  • является частью репутации компании. Если у компании большие достижения, но при этом она выбрасывает сотрудников на улицу, как отработанный материал, то со временем находить персонал будет все труднее. Ведь сотрудники делятся впечатлениями о работодателях не только со знакомыми и друзьями, но и размещают отзывы в соцсетях и на специальных сайтах.
  • Неграмотные увольнения могут иметь правовые последствия (жалобы в инспекции труда, в суд), которые повлекут финансовые расходы (штрафы, оплата вынуждено прогула, компенсация морального вреда и так далее).
  • Но это, на мой взгляд, не самое опасное. Самой опасное — демотивировать оставшихся сотрудников неблагополучным увольнением их сотоварища, то есть испортить внутреннюю репутацию компании. Если сотрудника уволили со скандалом, у оставшихся в компании коллег сработает механизм идентификации: он был работником, и я — работник, с ним поступили непорядочно, и со мной могут поступить также. О какой лояльности компании может идти речь…

Увольнение требует предварительной подготовки

Итак, работодателям стоит задуматься о том, чтобы минимизировать правовые и репутационные риски. Приведем несколько основных правил, которым рекомендуем следовать при увольнении по любому основанию.

  1. Любое увольнение требует предварительной подготовки. Некоторые способы увольнения требуют только подготовки к переговорам (увольнение по собственному желанию), другие требуют подготовки предварительных документов (приказ о сокращении, акт о служебной проверке, документы о проведении аттестации ).
  2. Какими бы не были причины увольнения, воспользуйтесь только правовыми способами их оформления. Помните — лишь перечисленные в ТК РФ основания признаются законными. Некоторые руководители говорят кадровикам: «Увольняйте как хотите, чтобы завтра его не было». «Как угодно» уволить не получится — только согласно ТК РФ. Правовую стратегию увольнения лучше согласовать с юристами.
  3. Исключите давление на работника при ведении переговоров об увольнении. Давление — это угрозы, запугивания, обещания «устроить проблемы». Чтоб избежать обвинений в давлении, проводите любые разговоры с работником об увольнении в присутствии свидетелей, давайте ему время на обдумывание, возможность проконсультироваться с юристами.
  4. Помните о необходимости грамотного психологического поведения при увольнении работников. Ведь многих проблем можно избежать при учете психологических особенностей. Например, не забывайте о деликатности при объявлении об увольнении, даже если на него не требуется согласие работника. Тем более не стоит вести себя прямолинейно, если вы хотите добиться согласия на увольнение. Существует масса психологических приемов увольнения работников, выберете наиболее подходящий для данной ситуации.
  5. Позвольте работнику максимально «сохранить лицо». Если вы договорились об увольнении его недостаточной квалификации или недисциплинированности — не рассказывайте об этом другим сотрудникам, пусть официальной версией будет то, что он подыскал новую работу. Это поможет сохранить лояльность увольняемого сотрудника.
  6. Надлежащее и своевременное оформление кадровых документов — важный момент. Часто последний день в компании бывает испорчен, потому что не готовы кадровые документы или, например, в трудовой книжке обнаружилась ошибка. Качественное оформление увольнения поможет снизить и правовые риски, если работник будет оспаривать увольнение.
  7. Выплатить все причитающиеся суммы следует в последний день работы. К ним относятся зарплата за последний месяц, компенсация неиспользованного отпуска, пособия при некоторых увольнениях (сокращение, соглашение сторон ). Не забывайте, что задержка зарплаты влечет выплату работнику процентов, а также штрафы со стороны инспекции труда.
  8. Увольнение оформлено, выплаты сделаны, работник покинул компанию. Что еще остается? Не забудьте, что некоторые увольнения требуют внесения изменений в штатное расписание, без этого они могут быть признаны незаконными (например, сокращение штатов). Но даже если такие изменения не потребуются, в любом случае потребуется анализ проведенного увольнения. Все ли было сделано правильно, что можно было бы сделать лучше? Также следует проанализировать, почему этого работника пришлось уволить? Была ли это ошибка в подборе, и работник изначально не подходил компании? Или он не смог адаптироваться к изменениям? На эти и другие вопросы я следует ответить, чтобы не допустить повторение ситуации.
  9. Соблюдайте договоренности с работником и после увольнение из компании. Если вы обещали дать хорошие рекомендации, несмотря на то, что к его работе были превенции, сделайте это. Часто хорошие рекомендации ставятся в качество условия добровольного увольнения. Поэтому если работник уволился добровольно, а вы решили быть абсолютно честным и рассказать потенциальному работодателю о всех особенностях ваших с ним взаимоотношений, работник потеряет лояльность к вашей компании.
  10. Сохраняйте спокойствие при увольнении работника, несмотря ни на что. Как бы не расстраивал вас работник своим поведением, не позволять раздражена вылиться в агрессивные высказывания и действия. Все это только осложнит ситуацию. Спокойное же поведение, наоборот, поможет благополучно завершить отношения с работником.
Читайте также:  Целует без чувств может ли

«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.

До конца рабочей недели держим скидку в 20%. Успевайте подписаться.

Источник

Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений

Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.

Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.

Начните с плана на переходный период

Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.

При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.

Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.

Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных

Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.

Действуйте постепенно

Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:

Читайте также:  Чувство безысходности 8 букв

1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.

2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».

О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:

Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.

Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.

Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).

На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.

Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.

Четыре вида реакций на увольнение

Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.

4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».

5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.

На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.

А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.

И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-

Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press

Источник

Оцените статью