ЧУВСТВО ВИНЫ
Представления о чувстве вины содержались в различных работах З. Фрейда. Так, в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) он соотнес возникновение чувства вины с совершенным на заре становления человечества «великим преступлением» – убийством сыновьями отца первобытной орды. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд не только установил тесную связь между эдиповым комплексом и чувством вины, но и выдвинул положение, согласно которому чувство вины современного человека возникает до проступка и «не оно является его причиной, а, напротив, проступок совершается вследствие чувства вины». Словом, основатель психоанализа исходил из того, что чувство вины, как правило, не осознается, оно возникает из эдипова комплеса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью.
С введением в психоанализ структурной точки зрения на понимание функционирования психического аппарата, с рассмотрением специфики такой его инстанции, как Сверх-Я, оказалось возможным глубже осмыслить чувство вины. В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд исходил из того, что чем сильнее эдипов комплекс, тем строже сформированное в психике ребенка Сверх-Я будет позднее царить над Я в качестве бессознательного чувства вины. В процессе аналитической терапии с этим чувством связано одно странное, на первый взгляд, явление, когда успехи лечения ведут к ухудшению состояния пациента. Речь идет о негативной терапевтической реакции, об усилении страдания пациента как раз в тот момент, когда при лечении достигаются определенные успехи. Рассматривая данный феномен, основатель психоанализа пришел к убеждению, что корень негативной терапевтической реакции следует искать в «моральном факторе», «в чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий».
Обычно пациент ничего не знает о своем чувстве вины. Оно молчит и не говорит ему, что он виновен. Вместо этого пациент чувствует себя не виновным, а больным. Его чувство вины проявляется только в виде сопротивления собственному излечению. Борьба с сопротивлением оказывается не простой задачей аналитической терапии. В процессе медленного раскрытия перед пациентом вытесненных обоснований происходит постепенное превращение бессознательного чувства вины в сознательное чувство виновности.
З. Фрейд считал, что при неврозе принуждения и меланхолии чувство вины достигает исключительной силы. Оно является действенным и при истерии. Остается ли чувство вины бессознательным, это зависит от силы Я, хотя именно Сверх-Я проявляет себя как чувство вины.
С точки зрения основателя психоанализа, выраженной им в работе «Недовольство культурой» (1930), чувство вины является роковым для человека. Причем не имеет значения, произошло ли отцеубийство в действительности или от него отказались. «Чувство вины обнаруживается в обоих случаях, ибо оно есть выражение амбивалентного конфликта, вечной борьбы между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти». Из этого конфликта произрастает чувство вины, достигающее подчас таких высот, что делается невыносимым для отдельного человека. Как показал психоанализ, чувство вины вызывают не только совершенные акты насилия, но и замышляемые. Отсюда – бегство человека в болезнь, возникающее в силу развития страха совести перед Сверх-Я и мучительных переживаний, связанных с бессознательным чувством вины и потребностью в наказании. Как заметил З. Фрейд в работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924), удовлетворение бессознательного чувства вины есть, наверное, «самая сильная позиция того выигрыша (составного, как правило), который человек получает от своей болезни, – суммы сил, которые восстают против выздоровления и не желают отказываться от болезни».
Говоря о бессознательном чувстве вины, основатель психоанализа соглашался с некорректностью его наименования с психологической точки зрения. Возможно, более корректным было бы называть это чувство «потребностью в наказании». Тогда более понятным становится потребность ребенка в наказании от рук родителей, имеющиеся у него фантазии о желании быть избитым отцом. Понятным становится и содержание морального мазохизма, когда, с одной стороны, индивид хочет сохранить свою нравственность, а с другой стороны, у него появляется искушение совершить «греховные» поступки, которые затем должны искупаться упреками садистской совести. И хотя сами пациенты нелегко соглашаются с аналитиком в том, что касается бессознательного чувства вины, тем не менее оно остается действенным в них и требует своего рассмотрения при аналитической работе.
Представления З. Фрейда о чувстве вины получили дальнейшее развитие в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) обратилась к рассмотрению невротического чувства вины, играющего важную роль в картине неврозов. В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она обратила внимание на неустойчивое различие между латентным чувством вины, готовым проявиться по любому поводу, и явным бессознательным чувством вины, имеющим место в состоянии депрессии. Последние принимают форму самообвинений, часто являющихся фантастическими и преувеличенными. Вместе с тем, как полагала К. Хорни, «многое из того, что кажется чувством вины, является выражением тревожности, либо зажиты от нее». Частично это справедливо и для нормального человека. Однако в отличие от него невротик чаще склонен прикрывать свою тревожность чувством вины.
К. Хорни считала, что чувство вины является не причиной, а следствием страха неодобрения, осуждения. Этот страх побуждает пациента вести себя так, как будто он преступник, стоящий перед судьей, и подобно преступнику он стремится все отрицать и скрывать. Кроме того, чувство вины и сопровождающие его самообвинения являются защитой от страха неодобрения, формы проявления которой могут быть самыми различными, вплоть до того, что пациент может бросать в лицо аналитика гневные обвинения в тот момент, когда опасается обнаружения какой-то тайны или когда заранее знает, что совершенное им не вызовет одобрения. Из-за страха, обступающего пациента со всех сторон, он может постоянно метаться между самообвинениями и обвинениями. Но невротические самообвинения обходят стороной действительно слабые места пациента. Как заметила К. Хорни в работе «Новые пути в психоанализе» (1939), сама функция самообвинений заключается в том, чтобы «помешать невротику взглянуть в лицо каким-либо реальным недостаткам».
Одна из терапевтических целей психоанализа состоит в понижении уровня притязаний Сверх-Я и раскрытии функций чувства вины, состоящих в проявлении страха неодобрения, защиты от него и защиты от обвинений. Необходимо сперва показать невротику, что он требует от себя невозможного, а затем помочь ему осознать существо его, самообвинений, обвинений и достижений.
Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше (Л. Толстой, Война и мир).
По рябому круглому лицу девки ползала не то виноватая, не то стыдливая улыбка (С. Сергеев-Ценский, Сад).
Ср. ситуацию в конце рассказа Дж. Голсуорси «Цвет яблони», когда Эшер тяжело переживает свою виновность в смерти Миген.
В чем молодой похвалится, в том старый покается (пословица).
Источник
Чувство вины мешает нам жить
Кто из нас не чувствовал себя виноватым за какие-то слова или поступки? За дурные мысли, за то, что не оправдали доверие или кого-то обидели?
Исследования европейских психологов показали, что 70% людей хотя бы раз в день ощущают себя в чем-либо виноватыми. Причем женщины обвиняют себя намного чаще, чем мужчины. По своей природе они более эмоциональны, поэтому склонны к самокопанию, страданиям и депрессиям. Мужчины способны оценить ситуацию более рационально и вину за случившееся обычно перекладывают на кого-то. На самом деле, так проще и намного лучше для психического здоровья. Вина – отвратительное чувство. Оно, словно кислота, «разъедает» душу. Человеку психологически тяжело в ситуации, когда его обвиняют близкие люди. Однако намного хуже, если мы сами виним себя в чем-либо. В таком случае происходит самобичевание и обесценивание собственной личности. При этом другие, используя чувство вины, умело нами управляют. Например, женщина недолюбливает невестку и постоянно говорит сыну, что жена ему не пара. В результате мужчина испытывает вину перед матерью, поскольку разочаровал ее своим выбором. Это чувство сильно отравляет жизнь и взаимоотношения с людьми. С одной стороны вина позволяет проанализировать свои поступки, сделать выводы и избежать повторения ошибок. С другой – может вызвать глубокие страдания, с которыми приходится жить долгие годы. Чувство вины характеризуется самообвинением, ощущением своей неправоты, проявлением агрессии к самому себе и резонансом между своим поведением и общественными ценностями.
Откуда берется вина
Когда в семье появляется ребенок, родители вынуждены ограничивать свои желания и жертвовать личной свободой. Малыш требует внимания, соответственно появляются новые обязанности. При этом родители нередко дают понять ребенку, что от многого в жизни отказались ради него. А поскольку все дети любят родителей, то инстинктивно испытывают чувство вины, поскольку помешали им добиться определенных успехов и быть счастливыми. Боясь потерять родительскую любовь, они стараются не разочаровать своими поступками. С помощью вины взрослые управляют ребенком и регулируют его поведение. Нередко родители приписывают малышу способности, которых в силу возраста у него нет и винят за якобы преднамеренные действия. Например: «Ты специально не хочешь спать, чтобы не дать мне отдохнуть!» или «Ты нарочно кричишь, потому что знаешь, что у меня болит голова». Взрослые люди часто перекладывают на ребенка свою ответственность. Например, трехлетнего малыша ругают за то, что он разбил мобильный телефон. Родители сами не убрали ценную вещь, зная, что в квартире маленький ребенок. Однако не желают признавать собственную ответственность. Получается, что с детства родители, воспитатели и учителя сознательно культивируют в нас чувство вины. Контролируют, ограничивают в любви, с кем-то сравнивают и постоянно критикуют: «Мне стыдно за твое поведение! Твой брат хорошо учится, не то, что ты! Если учительница ругается, значит, ты в этом виновата». Со всех сторон мы слышим нравоучения, поэтому не думаем о поступках, а лишь боимся не оправдать чьих-то надежд. При этом повзрослев, мы продолжаем оценивать свои действия глазами ребенка: стремимся всем угодить, чтобы никого не обидеть и соответствовать ожиданиям других. Так мы и живем, разрываясь между близкими людьми, которым вроде что-то должны, и собой. Однако внимание себе уделяем в последнюю очередь. У нас получается постоянный разрыв между своими желаниями и чувством вины.
Истинная вина и чувство вины
Важно четко различать ситуации, в которых мы действительно виноваты, а когда лишь чувствуем себя виноватыми. Если человек заранее осознает, что своими действиями может навредить самому себе и другим людям, но все равно их совершает, то он виноват. Обычно вину признают за людьми, которые в силу преступной халатности или намеренно нанесли ущерб. Другое дело, когда человек считает себя виноватым, но в действительности не наносил ущерба. Он винит себя, опираясь на «внутренний голос» и ложные детские убеждения. Причем гораздо чаще мы виним себя за то, чего не совершали или не смогли изменить, чем за реальные поступки. Американский психотерапевт Ирвин Ялом считает, что вина тесно связана с ответственностью. Он выделил три вида этого чувства:
-Невротическая вина появляется, если человек совершает незначительные проступки или же думает о преступлениях против других людей. Он боится осуждения и специально себя унижает, чтобы окружающие им восхищались. Человек культивирует это чувство и использует в качестве оправдания. Он нередко говорит: «Я знаю, что не прав» или «Да, я виноват». Люди считают такого человека обходительным, неконфликтным. При этом умело им управляют.
-Подлинная вина возникает, когда реальное преступление уже совершено и человек осознает неизбежность наказания.
-Экзистенциальная вина является результатом преступления против себя. Например, человек не смог реализовать себя в жизни, уделял близким мало внимания и сильно об этом сожалеет. Такая вина помогает раскрыть собственные возможности и относиться к другим людям более чутко.
Физическое проявление вины
Чувство вины – это своего рода якорь, который тянет нас назад. Мы застреваем в прошлых событиях, переживаем былые эмоции, не можем жить настоящим и двигаться дальше к новым целям. Это разрушительное чувство снижает нашу самооценку, несправедливо лишает уверенности в себе, вызывает напряженность, растерянность, пессимизм, боль, страх. От отчаяния и невозможности что-то изменить, возникает желание спрятаться, исчезнуть. Появляется повышенная сонливость, стремление «забыться». Хроническое ощущение вины способно изменить наше физическое состояние и даже тело. У человека, считающего себя виноватым, сгорбленная спина, опушенные плечи, словно несущие тяжелый груз. Многие болезни позвоночника и внутренних органов связаны с подобным состоянием. Люди, переживающие вину, имеют скованную походку, как будто стараются быть незаметными и занимать меньше места, тихо разговаривают. У них почти отсутствует жестикуляция. Им сложно смотреть в глаза собеседнику. Они опускают взгляд, низко склонив голову. В беседе постоянно извиняются и оправдываются, стараясь загладить возникший конфликт. Бывает, что человек, испытывающий вину, стремится себя наказать. В качестве самонаказания он может грызть ногти под мясо, разбивать в кровь кулаки, наносить себе порезы и другие увечья. Но как избавиться от чувства вины?
Избавление от вины
Чтобы научиться безболезненно жить с ощущением вины, очень важно проанализировать ситуацию и простить себя. Как это сделать? Вот несколько способов:
Признайте право на ошибку. Часто вина одолевает нас, когда мы что-то неправильно делаем. Помните о том, что всем свойственны ошибки. Людей, у которых все получается с первого раза, не существует.
Научитесь исправлять свои оплошности. Если вы постоянно опаздывайте и вините себя за это, постарайтесь изменить ситуацию. В ваших силах выходить пораньше из дома. Можно попросить кого-то из близких будить вас по утрам. Вы редко навещаете родителей, испытывайте по этому поводу чувство вины и не знаете как избавиться от чувства вины? Пообещайте себе приезжать к ним, например, каждую среду вечером. И сдержите свое обещание.
Простите себя. Если что-то произошло, и вы себя обвиняете в этом, в первую очередь избавьтесь от пессимизма. Прекратите повторять: «Это я виноват. Это мой крест. Я заслуживаю наказания». Ваша главная вина – самобичевание. Так зачем направлять агрессию против себя?
Не пытайтесь быть «хорошим» для всех. Идеальных людей не бывает и стремиться к этому бесполезно. Всегда найдутся те, кому вы не нравитесь. И в этом нет вашей вины. Старайтесь оставаться собой и разрешите это окружающим.
Перестаньте постоянно извиняться и оправдываться. Открывая дверь в кабинет начальника, вместо: «Извините, можно войти?» скажите: «Добрый день! Вы сильно заняты?». Если вас обвинили в чем-то, не унижайтесь, приводя 15 аргументов в свое оправдание.
Вовремя говорите «нет». Прежде чем стать «спасательным кругом» для кого-то, подумайте, не навредит ли это вашим интересам. Например, вы планируйте купить стиральную машину. Но позвонил друг и кричит в трубку: «Выручай! Срочно нужны деньги! Кредит платить нечем». Становится неловко, ведь если вы не поможете товарищу, то будете чувствовать себя виноватым. Однако его кредит – это не ваша проблема. Не позволяйте другим «садиться вам на шею».
Постарайтесь искупить вину. У вас не получилось провести с ребенком воскресенье? Посвятите своему чаду следующие выходные. Потеряли чужую вещь? Купите точно такую же или компенсируйте деньгами. Если вы действительно кого-то обидели, попросите прощения.
Любые ошибки – это жизненный опыт, положительный или отрицательный. Все люди их совершают. Помните, что далеко не все события зависят от нас. Не берите вину за стечение обстоятельств. Научитесь любить и прощать себя.
Источник