Конан-варвар: интересные факты о фильме.
Поначалу фильм планировался чем-то вроде доисторической бондианы – амбициозный выпускник нью-йоркской школы искусств Эдвард Саммер сходу написал шесть сценариев и был искренне уверен, что студия оторвет их с руками.
Подготовительная работа над фильмом началась ещё в 1977 году, но из-за множества разного рода проволочек к реальным съемкам приступили не ранее 1981 года.
В Голливуде толком не понимали, что делать с фильмом про Конана – в то время спросом пользовались фэнтезийные постановки вроде «Властелина Колец» Ральфа Бакши, но то были мультфильмы. А экранизация миров Ховарда означала большие затраты на производство, даже самая приблизительная смета которого уходила за отметку в $10 млн. (в результате бюджет фильма составил $20 млн), тогда как средняя стоимость фильма в те времена равнялась $8 млн.
По этой же причине в корзину вслед за сочинениями Саммера отправился и сценарий Оливера Стоуна, предполагавший постапокалиптическое будущее, армию звероподобных мутантов-клонов, завоевание планеты и прочую непозволительную роскошь докомпьютерной эпохи. По сегодняшним меркам рукопись Стоуна была очень хороша: работая над сюжетом, он прочитал каждую книгу и каждый комикс о герое, выведя в истории потенциал десятисерийной франшизы. Но на тот момент продюсеры думали иначе, и в ход пошел сценарий Джона Милиуса.
Джон Милиус: Когда я прочитал сценарий Оливера, то наконец-то понял, что кто-то действительно хочет превратить «Конана» в фильм. На самом деле, я остался не в большом восторге от сценария Стоуна – там была отличная концепция, персонажи и чувствовался дух вселенной. Но армия мутантов? Нет, это мне точно неинтересно. Тогда я в срочном порядке прекратил работу над сценарием фильма «Половина неба» и сел писать свой вариант «Конана».
Будущая лента с самого начала позиционировалась масштабным блокбастером – вакансия режиссера отошла Ридли Скотту, выстрелившему в то время «Чужим», а главную роль отдали успевшему обратить на себя внимание бодибилдеру Арнольду Шварценеггеру. Роли второго плана распределили между не менее колоритными культуристами – спутников Конана было поручено играть танцовщице Сандал Бергман и серферу Джерри Лопезу, а для работы над саундтреком продюсер Дино Де Лаурентис начал присматривать модные поп-группы.
Изнурительные тренировки длились год: актерам предстояло войти в отличную физическую форму, научиться управляться с мечом, держаться на лошади и выполнять каскадерские трюки.
В фильме Арнольд Шварценеггер выполнял все трюки сам, так как не нашлось дублера со схожим телосложением. Потому, в первый же съемочный день Шварценеггер оступился и здорово ударился головой о камни (в сцене погони с волками) – поговаривают, что до летального исхода не хватило совсем чуть-чуть, а Бергман едва не потеряла палец, фехтуя с Конаном.
Удивительно, но для съемок в «Конане» даже Арнольду Шварценеггеру потребовалось немало времени на то, чтобы его физическая форма соответствовала всем требованиям режиссера, поскольку к тому времени Шварценеггер уже покинул соревновательный бодибиолдинг (в 1975 году) и успел сбросить вес. Однако, в итоге это сыграло ему на руку. Так как съемки «Конана» откладывались, подготовка к фильму позволила Арнольду достаточно быстро набрать нужную форму для своего неожиданного возвращения в бодибилдинг и завоевать в 7-й раз титул «Мистер Олимпия» 1980 года.
Джон Милиус: Если бы в моем фильме были бы звезды с раздутым самомнением, то я никогда бы не сделал того, что задумал. Арнольд – великий человек. Он очень дисциплинирован и близок к Конану в реальной жизни. Шварценеггер сам создал своего героя и свою карьеру – он усиленно работал, тренировался каждый день, постоянно повторял свои реплики – он был просто одержим ими! Сандал – танцовщица, поэтому ей было совсем несложно сосредоточиться на тренировках и заниматься часами. У Джерри же была выносливость и устойчивость к трудным ситуациям – вряд ли обыкновенные актеры смогли бы также.
Но претезий не было ни у кого – съемочная группа понимала, что картина просто обязана быть успешной. К тому моменту уже Миллиус был постановщиком ленты – Ридли Скотт ушел снимать «Бегущего по лезвию» в самый разгар тренировок.
Поднявшись на борт, Милиус тут же начал диктовать свои условия: нет легкому сказочному флеру, нет примодненному попсовому саундтреку – музыка в фильме должна быть величественной и эпичной. Режисер пригласил сочинять оркестровку преподавателя Бэзила Полидуриса, с переменным успехом пробовавшего свои силы в кино. Написанные им симфонии в последствии стали классикой, разойдясь на бесчисленные цитаты.
О жестком и всегда предельно неуступчивом Джоне Милиусе в Голливуде ходят разнообразные легенды. Поговаривали, что на съемках «Конана» режиссер любил ходить в военной форме и с огнестрельным оружием. Последнее неудивительно, ведь Милиус является членом Совета Директоров Национальной стрелковой ассоциации США (NRA).
А для того, чтобы костюмы героев выглядели более естественно, продюсер фильма Дино Де Лаурентис запрещал актёрам снимать их в перерывах между дублями.
Однако самым сложным эпизодом на съемочной площадке, как ни странно, оказалась любовная сцена между Шварценеггером и Бергман. Мало того, что для каждого из них это было в новинку, так еще и присутствующая на площадке толпа постоянно кричала что-то вроде «Кто-нибудь, прикройте Арнольду его хозяйство!», что явно не располагало к раскрепощенности.
Джон Милиус: Многим было тяжело работать со мной на площадке из-за моего очень упертого характера. Арнольд же, напротив, использовал восточный подход к работе: «Я – река, которую надо направлять. Я должен течь туда, куда мне скажут». При этом – он никогда не терял своей индивидуальности, а оставался Арнольдом и только им. Ни одна часть меня не стала Арнольдом – я просто говорил ему, что надо делать и как. Он напоминал мне Чарлтона Хестона. Я всегда говорил Арнольду: «Посмотри на Хестона – он невероятный». И действительно, если поглядеть на карьеру Чарльза и Арнольда, то можно найти много общего.
Произведенный картиной фурор моментально вывел Шварценеггера в звезды и обрек «Конана» на продолжение. Милиус с самого начала планировал трилогию, но продюсеры решили смягчить рейтинг, чтобы дать сборам продолжения вырасти – в итоге, превратив сиквел в банальную беззубую сказку.
Джон Милиус: Я думаю, что у нас все было сделано со вкусом. Да, фильм все еще выглядит жестоким, но ведь дело не в крови. Если вы хотите увидеть ее, то увидите, разумеется, но она была нужна не для того, чтобы просто шокировать публику. Насилие должно быть видимым, но никак не подсознательным. Я всю жизнь делал жестокие фильмы и не вижу в этом ничего странного. У меня есть строгий моральный кодекс, которого я всегда стараюсь придерживаться. В этой жизни есть последствия для каждого действия и каждый платит свою цену за то, что он делает.
В год своего выхода «Конан-варвар» получил множество негативных отзывов в прессе. Создателей фильма обвиняли в излишней жестокости на экране и чрезмерной «кровавости» отдельных сцен. Однако зрители остались в полном восторге, а Шварценеггер получил мировую известность. Фильм получил премию «Сатурн» и 8 номинаций. Кроме того, актриса Сэндал Бергман претендовала на «Оскар» за роль второго плана.
Фильм был выпущен на видеокассете 2 октября 1982 года. Уровень продаж оказался достаточно высок; с момента своего выхода Конан-варвар оказался в списке Billboard «Videocassette Top 40» (рус. 40 лучших фильмов на видеокассетах) и держался в нём 23 недели. Также Marvel выпустила комиксы по фильму, созданные по сценарию Михаэля Флейшера.
Саундтрек, написанный Бэзилом Поледурисом, получил 2-е место в списке лучших саундтреков к фильмам 1982 года по версииFilms in Review, а в 2005 году номинирован American Film Institute (AFI) на внесение в список Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет по версии AFI. Также фильм оказался среди номинантов в список 10 лучших американских фильмов в жанре фэнтези по версии AFI в 2008 году, а главный герой был номинирован на внесение в список 100 лучших героев и злодеев по версии AFI в 2003 году.
Учитель фехтования из Китая в одной из сцен фильма — это реальный японский учитель фехтования, тренировавший актёров.
Руны на мече Конана гласят: «Чувство вины не мучает того, кто поднимает этот меч во имя Крома».
Арнольд Шварценеггер номинировался на премию «Золотая малина» 1982 года за роль в этом фильме.
По словам режиссёра Дж. Милиуса для съёмок была использована почти точная копия музейного экспоната мечаландскнехтов весом в 60 фунтов (25 кг). Многие другие предметы оружия и снаряжения в фильме были выполнены в натуральном весе и виде, а не из пластмассы.
Джерри Лопес, исполнитель роли Суботая, в обычной жизни был серфингистом и приятелем режиссёра, который сразу определил, что на роль Суботая требуется «кто-то вроде Джерри». Когда ни один из кандидатов режиссёра не устроил, Милиус предложил попробовать самого Джерри. К большому удивлению всех, включая продюсеров, полный непрофессионал Лопес хорошо справился со своей ролью. В этом ему помогло личное увлечение историями о Конане. Все же ему пришлось 6 месяцев посещать актерские курсы, которые вел Мако (исполнитель роли Акиро).
Короля Озрика изначально должен был играть не Макс Фон Зюдов, но планируемый исполнитель заболел. Хотя никто не верил, что знаменитый актёр согласится на небольшую роль в таком «несерьезном» кино. Зюдов согласился благодаря уговорам старшего сына (фаната комиксов о Конане) и из чистого любопытства.
Источник
О фэнтези «Конан-варвар»: бутафорскую кровь разбавляли водкой
Здравствуйте, коллеги-киноманы. Фильм » Конан-варвар » стал ощутимой ступенькой на пути Арнольда Шварценеггера на олимп. Причем в этом легендарном фэнтези вместе с молодым и накачанным Арни снялись мастодонты экрана — Макс фон Зюдов и Джеймс Эрл Джонс. А что же осталось за кадром? Разбираемся.
· Джонс и Шварценеггер быстро подружились на съемочной площадке. Шварц помог Джонсу оставаться в хорошей физической форме, а Джонс Шварцу дал несколько дельных советов по актерскому мастерству.
· Арни называет этот фильм «подарком богов» для своей карьеры.
· Шварценеггер обучался обращению с оружием, боевым искусствам и брал уроки верховой езды. Он тренировался с одиннадцатифунтовым палашом по два часа в день в течение трех месяцев. Также актер изучил технику лазания по горам, научился падать и прыгать с высоты пятнадцати футов. Это ему все здорово пригодилось, потому что когда начались съемки, оказалось, что нет дублера его комплекции. Все трюки Арни выполнял сам.
· Древо скорби, на котором был распят Конан, не было настоящим. Съемочная группа создала «дерево» из слоев штукатурки и пенополистирола, которые были нанесены на каркас из дерева и стали. Арнольд сидел на велосипедном сиденье, прикрепленном к дереву, а к его запястьям и ступням были прикреплены искусственные гвозди.
· «Собаки, которые появлялись в фильме, были очень недружелюбными и опасными. Когда они гнались за Арнольдом (по сценарию), он бежал, потому что знал, что эти собаки очень опасны, и они даже напали на своего дрессировщика».
· Надпись на мече звучит так — «Чувство вины не мучает того, кто поднимает этот меч во имя Крома». Когда Арнольд был губернатором, он выставил этот меч за своим креслом в Кабинете Рейгана.
· Серьёзным препятствием стал сильный австрийский акцент Арни. Актеру пришлось пройти обширную подготовку, чтобы научиться им управлять. Из-за этой же проблемы закадровым голосом фильма стал Мако, а не Арнольд.
· В фильме Конан влюблен в Валерию, что противоречит канону — там у знаменитого киммерийца любовью всей жизни была королева пиратов Белит. Валерия даже заимствует многие черты Белит. Люди, знакомые с романами о Конане, недоумевали, почему в фильме вместо Белит присутствует Валерия. Комментирую фильм, режиссер Джон Милиус сказал, что он хотел показать персонажа, похожего на Валькирию, и Валерия более точно соответствовала описанию, чем Белит.
Если телеграм для вас удобнее и привычнее, вот ссылка на канал . Там не только публикации дзена, но также новости и юмор на тему кино.
· По первой версии сценария, которую подготовил Оливер Стоун, события происходили в пост-апокалиптическом мире. Это должна была быть четырехчасовая сага с целый плеядой разных существ. Такой размах обошелся бы в $70 миллионов. Кстати, в роли постановщика Стоун видел Ридли Скотта, но Скотт отказался.
· Бутафорская кровь, которую мы видим в фильме, поставлялась на площадку в виде концентрата. Перед использованием его нужно было смешивать с водой. Из-за холода его смешивали с водкой. В сценах, где актеры должны были плевать кровью, они вместо этого глотали ее, а затем возвращались к специалисту по спецэффектам за добавкой.
· Фильм должен был стать целой серий кинолент — авторы планировали минимум четыре сиквела. И в каждом из них главную роль должен был исполнить Шварценеггер.
· Хотя фильм повествует о Конане, личная история персонажа больше похожа на биографию Кулла Завоевателя. Писатель Роберт Э. Ховард, создатель обоих героев, дал Куллу более подробное описание молодости. Конан был авантюристом, который добровольно покинул родину. Ни в одном рассказе Говарда он не был рабом или гладиатором. В то время как Кулл был изгнан со своей страны и провел много времени как раб и как гладиатор — до того, как узурпировал трон. Персонаж Тулса Дум назван в честь врага Кулла, а не Конана, и частично основан на нем.
Источник
Сказка о Конане.
Одним из моих любимых фильмов с детства и по сей день является «Конан-варвар» 1982 г. режиссера Д. Милиуса. Это эпик о героях и злодеях, о жизни и смерти в Хайборийскую Эру Земли, предшествующую древней истории человечества. В ту эпохи еще не поднялись сыны Ария, а океаны и материки имели иные очертания. Можно было встретить следы еще более ранних эпох, древние хтонические существа поднимались из недр или морских пучин. Это эпоха героев, когда миром правила Тайна Стали.
Можно сказать и иначе. Это было время, когда герои фэнтези были мужественными, а героини женственными, а не наоборот. Это было в ту эпоху кино, когда сильный женский образ был не данью культу Феминизма, а художественным приемом, когда персонажам книг не меняли пол или расу, но при этом все смотрелось органично. Мужские персонажи не были безвольными истеричками, а были. мужчинами. Это было давно ушедшее и почти забытое время отличного кино.
Это то самое героическое фэнтези со всеми необходимыми атрибутами и элементами. Фильм идет более двух часов, но он стоит того, чтобы досмотреть до конца.
Эпичный постер в манере художников жанра фэнтези.
Конан — варвар из северного племени киммерийцев, ставший рабом, а позже получивший свободу. Это время было жестоким и непримиримым. Время Меча и Магии, где господствовало право сильного.
«Чувство вины не мучает того, кто поднимает этот меч во имя Крома».
Вся вселенная Конана и Хайборийской Эры создана американским писателем Р.И. Говардом, являющимся таким же «отцом» жанра фэнтези, как Дж. Р.Р. Толкин. Только иного направления, более жесткого, земного и, без преувеличения, плотского фэнтези. Это альтернативная древнейшая история нашей планеты, еще до окончательного обретения современных очертаний.
Сразу стоит сказать, что фильм 1982 г. — это не потекстовая экранизация какой-то одной или нескольких книг. Это собирательный труд, знакомящий широкие массы зрителей с этой вселенной. Отходов от канона книжного Конана довольно много — от самой концепции и сюжета до деталей и описания персонажей. К примеру Конан и исполнении Арнольда «Терминатора» Шварценеггера на книжного внешне мало походит, но харизмой берет свое. Это явно лучше, чем Джейсон Момоа — полинезийский Конан — это, конечно, модно, стильно, толерантно, но не во вселенной, где был особый пунктик по расам и народам ))
Какой из них «каноничней» судите сами. На вкус и цвет, как говорится.
А вот таким Конана видели художники
Ну, для фэнтези жанра в 70-80 гг. и его визуализации были характерны «обнаженка», гипертрофированная мускулатура и женщин, и мужчин (популярность тренажерных залов, бодибилдинга и т.п.), минимальная броня — бронелифчики и бронетруселя, кожаная бдсм-щина и внушительные орудия в руках. Такие художники, как Фрэнк Фразетта, Луис Ройо )или Рохо), Борис Вальехо и другие творили в подобном ключе. Подобная сексуализация лишь отчасти была вызвана литературой (откровенных и непосредственных сцен там хватает), но, в основном, это дань моде и вкусам времени создания артов и фильмов.
Конан — герой, создавший себя сам. Он даже родился на поле боя, вылез из чрева матери во время битвы. Не самое тихое и безопасное место для новорожденного. Отец учил Конана «Не доверяй никому во всем этом мире — ни мужчинам, ни женщинам, ни животным. верь только в это. [указывая на меч]». Верить только стали. Стали с большой буквы. Сталь принесет женщин, славу, золото. Все. Секрет Стали — секрет всей жизни для Конана и всех тех, кто сталью живет и умирает от стали. Эта идея проходит сквозь весь фильм и судьбу Конана.
1. Сталь принесла смерть его родным и племени, Конану — рабство.
2. Сталь научила его правилу жизни и смерти.
3. Сталь освободила его.
4. Сталь принесла ему месть за возлюбленную и родных.
5. Сталь сделала его героем своего времени.
Очень замечательный эпизод был в скальной гробнице, куда Конан случайно попал, спасаясь с кандалами на ногах от собак. Он обретает древний меч, а его прежний хозяин — скелет мощного воина в латах якобы дарует меч Конану и наклоном головы приветствует его. Конан ему отвечает. Некий фэнтезийный символизм присутствует весь фильм.
Мечи — это отдельная история. Их ковал отец главного героя, сотворив вершину своего творчества. По иронии судьбы, этим мечом была обезглавлена мать Конана, а сам клинок достался одному из подручных главного злодея — мага, духовного гуру культа Змеи Тулса Дума. Древний меч Конана и меч его отца скрестятся в смертельном поединке.
Герой проходит в течении фильма все необходимые фазы становления. Помимо детства, отрочества и юности, мы видим формирование взрослого героя. Сначала это недалекий, толстокожий гладиатор, мясо для арены. Затем это воин, постигший мастерство востока и, что важнее, азы знаний и литературы, что расширило его представления о мире и сделало ум острым и способным к принятию новых решений. Далее, это авантюрный, веселый период бытности вором. При своих огромных габаритах, Конан сломал не только массу засовов и замков, но и стереотипы о маленьких юрких ворах. Он обретает друга-пройдоху Субутая.
Пришло время мести, совпавшее с миссией по спасению дочери короля. Киммериец желает мстить настолько сильно, что это желание застилает ему все остальное и заставляет пойти на рискованный шаг. Его поймали, пытали и распяли на Древе Боли (Древе Зла). Там Конан почти умирает, но друзья, на то и друзья, выручают его. Это катарсис героя. Настоящий, мучительный, но очищающий душу и разум.
Его друзья во время ритуала спасают его душу и тело от духов смерти, а его возлюбленная Валерия завещает им свою жизнь в обмен на жизнь Конана. Кстати, у Конана было много женщин, но истинной любовью была только эта светловолосая Валерия.
Немного о других персонажах фильма. Это триада злодеев — Тулса Дум, Торгрим и Рексор. Мощные телом и духом злодеи действительно страшны своей преданностью Тулсе Думу и культу Змеи и своими навыками.
Во время похищения принцессы, Конан с друзьями проникают в недра цитадели Тулсы Дума. Под маской благочестия, праведных речей о благе и чистоте видно то, чему предаются служители культа — оргии, пьянство, каннибализм. Одурманенные красотки и бдсм-сторожа-повара творят непотребства на потеху Тулсе Думу. Он лишь созерцает свою власть над людьми, которые верят его словам и готовы исполнять все его приказы. Он владеет колдунством и превращается в змею и уползает, пока идут разборки.
«Были времена, когда я искал Сталь. Она была дороже золота и всех украшений. секрет Стали. Да. (по его жесту девушка прыгает со скалы и разбивается). Вот, это сила. Вот, это власть. Сила и власть плоти. Что такое сталь по сравнению с рукой, которая ее держит?» Тулса Дум говорит (из сборника «Цитаты увОжаемых злодеев»).
Принцессу спасают, но теряют Валерию. Но Конан помнит ее слова «если бы я была мертва, а ты бы боролся за жизнь, я бы пришла из тьмы». Это очень сильный женский персонаж. Сильный по-женски. Конан предает тело возлюбленной огню. И срывает знак своих богов. Весьма сильная сцена.
— Почему ты плачешь?
— Это Конан. Он из стали. Он не станет плакать. Значит, я плачу вместо него.
Далее, последняя битва с Тулсой Думом и его воинами. Конан, Субутай и чудаковатый шаман Акиро готовятся к бою.
— Для нас нет больше весны. Только ветер и его свежесть перед бурей.
Боги в истории про Конана лишь необходимый фон. Кром — суровый и молчаливый покровитель Конана.
— Боги помогут нам?
— Нет.
— Тогда скажи им, чтобы убирались с дороги!
В этой битве Конан и его друзья дают всю волю своей мести и ярости. Они не без труда истребляют весь отряд Тулсы Дума (тот бежит), получают раны и увечья и побеждают. В поединке с Рексором древний меч Конана ломает меч его отца. Ну, а венчает этот эпичный шедевр обезглавливание Тулсы Дума на глазах тысяч его поклонников обломком меча, выкованного отцом Конана. Фанатики видят, что поклонялись не живому богу и расходятся, а герой сжигает главный храм культа Змеи.
Этот фильм огромный труд реквизиторов, съемочной бригады, актеров и прочих. Фильм подвергался критике по ряду критериев и откровенных придирок, но одного у него все же не отнять. Эпичности. Героическое фэнтези в кино равнялось на Конана, на эту сказку для взрослых.
Особо стоит отметить потрясающий саундтрек Бэйзила Поледуриса. Он погружает нас в мир этого фильма, в Хайборийскую Эру. Саундтрек рекомендую послушать отдельно от фильма и все композиции — отличная музыка!
На самом деле культурный феномен Конанианы очень глубок, учитывая личность «отца» Конана Р.И. Говарда, его мировоззрение, ценности и посылы в произведениях. Это древний мир культа силы, мечей, черной магии, никакой лицемерной толерантности. Но и в нем есть место чести, верности, дружбе, любви. Фильм отразил это настолько, насколько смог. И эта экранизация лишь вершина айсберга того, что скрыто во вселенной Хайборийской Эры. Но это, как говорится, совершенно другая история.
Да, как и любое кино, этот фильм имеет и ляпы, и неточности и шероховатости. Критиковали игру Шварценеггера за безэмоциальность, холодность, грубость. Возможно и так, но представить грозного киммерийца с мимикой Джима Керри довольно сложно. Кесарю кесарево, а Конану конаново. Все так, тут либо фильмА зайдет, либо нет. И да, мне чертовски нравится это кино )
В общем, рекомендую к просмотру, тем кто не видел и не слышал, а я свое очень давнее обещание считаю выполненным данной рецензией.
И помните мудрое киммерийское наставление:
«Лучше держать палку в руке, чем быть ею битой по спине».
Источник