Чувство тревоги у детей страдающих аутизмом связано с выберите один ответ

Чувство тревоги у детей страдающих аутизмом связано с выберите один ответ

106. У детей с олигофренией зачатки ролевой игры формируются в:
7-8 лет

107. У детей, страдающих олигофренией, отчетливые признаки интеллектуальной недостаточности проявляются в:
дошкольном возрасте

108. Факторами риска патологического подросткового криза в младшем школьном возрасте является:
отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей

109. Формирующее обучение .
ускоряет развитие психических функций

110. Характер аномалии развития определяется таким параметром дизонтогенеза, как:
время поражения

111. Характеристиками истерической психопатии являются:
демонстративность поведения
капризность
неспособность к волевому усилию
ревнивость

112. Характерной особенностью задержанного психического развития является:
временная фиксация познавательной и эмоциональной сфер на более ранних возрастных этапах

113. Характерологические особенности в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфорий присущи
эпилептоидной психопатии

114. Целенаправленное изменение социальной ситуации развития ребенка имеет отношение к:
деятельностному принципу

115. Центральной задачей формирующего обучения является формирование:
систем психических функций

116. Чувство тревоги у детей, страдающих аутизмом связано с:
изменениями привычного образа жизни
необходимостью контакта с новыми людьми
перестановкой мебели в комнате

117. Эмоциональная незрелость, такие личностные черты как робость, боязливость, неуверенность в своих силах являются отличительной особенностью задержки психического развития:
психогенного генеза
соматогенного генеза
церебрально-органического генеза

118. Эмоционально насыщенные ритмические игры и движения с аутичным ребенком
дисциплинируют двигательные проявления ребенка
навязывают ему способ двигательного «заражения»
уменьшают двигательные расстройства

Источник

PsyAndNeuro.ru

КПТ тревоги у детей с расстройствами аутистического спектра

Тревога достаточно часто встречается у детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС). Как правило, по степени выраженности она не соответствует внешним стимулам и мешает нормальному функционированию ребёнка. При РАС к обычным детским страхам (страх разлуки, темноты и т. д.), добавляются специфические, например, страх птиц, некоторых звуков, минимальных изменений. Высокий уровень тревожности приводит к снижению успеваемости, нарушению социальных навыков, одиночеству, самоповреждениям, проблемам с родными, причём как у детей с РАС, так и без данной патологии.

Исследования, проведенные в США, показали, что от 23% до 43% детей, страдающих РАС, получают психотерапевтическое лечение. Существует несколько небольших рандомизированный исследований, подтвердивших, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является эффективной для пациентов с РАС и тревогой. Однако современных работ, отвечающих высоким стандартам доказательной медицины, изучавших когорту детей школьного возраста, пока ешё нет.

Некоторые программы КПТ были адаптированы для пациентов с РАС. Это было сделано в связи с тем, что, во-первых, изменение в результате лечения симптомов аутизма происходит достаточно сложно; во-вторых, пациентам с РАС требуется большее включение в процесс психотерапии членов семьи, чем это необходи при других состояниях. Другие программы КПТ были созданы для здоровых детей, и их валидность в отношении РАС исследуется. Пока что таких исследований немного, и они имеют небольшое число респондентов, а контрольная группа набирается при помощи листа ожидания. Следовательно, их результаты нельзя считать достоверными.

В ноябре 2019 года в журнале JAMA Psychiatry была опубликована статья Jeffrey J. Wood и соавторов, в которой была исследована эффективность адаптированной и стандартной КБТ у детей с РАС.

Авторы провели рандомизированное контролируемое испытание, в котором приняли участие дети с установленным диагнозом РАС и симптомами тревоги. Их возраст варьировал от 7 до 13 лет. Критериями включения, помимо диагноза, были: уровень IQ не ниже 70 и уровень тревоги по шкале PARS (Pediatric Anxiety Rating Scale) не менее 14 баллов.

Респонденты рандомно были разделены на три группы: дети, к которым применялась стандартная КПТ; дети, к которым применялась адаптированная для аутизма КПТ; дети, которым ничего не меняли в лечении. Стандартная КПТ представляла собой 16 часовых сессий при помощи программы Coping Cat program. Она включала в себя обучение преодолению чувства тревоги и снижению соматических реакций на неё; обнаружение автоматических мыслей в ситуациях, провоцирующих тревогу; создание копинг-стратегий для таких случаев; упражнения с использованием воображения и задания in vivo; подбадривание при неудачах. Для этого были использованы методы обучения на основе модели, ролевые техники, позитивные и негативные подкрепления.

В качестве адаптированной для детей с аутизмом КПТ была использована программа BIACA (the Behavioral Interventions for Anxiety in Children with Autism program). В отличие от Coping Cat program в ней проводится 16 полутора часовых сессий. Терапия была направлена на предотвращение деструктивного поведения, агрессии, улучшение комплаентности, приобретение социальных навыков.

Состояние пациентов в ходе терапии измерялось шкалой PARS, опросниками, заполняемыми родителями Child Behavior Checklist, Social Responsiveness Scale–2 и Child Anxiety Impact Scale (CAIS). Исследование длилось с апреля 2014 года до января 2017 года. Завершили исследование 145 респондентов. Из них 34 – девочки. Средний возраст детей составил 9,9 лет.

Читайте также:  Коррекция эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В результате исследования авторы обнаружили, что исход после КПТ, адаптированной для пациентов с аутизмом, превосходит таковой после стандартной КПТ и после продолжения ранее назначенной терапии: 2,13 баллов,2,43 балла и 2,93 балла по шкале PARS соответственно.

Адаптированная КПТ показала большую эффективность в отношении интернализирующих симптомов, нарушений социального функционирования, тревоги по сравнению со стандартной КПТ.

Оба вида КПТ оказались более эффективны, чем оставление без изменений ранее назначенной терапии. Снижения интенсивности симптомов тревоги более, чем на 35% (при измерении по шкале PARS) достигли 61 из 66 респондентов при применении адаптированной КПТ, 47 из 58 респондентов при применении стандартной КПТ и 2 из 18 респондентов при лечении, оставленном без изменений.

Таким образом, результаты нового исследования говорят о том, что оба вида КПТ достаточно эффективны для лечение детей с РАС и сопутствующей тревогой. Однако адаптированная КПТ (BIACA) продемонстрировала преимущество перед стандартной (Coping Cat) и перед оставлением ранее назначенного лечения без изменений в отношении эмоциональных нарушений, изменения социально-коммуникативных и адаптивных функций.

То, что программа BIACA направлена на купирование социально-коммуникативных нарушений, позволяет ей работать сразу в двух направлениях: обучении общению и снижении тревоги, как у детей с РАС, так и без. В отличие от неё, при использовании программы Coping Cat улучшение социализации происходит не одновременно с редукцией тревожности, а изолированное снижение тревожных симптомов, как правило, не приводит к улучшению межличностных отношений у детей с аутизмом.

Какие же особенности программы КПТ, адаптированной для пациентов с РАС, позволяют ей быть эффективной? Во-первых, программа BIACA представляет собой совокупность модулей, которые применяются по мере необходимости в зависимости от клинической картины. Они направлена на обучение социально-коммуникативным навыкам, привлекают в процесс лечения родителей, используют увлечений пациентов в процессе терапии. Во-вторых, сессия в программе BIACA, длится дольше, чем Coping Cat. Это даёт возможность достичь большего числа целей лечения.

Новое исследование имело ограничение. Группы, на которые были поделены респонденты, не соответствуют общей популяции. В основном, они состояли из лиц мужского пола, а в группе, в которой пациентам не меняли лечение, вообще были одни мальчики

Таким образом, КПТ является основным лечением для детей без нарушения речи, страдающих РАС и сопутствующей тревогой. Следующим шагом в исследовании КПТ для лечения тревоги должно стать изучение её эффективности для пациентов без РАС.

Автор перевода: Вирт К.О.

Источник: Cognitive Behavioral Treatments for Anxiety in Children With Autism Spectrum Disorder. Jeffrey J. Wood, Philip C. Kendall, Karen S. Wood, Connor M. Kerns, Michael Seltzer, Brent J. Small, Adam B. Lewin, Eric A. Storch. JAMA Psychiatry.

Источник

Специальная психология. Тест с ответами

1. Патохарактерологическое формирование личности обусловлено факторами
• социальными

2. Дисгармоническое психическое развитие связано с диспропорциональностью в:
• эмоционально-волевой сфере

3. Среди органических психопатий чаще всего встречается тип
• возбудимый

4. При аутизме человеческое лицо
• является для ребенка сверхсильным раздражителем

5. К основным трудностям, мешающим психическому развитию аутичного ребенка, могут быть отнесены следующие:
• дефицит психической активности
• нарушения двигательной сферы
• нарушения инстинктивно-аффективной сферы
• нарушения речи
• нарушения сенсорики

6. Эмоциональная незрелость, такие личностные черты как робость, боязливость, неуверенность в своих силах являются отличительной особенностью задержки психического развития:
• психогенного генеза
• соматогенного генеза
• церебрально-органического генеза

7. Характер аномалии развития определяется таким параметром дизонтогенеза, как:
• время поражения

8. При детском аутизме как типе дизонтогенеза наблюдаются сложные сочетания
• задержанного развития
• общего недоразвития
• поврежденного развития
• ускоренного развития отдельных функций

9. Неблагоприятные условия внешней среды могут привести к искажению в развитии интересов, направленности, свойств темперамента ребенка ввиду
• зависимости от взрослых
• незрелости эмоциональной сферы и личности
• повышенной внушаемости

10. Методика пиктограмм применяется для исследования
• мышления, памяти и личностных особенностей

11. К расстройствам общей нейродинамики психических функций относится:
• нарушения работоспособности по астеническому типу
• нарушения темпа и подвижности психических процессов
• повышенная истощаемость психических процессов

12. Для органической деменции присущи признаки
• парциальности нарушений психических функций

13. Характеристиками истерической психопатии являются:
• демонстративность поведения
• капризность
• неспособность к волевому усилию
• ревнивость

14. Аффективный уровень нервно-психического реагирования по В.В. Ковалеву относится к возрасту:
• 4-10 лет

15. Замедление темпа развития мышления, процессов обобщения и отвлечения при дефицитарном психическом развитии обусловлено:
• недостаточностью словесного опосредования

16. Аффективные особенности в случае деменции
• не корригируются из-за дефектности интеллекта и личности

17. Внешняя картина поведения ребенка с ранним детским аутизмом прослеживается с возраста
• 1,5 года

18. Отечественные исследователи рассматривают ранний детский аутизм как:
• патологию в рамках патологии шизофренного круга

19. Болезнь Дауна в классификации психического дизонтогенеза относится к:
• психическому недоразвитию

20. К первичным нарушениям при задержке психического развития относятся:
• мозаичные повреждения базальных мозговых систем
• нейродинамические расстройства (лабильность и инертность психических процессов)

21. Факторами риска патологического подросткового криза в младшем школьном возрасте является:
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей

22. Аффективно-возбудимый вариант патологического развития личности обусловлен:
• агрессией членов семьи друг к другу
• алкоголизмом родителей, ссорами в семье
• длительной конфликтной ситуация в семье

23. Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в следующих областях знаний:
• детская патопсихология
• детская психиатрия
• дефектология

24. На первом этапе ранней коррекции детей с нарушениями слуха
• используются данные двигательно-кинестетического анализатора

25. Аутизм в речи детей может проявляться в:
• бесцельном манипулировании словами
• мутизме
• неологизмах
• эхолалиях при ответах на вопросы

26. Обучение детей с отклонениями в развитии в течение части учебного дня в группе нормально развивающихся сверстников соответствует интеграции
• частичной

27. Обучение и воспитание детей с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме в классах массовых школ и получающих систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога, соответствует интеграции
• комбинированной

28. Формирующее обучение
• ускоряет развитие психических функций

29. При коррекционном обучении детей с психическим недоразвитием основное внимание необходимо уделять развитию
• всех психических функций

30. Недостаточность высших эмоций меньше выражена при психопатии
• шизоидной

31. Глухота и тугоухость считаются наследственно обусловленными в:
• 50% случаев

32. В дошкольном возрасте для исследования наглядно-действенного мышления применяется методика:
• кубики Кооса

33. Одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения у детей занимают:
• страхи

34. Ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций, доступность понимания и произнесения элементарных фраз, простейшие навыки самообслуживания — отличительные характеристики
• имбецильности

35. Восстановительное обучение имеет решающее значение для детей с:
• дефицитарным психическим развитием
• опухолевыми поражениями мозга
• последствиями черепно-мозговых травм

36. К вторичным нарушениям относятся:
• недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха
• нервно-психические расстройства при нарушениях зрения, слуха, двигательной и эмоциональной сферы
• явления микросоциальной и педагогической запущенности

37. Патологический гипертонус с напряженностью позы ведет к:
• микрографиям в письме
• ослаблению памяти
• снижению внимания

38. Классификации психопатий были предложены:
• Е. Личко
• К. Шнайдером
• П. Ганнушкиным
• Э. Кречмером

39. Ретардация и акселерация являются проявлениями
• асинхронии развития

40. Тотальность поражения с вовлечением как частных функций, так и общих регуляторных систем присуща
• психическому недоразвитию

41. К факторам, обусловливающим дизонтогенез, относятся:
• биологические факторы
• социальные факторы

42. При задержке психического развития у детей с преобладанием нарушений познавательной деятельности отмечаются такие характеристики как:
• первичная дефицитарность ряда высших корковых функций

43. При выполнении заданий на исследование психических функций дети без отклонений в развитии способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий в возрасте
• после 2,5-3 лет

44. Сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, отражает понятие:
• компенсация

45. Направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка соответствует:
• принципу системности развития

46. Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития с преобладанием явлений органического инфантилизма, включает в себя:
• актуализацию мотива деятельности
• включение игровой ситуации, эмоциональной стимуляции
• организацию внимания и контроля
• усиление речевого контроля (например, введение речевого отчета, предваряющего моторное воспроизведение)

47. В нейропсихологическом исследовании изучаются особенности речи:
• импрессивной
• экспрессивной речи

48. Внешне процедура холдинг-терапии аутичных детей состоит в том, что .
• мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко держит лицом к лицу

49. Сверхценные увлечения и интересы («синдром философической интоксикации»), сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации характерны для:
• эмоционально-идеаторного уровня реагирования

50. Методика «корректурная проба» наиболее часто применяется для исследования
• внимания

51. В нормальном онтогенезе выделяют следующие типы межфункциональных отношений:
• ассоциативные связи
• временная независимость функции
• иерархические связи

52. К общим видам дефекта относят:
• нарушение корковых регуляторных систем
• нарушение подкорковых регуляторных систем
• нарушение эмоциональных образований

53. При проведении патопсихологической диагностики данные нормы психического развития
• учитываются всегда

54. По мнению Л.С. Выготского, основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития являются нарушения:
• вторичные

55. Гипердинамические расстройства различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание) характерны для:
• психомоторного уровня реагирования

56. При составлении программы формирующего обучения нейропсихологическое исследование:
• проводится всегда

57. Возврат функции на более ранний возрастной уровень отражает явления:
• регресса

58. Дислексия — это нарушения .
• чтения

59. Наибольшей уязвимостью психических функций по отношению к различным вредностям имеет возраст:
• 0-3 года
• 11-15 лет

60. Незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм характеризует явление
• ретардации

61. Страхи за жизнь и здоровье своего и близких, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям являются характеристиками
• психастенической психопатии

62. При отсутствии зрения у ребенка с рождения, он испытывает:
• затруднения в установлении вертикального положения тела
• трудности в освоении пространства и предметной деятельности

63. Поиск конкретных способов выхода из жизненных критических ситуаций на основе стимулирования всех способностей ребенка, развития его рефлексии, самоанализа и самоконтроля соответствует такому психолого-педагогическому принципу как:
• педагогическая защита

64. При психологической диагностике ребенка уход от контакта чаще всего наблюдается у:
• аутичных детей

65. Психопатия .
• не имеет тенденции к прогрессированию

66. У детей с олигофренией зачатки ролевой игры формируются в:
• 7-8 лет

67. К продуктивным симптомам относят:
• бредовые идеи
• галлюцинации
• невротические расстройства
• страхи

68. Тяжелые поражения всех конечностей, выраженная ригидность мышц, интеллект на уровне олигофрении характеризуют такую форму детского церебрального паралича как:
• двойная гемиплегия

69. К первичным нарушениям при олигофрении относится:
• недоразвитие лобно-теменных отделов мозга

70. Положение о ведущей роли обучения для психического развития ребенка характеризует:
• принцип коррекции «сверху вниз»

71. У детей в сравнении с взрослыми способность к компенсации дефекта
• больше

72. Для исследования процессов обобщения и абстрагирования у дошкольников применяется методика
• классификация

73. Первичный дефект при органической деменции связан с:
• различной локализацией поражения мозговых структур

74. Реакция на неудачу в виде эмоционального ухода от выполнения задания с реагированием в виде дурашливого смеха или плача встречается:
• у избалованных детей и детей с невротическими реакциями

75. Чувство тревоги у детей, страдающих аутизмом связано с:
• изменениями привычного образа жизни
• необходимостью контакта с новыми людьми
• перестановкой мебели в комнате

76. Центральной задачей формирующего обучения является формирование:
• систем психических функций

77. Если при нейропсихологическом исследовании по И.Ф. Марковской ребенок по всем заданиям получает оценки 4-3, то это указывает на .
• нарушения нейродинамики (истощаемость, сниженная работоспособность, нарушение темпа и подвижности нервных процессов)

78. Эмоционально насыщенные ритмические игры и движения с аутичным ребенком
• дисциплинируют двигательные проявления ребенка
• навязывают ему способ двигательного «заражения»
• уменьшают двигательные расстройства

79. При авторитарном стиле обращения с ребенком формируется такой тип патологического развития личности как:
• тормозимый

80. К негативным симптомам относят:
• ослабление памяти
• снижение внимания
• снижение интеллектуальной активности
• эмоциональное оскудение

81. Сомато-вегетативный уровень нервно-психического реагирования по В.В. Ковалеву относится к возрасту:
• 0-3 года

82. Разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим отражает принцип
• гетерохронии развития

83. Большая недостаточность мышления в сравнении с недостаточностью гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, характерна для:
• психического недоразвития

84. Повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами характерна для:
• сомато-вегетативного уровня реагирования

85. Недостаточность подкоркового уровня организации движений выражается в нарушениях
• выработки первичных автоматизмов и выразительных движений
• ритмичности движений
• тонуса движений

86. Отличительной особенностью эпилептической деменции является:
• общая психическая тугоподвижность, вязкость мышления и аффекта

87. Характерологические особенности в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфорий присущи
• эпилептоидной психопатии

88. Поведение детей с аутизмом во время игры
• однообразное

89. В этиологии патологического формирования личности лежат:
• неблагоприятные условия воспитания

90. Принцип опоры на сохранные функции имеет основное значения при коррекции
• дефицитарного психического развития

91. При аутизме аффективная аутостимуляция, носящая компенсаторный характер, направлена на:
• повышение психического тонуса

92. При задержке психического развития у детей с явлениями органического инфантилизма отмечаются такие характеристики, как:
• грубые нарушения поведения
• недостаточность функции внимания
• низкие результаты по отдельным вербальным субтестам теста Векслера

93. Невротические расстройства (неуверенность в себе, страхи, ипохондричность, повышенная пугливость) характерны для детей с нарушениями
• зрения, слуха, двигательной сферы

94. Дефект эмоциональной ориентировки у глухих детей связан с:
• отсутствием восприятия интонационной стороны речи

95. В основе иррегулярности психического развития лежит:
• дефицит, обусловленный недостаточной сформированностью функциональных систем, носящий обратимый характер

96. Игра как универсальная форма коррекции относится к форме деятельности
• процессуальной

97. Патогенез двигательных расстройств при детском церебральном параличе связан с поражением
• премоторных зон мозга

98. Выпадение слуха при отсутствии специального обучения обусловливает:
• полную немоту ребенка

99. При оценке памяти в дошкольном возрасте ребенок запоминает изображение 10 карточек. В норме в 5 лет ребенок вспоминает изображения
• 8-9 карточек

100. Количественные результаты тестовых заданий на исследование уровня интеллекта выявляют скорее не уровень психического развития, а уровень
• обученности ребенка

Источник

Читайте также:  Как стать человеком настроением
Оцените статью