На начальной стадии патологии пациенты жалуются на проблемы при глотании твердой пищи, которые сопровождаются дискомфортом в области гортани. Характерная симптоматика при этом расстройстве следующая:
По мере прогрессирования патологии у человека появляются проблемы с глотанием жидкостей. Возникает тревожность по поводу приема пищи, попадание еды в дыхательные органы. Если не предпринимать никаких способов коррекции, то у человека ухудшается общее состояние организма, а также значительно уменьшается масса тела.
Патология различается в зависимости от места образования очагов поражения, причин и степени тяжести.
По месту образования | |
---|---|
Ротоглоточная (орофарингеальная) | Местом поражения становится зона ротоглотки. Пищевой ком с трудом двигается из глотки в пищевод. Во время сглатывания ребенок начинает давиться, вследствие чего пища попадает в трахею или носовую полость. Ротоглоточная дисфагия возникает в результате нарушения работы нервно-мышечной связи. Характерен сильный кашель, повышенное слюноотделение. Чтобы пища прошла по пищеводу, малышу приходится делать усилия. |
Пищеводная | Поражение приходится на нижнюю область пищевода, а сложности глотания появляются в зоне шейного отдела. Симптоматика пищеводной дисфагии схожа с ротоглоточной, поэтому точный диагноз может поставить врач в ходе обследования. Характерна частая отрыжка с кислым привкусом, сильная изжога, болевые ощущения грудной полости. |
Крикофарингеальная | Расстройство сокращений некоторых волокон, что является причиной расслабления перстневидно-глоточной мышцы. Это способствует выпиранию стенок пищевода и формированию патологий легких. |
По виду | |
---|---|
Парадоксальная | Ребенок с трудом глотает, но твердая пища проходит лучше, чем жидкая. Зачастую возникает на фоне заболеваний пищевода. При наличии опухолевых новообразований малыш может начать отказываться от твердой пищи, затем от полужидкой и от напитков. Бывают случаи, когда дисфагия пропадает. Но это мнимая ремиссия и нарушение в скором времени даст о себе знать. |
Нейрогенная | Поражена нервная система. Затруднено формирование пищевого комка в полости рта или комок просто не проходит по пищеводу. Причиной нейрогенной дисфагии может стать серьезная черепно-мозговая травма, а также инсульт. |
Сидеропеническая | Дистрофические изменения слизистых оболочек пищевода. Об этом может говорить дефицит железа и питательных элементов в организме, что приводит к патологическим изменениям глотательных мышц. Может быть как генетическим, так и приобретенным нарушением. |
Психогенная | Возникает из-за частых стрессов и нервных напряжений. Во время приема пищи малыш ощущает «ком» в горле и боль в зоне груди. Может возникать сильная изжога. |
По причине возникновения | |
---|---|
Функциональная (нервная) | Нарушение работы пищевода, возникшее вследствие нарушения нервной системы. Ребенок с трудом глотает пищу, может отказываться от еды, рвотные рефлексы, возникают нарушения дыхательного процесса и сна. |
Органическая | Как результат заболеваний, которые привели к нарушениям ротоглотки и пищевода. |
После поступления больного в отделение, проводится оценка качества глотания по специальной шкале оценки дисфагии.
По выраженности этой патологии выделяют 4 степени. При первой есть проблемы с проглатыванием твердых продуктов, при второй человек может проглатывать только жидкую пищу. При третьей степени есть сложности с проглатыванием и твердой, и жидкой пищи, а при четвертой человек не может глотать даже собственную слюну.
При сборе анамнеза необходимо уточнить:
Выявление проблем при глотании, как правило, не представляет особых трудностей по причине типичной клинической картины этого состояния. Но основным моментом является диагностика заболеваний, которые могли стать причиной этого нарушения.
Используются следующие способы диагностики:
Как будет проходить исправление дисфагии, зависит от разновидности нарушения:
Выделим основные методы логопедической работы:
Упражнения для восстановления глотания
Для примера приведем ряд упражнений, которые помогают восстановить нормальный процесс глотания:
Упражнения для восстановления дыхания
Есть несколько действенных упражнений, но мы для примера приведем одно — «Дутье в губную гармошку». Необходимо дуть в губную гармошку в сидячем, спокойном положении, слегка отпустив голову, на одной ноте в течение минуты по 8-12 раз в день (время перерыва между повторениями – не менее 20 минут). Проводятся в течение всего периода терапии, при этом периодически повышается нагрузка (увеличивается количество повторений).
Также нужно выполнять упражнения, которые направлены на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и рот (корпус прямой, положение – либо на стуле, либо стоя). Через неделю после начала терапии добавляются упражнения для укрепления мышц шеи и гортани. Это поднимание, опускание плеч, повороты головы в разные стороны.
Помощь, которую оказывает логопед на ранних этапах заболевания, является основой успешной терапии на дальнейших этапах реабилитации.
Лечить дисфагию необходимо комплексно, т.е. важна совместная работа и поддержание контакта логопеда с другими специалистами для построения и согласования лечебного процесса. Важно налаживать контакт с пациентом, проводя восстановительные занятия, а также консультируя и поддерживая самого больного и его окружение.
Источник