Чувство сюрреализма что это такое

Сюрреализм

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Содержание

Общая характеристика

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau ) и Одилон Редон.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.

Читайте также:  План работы по развитию эмоционально волевой сферы

Наследники сюрреализма

Как-то Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт.

Современный сюрреализм

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Таким образом, сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.

См. также

Литература

  • Антология французского сюрреализма. 20-е годы. (сост., комм. и пер. С.Исаева и Е.Гальцовой) М.: ГИТИС, 1994
  • Шеньо-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2002
  • Энциклопедический словарь сюрреализма. Сост. Т.В. Балашова, Е.Д. Гальцова. М.: ИМЛИ РАН, 2007
  • Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012
  • “Surrealismus” ,Brodskaia.N.V ,New York, Parkstone Press International, 2009 (255 стр.,195 илл.,11 авт. Листов текста) (нем., англ., фр. Яз)

Ссылки

Сюрреализм на Викискладе ?
  • Archivo Surrealista — Todo el Universo del Surrealismo en Español
  • Пинковский В. И.Жанровый барьер в изучении поэзии французского сюрреализма // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 40-42.

Работы Андре Бретона

Обзорные сайты

  • Голадский сюрреализм,
  • Хронология сюрреализма от Центра Помпиду.
  • Le Surréalisme (фр.)
  • Surrealist.com Основная история движения искусства художников-биографистов.
  • Сюрреализм и Сальвадор Дали

Сюрреализм и политика

  • Современная украинская арт-группа Сюрреалистический Альянс называет себя приверженцами идей «политического сюрреализма».
  • Heath, Nick1919-1950: Политика сюрреализм. Libcom.org. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  • Rosemont, FranklinГерберт Маркузе и сюрреализм. Arsenal vol. 4 (1989). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  • Kennedy, MaevКак сюрреалисты расспродаются. The Guardian (27 марта 2007). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.

Поэты-сюрреалисты

  • Gullette, AlanThe Theory and Techniques of Surrealist Poetry. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  • Surrealism in Poetry Holcombe, C. J.
  • A sample of French Surrealist poetry
  • Jackaman RobThe course of English surrealist poetry since the 1930s. — Lewiston: Edwin Mellen Press, 1989. — ISBN 0889469326
  • Эме Сезар и сюрреализм (фр.)
Направления в западном искусстве
Средние века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Сюрреализм» в других словарях:

сюрреализм — сюрреализм … Орфографический словарь-справочник

СЮРРЕАЛИЗМ — (франц. “сверх реализм”, “над реализм”) направление в лит ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896 1966). Первым сюрреалистическим… … Энциклопедия культурологии

Сюрреализм — (франц. surrealisme, буквально сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20 х гг.: Манифест сюрреализма А. Бретона (1924), журнал… … Художественная энциклопедия

Сюрреализм — Сюрреализм. С. Дали. Искушение Святого Антония . 1946. Королевский музей изящных искусств. Брюссель. СЮРРЕАЛИЗМ (французское surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником художественного… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сюрреализм — течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит ой школы. С. выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и… … Литературная энциклопедия

СЮРРЕАЛИЗМ — (франц. surrealisme букв. сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.… … Большой Энциклопедический словарь

СЮРРЕАЛИЗМ — (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни, испытавшее влияние нем. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Сюрреализм требует от интеллекта… … Философская энциклопедия

СЮРРЕАЛИЗМ — (французское surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а творческим методом разрыв логических связей,… … Современная энциклопедия

СЮРРЕАЛИЗМ — (фр. surrealite сверхреальность) художественное течение в рамках модернизма, продолжающее вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска «подлинной реальности» и открывающее таковую в личностно чувственной сфере… … Новейший философский словарь

сюрреализм — сущ., кол во синонимов: 2 • направление (80) • сюр (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

сюрреализм — а, м. surréalisme m. букв. сверхреализм. Одно из крайних формалистических направлений буржуазного искусства 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. в живописи. БАС 1. Сменившее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

Растолкуйте понятным языком, что такое сюрреализм?

Сюрреализм зародился во Франции в начале 20 века и означает буквально «над-реализм». Иногда переводят как сверх-реализм, но мне кажется приставка «над» более точной. «Мы поднимаемся над реальностью» — говорят художники сюрреалисты — «и мы видим мир совершенно по иному!» По началу сюрреализм возник в среде писателей и поэтов как некая игра. Они брали бумажку и записывали слова в столбик по-очреди сворачивая бумажку трубочкой так что никто не видел что написал сосед. Когда бумажку разворачивали получалась забавная абракадабра, например — зелёная корова плывёт в танке. Это рождало сразу кучу ассоциаций и будило воображение. Игра переросла в художественный приём. Он назывался «автоматическое письмо». Именно с автоматического письма начали своё творчество знаменитые французские поэты Гийом Аполлинер и Жак Превер. А Андре Бретон, литературный критик и теоретик, придумал термин «сюрреализм» и написал манифест, где призывал всех молодых художников объединиться под знаменем сюрреалистической революции. Появились первые художники, которые использовали принцип совмещения несовместимого для «эффекта сюрреализма», например — чайная чашка и блюдце обшитые мехом или ботинки заканчивающиеся живыми пальцами. Я не буду дальше описывать историю сюрреализма, а вернусь к основному вопросу «Что такое сюрреализм?» Это по-прежнему принцип автоматического письма — когда в одном объекте совмещаются предметы, объекты,понятия в обычной жизни не совместимые. Делается это для того что бы эти объекты, предметы и понятия обрели новый необычный смысл. Для иллюстрации приведу в пример знаменитую картину Сальвадора Дали «Растёкшееся время». Ещё со школы мы знаем что «ВРЕМЯ» это абсолютно незыблемое физическое понятие и закон жизни, но Дали нам наглядно показывает что это далеко не так, вернее, совсем не так — время может быть мягким, текучим, изменчивым и совершенно непредсказуемым. вот это и есть истинный сюрреализм!

С.Дали «Постоянство памяти» или «Растёкшееся время».

Источник

Сюрреализм — искусство из глубин подсознания человека

Сюрреализм — это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе первой половины ХХ века, влиятельное движение в мировой культуре в период между двумя Мировыми войнами. Стилю свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. Последователи сюрреализма черпали творческую энергию из глубин подсознания, умело совмещали в своих произведениях реальное и вымышленное.

Сюрреализм, в отличие от множества других авангардистских художественных течений, нельзя назвать мимолетным явлением в живописи. Он пережил несколько кризисов, послужил отправной точкой для развития видженари арта и фантастического реализма, стал составной частью постмодернизма.

История сюрреализма

Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) сформировался как отдельное направление в европейском искусстве в 20-х гг прошлого века в послевоенной Франции. Его основоположником принято считать Андре Бретона (André Breton). Предвестником нового движения стало сочинение «Магнитные поля», а после публикации в 1924 году «Манифеста сюрреализма» движение обрело четкую программу и признанного лидера.

Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) «Сад земных наслаждений» переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации, странные чудовища и сложные машины для пыток.

Кисти Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) принадлежат фантасмагорические циклы «Времена года» и «Четыре элемента». На них художник изобразил аллегорические портреты человека, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского живописца отцом сюрреализма.

Непосредственным предшественником направления «сюр» в искусстве был дадаизм. Многие представители французской школы этого нигилистического движения впоследствии стали сюрреалистами. Значительное влияние на формирование нового направления также оказало творчество выдающихся представителей символизма Гюстава Моро (Gustave Moreau) и Одилона Редона (Odilon Redon). Научное обоснование своим идеям сюрреалисты находили в философии Фридриха Ницше и работах по психоанализу Зигмунда Фрейда.

Первая выставка «сюр» была организована в Париже в ноябре 1925 года. В это же время в Бельгии начал издаваться специализированный журнал Correspondance. В 1929 году из Испании во Францию переезжает Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и примыкает к группе Андре Бретона.

В конце 20-х — начале 30-х гг прошлого столетия в направлении назревает первый серьезный кризис. Причиной этому послужила активная политическая позиция лидера. Андре Бретон становится ярым сторонником левых троцкистских убеждений, вступает в Коммунистическую партию Франции. В это время часть сюрреалистов покидает движение.

Всемирную известность направление снискало на международных выставках в Лондоне и Нью-Йорке (1936 г), Токио (1937 г), Париже (1938 г). А начало Второй Мировой войны многими экспертами искусства расценивается как окончание организованного движения «сюр».

В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются.

В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.

Отличительные черты сюрреализма

Сюрреалисты отрицали традиционный подход к созданию произведений искусства. Они признавали главенство подсознания над сознанием и считали важнейшей ценностью свободу иррационального восприятия мира. Картины сюрреалистов легко узнать по характерным чертам направления:

  • обилию фантасмагорических форм;
  • абсурдному совмещению реальности и образов подсознания;
  • неконтролируемому (автоматическому) созданию произведений;
  • эпатажности, стремлению бросить вызов устоявшимся канонам;
  • частому обращению к эротическим и магическим мотивам.

Многие авторы нередко творили под воздействием гипноза, больших доз алкоголя или наркотиков, пытаясь глубоко проникнуть в подсознание. Они шли по этому опасному пути, чтобы возвыситься духовно, освободиться от приземленных мыслей и подарить миру уникальные шедевры.

Знаменитые художники-сюрреалисты

О признанных мастерах сюрреалистического стиля в живописи можно рассказывать долго и интересно. Но формат нашей статьи позволяет лишь вкратце рассказать о некоторых из них:

  • Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico). Его первые сюрреалистические работы увидели свет еще до официального появления нового течения в живописи. Картины метафизического периода творчества художника оказали сильное влияние на Ива Танги и Рене Магритта.

  • Андре Массон (André Masson) — яркий представитель автоматического стиля рисования. Художник смело экспериментировал с техниками и материалами, использовал при написании картин новаторские технологии.

  • Вольфганг Паален (Wolfgang Paalen) — изобретатель нового художественного приема — фюмажа. Эта техника рисования заключается в создании изображения на холсте или бумаге при помощи следов копоти от горящей свечи.

  • Рене Магритт (René Magritte) — необычный представитель жанра. Художник не любил, когда его называли сюрреалистом и именовал себя основателем новой школы — магического реализма.

  • Ив Танги (Yves Tanguy) никогда не обучался живописи, в молодости служил моряком торгового флота. В его творчестве преобладают морские пейзажи с романтическими мотивами.

  • Сальвадор Дали — самый известный представитель жанра. Отличался огромной трудоспособностью, написал более 1500 художественных произведений. Еще при жизни добился коммерческого успеха и даже придумал дизайн упаковки знаменитого на весь мир леденца «Чупа-Чупс».

Сюрреализм оставил яркий след в истории мирового искусства. Картины художников-сюрреалистов занимают почетное место в частных и музейных коллекциях. Переходите по ссылкам, чтобы приобрести работы мастеров этого направления живописи на онлайн-аукционах Very Important Lot.

Источник

Читайте также:  Как себя охарактеризовать по темпераменту
Оцените статью