Чувство свободы без ответственности

Что такое чувство свободы — особенности, определение и интересные факты

  • 13 Сентября, 2018
  • Стиль жизни
  • Валентина Забродина

Чувство свободы от стереотипов, навязанных убеждений и чужих установок могут испытывать только эмоционально зрелые люди. Эмоциональная зрелость не приходит как данность к 30-ти, 40-ка или 50-ти годам. Это способность нести ответственность за свои поступки и решения, придерживаться определенной жизненной философии и относиться к жизни и самому себе с определенной иронией.

Самодостаточность и внутреннее равновесие

Ощущение свободы или зависимости тесно связано с той позицией, которую мы занимаем в обществе, с нашей реакцией на мнения и оценки окружающих.

Неуверенный в себе человек, выступая перед любой аудиторией, инстинктивно пытается добиться одобрения. Он как бы спрашивает: «Ну, как я вам?». Аудитория тонко чувствует это и, в свою очередь, отвечает ему: «Да как-то…так себе».

Чувство свободы приходит к человеку, который осознает собственную ценность, а главное, не привязывает ее к конкретным людям и обстоятельствам. Выходя к аудитории, будь то конференц-зал с сотней гостей, компания друзей, фуршет или романтическое свидание – они не пытаются заслужить любовь. Они понимают, что для возникновения симпатии требуются время и определенные обстоятельства, и если они нравятся не всем — это нормальное положение вещей.

Как обрести свободу?

Чтобы обрести чувство внутренней свободы, потребуется:

  1. Идентифицировать причину своей зависимости – понять, какие навязчивые мысли, люди или обстоятельства заставляют вас чувствовать себя несвободным. Это могут быть родственники, занимающие собой много свободного времени, коллеги, нарушающие ваши внутренние границы, бывший партнер, одержимый идеей воссоединения. Причиной может быть идея выйти замуж, внушаемая вам окружающими, в то время как вы сами не понимаете, почему нельзя быть счастливой в одиночестве, и уж точно осознаете, что спешить с поиском спутника всей жизни не следует.
  2. Искоренить эту причину. Чтобы сделать это, придется вступить в противоречие с одним очень важным человеком — с самим собой. Нужно сделать что-то, чего вы раньше никогда не делали: дать отпор навязчивому ухажеру, найти в себе силы сказать чересчур инициативной коллеге, что ваше одиночество и связанные с этим обстоятельства – это ваше и только ваше дело. Раз и навсегда обозначив черту, за которую окружающим переступать не следует, вы испытаете чувство облегчения. Правда, окружающим это не очень понравится, но им придется подумать об этом самостоятельно.

Иллюзия контроля

Чувство любви и чувство свободы возникают у человека, который отказался от идеи контролировать все вокруг. Иллюзии придумываем мы сами и позже расплачиваемся за них. Самой распространенной является иллюзия контроля – мы полагаем, что можем влиять на события и людей, по этому поводу написано множество книг. На самом деле контролировать мы можем только самих себя.

Однажды расставшись с мыслью, что можно заставить кого-то предпринять определенные действия, можно избавить себя от бессмысленных ожиданий, чем сделать свою жизнь проще.

Отказаться от сравнений

В эпоху потребления многие равняются на успехи других:

«Наши соседи купили новый внедорожник».

«Дочь Петровых поступила в престижный вуз».

«Иванов уже дважды получил повышение, а я все в той же должности, никаких перспектив».

Все эти и подобные мысли заставляют человека желать чего-то большего. Само по себе желание жить лучше никому еще не вредило. Плохо, когда зависть чужим достижениям отравляет жизнь и мешает наслаждаться простыми радостями.

Чувство легкости и свободы приходит к тем, кто разумно рассчитывает свои силы, радуется маленьким успехам и понимает, что всему свое время.

«Я – автор всего, что со мной происходит»

Чувство свободы неотделимо от чувства ответственности за свою жизнь.

Если вдуматься, люди, сильно зависимые от чужого мнения, постоянно спрашивающие, как им поступить, подсознательно отдают бразды правления другим людям.

Если совет другого человека им поможет, они смогут похвалить себя за предусмотрительность. Если же рекомендация окажется проигрышной, то вину за это можно будет смело переложить на советчика.

Свобода связана с таким понятием, как наличие собственных убеждений и норм морали. Зрелый человек не нуждается в своде правил, предписывающих ему модели поведения на любой случай жизни. Он знает, что причинять боль людям не приемлемо, и не потому, что это запрещает религия или закон, а из уважения к другому человеку как к личности со своими желаниями и возможностями.

Все то, что вы делаете, вас характеризует. Это не хорошо и не плохо. Это просто факт, который нужно принять.

Не привязываться к людям

Об этом много говорят, но так или иначе, когда мы доверяем кому-то, сближаемся с этим человеком, мы испытываем чувство привязанности. Не следует отгораживаться от мира, но приходится признать, что друзья, возлюбленные и наставники приходят в нашу жизнь и приносят с собой определенный урок.

Каждая встреча, каждая история любви учит нас чему-то. Важно понимать, что люди способны меняться со временем, и мы никого не удержим силой.

Прекрасное чувство свободы возникает тогда, когда приходит понимание, что нужно наслаждаться каждым моментом жизни, ведь он неповторим.

Читайте также:  Веселые комедии для поднятия настроения русские

Правильный настрой

О чувстве свободы цитата есть такая: «Мудрого человека можно узнать по неизменно хорошему настроению». Мудрость в том, чтобы понимать, что все меняется: курсы валют, прогноз погоды, цены на бензин, жизненные убеждения и взгляды. Но подлинно свободным не стать без жизнеутверждающей позиции.

Сегодня трендом является обсуждение политических событий, происшествий, аварий и повышения цен. Поток информации подается преимущественно в негативном свете. Такие сведения лучше продаются, так как трогают людей за живое.

Негативную новость можно долго обсуждать, искать, кто виноват, делиться своими тревогами с друзьями в социальных сетях и так далее.

А можно просто принять ситуацию как она есть и не поддаваться всеобщим волнениям.

Лайки, репосты, фолловеры и хейтеры

Социальные сети и желание быть популярным – огромная ловушка для миллионов людей. Сбор лайков за собственные фотографии превратился в бесконечный марафон, победить в котором нельзя, ведь всегда найдется кто-то более привлекательный, богатый или знаменитый.

Гонка за признанием выгодна владельцам сайтов социальных сетей, она тянет за собой целую индустрию: красоты, гаджетов, туризма и модной одежды. Ведь чтобы выглядеть красиво на фото, нужно быть на волне последней моды, с новым мобильным телефоном в руках и т. п.

Все это отнимает много времени и ресурсов и не несет ничего взамен. Популярность в сети – это всего лишь иллюзия признания, не менее опасная чем азартные игры. Не следует становиться ее пленником.

Чувство свободы имеет горький осадок, потому как оно означает внутреннюю собранность и независимость. Быть свободным – значит принимать на себя ответственность за свою жизнь.

Вас не повышают на работе – значит, ваше время еще не настало. Не можете мириться с ситуацией – измените ее. Найдите новую работу с возможностью роста, например.

Оставил партнер? Это непросто признать, но ведь это вы его выбрали, и, возможно, своим поведением разрушили эти отношения. Так или иначе, жизнь продолжается и зацикливаться на расставании точно не стоит.

Свобода – это самоанализ без самокопания. Ответы на все вопросы можно найти в самом себе, если позволить себе сделать передышку в гонке за успех и прислушаться к своим ощущениям.

Того ли я хочу? Туда ли я иду?

Прислушиваться к себе настоящему – это не менее важно, чем вовремя менять масло в автомобиле или заботиться о своем внешнем виде. Если напряжение на работе достигло пика, возьмите отпуск, выберитесь за город и побудьте в тишине какое-то время. Это позволит собраться с мыслями и вернуть пошатнувшееся душевное равновесие.

Быть свободным – знать меру во всем. Понимать, что чем бы я ни владел, «мне достаточно».

С таким взвешенным подходом к жизни, вниманием к своим потребностям и умением отфильтровать в потоке информации то, что действительно имеет значение, чувство свободы вам обеспечено.

Источник

Не бывает свободы без ответственности

Все в этом мире можно перетерпеть. Конечно, трудности, испытания всегда будут в жизни человека, то Господь попускает только те из них, которые человек потерпеть может. И Он дает силы это вынести. Господь никогда не даст тебе испытаний больше твоих сил.

Когда меня только рукоположили в священники, в гости к нам приехал наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев; †2018). Он хоть немного моложе меня, но на тот момент уже лет 20 прожил в обители и был духовным чадом отца Иоанна (Крестьянкина). Пока он гостил, мы служили вместе. И вот пришла корреспондент газеты «Благовест»: «Давайте мы с вами побеседуем». – «О чем же?» – «О любви». Отец Тихон, сославшись на то, что он помоложе, говорит мне: «Начинай». И я про любовь рассказал все, что знал, словно опытный старец, богомудрый такой. А когда дошла очередь до отца Тихона, он говорит: «Я бы вам рассказал про любовь, если бы знал, что это такое. Но я не стяжал еще и маленькой толики. И не могу рассказать об этом, раз у меня любви нет, Господь мне ее еще не дал. Поэтому я расскажу, как старцы про это говорят», – и стал рассказывать.

Так же и про смирение. Когда люди спрашивают, что такое терпение и смирение, – это на самом деле такие добродетели, о которых рассказать может только по-настоящему смиренный человек.

Вот мы с вами стараемся, сидим тихонечко, помалкиваем, смиренные такие, но что при этом у нас внутри происходит? Оказывается, мы перепутали все понятия. На самом деле, быть смиренным – это быть святым.

Известная есть история из Патерика, когда один послушник спросил у старца, что такое смирение. А старец сказал ему: «Идем со мной». Подвел к камню и говорит: «Давай, ругай, пинай его, делай с ним что хочешь». А что камень делает в ответ? Молчит! «А теперь похвали его, расскажи, какой он хороший и красивый». И что же камень? Опять молчит! Вот что такое смирение: что бы ни происходило в этом мире, ты сохрани в душе мир и покой.

То же самое и в другой истории: «Не будь мертвым, но будь, как мертвый». Подойди ко гробу и ругай покойника. Что он тебе в ответ скажет? Вот и ты, ругают тебя или хвалят, никогда в ответ не возмущайся. Правда, мы-то даже, наверное, и из гроба ответим обидчику, если что.

Читайте также:  Чувства которые вызывает подснежника

Внутренний покой, который уже ничто нарушить не сможет, – этот дар веры. Верующий человек убежден, что абсолютно все происходящее в мире – от руки Божией. А значит, все в радость и за все – слава Богу. Поэтому ничто тебя не должно вывести из себя, чтобы ты раздражался и злился, но в любых обстоятельствах будешь радостным и мирным: «Слава Богу за все!»

А терпение – это для нас первое дело. Нам нужно просто перетерпеть те немощи, скорби, болезни, которые имеем. Все в этом мире можно перетерпеть. Конечно, трудности, испытания всегда будут в жизни человека, Господь попускает только те из них, которые человек потерпеть может. И Он дает силы это вынести. Господь никогда не даст тебе испытаний больше твоих сил. Никогда! Это закон духовной, православной жизни.

Когда мы говорим: «Я не могу!» – то, как правильно многие из нас замечают за собой, это означает не «не могу», а «не хочу». Все выносимо в этом мире. Если посмотреть историю человечества и жития святых, то многие люди выносили совсем невыносимое. А нам до какого-то момента приходится даже не смиряться, а просто терпеть, если мы на самом деле вступаем в новый мир – мир веры, в новую жизнь.

Как сказал писатель-юморист Марк Твен, «бросить курить – проще простого, я сам это делал сотню раз». И правда, бери да бросай. Бросить, на самом деле, очень легко, но что будет после этого, как ты будешь жить? Герои того же писателя, Том Сойер и Гекльберри Финн, два веселых таких мальчугана – отличный тому пример: общество их все пыталось спасать – отмывали, одевали, учили молиться, книжки читать. А они ненавидели весь этот мир: сбегали на помойку, ели из мусорных баков, дохлых кошек таскали за хвосты и были счастливы. Почему? Потому что они делали, что они хотели. Вот в этом счастье эгоиста – жить своей жизнью, только как ты сам хочешь, и все. И вот когда эти герои попадали в общество, где нужно хоть немножко уважать другого человека, где ты не сам по себе, а должен понимать, что кроме тебя есть еще и другие люди, какие-то законы и порядки, понимать, что ты должен себя немножко сдержать, а не только быть эгоистом и себялюбцем, то они этого общества выдержать уже не могли.

Архимандрит Георгий Шестун на Афоне

Вот почему нам так трудно – потому что мы привыкли жить только так, как нам хочется. И когда нас, как Тома Сойера, помещают в новый мир, книжку дают – читай, молись, будешь чистым, счастливым, радостным, нас тянет назад, потому что опять: «А я вот так хочу!»

Вот это – наша якобы свобода, а получается, что это не свобода вовсе, а миф о свободе. Когда я себя распускаю до невозможности, то это моя распущенность мною же и владеет. И если я себя не смирю до законов Божиих, до законов нормального человеческого общества, то моя распущенность, мои страсти буду обладать мной. Святые отцы так и говорят: «Не хочешь быть рабом Божиим – будешь рабом греха. Выбирай!»

Но здесь нужно знать такой момент, что людям эту мнимую свободу всегда дают бесы: «На, бери, делай что хочешь!» – а про одно умалчивают: «Отвечать будешь». Свободы без ответственности не бывает. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(1 Кор. 6:12). И когда ты берешь все, что тебе возможно, забывая о том, а полезно ли тебе все это, – вот тогда наступает безумие.

Конечно, можно, например, всю жизнь вволю и пить, и курить, но нормальный человек начинает выбирать, что ему полезно для здоровья, – и печень, и легкие при такой жизни спасибо тебе не скажут. А в этом мире еще много чего есть для «веселой» жизни, подрывающего здоровье и разрушающего душу, но зачем же мне все это пробовать? Я должен понимать, что если я что-то делаю, то за это следует отвечать. Нам, к сожалению, в советские годы никогда об этом никто не говорил. И перед кем же отвечать?

Вот чем так ценен тот мир, который открывается нам в Церкви: он богат тем, что здесь есть перед кем отвечать, а там – на свалке, на помойке – никто с тебя не спрашивает, и живи, как хочешь. Здесь же – и нравственные законы перед другими людьми, и ты должен согласовывать свою жизнь с волей Божией. Здесь появляется ответственность.

Свободная воля позволяет нам жить по-разному, но и, соответственно, результат этой жизни будет тоже разным. Поэтому, выбирая, что же я хочу, я должен всегда думать, а что из этого выйдет, чем это закончится, как я отвечу.

А отвечать мы будем не только здесь, но и в вечности. По своей духовной непросвещенности мы все думаем, что вот, мол, здесь, в этой жизни, немножко отмучаюсь, «сбегу», и все. Но надо сказать, ни от чего не сбежишь. Если мы знаем, что есть вечная жизнь, тогда и наша земная жизнь становится совсем другой. «Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39), – говорит Слово Божие. Еще философы античного мира утверждали, что атеизм, безбожие и смерть как вечное забвение придумали плохие люди, которые хотят грехи закопать в могилу. Тогда люди могут грешить без всякого препятствия, а потом закопали в могилу – и все этим кончилось. Но на самом деле ничего не кончилось – за все придется отвечать. И дальше в вечности моя жизнь будет идти как результат этой земной жизни. Если ты продолжишь жить по своей воле, собирая себе груз грехов, страстей и страданий, то будешь мучиться не только эти 10–20 лет, а вечно. Вот что нам нужно знать и всегда помнить.

Читайте также:  Как передать свои эмоции девушке

Тема смирения и терпения – это не только разговор об ограничении себя, а это о том, чтобы не дать «зверю» в себе вырасти. У нас есть и душа, и дух, и плоть. Смирение – это как раз то, когда в человеке на свободу отпускается высшее, а низшее держится в узде. У нас же жизнь – плотская, а должна быть душевная и духовная. Ведь жизнь плоти и есть в том, чтобы лишь о себе заботиться: как я выгляжу, вкусно ли мне, весело ли. А жизнь душевная – это когда я уже и других людей вижу, их нужды замечаю, то есть я немножко уже смирился. А жизнь духовная – это уже мое предстояние пред Богом: я не просто боюсь, что отвечать придется, а я Его люблю, уже Им живу.

Но духа-то у нас нет! И почему мы с вами пропадаем? Потому что для истинной, достойной жизни человеку ума много не надо, а нужен дух. И только Церковь дает человеку благодать – ту силу, которая помогает жить так, как мы призваны от Бога – чисто, радостно, свято.

Можно заметить, что и в советские атеистические времена в педагогике всегда присутствовал термин «духовно-нравственное воспитание». Дух и нравственность – в каком плане они соединяются? А дело в том, что ты можешь досконально изучить законы нравственности, иметь прекрасное представление о том, как правильно поступать, но, чтобы ты смог воплотить это и действительно жить нравственно, тебе нужен дух – особая сила, которой в человеке нет. Она дается извне – дается в Таинствах церковных, дается только Богом – Благодать Божия.

И без этой благодатной силы человек погибает. И погибает он, нередко осознавая это и поражаясь: «Я же не хочу этого!» Мы же в основном не злодеи и не специально себя и своих близких со света сживаем, а зачастую безысходность какая-то – все понимаешь, но все равно ничего поделать не можешь. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»(Рим. 7:19–20, 24).

Конечно, и вне Церкви человек способен что-то понять и чего-то достичь. Но обрести ту силу, которая дает тебе способность восстать из руин, из пепла, восстановить себя, сохранить и устремиться к Небу, ее нет больше нигде в мире. Что дает человеку вера? Вера – это когда у тебя есть цель, и ты всего себя собрал, и только туда направляешься. Когда живешь одним, все естество твое живет одним и ничего на свете не может сбить тебя с верного пути. Но опять же это только с помощью Божией: «Без Меня не можете творити ничесоже»(Ин. 15:5).

В чем корень наших бед? В том, что человек оторвался от Бога и потерял источник жизни, поэтому и мучается. И лишь соединяясь с Богом, получаешь благодать. Как дерево засохшее: полили, солнышком пригрели – и оно вновь зазеленело. Человек от греховной, эгоистичной, своевольной жизни постепенно черствеет, засыхает. А Церковь – это как раз то солнышко, та живая влага, которая человека напояет, согревает, оживляет, и он начинает плодоносить.

И смыл не в том, чтобы просто достичь в чем-то для себя успеха. Ну, вот живешь ты, слава Богу, трезво, но это ты лишь для себя, для своего здоровья пользу получаешь. А другим-то есть от тебя толк? Ты живи и плоды приноси, радуй и вдохновляй! Ты должен на ноги встать крепко и себе радость доставлять, и Богу, и ближним своим. Потому что без духа человек, хоть богатый, хоть бедный – все одно, будет безполезным.

Чтобы эту силу обретать, необходимо нам стать людьми церковными. И ведь когда человек начинает в церковь ходить – высказать невозможно, какая зачастую радость, покой его переполняют. Когда на молитве стоишь, на богослужении – ни есть, ни пить, ни курить не хочется. Здесь пища другая для тебя. Поэтому, когда тебя куда-то потянуло, на «подвиги», на грех, на потакание свои слабостям – беги, беги сюда со всех ног! Много церквей сейчас, слава Богу, в ближайшую забегай – свечку купи, поставь: «Господи, помоги! Спаси, сохрани, помилуй!» Вот это – как раз тот благодатный покров, который тебя удержит.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Справка
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии СамДС, настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня

Источник

Оцените статью