- Ненужный стыд
- Чувство стыда это грех
- Самое страшное – это разрушить стыд
- Грех, вина, стыд и совесть
- Читайте также
- Совесть
- Вина и стыд
- 4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля
- Стыд и грех: райский сад
- Стыд, вина
- Стыд и вина
- Смущение, вина, унижение и стыд
- Верование № 9 Вина и стыд очень полезны
- Стыд и вина как внутреннее осуждение
- Верование № 9 Вина и стыд очень полезны
- Пробуждать совесть
- Совесть
Ненужный стыд
Слышите, что Он говорит? «Кто постыдится, – говорит, – Меня в роде сем прелюбодейном и грешном», того и Он Сам «постыдится» в День Суда (ср.: Мк. 8: 38). Идешь утром в воскресенье из дома в сторону храма, и спросят тебя: «Ты, что, в церковь идешь?» Бог тебя сохрани от стыдливых извинений: «Ну да. Знаете ли, верую, хожу. Так привык. Я не фанатик – просто хор слушать люблю». Или нечто подобное.
Смело говори: «Верую и исповедую. Славлю Христа по мере сил». Сам не говори соседям: «А я в церковь иду». За язык ведь не тянут. Но если они сами спросят, не стыдись смело сказать, что веруешь в Сына Божия. Иначе попадешь под молот Его слов. И раздробят тебя Его слова. Расплющат. И Он Сам тебя потом постыдится.
Нас еще из-за Христа за горло не берут, с работы не гонят, по лицу за веру не бьют. Хотя кое-где стюардесс или медсестер за нательный крестик уже с работы гонят. На толерантном Западе. У нас нет сего. Еще нет. И нам, внукам новомучеников, грешно краснеть и отговариваться. Нам можно иногда и в атаку перейти.
Они тебе: «В храм, что ли, ходишь? В Бога веришь?» А ты в ответ: «А ты, что, нет?» Пусть им будет стыдно, а не нам. Стыдно не верить. Верить не стыдно.
Пора, братья, пора уже нам в атаку переходить. Пора Христа смело исповедовать. Верю в Господа моего. Кресту Его поклоняюсь. Рождество Его от Девы славлю. Воскресение Его исповедую. Есть тысячи житейских ситуаций, в которых звучание этих слов уместно и оправданно.
И мы ведь не просто в Бога веруем. Верить в Единого и Всемогущего хорошо, но этого мало. Это драгоценно, но этого недостаточно. Мы в Сына Божия веруем, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного. Его именем спасаемся и во имя Его имеем жизнь с избытком.
Веру апостольскую способны разносить по миру все христиане без исключения, а не только одно духовенство
Уму непостижимо, как человек с умом и совестью, человек с живой душой может отказывать Богу в бытии и отказываться от признания Живого Начала всей жизни. Атеизм по природе глуп и отвратителен. Именно глуп и подлинно отвратителен. Но и признания существования Бога, повторяю, недостаточно для вхождения в новую жизнь. Нужна вера в Иисуса, рожденного от чистой Девы, убитого на Кресте и победившего смерть Воскресением. Эту веру апостольскую, это семечко, могущее разрастись до масштабов большого дерева, способны разносить по миру все христиане без исключения, а не только одно лишь духовенство на воскресных службах.
Собственно, об этом и речь. Атеизм, рожденный советской, большевистской инерцией; атеизм, порожденный погружением в современную суету, страстями греховными и бытовой глупостью, да просто элементарной необразованностью, нам всем предстоит творчески преодолеть. Иногда всего-то и надо, что не стыдиться имени безгрешного Человека, претерпевшего Крестную муку. «Я – христианин» – это великое имя, открывающее вечность для бессмертной души.
И будьте готовы, братья и сестры с нежными душами, что вас назовут фанатиками, обзовут дураками, сочтут мракобесами и адептами средневековья. Непременно сочтут, обзовут и назовут. Каждый исповедник имени Христова обязан хоть раз ощутить на себе опаляющее пламя сатанинской ненависти. Пусть чуть-чуть, но и этого чуть-чуть будет довольно, чтобы узнать изнутри силу евангельских слов и включиться в непрекращающуюся борьбу тьмы со Светом.
Да если вас за Христа еще не обзывали, не осуждали и не считали «тронутым», то вполне возможно, вы и верите кое-как. Верите какой-то удобной верой, от которой ни бесам не страшно, ни ангелам не весело. Но стоит отдать свое бедное сердце в пробитые гвоздями руки Иисуса Христа, как вы вскоре услышите отдаленный гул адского пламени и лично узнаете, чем отличаются бабушкины сказки от жизни в Духе Святом.
К счастью земному мы никого не зовем, хотя и против земного счастья ничего не имеем. Но слишком уж оно хлипкое, это счастье земное. Хлипкое оно и летучее. Вспорхнет – и нет его.
К вечной жизни зовет нас Апостольская Церковь. И для начала всего-то и надо, что не стыдиться ни при каких обстоятельствах ни креста на шее, ни имени «христианин», ни своей принадлежности к Церкви Христовой.
Источник
Чувство стыда это грех
Стыд – чувство смущения, вызванное осознанием (пониманием) неблаговидности своей мысли, желания, поступка, действия, поведения, положения, нравственного состояния, причастности тому-то и тому-то и т. п.
Стыд является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство.
архимандрит Платон (Игумнов)
Стыд – способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью. На Руси говорили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд». «Убей Бог стыд, все пойдет нипочем». «Без стыда лица не износишь». «В ком стыд, в том и совесть». «Пора и стыд знать». «Стыд та же смерть».
Такое народное понимание стыда полностью основывается на православном вероучении. Господь поставил стыд одним из стражей Своего закона в душе, чтобы он предотвращал повторение греха и призывал покаянно устремляться к потерянной благодати Божией. Священное Писание свидетельствует, что стыд возникает в нашей душе в каждом случае, когда мы противимся милосердию Божию к нам, забываем Бога ( Иов. 8:13 ), радуемся несчастью ближнего или величаемся перед ним ( Пс.34:26 ). Стыдно бывает человеку, когда он ненавидит праведника ( Иов. 8:22 ) или дерзает притеснять брата своего ( Авд.1:10 ). Наша духовная природа пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей неправости. Стыд, таким образом, заставляет нас осознать духовно-нравственную беду, в которую мы попадаем, совершив грех. Он влечет наше сердце к осознанию причины этой беды, самоукорению, раскаянию в соделанном – внутренней исповеди перед совестью, к исправлению греховной жизни, к ревности о славе и благодати Божией. Падший Адам неверно отозвался на проявление этого чувства в своей душе, когда «скрылся» от Бога, для него стыд не послужил к принятию спасительной благодати покаяния, а утвердил его в непослушании Богу. По мудрому замечанию Иисуса, сына Сирахова, каждому человеку следует наблюдать время и хранить себя от зла, чтобы не постыдиться за душу свою, ибо «есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» ( Сир.4:23-25 ). Согласно этому замечанию, при появлении стыда нам следует не прятаться от Бога, а идти к Нему за прощением и благодатью для исправления.
прот. Г. Нефедов
«Стыд, – по мнению B.C. Соловьева, – природная совесть, а совесть – общественный стыд».
Стыд – хорошее и здоровое чувство. Стыд животворит.
М.Е. Салтыков-Щедрин
У русского народа существует множество пословиц о стыде. Кроме уже приведенных выше, следует назвать: «Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда»; «За стыд голова гинет»; «Сгорел со стыда»; «Чего боимся, того и стыдимся».
Народные пословицы осуждают бесстыжих людей: «Ни стыда, ни сорому ни в котору сторону»; «Стыд под каблук, а совесть под подошву»; «Стал сыт (богат), так взял стыд»; «Стыдненько, да сытненько»; «Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду»; «Жили, жили, а стыда не нажили»; «Бесстыжих глаз и дым неймет».
О. Платонов
Стыд – это свойство души человека. Стыд бывает разный. Бывает стыд от осознания своей греховности, который ведет к покаянию, а бывает стыд от страха исповедовать свои грехи (ложный стыд). Тогда он ведет к малодушной трусливости, к умолчанию о том, что с нами произошло.
Что такое стыд? Это реакция нравственного чувства на внутренний разлад, на некое нарушение жизненного порядка. До грехопадения подобного люди не знали. Ибо природа их была исполнена внутренней гармонии, предполагающей власть духовного начала над началом инстинктивным. Распалась эта гармония, – и люди, ощутив внутренний разлад в душе, почувствовали стыд.
митрополит Кирилл (Гундяев)
Самое страшное – это разрушить стыд
Русская культура очень целомудренна, потому что она глубинно православная. Здесь Православие восприняли не формально, а всеми порами души. Оно не просто легло на подготовленную почву, а глубоко проникло в эту почву.
— В основе – чистота, целомудрие…
— Когда в деревне бываешь на свадьбе, слышишь свадебные песни, они напоминают погребальные плачи. Я задала себе вопрос: а почему? Потому что невинность оплакивают, хоронят чистоту. Это такая ценность, что ее оплакивают как покойника. И вот когда при всем этом детям стали говорить, что все не стыдно, – произошло убийство детских душ. Я хочу подчеркнуть как психолог: самое страшное – это разрушить стыд, потому что основное свойство, определяющее психическую норму, это чувство стыда в интимных вопросах. И именно это чувство старательно разрушается. Значит, детей и весь народ растлевают? Да, конечно. Но можно посмотреть и под другим углом зрения: это массовая инвалидизация психики. Показывая людям бесстыдство в интимной сфере как новый эталон поведения, всю страну превращают в тяжелых инвалидов. Говорят, что теперь новая жизнь и все по-другому. Да что в этом нового? Что нового в содоме? Содом был сметен Богом с лица земли, и на этом месте Мертвое море. Там нет жизни до сих пор, там не живет ни одна бактерия.
— Если сейчас это как-то не остановить, во что все это может вылиться?
— В пресекновение рода. У нас не будет страны. Такие расчеловеченные дети не смогут продолжить род. Ведь приучение к бесстыдству в интимной сфере влияет на всю психику, а следовательно на всю судьбу человека, на весь строй жизни. Это уже не совсем человек: существо, которое знает, что такое безопасный секс, никогда не узнает, что такое настоящая любовь. Во время моей поездки в Германию мне запомнился один юноша, который сказал: “Счастливые у вас молодые люди”. Я спросила: “Чем же они счастливы?” Он ответил: “Они могут узнать настоящую любовь”. “А почему же вы не можете?” – спросила я. “Потому что нас просвещали”. Я сделала вид, что не понимаю этой связи и задала еще один вопрос: “А почему же это так несовместимо?” Он даже обиделся: “Вы же психолог, неужели вы не понимаете? Или ты знаешь про эрогенные зоны или ты видишь в девушке неземное существо. Что-нибудь одно. А вместе это не бывает”. Это было в 1994 году. И вот такое “просвещение” пришло сюда. Теперь у наших молодых людей с детства крадут самую прекрасную тайну, которая предстоит в юном возрасте: тайну неземной романтической любви. Это отвратительная кража со взломом… Взрослый человек существует для того, чтобы не потворствовать злу, к которому тянется ребенок, а уж тем более не учить его злу. Можем ли мы жить спокойно при таком массовом растлении? Ведь мы предаем малых сих, – беззащитных людей, которых призваны защищать, сделать все для спасения души.
— Каков же выход из положения? Что нужно для того, чтобы у нас тоже Мертвое море не заплескалось?
— Я думаю, многое может сделать каждый на своем месте. Опыт показывает: если поднять шум, хотя бы небольшой, это дает очень хороший эффект. Но протест пока слаб. У нас в Москве открывают клубы гомосексуалистов иногда прямо рядом с древнейшими церквями. Люди вздыхают, а их убеждают, что надо быть толерантными.
— Были ли какие-нибудь акции протеста?
— Были, но ничем не кончились… Я думаю, что если бы не только кучка особо активных православных людей, а все москвичи или все православные люди вышли на улицу, гомосексуалисты, может быть, бы подумали…
Но люди очень растеряны. Все это вызывает состояние шока, которое выглядит как безволие. Но это состояние должно проходить, потому что если не будить людей, ждать когда они очнутся, можно потерять страну. Тогда будет незачем выходить на улицы. Я думаю, нужно следовать русской пословице: действуй как должно, а будет, как Бог даст. Что же касается молитвы – молиться надо всегда. И надо почаще вспоминать изречение, если я не ошибаюсь, Фомы Аквинского: “Молиться надо так, как будто все зависит только от Бога, а делать надо так, как будто все зависит только от тебя”.
Книга Бытия совершенно определенно говорит нам о том, что первым чувством, которое испытали наши прародители после грехопадения, был стыд. Стыд – это ядро человеческой психики. Если оно разрушено, то все остальные оболочки просто исчезают. Сексуальная распущенность, ложь, предательство, воровство и другие пороки в современном мире становятся нормой.
Источник
Грех, вина, стыд и совесть
Грех, вина, стыд и совесть
Лучше самому согрешить, чем завидовать удовольствию, которое получают от своих прегрешений другие.
Вина и стыд – это чувства человека, его переживания, а совесть – скорее некий механизм, регламентирующий и контролирующий его поведение. Когда же мы говорим о «муках совести», то имеем в виду чувства стыда, вины или раскаяния.
Сначала обратимся к первым двум понятиям – стыду и чувству вины, и постараемся понять, чем, при всем их сходстве, они отличаются друг от друга. Чувства стыда и вины часто путают, хотя бы потому, что человек может их испытывать одновременно. Есть люди более склонные испытывать чувство стыда, другие – вины. Одни чувствуют стыд, другие вину, третьи и то и другое в одних и тех же ситуациях. Отличия этих двух чувств даны в таблице:
Если вы не можете точно определить, что вы чувствуете, используйте эту таблицу в качестве своеобразного теста, отметив те пункты, которые больше подходят вашим мыслям и переживаниям. Тот столбец, где будет больше совпадений, и укажет искомое чувство.
Совесть – это внутренний страж, цензор, то, что проверяет твои мысли и поступки на соответствие с моральными нормами. Согласно толковому словарю Ушакова, «совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дано несколько иное определение этого психического явления: «Совесть – нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла».
Можно найти общее у этих определений: оба они признают, что совесть является нравственным сознанием человека, которое определяет его способность различать добро и зло и побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра.
С точки зрения религии наличие совести свидетельствует о Боге Творце, который при создании человека сотворил его по своему образу и подобию, вложив в его сердце Закон. Однако первородный грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Испорченная грехом совесть перестала быть стандартом нравственности, а омраченный страстями после грехопадения человек перестал слышать голос совести. Поэтому и возникла необходимость в письменном Законе, при помощи которого Господь начал исправлять испорченную совесть людей.
Интересно, что слово «совесть» ни разу не используется в Ветхом Завете, однако само понятие о совести в нем присутствует, правда в виде «Страха Господня». Получается, что единственная причина поступать хорошо – это бояться Бога, который строго наказывает за проступки. «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его».[25] Если же человек понимает, что он ослушался Господа, то его охватывает очень неприятное чувство, где страх перед неотвратимым наказанием Бога смешивается с муками совести за свои преступления.
Новый Завет полагает, что страх перед Богом – не единственная причина поступать согласно нравственным понятиям. Поступками человека может управлять и совесть, которая, впрочем, может быть разной. (В Новом Завете упоминается чистая, непорочная, добрая, порочная, оскверненная и прожженная совесть.) Согласно Новому Завету, совесть может проснуться даже у «бессовестных» людей – например, у Иуды, предавшего Христа. Такой вывод можно, по крайней мере, сделать из текста Евангелия: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился».[26]
Другой пример – голос совести, который заговорил у фарисеев, пытавшихся подловить Иисуса в случае с блудницей. Они предложили ему решить судьбу женщины, предавшеюся греху, полагая, что любой ответ Христа подорвет его авторитет. Если он согласится с законом Моисея и посоветует побить ее камнями, то отречется от собственного милосердия и принципа всепрощения, а если предложит простить ее, то проявит себя сторонником порока.
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди».[27]
Чистая совесть является источником внутренней радости и покоя, отсутствие которых негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Иногда муки совести настолько нестерпимы, что люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемыми чувством стыда, вины и осуждения. Согласно церковным представлениям, смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести, так как своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в aду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки неправильные поступки, совершенные при жизни.
Ю. Карольсфельд. Иисус и грешница
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Совесть
Совесть – категория этики, характеризующая способность осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.Две зарисовки из жизни (одна
Вина и стыд
Вина и стыд Важно различать эти понятия. Если в вине мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас, то в стыде, можно сказать, я виноват перед
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы
Стыд и грех: райский сад
Стыд и грех: райский сад Рисуя историю Адама и Евы, Мильтон сосредоточивается на зависти, гневе и разрушительной силе Сатаны, чья непокорность позволяет ему занять высшее место в профанном и чье сознание своего стыда и поражения является составной частью его бесконечной
Стыд, вина
Стыд, вина «Не знаю, почему, но испытываю чувство стыда, неловкости, идя по улице со своим мужем. Я редко хожу с ним, когда он в состоянии опьянения, но это бывает. И тогда мне кажется, на меня смотрят не только люди, но и деревья, цветы, трава».Другая моя знакомая испытывает
Стыд и вина
Стыд и вина Мы привыкли объединять вину и стыд, не различая их. Классический психоанализ преимущественно имеет дело с виной; вина, связанная с сексом, была самым частым источником невроза среди пациентов Фрейда. До недавнего времени мало психиатрической литературы
Смущение, вина, унижение и стыд
Смущение, вина, унижение и стыд Одна из причин, по которым о стыде так сложно говорить, лежит на поверхности: терминологическая путаница. Мы часто путаем такие понятия, как «смущение», «вина», «унижение» и «стыд». Не задумываясь, шепчем: «Это было так унизительно!» – выходя
Верование № 9 Вина и стыд очень полезны
Верование № 9 Вина и стыд очень полезны В то воскресное утро пастор Гленн сразу перешел к делу.— Берегитесь гуманистического подхода к вине, — предостерег он паству. — Чувство вины возникает оттого, что мы и впрямь в чем–то провинились. Прислушайтесь к этому ощущению.
Стыд и вина как внутреннее осуждение
Стыд и вина как внутреннее осуждение Исследуем сначала концепции вины и стыда, а затем разберемся в сложившейся вокруг них
Верование № 9 Вина и стыд очень полезны
Верование № 9 Вина и стыд очень полезны 1. Чувство собственной греховности нисколько не противоречит Библии (см. Исайя 6:5), однако вина и стыд совсем не всегда хороши для нас и полезны для духовного роста.— Какую ценность вы видите в остром ощущении своего греха?— Обычно
Пробуждать совесть
Пробуждать совесть – Для того чтобы преуспеть в воспитании детей, родителям прежде всего необходимо выбрать цель воспитания, к которой бы стремились их дети, – убеждает раввин Арье Кацин. – Следует направлять детей к этой цели не только словами, но и поступками, личным
Совесть
Совесть Отец!Мне рассказывали, как Ты покинул отцовский дом, потому что…Впрочем, это неважно.Ты стал рабочим типографии и вступил в партию безо всякой корысти — это была твоя искренняя вера, не фанатичная, а святая. Она и увела Тебя добровольцем на фронт.Вспоминаю одну
Источник