Чувство страха у студентов

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Дата публикации: 12.09.2019 2019-09-12

Статья просмотрена: 718 раз

Библиографическое описание:

Гудкова, Е. О. Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза / Е. О. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62341/ (дата обращения: 11.10.2021).

В настоящее время трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха и тревоги, особенно в студенческом возрасте.

Страх — ключевая эмоция, переживание которой воспринимается людьми как угроза безопасности своей жизни.

Основная функция страха состоит в обозначении источника угрозы и преодолении опасной ситуации. Как подчеркивает М. И. Витковская, онтологическое свойство страха заключается в стремлении живых организмов сохранить свою целостность, структуру, противодействуя внешней среде. Он является степенью оценки угрозы, риска [1].

В связи с изменившимися за последнее время социально-экономическими и политическими условиями жизни в нашей стране, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с профессиональным самовыражением будущих специалистов, часто скрывающиеся внутри самой личности. Например, наше общество на данный момент времени нуждается в молодых специалистах, обладающих такими возможностями, как быть смелым, чувствовать уверенность, быть активным, которые обеспечивают им шанс для преодоления препятствий, возникающих на пути профессионального формирования. Несмотря на это у некоторых студентов наблюдается безразличное отношение к освоению будущей профессиональной деятельности, связанное с проявлением страха характерологических особенностей личности, что сдерживает процесс их профессионального становления. Основанием этому служит то, что страхи, появившиеся в детском возрасте, сохраняются на длительный период времени, и большинство из них превращаются в социальные страхи, сопровождающие молодых людей на многие годы, препятствуя им становиться социально активными и обретать свое место в обществе.

Вследствие этого, совладение со страхами в студенческий период жизни становится социально-психологической проблемой, так как они не допускают, как в процессе обучения, так и в последующем, активно адаптироваться к тем социальным условиям, которые требуют от личности как можно большего выражения профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих мгновенное овладение профессиональной деятельностью и возможностью создавать конкурентоспособность на рынке труда.

Студенческая пора наполнена огромным количеством социальных проблем, связанных с профессиональным формирование личности, что зависит от их умения справляться со страхами: страх перед сдачей экзамена, страх публичного выступления, страх показаться слабым или глупым перед преподавателем или одногруппниками.

Социальный страх — страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия [2].Социальные страхи связаны с исполнением каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны), или даже просто общения с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола [2].

Самым сильным у студентов является страх перед экзаменами. Переживание этого страха связано с огромной значимостью учебной деятельности, так как результаты экзаменов могут повлиять на статус студента в социуме, его самооценку, стипендию, на последующее обучение в вузе и дальнейшую карьеру.

Страх перед преподавателем или страх перед авторитарной личностью, ощущаемый студентами, связан с застенчивостью студентов, с боязнью критики и осуждения со стороны преподавателей.

Страх ответственности, выражающийся у студентов, обусловлен только социальными механизмами. Основа данного страха состоит в том, что, принимая какое-нибудь главное решение, человек берет на себя ответственность за его будущие последствия, а в случае провала ему грозит н только осуждение и наказание со стороны социума, но зачастую он обречен на самоосуждение.

Страх публичных выступлений связан с индивидуально- психологическими особенностями личности и проявляется в неуверенности в своих способностях, застенчивости, в боязни произвести плохое впечатление.

Так есть менее интенсивные страхи у студентов, это страхи, связанные с другими людьми: страх перед болезнями близких и страх перед неблагоприятными последствиями болезней близких людей. Страх за свое здоровье. Главенствующий страх этой направленности представляется страх заболеть каким-либо заболеванием.

Дальнейшей по степени переживания страха, предстоит группа природных страхов. Ключевым страхом в этом блоке является страх пауков и змей. Данный вид страха оказывается довольно популярным. Этот страх может быть перенят также от родителей, и превратиться в своеобразную модель поведения.

Страх замкнутых пространств и страх темноты выражен у студентов намного меньше, чем остальные страх, что связано с возрастными особенностями проявления данных видов страха.

Конечной группой по силе выраженности, является группа экзистенциальных страхов, которая имеет отличительную особенность как страх перед неизвестностью. Опытной личности удается отлично справляться с ними, тем не менее неумение сделать это ведет к появлению страхов данной направленности.

Главенствующее положение по силе проявления среди студентов в данном блоке экзистенциальных страхов занимает страх перед будущим и страх войны. Страх перед будущим — это страх перед неизвестным.

В заключение хочу сказать, что таким образом описанные особенности студенческих страхов выделяют их специфический характер, проявляющийся в социальной направленности. Все студенческие страхи представляют собой боязнь новых, неизвестных требований жизни, которые нужно принять для себя как новую ступень развития. Мы должны смотреть на страх как на позитивный, творческий аспекте, в качестве инициатора перемен.

  1. Витковская М. И. Страхи как предмет социологического исследования / М. И. Витковская// Материалы конференция молодых ученых, посвященная Дню науки 17 февраля 2002 г. М., РУДН. 2002.
  2. Сагалакова О. А., Д. В. Труевцев. Социальные страхи и социофобии. — Томск: Изд-во том. Ун-та, 2007.

Источник

Чувство страха у студентов

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни, как и радость, восхищение, удивление. Между простым страхом и навязчивым (фобией) есть существенная разница: при фобии человек, как правило, понимает, что его боязнь ничем не обусловлена и даже бессмысленна, но при этом не перестает бояться. Вероятность возникновения навязчивых страхов есть практически у каждого. Поэтому фобии – довольно распространенное явление.

С целью изучения особенностей проявления страхов у студентов нами был проведен опрос. Исследование показало, что у 76,1 % опрошенных чувство страха возникает иногда, у 13,4 % студентов – часто и лишь у 10,5 % опрошенных чувства страха не возникает. Самыми распространенными страхами являются социальные страхи, они возникают у 79,1 % опрошенных студентов. Эти страхи могут привести к социофобии. Следующим распространенным страхом является страх заболеть какой-либо болезнью самому или близким людям – это нозофобия (присутствует у 76,1 % студентов). Боязнь высоты – акрофобия, присутствует у 55,2 % опрошенных студентов. Страх одиночества – монофобия имеет место у 37,3 % опрошенных студентов. Страх перед паранормальным явлением – фазмофобия (боязнь приведений, духов, дьявола, НЛО) присутствует у 32,8 % опрошенных студентов. Страх полета на самолётах (авиафобия) присутствует у 14,9 % студентов. Около 12 % опрошенных отметили такие страхи как: страх микробов, вида крови, уличных знакомств, замкнутых пространств, тишины, близких отношений, острых предметов, слишком открытого пространства.

Читайте также:  Как рисовать цветы по настроениях

Таким образом, содержание страхов в студенческий период развития личности характеризуется социальной направленностью и представляет собой боязнь новых требований жизни, проявления самостоятельности и ответственности за принятие решений.

Источник

Чувство страха у студентов

Тревожность – состояние психики человека, склонность переживать тревогу (беспокойство) и страх в специфических социальных ситуациях, связанных c повышенной эмоциональной или физической нагрузкой. Проблема тревожности сегодня достаточно актуальна, так как именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности процессов социально-психологической адаптации и формирования адекватного представления о себе, своих личностных качеств у детей подросткового и юношеского возраста [1].

Причинами возникновения тревожности могут быть как биологические факторы наследственности, здоровья, внешнего вида, так и социальные – негативный жизненный опыт, педагогическая запущенность, нарушения во взаимоотношениях с родителями, учителями, сверстниками. Согласно мнению специалистов в области психологии и педагогики, среди причин, вызывающих подростковую и юношескую тревожность, на первом месте находятся – неблагоприятные отношения с родителями и неверный подход взрослых к воспитанию ребенка [2]. Нередко к повзрослевшим детям, взрослые продолжают относиться без учета их возрастных изменений, видеть в подростке и юноше несамостоятельного, не имеющего собственного мнения, со слабым умственным развитием ребенка. В этом возрасте дети ожидают от взрослых скорее дружеского, эгалитарного участия в их жизни, в то время как взрослые по-прежнему предлагают им роль «всемогущего» родителя, затрудняя, а порой и лишая их возможности развития (взросления). Оказавшись в социуме за пределами семьи, юноши продолжают пользоваться привычными моделями поведения «маленького ребенка», что противоречит ожиданиям и правилам поведения в широком обществе. В результате возникает состояние ожидания неудач в социальном взаимодействии, то есть тревожность.

Тревожность у студентов проявляется чаще всего на первом и выпускном курсах. Развитие социальной роли студента на различных курсах имеет некоторые особенности. Студенты первого курса решают задачи адаптации и приобщения к студенческим формам коллективной жизни. Поведение отличается высокой степенью конформизма. Отмечаются немотивированный риск и неумение прогнозировать последствия поступков. Второй курс является периодом напряженной учебно-профессиональной деятельности. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания, культуры и досуга. Третий курс связан с началом специализации, укреплением интереса к научно-исследовательской работе и сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс – это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения практики. Формируется реалистичность представлений о профессии и жизни в целом. На пятом, выпускном, курсе проявляются новые ценности, связанные с будущей трудовой деятельностью, материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза [3].

С целью определения особенностей личностной тревожности у студентов вуза было проведено тестирование по методике «Шкала личностной тревожности» Спилбергера – Ханина 60 студентов 1 – 4 курсов. Итоги исследования показали следующее.

Уровень личностной тревожности студентов

Обработка результатов исследования подтвердила предположение о том, что студенты первого и последнего курсов более тревожны по сравнению со студентами средних курсов. Среди них практически отсутствуют не тревожные (низкий уровень) студенты. Студенты средних курсов в большей степени демонстрируют средний уровень тревожности. Высоко-тревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности. Средне-тревожные проявляют сдержанные реакции волнения. Низко-тревожные очень редко испытывают чувство беспокойства.

У первокурсников высокая тревога может быть связана с процессом адаптации к условиям обучения в вузе, а также особенностями проживания в городе и условиях общежития, переживанием разлуки с близкими родственниками, аттестацией в предстоящую первую сессию. У студентов выпускного курса – со сдачей государственных экзаменов и работой над дипломными исследованиями. Также высокий уровень тревожности выпускников может быть обусловлен проблемой их дальнейшего трудоустройства и «определения» себя в жизни.

Повышенная тревожность мешает достижению поставленных целей, делает человека не конкурентоспособным в профессиональной сфере. Люди с высоким уровнем тревожности могут испытывать сильное волнение, которое в психологии определяется как «экзаменационная валидность» и «паралич деятельности». Экзаменационная валидность – чрезмерное волнение в широком круге ситуаций, воспринимаемых настолько значимо, что препятствует успешному прохождению этих ситуаций. Паралич деятельности связан со страхом совершения ошибки, доходящего до уровня, когда наилучшим выходом из проблемы кажется бездействие. Студентам с преобладанием высокой тревожности рекомендуется снижение субъективной значимости ситуаций, перенос акцента на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Таким образом, состояние тревожности является результатом негативного социального опыта и причиной возникновения трудностей в поведении и деятельности человека. Тревожность у студентов проявляется чаще всего на первом и выпускном курсах, и обусловлена переживанием угрозы их самооценке и жизнедеятельности. Студенты, имеющие высокий уровень тревожности часто не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуации, в которой находится студент.

Рекомендации. В целях благоприятного взаимодействия со студентами первых и выпускных курсов преподавателям необходимо обратить внимание на то, что преодоление высокой тревожности возможно при смещении акцента внимания от неуспешных действий и слабых сторон индивидуальности студентов к организации помощи в осознавании ими целей учебной деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Студентам с преобладанием низкой тревожности следует уделить особое внимание к мотивам деятельности и развития чувства ответственности. При этом коррекция поведения студентов может происходить через осознание ими своих ошибок в поведении прямо во время аудиторных занятий: лекции соответствующей тематики или специально организованные практические занятия (ролевые игры).

Источник

Виды студенческих страхов и особенности их динамики

ВИДЫ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРАХОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ДИНАМИКИ

Обоснована необходимость введения понятия «студенческие страхи». В эмпирическом исследовании выявлены виды студенческих страхов. Они объединены в восемь групп. Изучена динамика студенческих страхов, проявляющаяся во время обучения в вузе. Выявлены студенческие страхи, интенсивность которых достаточно велика на протяжении всего периода обучения в вузе. Определены страхи, достигающие максимума интенсивности на средних курсах.

Ключевые слова: студенческие страхи, школьные страхи, интенсивность страха, виды страхов студентов, учебно-познавательная деятельность студентов.

В предыдущем исследовании одного из авторов данной статьи была доказана целесообразность выделения особой категории страхов – школьных страхов [6]. Это негативные эмоциональные процессы и состояния, возникающие у школьников в ходе учебной деятельности и в связи с ней. Они являются субъективной презентацией в сознании учащегося разнообразных угроз благополучию ребенка, подростка. Это особая форма прогнозирования (предчувствия) школьником неудач во время выполнения учебных действий, действий контроля, оценки результатов решения учебной задачи.

Читайте также:  Когда не чувствуешь ногу что это

В отличие от школьной тревоги, которая является реакцией на неопределенную, неясную и во многом воображаемую угрозу, школьные страхи значительно более конкретны и разнообразны. Активатором школьного страха может стать любой человек, объект, ситуация, событие, действие и даже внутреннее состояние самого школьника, посредством которых была опредмечена школьная тревога. Школьный страх функционирует по механизму так называемой «производной» эмоции ( [1]), отражая уникальные особенности индивидуальной субъективной истории накопления эмоциональных условных рефлексов, эмоциональных генерализаций, переключений и обобщений [9].

Разработка методик диагностики школьных страхов, выявление их ассортимента, профиля и степени выраженности у конкретных детей – весьма полезная и актуальная форма работы школьной психологической службы при поиске дополнительных резервов повышения мотивации учебной деятельности и уровня субъективного благополучия школьников.

В условиях высшей школы ситуация сколько-нибудь заметным образом не меняется. Студенты могут переживать интенсивные негативные эмоции в стенах ВУЗа в связи с учебно-познавательной деятельностью. Их тревога может выражаться в виде конкретных страхов пребывания на определенных занятиях (например, на семинарских), страхов проверки знаний (контрольной работы, коллоквиума, зачета, экзамена), опасений контактировать с определенными лицами (преподавателями, сотрудниками деканата, представителями вузовской администрации и т. п.), страха определенных действий (например, публичных выступлений, научно-исследовательской деятельности, производственной и педагогической практики, общественной работы и др.).

Цель данной статьи – на основе результатов эмпирического исследования выявить разновидности студенческих страхов, предложить их классификацию, изучить их динамические особенности.

Для выявления многообразия студенческих страхов мы предлагали студентам дать письменные ответы на вопрос о том, что именно их беспокоит, чего они опасаются и хотели бы избежать. При этом мы специально уточняли, что нас интересуют страхи и поводы для беспокойства, возникающие у испытуемых именно как у студентов. Отмечалось, что нас интересуют не всякие страхи, а главным образом переживания, связанные с посещением вуза, с учебно-познавательной деятельностью, с процессом взаимодействия основных участников учебно-воспитательного процесса в вузе, с процессом овладения будущей профессией. На основе контент-анализа письменных ответов 126 студентов Харьковской фармацевтической академии был создан перечень студенческих страхов, состоящий их 71 пункта. Студенческие страхи, вошедшие в данный перечень, были отнесены к восьми категориям (таксономическим группам): 1) страхи, обусловленные испытанием (11 видов, например, «экзамена», «отработок», «академзадолженнности», «опроса», «что введут новые, сложные предметы» и т. п.); 2) страхи, связанные с профессиональным будущим (8 видов, например, «неверного выбора специальности», «стать плохим специалистом», «что не буду удовлетворен(а) профессиональной деятельностью», «что не реализую свои способности» и т. п.); 3) страхи, связанные с ответственностью (3 вида, например, «что вызовут к ректору, декану», «контроля посещаемости» и т. п.); 4) страхи, обусловленные ошибками и оплошностями (9 видов, например, «потерять зачетную книжку», «опоздать на пару», «что обнаружат шпаргалки»; «пропустить важную контрольную работу» и т. п.; 5) страхи, актуализирующиеся у студентов непосредственно на занятии (10 видов, например, «что выгонят из аудитории», «когда преподаватель решает, какую оценку ставить», «ответа у доски», «не успевать конспектировать» и т. п.); 6) страхи, обусловленные личностными качествами и недостатками самого студента (9 видов, например, «что не смогу четко излагать свои мысли», «ощущения “каши в голове”», «что пропадет интерес к обучению», «не соответствовать требованиям ВУЗа» и т. п.); 7) социальные страхи обусловленные взаимодействием участников учебно-воспитательного процесса в ВУЗе (15 видов, например, публичных выступлений», «быть отвергнутым», «стоять перед аудиторией», «быть одиноким в группе» и т. п.); 8) страхи, связанные с личностью преподавателя (6 видов, например, «спорить с преподавателем», «нового преподавателя», «обратиться с просьбой к преподавателю» и т. п.).

Перечень страхов был предложен испытуемым – 203 студентам Харьковской фармацевтической академии. В выборку испытуемых вошли: 121 первокурсник (105 девушек и 16 юношей; возраст в среднем 17,5 лет), 40 третьекурсников (26 девушек и 14 юношей; возраст в среднем 19,7 лет) и 42 шестикурсника (33 девушки и 9 юношей; 22,9 лет). Испытуемый оценивал с помощью четырехбалльной шкалы (0 – отсутствует, 1 балл – несильно, 2 – средне, 3 – сильно) степень выраженности у него каждого из студенческих страхов.

Анализ первых двадцати наиболее значимых студенческих страхов свидетельствует о наличии нескольких «сквозных» детерминант страха, присутствующих в психике студентов на протяжении всего периода обучения. На первых двадцати позициях таковых оказалось десять. Перечислим их в порядке убывания усредненных для трех групп испытуемых рангов. Это страхи: 1) «экзамена» (1,33), 2) «публичных выступлений (3,33), 3) «быть отчисленным» (3,67), 4) «будущего» (4,67), 5) «стать плохим специалистом» (6,00), 6) «быть не допущенным к экзамену, зачету» (9,67), 7) «ошибиться» (11,00), 8) «ответа у доски» (11,00), 9) «плохо окончить ВУЗ» (12,33), 10) «ответственности» (13,33). Экзамен как наиболее радикальная форма проверки знаний студента, выступает также и в роли наиболее значимого активатора страха для третьекурсников и шестикурсников. На первом курсе он уступает по значимости лишь страху «быть отчисленным». Значимость экзамена как травматического для психики студентов фактора, отмечалась и изучалась многими исследователями. Р. Фрэнкин подчеркивал, что во время экзамена студенты переживают ряд отрицательных эмоций («эмоций, которые не совпадают с целью») – страх, тревогу, гнев, удивление и др., и некоторые положительные эмоции («эмоции, которые совпадают с целью») – радость, интерес, чувство уверенности и т. п. [10]. и писали: «Экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, он глубоко и на длительный срок истеризует экзаменующегося» [3, с. 182]. Экзамен из-за активации эмоции страха заметно нарушает ассоциативный процесс [2], увеличивает напряженность студента [7]. В то же время, есть экспериментальные доказательства того, что выраженная мотивация достижения сдерживает интенсивность предэкзаменационного страха [5]. Страх, пережитый много лет назад во время экзаменов и при защите дипломных работ, сохраняется в эмоциональной памяти людей, давно закончивших ВУЗы [4].

Существенно то, что из десяти, так сказать, вневременных, «сквозных» (т. е. проявляющихся на протяжении всего периода учебы в ВУЗе) страхов, четыре связаны с проблематикой профессионального будущего. Это страхи «быть отчисленным», «будущего», опасения «стать плохим специалистом» и «плохо окончить ВУЗ». В когнитивной составляющей этих активаторов страха содержится прогноз неких неудач, которые могут существенно нарушить процесс профессионального становления молодого специалиста. Отметим также эмоциональные затруднения студентов всех трех групп, обусловленные такой разновидностью социального страха, как страх публичных выступлений, а также боязнь допускать ошибки.

Все эти студенческие страхи примечательны тем, что не проходят сами по себе. Возможно, они отражают какие-то глубинные, фундаментальные закономерности функционирования психики и личности студента, обусловленные спецификой традиционного учебно-воспитательного процесса в современном ВУЗе.

Читайте также:  Культура чувств это определение

Некоторые из студенческих страхов, входящие в «первую двадцатку», оказались постепенно усиливающимися со временем (т. е. проявляющимися преимущественно к концу обучения в ВУЗе), или наоборот, постепенно исчезающими (т. е. снижающими свою интенсивность и частоту к старшим курсам). Так, по нашим данным, страх «опроса» свойственен в большей степени студентам третьего и шестого курсов, а у первокурсников он выражен незначительно. Возможно, ситуация опроса первокурсников пугает меньше, так как они ее помнят со школы, которую совсем недавно окончили. Студенты со временем привыкают к так называемым «лекционным дням» и даже довольно длительным периодам «начитки теоретического материала», когда довольно долго можно быть свободным от стресса, связанного с проверкой знаний.

Вполне объяснимым является усиление страха «будущей работы над дипломным проектом»: у шестикурсников этот вид страха – второй по интенсивности после страхов, обусловленных экзаменационной процедурой. Страхи, связанные с дипломной работой, являются достаточно выраженными у третьекурсников (10-е ранговое место), и почти никак не проявляются у студентов первого курса.

Шестикурсники в значительно большей степени, чем студенты средних и младших курсов боятся, «что выгонят из аудитории», что они «опоздают на пару», что во время занятия придется «стоять перед аудиторией». Таким образом, несмотря на, так сказать, «искушенность и опыт студенческой жизни», у будущих выпускников наблюдается усиление страхов, связанных с социальным функционированием, с вероятностью допустить оплошность в ходе учебной деятельности. Возможно, в такой специфической форме проявляется усиление стремления старшекурсников достойно завершить начальный период своего профессионального становления. Быть выгнанным из аудитории, демонстративно опаздывать и т. п. – это такие формы самоутверждения, которые старшекурсники уже переросли как личности. Они – практически взрослые люди, руководствующиеся ценностями и мировоззренческими установками «мира взрослых, сформировавшихся, хорошо подготовленных профессионалов».

Некоторые из наиболее интенсивных (т. е. входящих в «первую двадцатку») страхов снижаются с течением времени. Так, первокурсники и третьекурсники боятся, «что вызовут к ректору, декану» (соответственно, 8-й и 9-й ранги в иерархии студенческих страхов), а у шестикурсников этот страх выражен едва заметно. Специфичными именно первокурсников являются страхи, «что обнаружат шпаргалки» (студенческий страх, относящийся к категории ошибок и оплошностей) и «ощущения “каши в голове”» (страх, объектом которого является когнитивное замешательство, которое может произойти во время занятия). Интенсивность обоих этих страхов заметно снижается к третьему курсу и остается незначительной на шестом.

К числу первых 20-ти студенческих страхов относятся и такие, которые выражены только на начальном (т. е. на первом курсе) и конечном (т. е. на шестом курсе) этапах обучения в ВУЗе. На третьем курсе показатели их интенсивности заметно снижаются. К таким страхам относятся: «заболеть и много пропустить», «когда преподаватель решает, кто будет отвечать», «что не реализую свои способности», «неверного выбора профессии» и «отсутствия поддержки друзей и близких». Во всех этих случаях проявилась характерная «U»-обрáзная зависимость ранга студенческого страха от того, на каком курсе учатся испытуемые. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает динамика интенсивности страха «неверного выбора профессии»: этот страх силен у только что поступивших в ВУЗ студентов, находящихся на этапе адаптации к вузовской жизни, что согласуется с данными других авторов (см., например [8]), и усиливается в конце периода обучения в ВУЗе. Следовательно, данный вид студенческого страха приурочен к важным ментам в жизни молодых людей, когда им приходится брать на себя ответственность при решении принципиальных вопросов, от ответов на которые будет зависеть их профессиональное самоопределение. Этим же можно объяснить и сходную динамику показателя социального страха у студентов, связанного с потребностью в поддержке со стороны друзей и близких, а также связанного с профессиональным будущим страха, в основе которого лежат сомнения в возможности реализовать свои способности.

Показатели ряда студенческих страхов оказались слабо выраженными в начале и в конце периода обучения в ВУЗЕ и довольно высокими – на третьем курсе. Кривая их динамики имеет форму горба, т. е. перевернутой латинской буквы «U». Весьма существенно то, что в данном случае речь идет о страхах, отражающих оперативно-тактический уровень реализации учебной деятельности. Студенты здесь боятся ошибиться («не успеть выучить к назначенному сроку»), демонстрируют совершенно конкретную, связанную с личностью преподавателя разновидность социального страха – страх «преподавателя», а также страх «критики в свой адрес». Они опасаются проявить недостатки своих когнитивных процессов («не пойму учебный материал», «не пойму научную информацию»), продемонстрировать «подготовленность хуже всех», и в результате этого – «получить оценку ниже, чем ожидал(а)». Все эти страхи, так, или иначе, сигнализируют о вероятности неблагоприятного хода и исхода учебных действий студентов и представляют собой эмоциональную реакцию на протекающий учебный процесс, а также на его непосредственных участников.

Для уточнения общей картины динамики студенческих страхов вычислялись среднеарифметические (для трех групп испытуемых) показатели степени выраженности каждого страха. Были выполнены попарные сопоставления показателей по каждому виду страха (с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни) и выявлены случаи статистически значимых различий между студентами I, III, и VI курсов.

Не выявлено ни одного случая поступательного, стремительного (и, следовательно, статистически значимого) роста показателей каких либо страхов. Как, правило, имели место, так сказать, «промежуточные» варианты динамики показателей, когда стремительным рост показателя был между первым и третьим курсами, а потом – замедлялся (или наоборот, был незначительным до третьего курса, а потом ускорялся до статистически значимого уровня).

Еще одна существенная особенность ответов студентов при работе с перечнем страхов – полное отрицание некоторых страхов как таких, которые проявлялись бы в их учебной деятельности. Так, для первокурсников выявлены два «несуществующих» страха – «участвовать в организации каких-либо мероприятий» и «дополнительного задания». В группе третьекурсников каждый из 71-го вида страхов был хотя бы кем-нибудь пережит. Для группы шестикурсников существует 17 видов студенческих страхов, наличие которых у себя хотя бы в минимальной степени не отметил никто.

Выделим виды страхов, которые растут преимущественно в течение первых трех лет учебы в ВУЗе. Это следующие виды студенческих страхов: 1) «будущего» (показатель интенсивности этого вида страха у первокурсников – 0,38 баллов, на третьем курсе – 0,72 баллов, на шестом – 0,74 баллов; U1/2 = 1950,5; р

Источник

Оцените статью