Чувство страха у детей когда появляется у детей

Чувство страха у ребенка

В практике детского психолога нередки случаи, когда родители обращаются за помощью в связи с тем, что произошло пугающее событие, и теперь ребенок боится. Почти все эти обращения по поводу детских страхов схожи в одном: чаще всего на консультации родители формулируют свой запрос так: «Что сделать, чтобы ребенок перестал бояться?»

Давайте на конкретном примере рассмотрим, как родители могут помочь малышу в подобной ситуации.

Из почты

«Сыну 6 лет, на даче на него напала огромная соседская овчарка. Повалила на землю, сильно покусала предплечье. Рана зажила. Но теперь совершенно ненормальный страх вообще выходить из дома на улицу, один не остается, только с нами. Выйти за пределы нашего участка боится. Что делать? Как избавиться от этого страха? Мы стараемся как можем! Я его успокаиваю: «не бойся, нет же здесь той собаки. Дедушка пытается подбадривать: «Ты же мужчина, не должен ничего бояться». Но прошло уже три недели, а ничего не меняется. Что нам с ним делать, чтобы он перестал бояться?»

Важно помнить

Первое, что нужно сделать – это отнестись к страху ребенка всерьез. И перестать «стараться», чтобы страх исчез. Ребенок имеет право на свой страх. Его страх не нуждается в оправдании, он абсолютно нормален. Задача родителей – помочь малышу проживать то, что с ним происходит. И это особенно важно в случае, если у ребенка чувство страха возникло в результате реального происшествия.

Необходимой поддержкой ребенку будет уважение к его чувствам, его индивидуальному способу и темпу проживания произошедшего. Те чувства, которые малыш сейчас испытывает, имеют причину. И серьезную.

Нападение (в данном случае, собаки) на ребенка – серьезное травмирующее событие, в корне меняющее его картину мира и самоощущение в этом мире. В один миг из безопасного, интересного, того, в котором хорошо и спокойно благодаря заботе и защите родителей, мир малыша превращается в угрожающий и опасный. И это ощущение опасности не локализуется в одном месте (и времени) события, а распространяется на мир в целом.

Малышу в этот период необходима в первую очередь убежденность родителей в том, что его переживания имеют права на существование. Естественные процессы саморегуляции, если им не мешать, в конце концов приведут к тому, что страх уменьшится или вовсе уйдет. Ребенок может снова и снова рассказывать членам семьи о происшествии, может раз за разом проигрывать ситуацию, рисовать ее. Это хороший знак – его психика запустила программу самоисцеления.

Сколько времени это займет

Нет единого «нормативного» срока освобождения от возникших страхов. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. У кого-то после подобного нападения собаки останется серьезный след в эмоциональной памяти на всю жизнь, и он всегда будет относиться к собакам настороженно, кто-то же, напротив, со временем научится свободно общаться с дружелюбными представителями собачьего племени и даже сам захочет завести собаку. Но ребенок тем скорее найдет путь к освобождению от мучительного страха, чем меньше родители будут ожидать от него этого.

Переживание чувства страха

Также родителям нужно понимать, что страх очень важная и ценная эмоциональная реакция, сигнализирующая организму о том, что происходит что-то для него опасное. «Борясь» со страхом ребенка вы рискуете нарушить работу его «системы безопасности».

Важно разделять свои собственные чувства в переживании случившегося и сочувствие к ребенку, заботу о нем. Конечно, вам хотелось бы, чтобы с малышом этого не случилось, вы злитесь на виновников (хозяина собаки, в нашем примере), сами испуганы, а возможно, даже вините себя в чем-то.

И хорошо, если по поводу этих своих переживаний вы сможете получить поддержку от родных и друзей (а в случае необходимости – от психолога). Но важно не позволить собственным эмоциям помешать вам терпеливо принимать происходящее с ребенком, и позволять ему справляться с ситуацией в его собственном темпе и тем естественным способом, который он интуитивно находит.

Родителям необходимо знать, что реакцией на травму может быть возврат к более ранним формам поведения (регресс), к тем способам взаимодействия, которые ребенок, казалось бы, давно «перерос». Нужно понимать, что это естественная реакция. Ребенку сейчас необходимо больше такого внимания, заботы и защиты родителей, как если бы он был совсем маленьким. Это способствует восстановлению чувства защищенности. Например, ребенок может просить сопровождать его там, куда он давно научился ходить сам, или просить оставить ночник в спальне, хотя уже год как спит в темноте.

Читайте также:  Применение афобазола при стрессе

Полезно также обратиться за помощью к детскому психологу. В арсенале специалистов есть множество способов помощи детям в проживании, ассимиляции подобного опыта и облегчении им выхода из психотравмирующих ситуаций.

Что делать?

Итак, если произошло травмирующее событие, и вы заметили, что у ребенка возникло чувство страха, важно:

  • не обесценивать переживания ребенка, говоря: «ничего страшного», «пустяки», «все уже прошло»;
  • не стыдить его за то, что он чувствует (избегать таких формулировок как: «что ты боишься как маленький», «не дрейфь, ты же мужчина»)
  • не пытаться «насильно» ускорить процесс проживания страха (не побуждать его: «ты должен попробовать выйти один и убедиться, что там ничего страшного»)
  • говорить с ребенком о произошедшем и его переживаниях столько, сколько он захочет, позволяя ему снова и снова возвращаться к этой теме. Доверяйте малышу: вновь и вновь возвращаясь к пережитому, он использует естественный необходимый ему способ исцеления.
  • поддерживать его в словесном и телесном выражении любых чувств, в частности злости к агрессору ( в нашем примере – к собаке).
  • предложить ему рисовать, лепить и придумывать истории про то, что случилось, разыгрывать сценки. Пусть он придумывает продолжение истории, меняет ход событий, если ему хочется (например, защищается от воображаемой собаки, и даже побеждает ее в игре).
  • обеспечить ему ту защиту, заботу и поддержку, в которой он сейчас нуждается (даже если вам его просьбы кажутся более «детскими», из прошлого).
  • обратиться за помощью к специалисту.

Источник

Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть?

Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти

Детские страхи — нормальное явление. Они преодолимы, и с помощью родителей ребенок справится с ними быстрее, «перерастет» страхи. Важно, чтобы мама и папа в сложной ситуации оставались взрослыми, то есть сами не боялись. О том, в каком возрасте какие страхи типичны, рассказывает Елена Павловна Кречко, семейный и перинатальный психолог.

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Иногда они могут наблюдаться при неврозах и других заболеваниях, но если родители будут знать, какие страхи типичны для ребенка соответствующего возраста, преодолевать их вместе будет проще. Ниже часто встречающие страхи разделены по этапам взросления ребенка.

Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Страхи от года до трех лет: познаю мир

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве.

В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом.

На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малыш должен иметь возможность выражать свои переживания, в том числе и отрицательные. А задача родителей — помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

Читайте также:  Агафья пшеницына тонко чувствующая мечтательная женщина

Страхи от трех лет и до школы: страх темноты и смерти

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий — темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть страхи, а избавить ребенка от них.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу.

Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Приобретенные страхи — угрозы родителей

Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой. Если такие угрозы исходят от родителей — самых близких людей — малыши на самом деле верят им, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, трансформируются в страх.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.

В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает». Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка «по теме» на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.

Статья предоставлена центром развития и образования «Элитора»

Источник

Детские страхи

«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Читайте также:  Определи настроение по выражению лица

Детские страхи: причины

  • частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.

4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.

Что не стоит делать:

  • убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
  • смеяться над эмоциональным состоянием;
  • заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.

Берегите себя и своих детей!

Источник

Оцените статью