- Чувство солидарности с группой это
- Значение, типы и примеры солидарности
- Солидарность как ценность
- Значения
- Индивидуализм и коллективизм
- Мужественность и женственность
- Типы солидарности
- Механическая солидарность
- Органическая солидарность
- Примеры солидарности
- Основные функции семьи и их характеристика. Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
Чувство солидарности с группой это
586. Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, — это:
• воспитание
587. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания, — это:
• наблюдение
588. Целенаправленное управление процессом развития личности — это:
• воспитательная работа
589. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, называется:
• мировоззрением
590. Ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные в ценностях, идеях, стереотипах поведения, художественных образах, выступают основными содержательными элементами
• воспитания
591. Часть объективной реальности, интересующая исследователя в процессе познания, называется:
• объектом
592. Часть учебной программы, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, основные научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета, — это:
• объяснительная записка
593. Часть учебной программы, включающая тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий, — это:
• собственно содержание программы
594. Человек как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия понимается в:
• философской антропологии
595. Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества — это:
• коллективизм
596. Элементы образования, направленные на формирование творческих качеств личности: творческой самодеятельности, учебного проектирования, учебной исследовательской работы и др., выступают по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как:
• структура опыта личности
597. Элементы учебной программы, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков, — это:
• методические указания
Источник
Значение, типы и примеры солидарности
солидарность это единство группы или класса, и оно основано на поддержке интересов других, даже в трудных или неблагоприятных для себя ситуациях. В целом, это относится к связям, которые связывают членов общества; поэтому термин используется в основном в социологии и других общественных науках.
Солидарность также является одной из главных ценностей христианства, основанной на идее, что те, кто делится своим благополучием с другими, будут достойны спасения. Это одно из самых известных посланий Иисуса Христа, обобщенное в его популярной фразе «люби ближнего своего как самого себя».
Поскольку это одна из самых важных тем, изучаемых социологией, многие великие социологи истории выдвинули теорию о том, как и почему возникает солидарность. Эмиль Дюркгейм и Питер Кропоткин — одни из самых известных и влиятельных.
С другой стороны, солидарность также тесно связана с альтруизмом, одной из тем, более глубоко изученных социальной психологией..
- 1 Солидарность как ценность
- 1.1 Значения
- 1.2 Индивидуализм и коллективизм
- 1.3 Мужественность и женственность
- 2 типа солидарности
- 2.1 Механическая солидарность
- 2.2 Органическая солидарность
- 3 примера солидарности
- 4 Ссылки
Солидарность как ценность
Считается, что солидарность является одной из фундаментальных ценностей общества, которое функционирует правильно. Поскольку люди являются социальными животными, нам нужно сотрудничать с другими, чтобы преодолевать препятствия, достигать наших целей и чувствовать себя удовлетворенными.
Но что именно является ценностью? В социологии считается, что ценность является основным руководством поведения, которому следуют функциональные члены общества..
Значения
Ценности можно также понимать как критерии, которые люди используют для оценки и планирования своей собственной жизни, чтобы они могли выбирать между различными направлениями действий, которые могут противоречить друг другу..
Некоторыми примерами социальных ценностей могут быть равенство, рациональность, свобода и демократия. Среди них солидарность является одной из наиболее изученных с точки зрения социальной психологии и социологии..
Эти ценности представляют то, что мы социально считаем хорошими, добродетельными и достойными достижения. Они представляют собой своего рода руководство по поведению, которое должны соблюдать все граждане, несмотря на то, что в большинстве случаев они не были четко указаны.
В этом смысле солидарность как ценность, вероятно, вытекает из иудейско-христианской традиции, которая оказала большое влияние на западную культуру..
Поскольку жертвы за интересы других и забота о других являются двумя основополагающими принципами христианской практики, эти ценности пронизывают наше общество и по сей день.
Герт Хофстеде, голландский социальный психолог, родившийся в начале 20-го века, разработал модель для сравнения фундаментальных ценностей разных культур.
Хотя он не фокусировался на солидарности как на дифференцированной ценности, он исследовал две другие, которые непосредственно связаны с ней: индивидуализм (против коллективизма) и мужественность (в отличие от женственности).
Индивидуализм и коллективизм
Одной из пяти фундаментальных ценностей, которые Хофстед использовал для изучения различий между разными культурами и странами, была его степень индивидуальности..
Согласно этому психологу, в некоторых культурах большое внимание уделяется «я»; в этих индивидуалистических культурах связи между людьми не очень сильны, и единственные отношения солидарности были бы между членами одной семьи.
С другой стороны, некоторые культуры были бы на другом краю и поэтому были бы коллективистскими. Люди этого типа общества ставят интересы других выше своих, таким образом, чтобы между ними создавались узы лояльности, а солидарность была бы гораздо более общей ценностью..
Согласно нескольким межкультурным исследованиям, основанным на исследованиях Хофстеда, латинские культуры были бы на полпути между индивидуализмом и коллективизмом, поэтому солидарность является важной ценностью для нас, но она не столь фундаментальна, как в других местах, таких как Азия..
Мужественность и женственность
Другая ценность Хофстеда, связанная с солидарностью, — это мужественность против женственность страны. Этот исследователь определил мужское общество как общество, в котором большое внимание уделяется достижениям, самоутверждению, материальным благам и героизму..
Наоборот, женское общество — это общество, которое ценит сочувствие, заботу о других, сотрудничество и качество жизни. Поэтому женские общества придают большее значение солидарности..
В этом случае латинские общества являются одними из самых женственных (и, следовательно, поддерживающих) во всем мире..
Типы солидарности
Эмиль Дюркгейм описал два типа солидарности в обществе: механическая солидарность и органическая солидарность.
В то время как механика связана с чувством знакомства, которое люди имеют с теми, у кого похожая жизнь, органика больше связана с взаимозависимостью, которая формируется в развитых обществах..
Механическая солидарность
— Он основан на характеристиках, которые у людей общие. Таким образом, это типично для небольших обществ, где все члены в основном равны.
— Вряд ли порождает взаимозависимость.
— Это не имеет ничего общего с моралью или этикой.
— В обществах, где существует механическая солидарность, их отсутствие наказуемо по закону и очень жестко.
— Обычно он основан на религиозных законах и диктовках, поэтому его нельзя подвергать сомнению.
Органическая солидарность
— На основе взаимозависимости и разделения труда.
— Типичный для развитых обществ и со многими членами.
— Защищено конституционными правами, а не ограничительными законами.
— Основанный на логике и человеческих ценностях, без какой-либо религиозной или духовной коннотации.
Примеры солидарности
В нашей повседневной жизни мы можем выполнять множество действий, которые помогают нам быть более верными ценности солидарности. Вот некоторые из этих действий:
— Участвуйте в волонтерстве.
— Дайте место на общественном транспорте тому, кто в нем нуждается.
— Пожертвуйте деньги НПО или отдайте их бедным.
— Слушайте проблемы других и помогайте им решать их.
Конечно, этот список неполон; Если вы хотите помочь другим и вести себя солидарно, вы можете найти тысячи способов сделать это.
Источник
Основные функции семьи и их характеристика. Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма достигается различными путями и средствами.
Конформизм – это приспособленчество, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.
В формировании нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработке ценностей, привычек, характера заключается воспитательная функция коллектива.
Клубные коллективы характеризуются тем, что членов коллектива объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения.
Сплачивающим ядром детского коллектива, его организующим центром является актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах.
Развитию детского коллектива препятствует прочное авторитарное руководство коллективом.
Этапы становления коллектива по А.С. Макаренко:
1. Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель: превратить организованно оформленную группу (класс) в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.
2. Усилие влияния актива.
3. Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.
4. Процесс движения: через коллективный опыт ученик предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.
Главным условием жизни и движения коллектива вперед является наличие цели. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть общие выборные органы, направляющие его жизнь и работу. Сущностной характеристикой детского коллектива не является отсутствие отношений ответственной зависимости.
Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом — увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка.
Основываясь на опыте, А.С. Макаренко сформулировал главный закон воспитания в коллективе. Он назвал его законом параллельного действия. Закон означает, что в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, названные выше коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив. Товарищи по коллективу подскажут, как надо себя вести, а иногда жестко скажут провинившемуся всю правду на общем собрании. Общественное мнение коллектива, воля коллектива – сильнейшее воспитательное средство. Однако закон параллельного действия не отменяет тонкой индивидуальной работы педагога с воспитанником.
Тема 6.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
По данной теме студент должен знать: современные тенденции, функции и проблемы семейного воспитания; типы семей (полные, неполные, нуклеарные, малодетные, многодетные).
Уметь:определять особенности стилей семейных взаимоотношений.
Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко; Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008.
Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская.. – М. : Гардарики, 2003
Материалы для подготовки к теме
Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, воспитания прав и обязанностей родителей, взаимодействия их в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семья — один из основных инструментов обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.
1. Воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и, прежде всего, ребенка; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей.
2. Рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
3. Нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества.
На современном этапе в зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей:
1. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип — расширенная или сложная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством, независимо от того, принадлежат они к одному или разным поколениям.
2. В зависимости от состава семьи: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные. Нуклеарная семья — однопоколенная «изолированная» семья, состоящая из родителей и их несовершеннолетних (материально зависимых) детей.
3. В зависимости от структуры семьи: полные, неполные, внебрачные. В зависимости от наличия обоих супругов выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную, где один из супругов отсутствует.
4. В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные.
Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания.
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX — начала ХХ века, П.Ф. Лесгафт, которого по праву следует считать корифеем семейного воспитания, определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью»:
— Атмосфера любви и взаимного уважения людей.
— Высоконравственный воспитатель, тот, кто учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
— Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка.
— Исключение так называемых, прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр.
— Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку.
— Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель постоянно должен следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.
— Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Примерно в семь лет ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.
Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи. Семейная педагогика выделяет, как основные два противоположных типа семейного воспитания — авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуются властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В семьях подобного типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические в таких семьях не редкость). В результате такой «методики» у ребят слабо развивается самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту и именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи, (если семья многопоколенная), характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задание, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети хорошо знают слова «можно», «надо» , «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. Наказания в таких семьях обычно не применяются — достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический тип семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.
Стили семейных взаимоотношений и их характеристика:
1. Сотворчество — идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
2. Паритетные — равные взаимоотношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
3. Сотрудничество — для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.
4. Независимые семьи — каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.
5. Конкурентные семьи — стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.
6. Конфликтные семьи — любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.
Типы семьи и их характеристики:
Патриархально-модернизированный тип характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность.
Детоцентрический тип характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность.
Супружеский тип характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы.
Материнский тип – безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, их характеристики:
1) Экономические причины выражаются в прожиточном уровне ниже черты бедности, в низком уровне заработной платы или ее невыплате, в безработице. Психологические причины выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.
2) Асоциальные причины выражаются в алкоголизме семьи или одного из ее членов, наркомании, проституции.
3) Медицинские причины выражаются в хронических инфекционных и венерических заболеваниях, психических и сексуальных отклонениях.
4) Психологические причины — выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.
Типичные роли детей в проблемных семьях, их характеристика:
1. «Козел отпущения» — ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу.
2. «Любимчик» — эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
3. «Беби» — ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит.
4. «Примиритель» — ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
5. Воспитание по типу Золушки- родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво.
5. Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей.
6. Воспитание по типу кронпринципа- обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой.
Деструктивные типы семьи и их характеристик:
Семья – «крепость» – ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями.
Семья – «маскарад» – несогласованность жизненных целей и планов супругов.
Вулканическая» семья – отношения изменчивы, супруги часто расходятся для того, чтобы снова сойтись и относиться друг к другу искренне и нежно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник