Чувство собственной важности кастанеда называется

Чувство собственной важности

Чувство собственной важности — концепция, использованная Карлосом Кастанедой в своих книгах, описываемое как чувство превосходства над кем-либо или чем-либо, значимости самого себя и своих поступков.

Это уверенность в собственной исключительной значимости + уверенность в том, что весь окружающий мир должен уважать тебя, восхищаться, заботиться о тебе. Чувство собственной важности может подпитываться тем, что человек обладает определенными навыками, имуществом, социальным статусом, а может существовать и вовсе на пустом месте, иногда проявляясь у никому не известных и никем не уважаемых людей. Чувство собственной важности неизбежно сопровождаются позитивными эмоциями, такими как гордость, самодовольство, надменность и т. д., и негативными эмоциями, такими как ненависть, презрение и т. д. Чувство собственной важности и чувство собственной ущербности образуют неразрывную пару восприятий. Если у человека с чувством собственной важности возникает уверенность, что кто-либо другой более значим, чем он сам, то у него немедленно возникает чувство собственной ущербности перед тем человеком. И чем больше в ком-либо проявлено чувство собственной важности, тем интенсивнее чувство собственной ущербности он будет испытывать при соответствующих обстоятельствах.

Понятие чувства собственной важности чрезвычайно емко, и дон Хуан потратил немало времени и усилий на его разъяснение. По результатам всех его объяснений можно построить такое описание: Это чувство, не присущее человеку изначально, но привнесенное в него снаружи, и заставляет постоянно проверять собственную важность и значимость конкретного человека на протяжении всей его жизни. Результаты таких проверок заставляют человека менять жизненные ценности, на первое место выдвигая те, которые удовлетворяют его чувство собственной важности, и отбрасывая те, которые не удовлетворяют. В результате в раздел неважных (неудовлетворяющих чувство собственной важности) попадает даже такое понятие, как жизнь самого человека. Человек может пойти на любую глупость, даже на собственную смерть, только бы не потерять чувство собственной важности. При этом само чувство собственной важности деструктивно, и не несет никаких изменений в жизни и способностях человека, кроме вышеуказанной переоценки.

Потеря чувства собственной важности — главная предпосылка для достижения состояния воина, наряду с такими как стирание личной истории и принятие ответственности за поступки.

Данное понятие выделено в третьей книге «Путешествие в Икстлан», а также упоминается в других книгах.

Содержание

[править] Потеря чувства собственной важности

Согласно Кастанеде, борьба с чувством собственной важности нужна для того, чтобы избавиться от своей мнимой важности и идти она должна до тех пор, пока человек не начнет воспринимать остальных, как равных себе, но никак не далее. Значительная часть человеческих энергетических ресурсов идет только на поддержание этого чувства, так что на остальное её попросту не остается. Утрата чувства собственной важности приводит к высвобождению задействованной на него энергии, которую затем можно приложить к расширению нашего восприятия мира.

Человек без чувства собственной важности ставит в основу саморефлексии не себя самого, а абстрактный принцип безупречности.

— Карлос Кастанеда «Сила безмолвия»

Одним из способов бороться с чувством собственной важности является использование мелких тиранов, постоянное унижение со стороны которых позволяет тренировать свой контроль над этим чувством. Также используется разговор с растениями, к которым нужно обращаться как равный к равному, в результате чего человек чувствует себя ущемленным и это помогает ему снизить свое излишне высокое мнение о себе.

Для восприятия данной вещи учитель Карлоса Кастанеды — дон Хуан Матус — использовал термин чувство, поскольку важность не является каким-то моральным умозаключением, а только ощущением, чувством.

[править] Чувство собственной важности в животном мире

Основными принципами построения сообществ высокоорганизованных животных являются доминирование и территориальность.

Читайте также:  Профессиональный стресс совладание со стрессами

Иерархические взаимоотношения неизбежно складываются внутри любого сообщества. Животные, находящиеся среди своих сородичей, обладают определенными рангами, согласно которым занимают более высокое или низкое место в стае. Основная цель иерархических взаимоотношений в природе — уменьшить количество конфликтов. В сообществе, где ранги четко определены, агрессивные столкновения сводятся к минимуму.

Животному, занявшему высшую ступень на иерархической лестнице, достаточно принять позу угрозы, чтобы низкоранговая особь ответила позой подчинения. Если такое поведение назвать чувством собственной важности у животных, то в терминологии Кастанеды позу угрозы порекомендовала советчик-ярость (инстинкт демонстрации агрессии), а позу подчинения — советчик-жалость к себе (инстинкт наступания на горло собственной песне). Жалость к себе и ярость — составляющие чувства собственной важности, подпитывающие его, по мнению Карлоса Кастанеды.

…Без некоторого количества жалости к себе человек был бы не в состоянии быть таким важным для себя, каков он есть.

— Карлос Кастанеда «Сила безмолвия»

…Она была прямо на кончиках твоих пальцев, готовая давать тебе советы. Воин рассматривает смерть как более подходящего советчика, которого тоже можно привести свидетелем ко всему, что делаешь, точно также, как жалость к самому себе или ярость.

— Карлос Кастанеда «Сказки о Силе»

[править] Степень чувства собственной важности у человека

На степень чувства собственной важности оказывает влияние тот факт, что у человека этап взросления очень длителен. Долгое время ребенок нуждается во взрослых, другие способы удовлетворения потребностей выглядят неэффективными. Ранг в обществе кажется превыше всего. Взрослые ребенку помогают это осознать, помогают поставить чувство собственной важности выше остальных базовых потребностей. Это может, например, происходить во фразах типа: «будешь себя хорошо вести — получишь конфетку». Наступает момент когда «хорошо выглядеть в глазах окружающих» пускает корни во всех базовых потребностях. Были ранее независимые рефлексы, теперь у них единый центр управления — первое внимание.

— Карлос Кастанеда «Сила безмолвия»

Первое — высвободилась бы энергия, которой питается наша иллюзия собственного величия. Второе — появилась бы свободная энергия, достаточная для проникновения в сферу второго внимания, что позволило бы нам хотя бы мельком взглянуть на истинное величие вселенной…

— Карлос Кастанеда «Искусство Сновидения»

Источник

Чувство собственной важности кастанеда называется

1) «Синдром гуру»
Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».
Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя». Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

2) Споры
Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.
Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты — это неуверенность в себе.

3) Оправдания
И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания — это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.
Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.
Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание. «Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:
1) своих же слов, действий;
2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).
Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

4) «Обратите на меня внимание»
Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.
Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное». Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).
Синонимы — «рисовка», «дешевые понты». Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама. «Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня». Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.
Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.

Читайте также:  Стресс у грудничка после больницы

5) Стеснительность
По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание». Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

6) Раздражение, гнев, ярость
Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.
Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

7) Мстительность
Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. «Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».
Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи. «. Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.
Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.
Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями:
«восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».

8) Ложная скромность
Выражается в неспособности принятия комплиментов. «Да нет, ну что вы…». Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

9) Заискивание, раболепство
Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления — страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».

10) Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей
Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.
Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно». Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других». Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».
Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.
«. Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает. Ты сам должен быть безупречным человеком. . Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности. «

11) Реакция на «плохой/хороший»
Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.
«Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь». «Полный придурок». Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.
Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества». Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

Читайте также:  Как вернуть месячные стресс

12) Героизм
Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.
Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.
Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

13) Сомнение, озабоченность, страх
Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился
ей, понравилась ему?») и т.д.
Более легкая форма озабоченности — ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.
Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).
Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

14) Сожаление, самобичевание
Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.
Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека». Потом идет «я плохой».

15) Самолюбование
Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений :).
Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

16) «Кто всех круче?»
Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).

Источник

Оцените статью