Чувство собственной неполноценности у детей

Комплекс неполноценности у ребенка

Я — такой ребенок. Анализируя свой опыт, в один момент столкнулась с парадоксом: я родилась в заботливой, доброй семье, где в полной мере проявлялась моя способность любить. Я любила все и всех: цветы, деревья, зверей, родной дом; учиться, читать, узнавать; стариков и соседских детишек.

Школу я заканчивала, испытывая острую ненависть к себе: темно-зеленым глазам, редким волосам «мышиного цвета», своему имени; испытывала ненависть за свою непопулярность среди других детей; считала себя недостойной хорошей профессии; хранила тайное убеждение в том, что интеллект и доброе сердце — побочные продукты производства в обществе, где успеха можно достичь, только будучи наглой, нарочито шумной, худощаво-стройной и, конечно, ненаглядно красивой.

Сегодня мне 27, и, работая психологом и помогая другим людям распутывать клубки их жизней, я вынуждена признаться, что отголоски навязанного комплекса неполноценности порой дают о себе знать. Параллельно работая учителем, я чувствую, что калечащая роль школы, через которую прошли мои родители, друзья и многие мои пациенты, должна быть адресована и трансформирована в нечто возвышающее, научающее детей взаимодействовать со своими эмоциями, а не превращающее молодежь в разрываемых конфликтами моральных инвалидов.

Откуда растут ноги у комплекса неполноценности? Само слово «неполноценность» намекает на то, что развиться данный комплекс может только в обществе, где присутствует идея «полноценности», или видимость идеала. Конкурентная среда школ и университетов, где посредством оценок и рейтингов детей поощряют соперничать друг с другом в узконаправленных, разграниченных дисциплинах (физкультура, математика), — классический пример рассадника пресловутого комплекса.

Ребенок, чей разум не окреп мыслить системно, т.е. учитывая комбинационное воздействие на психику индивида культуры и личного опыта, приносит «пряник» конкуренции, который раздают направо и налево в школе, в остальные сферы жизни. Растущий человечек чувствует, особенно вступая в подростковый возраст, что дабы добиться успеха в обществе, которое поощряет достижение успеха, ему нужно научиться быть конкурентноспособным во всем.

Тело перестраивается гормонально — и на передний план выходит желание интимности. Конкуренция дает о себе знать и здесь. Культура и агрессивный маркетинг преуспевают в демонстрации недостижимых идеалов. Вы не задумывались, почему в рекламе в основном фигурирует стройное, худощавое тело? Да ведь этот тип фигуры — самый труднодостижимый! Навязывая человеку, что он неполноценен (а чем моложе человек, тем меньше на нем «написано» — тем проще ему внушить), реклама прививает индивиду чувство несовершенства и вынуждает его инвестировать доходы (родителей) в свистелки, «которые ему не нужны; чтобы впечатлить людей, которых он ненавидит».

Если Вы — родитель, и переживаете, что даете своему ребенку все, что можете, при этом наблюдая его болезненно усугубляющийся комплекс неполноценности, перестаньте винить себя! Сегодняшний этап эволюции, через который проходит посткоммунистическое общество, подразумевает в качестве обратной стороны медали болезненный индивидуализм и краеугольность конкуренции. Страх разочаровать родителей и потерять их утешающее присутствие часто сопровождает вышеупомянутый комплекс. Дети, подверженные комплексу несовершенства, склонны к меланхолии и резким перепадам настроения. Они находят прибежище дома, если чувствуют, что дом — их тыл. Что дома их любят безусловно и ждут.

Читайте также:  Что делать когда испытываешь постоянный стресс

Обсуждайте со своим ребенком его чувства, если почувствуете, что он готов к этому. Будьте готовы слушать и не осуждать. Будьте готовы не давать советов! Боязнь услышать совет на попытку выговориться может отвращать ребенка от разговоров начистоту. Разве мы всегда делимся своими переживаниями, чтобы услышать предполагаемое решение — другими словами, непрошенный совет? Каждый хороший психотерапевт знает, что служить зеркалом гораздо эффективнее, чем генератором решений.

Ваше собственное осознание разрушительных последствий, которые несет система образования, и последующее обсуждение их с Вашим подростком, поможет предотвратить развитие нездоровой психики у человека в дальнейшем.

Наряду с упрощением жизни, которые предоставил нам интернет, доступ к рекламе стал проще, мощнее, обширнее. Поэтому сегодня, как никогда, психологическое образование (и психологические образование учителей в том числе) в школах крайне необходимо.

Лилия Карденас, интегральный психолог, психотерапевт, преподаватель

Источник

Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения

Комплекс неполноценности мешает гармоничному развитию личности. Он возникает в детстве и часто остается на всю жизнь. Причем, внешне это не всегда заметно. Как же распознать заниженную самооценку и комплекс неполноценности? В чем их опасность для ребенка?

Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.

Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир).
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.
Читайте также:  Какие чувства испытывает счастливый человек

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Кто чаще страдает комплексом неполноценности?

Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.

Опасность комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Комплекс неполноценности у детей

Комплекс неполноценности выражается в том, что человек чувствует себя хуже других. Ощущение собственной ущербности сопровождается с иррациональной верой в превосходство над собой окружающих. Такое психическое расстройство появляется из-за различных причин и факторов, как внешнего, так и внутреннего плана. Комплекс неполноценности в значительной степени отражается на самочувствии и поведении человека.

Если комплексом неполноценности страдает ребёнок, то это влияет на его коммуникативные навыки, реакцию на критику, поведение в ситуации конфликта и прочее.

Причины

Ощущение неполноценности характерно для детей, выросших в неблагополучных семьях, или не имеющих родителей, а также детей из неполных семей. Нежеланные дети чувствуют свою ущербность уже в младенчестве, у них нет родительской поддержки. Это основная причина проявления комплекса неполноценности в детские и подростковые годы. Такой ребёнок ощущает собственную ненужность в мире, заниженная самооценка не позволяет ему вырасти в счастливую и свободную личность. Другими причинами проявления комплекса неполноценности в детстве является:

  • Наследственная предрасположенность. Причина кроется в наличии особенностей физического развития (имеющиеся недуги, которые заметны окружающим, инвалидности позволяют сформироваться состоянию собственной ущербности), темперамента (например, сангвиники очень коммуникабельны, стремятся быть лидерами, меланхолики чрезвычайно впечатлительные), интеллектуальные способности.·Воспитательный фактор.
  • Присутствие повышенной опёки в семье, представляющее собой излишнюю и навязчивую заботу взрослых о ребёнке, отсутствие теплоты и доверия между ребёнком и его родителями. Даже искренне любящие своего чадо родители, будучи неуверенными в себе, не способны воспитать ребёнка со здоровой самооценкой.
  • Социальный фактор — характер отношений в социуме. Дети, в особенности подростки, живут по правилам коллективизма, им необходимо ощущать себя не хуже остальных. Зачастую травля сверстников по причине особенностей внешнего вида, физического или психического развития ребёнка способна отрицательно сказаться на его характере.
Читайте также:  Диета при по постоянном стрессе

Симптомы

Чувство собственной неполноценности проявляется во внешности и поведении страдающего им ребёнка. Перечень признаков представлен ниже:

  • Неряшливый и неопрятный вид, равнодушие к собственному внешнему облику.
  • Тихая, невнятная речь, в тоне чувствуется заискивание, ребёнок постоянно за что-то извиняется, хотя видимых причин к этому не наблюдается.
  • Излишняя самокритичность, переходящая в самобичевание.
  • Мимика лица выражает страдание, ребёнок не смотрит собеседнику в глаза, излишне сутулится (ощущение казаться незаметным); присаживается на самый краешек стула, при этом переплетая ноги (защитная реакция от окружающих).
  • Некоммуникабельность, ведомый характер, постоянные жалобы на плохое самочувствие, проблемы. Обычно страдающие заниженной самооценкой дети и подростки являются интровертами (все ощущения обращены внутрь себя, а не во внешний мир). Признак необъяснимой агрессии. Грубость с другими возникает в качестве защитной реакции от окружающего мира, неверие в свои силы провоцирует недоверие и к другим.
  • Дети болезненно реагируют на критические замечания, отличаются плаксивостью.
  • Нарочитая показная уверенность в поведении тоже свидетельствует о заниженной самооценке и сочетается с желанием быть выделенным из толпы. Особо заметно проявляется это у подростков.
  • Желание являться везде и всегда непременно первым. Подросток старается всеми силами доказать, что не хуже других, подчеркнуть свою исключительность, природа такого поведения основывается на нелюбви к себе.

Такие симптомы могут проявляться как отдельно, так и в комплексе друг с другом.

Диагностика комплекса неполноценности у ребёнка

Диагностировать такое расстройство психики, как комплекс собственной ущербности, поможет психолог. Диагноз ставится после беседы с больным, проведении тестов и выявления причин имеющейся ситуации.

Осложнения

Ощущение собственной ненужности способно не только затормаживать развитие самодостаточной личности, но и превратиться в серьёзную депрессию, состояние невроза, в особенности, если оно усугубляется чувством вины.

Более того, если ребёнок либо подросток испытывает заниженную самооценку, его могут мучить страхи, фобии, и иные навязчивые состояния, способны проявляться и психосоматические патологии.

Лечение

Что можете сделать вы

При наблюдении у своего ребёнка проявлений такой психологической проблемы, необходимо посетить с ним детского психолога. Часто причины такого поведения скрываются в семье, поэтому лучше посетить специалиста вместе с ребёнком. Не следует обвинять или ругать больного, это может лишь усугубить ощущение его ущербности.

Рекомендовано попробовать изменить своё поведение по отношению к ребёнку, каким образом это сделать, подскажет врач.

Что делает врач

Детям с комплексом неполноценности должна быть оказана психологическая помощь. Специалист после беседы с пациентом определяет пути решения проблемы. Как правило, с этой целью ребёнку требуется:

  • постоянно посещать психолога;
  • при необходимости пройти курс психотерапии;
  • при назначении пройти сеансы гипноза (достаточно редко).

Профилактика

Чтобы у ребёнка не развился комплекс неполноценности необходимо правильно с ним общаться. Родители должны соблюдать принцип золотой середины, не быть чересчур равнодушными к своему чаду, и не давить на него гиперопёкой, в определённом возрасте предоставляя разумную свободу.

Доказано, что доверительные отношения в семье имеют большое значение для формирования здоровой самооценки ребёнка.

Источник

Оцените статью