Чувство собственного достоинства илья муромец

Образ и характеристика Ильи Муромца для 7 класса

В рамках школьной программы учащиеся изучают характеристику Ильи Муромца в 7 классе. Это один из главных героев былин о древней Киевской Руси, защищавших родину от нашествия иноплеменных врагов, мужественно сражавшихся за родную землю. Илья Муромец в русской литературе олицетворяет силу, отвагу, мужество и честь. Реальность этого персонажа давно изучена и доказана, что не оставляет сомнений о действительной жизни и подвигах славного героя.

Исцеление героя

Родился Илья в селе Карачарово, близ города Мурома, был единственным сыном в семье родителей-крестьян. От своего рождения он не мог владеть ни руками, ни ногами.

Былины об Илье Муромце повествуют о том, что до тридцати трех лет он оставался физически слабым, пока однажды в дом не зашли три старца. В избе больше никого не было, и они попросили Илью подать им воды. Хозяину очень хотелось напоить путников, он опустил свои ноги на пол и вдруг почувствовал в них силу, смог встать на них. Подал путникам чашу с водой. Старцы не стали пить сами, но сказали, чтобы он сам сделал это. Вода оказалась целебной, выпив ее, Илья оказался полностью здоров. Он пьет воду еще раз и чувствует в себе огромную нечеловеческую силу. Тогда старцы велели отпить еще воды, чтобы уменьшить ее.

Обретение своего служения

После исцеления старцы отправляют богатыря для служения князю Владимиру в Киев, на защиту родины, предсказывают ему великое будущее и многочисленные победы над врагами.

Также они предрекают богатырю, что тот должен отыскать огромный камень на своем пути в Киев и сдвинуть его с места.

Родители очень обрадовались чудесному исцелению своего сына и благословили его на верное служение Киевской Руси, на охрану ее от нашествия иноплеменных врагов.

Отправившись в Киев, Илья отыскал огромный валун, о котором говорили старцы. Сдвинув его, он обнаруживает под ним прекрасные доспехи и оружие. Тут же к нему прискакал вороной богатырский конь, который становится настоящим другом, преданно и верно служит Илье, помогая ему в великих подвигах.

Внешние данные

Описание внешнего вида Ильи Муромца в былинах даны очень скромно. Однако известно про его большой рост (более ста восьмидесяти сантиметров), могучее телосложение.

У богатыря было мужественное, доброе лицо с крупными волевыми чертами, борода с сединой. Описывается в образе Ильи Муромца также его острый взгляд под черными бровями, кудрявые волосы, предположительно светло-русого оттенка.

Вооружен и одет богатырь в такие доспехи:

1. Кольчуга — длинная рубаха — состоящая из металлических колец, которая защищала от ранений, наносимых холодным оружием.

2. Шлем, защищающий голову от попадания стрел и снарядов.

3. Палица — тяжелая деревянная дубина, состоящая из рукояти и металлической ударной части.

4. Щит для обороны от ударов орудий и стрел.

5. Копье — колющее деревянное оружие с металлическим наконечником.

Все это снаряжение было необходимым для сражения и защиты воинов того времени.

Черты характера

Для того чтобы составить в 7 классе характеристику Ильи Муромца, необходимо знать каким была не только его внешность, но и внутренний дух. Все те долгие годы, которые пришлось герою пролежать неподвижно в своей постели, не только не ослабили, а наоборот, закалили его характер, сделали его терпеливым и выносливым.

Сказания об Илье Муромце описывают его, как очень мужественного, отважного воина, не жалеющего свою жизнь для того, чтобы постоять за свою родину. Храбро и бескорыстно защищал он простой народ от набегов половцев, печенегов, хазар. Спокойный, добрый, уверенный, сильный не только телом, но и духом. За его качества и отвагу был назначен князем Владимиром старшим среди всех богатырей.

Былины повествуют о том, что он был верующим христианином. По некоторым источникам, после того как богатырь закончил свое служение стране, из-за тяжелого ранения в возрасте пятидесяти лет он стал проводить свои дни в монастыре, постригшись в монахи.

Это был преданный, бесстрашный защитник, имеющий безграничную любовь к своей родине, народу и своему служению.

Ратные подвиги богатыря

При составлении характеристики Ильи Муромца в 7 классе важно знать его отважные подвиги.

После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов. Здесь совершается первый подвиг – освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность – Соловей-разбойник. Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника.

Увидев богатыря, Соловей начинает кричать и свистеть с невероятной силой, так что даже верный конь не в силах справиться с этой круговертью. Но неустрашимый герой пускает в него стрелу, которая попадает и ранит врага. После такой победы богатырь отправляется в Киев вместе с захваченным Соловьем, где казнит его по приказу князя.

Богатырь одерживал эти и другие многочисленные победы над своими врагами, но никогда не хвастался этим.

Не смотря на преувеличение и удивительные события, о которых рассказывают в былинах, все происходящие действия пересекаются с реальными событиями того времени, имеют под собой истину.

Вероятно, противники в лице Соловья-разбойника, Идолища Поганого, Калина-царя и других — это собирательные образы, подразумевающие всех разбойников, а также иноплеменных врагов, с которыми приходилось сражаться славному герою.

Читайте также:  Ли холден эмоции баланс

Значение в русской культуре

Количество былин, написанных об Илье Муромце, характеризует его как смелого и доблестного героя.

Образ Ильи Муромца выражен не только в литературных произведениях. За многовековую историю отвага и доблесть героя нашла отображение в архитектуре, культуре, искусстве, музыке.

Отображение силы и отваги русских богатырей нашли в прекрасных картинах известных художников В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина.

Величественные памятники доблестному герою украшают город Муром Владимирской области, Екатеринбург, Владивосток, город Ижевск республики Удмуртия, другие города России и Украины.

Подвиги русского богатыря прекрасно иллюстрированы в документальных, художественных, мультипликационных произведениях многих режиссеров, которые позволяют не только прочесть о славных делах богатыря, но и увидеть их в исполнении актеров и рисованных персонажей.

Все эти факты жизни и подвигов позволят составить полную характеристику Ильи Муромца в 7 классе, раскрыть личность, внутренний стержень героя.

Источник

Илья Муромец — образ и характеристика богатыря в былинах

Описание Ильи Муромца в былинах

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Отправляясь на подвиги, Илья просил христианского благословения у родителей. После 50 лет, страдая от тяжелых ран, он постригся в монахи и ушел в монастырь.

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.

Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Образ в истории и искусстве

Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.

Читайте также:  Кто лучше чувствует тепло

Первое краткое письменное сообщение о нем, как о человеке большой физической силы, оставил посол Римско-Германской империи Ласотта в своих записках 1594 года. Он посетил Киево-Печерскую лавру в и услышал историю об Илье Муромце.

Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.

Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.

Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.

Источник

Образ Ильи Муромца в нравственном формировании личности
статья по теме

Младший школьный возраст – это период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Поэтому важным является воспитание детей на примерах жития святых. В статье сравнивается личность Ильи Муромца с образом былинного героя, показана возможность использования былины для формирования нравственных ценностей у младшего школьника.

Скачать:

Вложение Размер
obraz_ili_muromtsa_v_nravstvennom_formirovanii_lichnosti.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗ ИЛЬИ МУРОМЦА В НРАВСТВЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Автор: Леонова Светлана Евгеньевна

Россия, Самарская область, Борский район,

ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка

Духовная безопасность России – это правильное образование, в основе которого лежат традиции нравственного воспитания и обучения.

Однако, события последних лет показали, что мы многое потеряли. Разучились жить по законам предков. Наша культура, наш язык, наш быт многое утратили. Потеряна преемственность традиционного уклада жизни. Появилась повальная безнравственность в книгах, на телевидении и в кино. Бандитский сленг вытесняет настоящее искусство. Телевизионная и компьютерная зависимость влекут проявление жестокости среди детей, как результат жестокого опыта от просмотренных жестоких фильмов, компьютерных игр.

На переменах между занятиями обсуждаются фильмы про пиратов, дети играют в железных монстров и вампиров. На школьных принадлежностях, футболках, карнавальных костюмах красуются «герои» современной массовой культуры. Ребёнок, который растёт в окружении чужеземных «героев», легко отрывается от своего народа. Незаметно происходит национальное обезличивание наших детей. Без духа национального воспитания нет здорового народа. Необходимо, чтобы с детства душа ребёнка отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев.

Великий русский философ И.А.Ильин писал: «Чем раньше и чем глубже воображение ребёнка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят в нём совесть, а русскость святого вызовет в нём чувство соучастия в святых делах, чувство приобщённости, отождествления. Образцы героизма пробудят в нём самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Всё это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера».

Младший школьный возраст – это период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Поэтому важным является воспитание детей на примерах жития святых. Для учащихся младших классов близкими героическими образами являются былинные богатыри. Но кто они, русские богатыри: вымышленные или реальные личности? Во имя чего совершали подвиги и что защищали? Ради чего народ воспевал в былинах богатырей и их славные подвиги? На примере Ильи Муромца мы с детьми попытались выявить, что такое преданность Отечеству, своему народу, самопожертвование.

Дети внимательно изучили былины про Илью Муромца. Сравнили личность Ильи Муромца с образом былинного героя. Выявили влияние образа былинного героя на современных школьников.

Илья Муромец – самый известный и в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Большинство знает о нём лишь то, что запомнилось из былин и сказок.

Открываем православные святцы на день 1 января (19 декабря по старому стилю), читаем о Преподобном Илие Муромце, мощи которого почивают в Киево-Печёрской лавре, и невольно думаем: это один человек или это разные люди – богатырь, воин, стоящий на страже Русской земли, и монах – молитвенник за Русскую землю?

До начала 20 века наши предки даже не сомневались в том, что Илья Муромец – это не сказочный персонаж, а реальная историческая личность, сильный и мужественный воин и молитвенник.

В «Кратком Житии Святых на весь год» сказано, что Преподобный Илья Муромец, чудотворец Печерский родом из Мурома, Владимирской губернии. Подвизался монахом в Киево-Печерском монастыре в 12 веке.

Из «Словаря исторического о русских святых прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» узнаём, что Илья Муромец по народному именуется Чоботок. Жил он около 1188 года. Угодник почивает открыто в пещерах Преподобного Антония. В 1638 году эти мощи были описаны лаврским иноком Афанасием Кальнофойским. Житие Ильи Муромца в Патерике не описано.

Вся жизнь этого могучего богатыря, воплотившего в себе своеобразие русского национального характера, нашла отражение в былинах. Насчитывается тринадцать самостоятельных сюжетов о славном Илье. Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. Все былины родиной Ильи называют село Карачарово под Муромом.

«А во славноем во русском царстве,

А во той ли деревне Карачарове,

У честных у славных родителей, у матери

Был спорожен тут сын Илья Иванович,

А по прозванью был славный Муромец.

А не имел Илья во ногах хожденьица,

А во руках не имел Илья владеньица»

Так былина знакомит с местом рождения удалого доброго молодца – Ильи Муромца. Кроме этого текст помогает детям узнать, что с детства Илья был болен. Родители его были крестьянами.

«А уходили родная матушка да батюшка

А на ту ли на работку на тяжёлую…»

Исцеление от болезни Илья получает от старцев прохожих. Старцы же благословили Илью быть воином. Простившись со старцами, Илья побежал на помощь своим родителям. Увидев своего сына исцелённым, отец с матушкой молвили:

«Ай Господь тебе Бог дал силу великую.

А живи как ты да поскромнёшенько,

А не давай ретиву сердцу волюшки».

Как принято у православных, Илья просит родительского благословения на служение земле Русской, Киеву, князю Владимиру. Родная матушка напутствует сына своего таковыми словами:

«А не кровавь сабли востроей,

А не сироти-ко ты да малых детушек,

А не бесчести-ко ты да молодых жен».

Илья всегда помнил наказ матери. Он защищал бесправных и обездоленных, умел постоять за человеческое достоинство.

В свой первый выезд из Мурома в Киев богатырь встречается с Соловьём Разбойником. Образ Соловья Разбойника более древен, чем образ самого Ильи. Соловей Разбойник – мифическое существо, получеловек, получудовище. Для того чтобы обыкновенному человеку победить такое страшное существо, необходимо было обладать превосходством сил нравственных. Илья – бескорыстный и самоотверженный слуга народа, бесстрашный борец с его врагами. Срубая Соловью Разбойнику буйну голову, говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!»

Образ Ильи Муромца как защитника христианской веры и православных Святынь ярко раскрывает былина «Илья Муромец и Идолище». Идолище – славянская мифология. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников, врагов христианства. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.

В былине описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем, сжигает церкви белокаменные. Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев, переодевшись в каличье платье. Увидев калику, Идолище расспрашивает его об Илье Муромце и при этом хвастается своей силой и обжорством. Раздосадованный ответами Ильи, Идолище бросает в калику нож, но Илья уворачивается и убивает Идолище «шапкой земли греческой», земли Святой.

Былина «Три поездки Ильи Муромца» раскрывает ещё одну черту былинного героя. Богатырь в поле находит камень, отвернув который герой открывает погреб доверху наполненный золотом. На открытые сокровища богатырь строит в Киеве церкви и монастыри, раздаёт золото вдовам и сиротам.

«И раздал он злато-серебро нищей братии,

И раздал злато-серебро сиротам бесприютным!»

Как правило, совершив свои ратные подвиги, чуя приближение старости, уходили бывшие воины в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя. Монах Илья молился за родную землю, за русский народ. Специалистами судебной медицины выяснилось, что умер богатырь-монах не своей смертью. На его теле обнаружено много ран, одна из которых прямо в сердце. Кисть левой руки была пронзена копьём. Обширная рана в области сердца стала причиной смерти. Это произошло во время очередного опустошительного набега на Киев, когда Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, а большую часть столицы сожгли дотла. Бывший воин не мог оставаться в стороне. Он защищал символ древнерусского Православия и свою обитель.

Нетленные мощи богатыря являются неопровержимым доказательством его реального бытия. Русская Православная церковь почитает Илью Муромца Святым. Он был официально канонизирован в 1643 году в числе 69 угодников Киево-Печёрской Лавры.

Мощи богатыря обладают чудотворной силой. Многие люди приходят в Ближние пещеры, чтобы прикоснуться к раке с нетленными мощами преподобного Илии Муромца и обращаются с просьбой: «Преподобный отче Илие, моли Бога о нас!» Во все времена по молитвам Святому Илие люди получали исцеление и помощь.

Анализируя тексты былин, документальные источники учащиеся убедились, что Илья Муромец воплощает в себе идеальные качества русского человека, мужественного, честного, преданного Родине, народу.

«Я иду служить за веру христианскую,

И за землю Российскую,

Да и за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Анализируя детские ответы на вопрос: «Какие качества Ильи Муромца они хотели бы видеть в себе?», современные дети на первое место ставят любовь к своим родителям, они восхищаются преданностью героя Отечеству и своему народу. «Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно даёт ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и задание, и верный путь. Национальный герой ведёт свой народ даже из-за гроба» /И.А.Ильин/.

Сея посредством слова былин в детские души разумное, доброе, вечное, сохраняется одно из сокровищ национального нравственного воспитания.

  1. Былины, Москва, Просвещение, 1985
  2. Былины, Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, 1976
  3. Большая энциклопедия литературных героев: В 4т., Т. 2. Г – К/ Под редакцией М. Глобачева. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001
  4. Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 г., т.2, М. – Л., 1950
  5. Митяев. А.В. Ветры куликова поля. М.: Детская литература, 1984
  6. Сурмина И.О. Самые знаменитые герои России. М.: ВЕЧЕ, 2002
  7. Рыбников. Т. 3, №13
  8. Крупин В.Н. Святые заступники России. М ВЕЧЕ, 2007
  9. Словарь исторический о русских святых прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М: Книга, 1990
  10. Краткая Жития Святых на весь год. Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь. М: ИПО: Полигран, 1993
  11. Православная газета «Благовест» 2006. №4

Источник

Читайте также:  От радости растут апельсины
Оцените статью