Чувство собственничества у детей

Чувство собственности у детей и его трансформация

После обзора всех фактов, выявленных в ходе наших экс­периментов, давайте теперь проанализируем и прокомменти­руем их по отдельности. Возраст детей и продемонстрирован­ный ими глубокий интерес дали нам важный материал, тем более ценный, что действия детей имеют столько общего с наивысшими положительными чертами человечества.

Во всех этих явлениях прослеживается процесс созидания. Это похоже на работу гусениц, когда они достигают опреде­ленного этапа в своем развитии. Вместо того чтобы ползать по листьям, как они это до сих пор делали, они останавлива­ются у соединения двух стебельков и начинают таинственную деятельность, свойственную лишь им одним, а немного позд­нее можно увидеть крохотное облачко из очень тонких про­зрачных нитей. Это начало кокона. Так и в случае с детьми, первое, что поражает нас, — это феномен концентрации на чем-то одном. У маленькой девочки трех с половиной лет, которая ходила в нашу первую школу, интенсивность такой концентрации была поразительна. Окруженная со всех сторон множеством интересных вещей, она не могла отвлечься от своей работы. Редко встретишь такую глубину концентрации, только у взрослых, и то лишь у исключительных личностей. Обычно глубокую концентрацию принимают за признак ге­ниальности. Естественно, что у такого маленького ребенка она не может быть выражена в такой же степени, как у взрослого, однако, наблюдая концентрацию у разных детей, мы были вынуждены признать ее чем-то фундаментальным. Чтобы на­чертить круг циркулем, мы должны зафиксировать точку, также и с ребенком — фиксирование его внимания является основой для всего того, что последует за этим. Никто не го­ворит, что оно должно фиксироваться всегда одинаково или на одних и тех же предметах, но если оно не фиксируется, то формирование не может начаться. Без концентрации не ребе­нок владеет предметами, а они владеют им. Он чувствует зов каждой и переходит от одной вещи к другой. Но как только его внимание фокусируется, он становится хозяином самому себе и может осуществлять контроль над своим миром.

Мы знаем, в нашем мире взрослых, что человек, который все время меняет свою профессию, никогда не подойдет для работы на ответственный пост. Между тем человек с четко вы­раженной целеустремленностью, знающий, как организовать свою работу, безусловно добьется успеха. Мы придаем этому весьма важное значение, поэтому не устаем повторять даже университетским студентам, как приятно нам было бы видеть их сосредоточенными. Но это почти ничего не меняет, одного лишь хорошего совета явно не достаточно. И если так происхо­дит со взрослыми людьми, то каким же образом учитель может надеяться вызвать концентрацию у ребенка возраста трех с по­ловиной лет? Можно с уверенностью сказать только одно — ни один ребенок не сосредоточивается через усилия воли.

Так что концентрация, которую демонстрируют малыши, проливает свет на нечто новое в психологии ребенка. Она по­казывает, как природа приступает к формированию характера. И ее метод заключается в том, чтобы предоставить ребенку осо­бые возможности для проявления интереса, исключительного интереса, направленного на выполнение творческой работы, необходимой для развития всех сторон личности.

За концентрацией следует настойчивость. Это еще одна черта характера, которой пришла очередь раскрыться. По сути, я уже говорила о том, как дети повторяют упражнения, которые не имеют проявленной внешней цели, поэтому, разумеется, долж­ны иметь цель внутреннюю. Это повторение, которое начинает­ся после первой концентрации, производит своего рода укрепле­ние. Оно отмечает начало еще одного этапа формирования ха­рактера человека. Здесь тоже действует не воля ребенка, а воля природы. Своими средствами она создает силу, которая позволя­ет людям выполнять те проекты, за которые они берутся. В дей­ствительности, повторяя упражнения, ребенок демонстрирует кое-что еще — способность доводить начатое до конца. Дети в наших школах выбирают себе работу без принуждения и без­ошибочно демонстрируют эту способность выбора. Они годами практикуют ее день за днем. Если мы в мире взрослых оказыва­емся в окружении людей, которые никогда не знают, что они хотят, то мы говорим, что у них нет силы воли. А о тех людях, которые знают, что они хотят, и ясно видят путь для достижения цели, мы говорим, что у них сильная воля и они способные.

Ребенку его действия подсказывают законы природы. Взрос­лые принимают решения о своих действиях подумав. Если ребе­нок должен упражнять эту способность, то очевидно необходи­мо, чтобы им не управляли каждую секунду его жизни, говоря, что ему делать. На его выбор влияют внутренние силы, и если кто-то узурпирует функции этого проводника, ребенку не дают развить или волю, или концентрацию. Так что если мы хотим, чтобы он обрел эти черты, то первое, что мы должны, — это сде­лать его независимым от взрослого. Помимо этого, и у самого ребенка есть очень сильный инстинкт освободиться от контроля взрослых, и это очень логично, если посмотреть, ради каких целей это требуется. Но ребенок действует, опираясь не на логи­ку, а на природу. Именно природа размечает путь, которым он должен идти. Посмотрите, какая странная параллель существует между развитием человека и жизнью животных, потому что и у них тоже есть тропа, проложенная для них, и они следуют по ней, освобождая себя от зависимости от взрослых особей. Суще­ствуют естественные законы, управляющие ростом и формиро­ванием, и индивидуум обязан следовать этим законам, если он должен построить свой характер, свое внутреннее эго.

Можно дождаться формирования каждого отдельного эле­мента психики человека, и всякий раз наблюдение будет под­тверждать, что происходящее вызвано не только обучением, а является ростом больших и сложных процессов, которые на­правляет сама Вселенная. Это воля природы, это не наше дея­ние. Это часть творения, а не обучения, что ясно видно из другого замечательного изменения, которое сопровождает уже рассмотренные нами. Дети, которым не дали полностью раз­виться, часто демонстрируют черты характера, которые исчеза­ют, когда они начинают нормализовываться через работу.

Читайте также:  Лампа при лечении депрессии

Очень распространенной такой чертой является собственни­чество. У нормализованного ребенка свобода проявления инте­реса ко всякого рода вещам ведет к тому, что он сосредоточивает внимание не на самих вещах, а на знании, которое извлекает из них. Поэтому его стремление обладать подвергается трансфор­мации. Странно бывает видеть ребенка, которому очень хочется чего-то, а стоит это заполучить, как тут же вещь оказывается по­теряна или сломана. Кажется, что жажда обладать сопровождает­ся страстью к разрушению, и все же это можно легко понять, если мы вспомним, что ни один предмет не вызывает постоян­ного интереса. Он привлекает лишь на мгновение, а потом его откладывают в1 сторону. Возьмем, к примеру, часы. Они сделаны, чтобы мы могли узнавать время, и в этом их истинная ценность. Но маленький ребенок, который даже не знает, что такое время, не может этого понять; и поэтому, когда ему случается завладеть часами, он почти всегда их ломает. Ребенок постарше, который знает, для чего нужны часы, может увлечься рассматриванием того, как они устроены. Он осторожно их открывает, чтобы по­смотреть на колесики и рычаги, которые, взаимодействуя, за­ставляют идти часы. Но это значит, что часы его больше не инте­ресуют. Его теперь интересует работа их сложного механизма, ему нужен не предмет, а понимание предмета.

Здесь мы имеем второй тип собственничества: интерес к тому, как вещи работают. Мы можем его видеть во многих фор­мах. Дети, которые собирают цветы просто потому, что им так хочется, вскоре выбрасывают их или рвут на куски. Здесь мания обладать идет рука об руку с манией разрушения. Но если ребе­нок знает части цветка, какие у него листья или тип его стебля, тогда он не будет его рвать или повреждать. Он захочет его изу­чить. Его интерес стал познавательным, а его собственничество принимает форму знания. То же самое и с бабочкой: он может ее убить, чтобы завладеть ею, но если он интересуется жизнью на­секомых и их ролью в природе, его интерес все равно будет со­средоточен на бабочке, но во имя идеи наблюдать за ней, а не поймать или убить. Это познавательное собственничество про­является тогда, когда ребенка настолько сильно привлекает ок­ружающая его среда, что мы можем даже сказать, что ребенок

«влюблен» в нее. Такая любовь к окружающей среде заставляет ребенка относиться к ней весьма бережно и очень осторожно брать что-то в руки.

Если страсть к обладанию продиктована познавательным интересом, то мы можем сказать, что она поднята на более высокий уровень и будет вести ребенка к знанию. Вместо соб­ственничества здесь существует, в этом более высоком интере­се, стремление знать, любить и служить. Точно так же в науч­ном исследовании воплощается любопытство. Любопытство — это импульс к исследованию. Как только ребенок почувствовал очарование одного предмета, он будет ревностно относиться к сохранению всех предметов. Именно изменения, вызванные в детях в нашей первой школе, показали нам, как они переходят от собственничества к чувству любви и заботы ко вверенным им вещам. В их тетрадях для упражнений никогда не было мя­тых листов, чернильных пятен или подчищенных мест. Они были аккуратными, чистыми и часто — украшенными.

Когда мы размышляем о величии истории и эволюции че­ловека, то видим, что стремление к лучшему является частью его природы. Он всеми способами старается понять жизнь, чтобы защитить и улучшить ее, и заканчивает тем, что помогает живому своей интуицией и пониманием. Разве не проводит фермер все свое время, присматривая за растениями и живот­ными, а ученый — занимаясь своими микроскопами и линза­ми? Человечество начинает с захвата и разрушения, а заканчи­вает любовью и служением посредством своего разума. Дети, которые рвали растения в саду, теперь наблюдают за их ростом, считают их листья и измеряют высоту. Они говорят теперь не о своем растении, а об этом растении. Эта возвышенность и лю­бовь вызваны новым сознанием, рожденном в их разуме. Мы никогда не сможем излечить тягу к разрушению проповедями. Если ребенок хочет иметь вещи для себя или чтобы у других их не было, а мы стараемся исправить его поучением или взываем к его лучшим чувствам, он может и остановится на несколько минут, но вскоре начнет снова. Только работа и концентрация, неся знание и любовь, могут вызвать трансформацию, которая обнаруживает духовного человека, ранее скрытого.

Знать, любить и служить — это триада всех религий, но именно ребенок является истинным творцом духовности общества. Он учит нас плану природы — как придать форму нашему поведению и характеру, плану, который полностью прослеживается во всех деталях возраста и работы, с его по­требностью к свободе и интенсивной деятельности согласно законам жизни. Важна не физика или ботаника или плоды работы рук, а воля и компоненты человеческого духа, которые созидают себя работой. Ребенок — духовный строитель чело­вечества, и помехи его свободному развитию — это камни в тюремной стене, в которую попадает душа человека.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Как избавить ребенка от жадности?

Иногда родителям приходится сталкиваться с проявлением у детей жадности, на первый взгляд, ничем не обусловленной. Причём со временем это проявление может не уходить, а даже усиливаться, что приводит родителей в замешательство.

Необходимо понимать, что родители своим поведением или отношением к ребёнку могут сами провоцировать детей на проявление жадности. В случае, если они не привыкли уважать личное пространство ребёнка, считая, что сами должны распоряжаться его вещами, то дети могут оказывать этому сопротивление при попытке защитить права на своё имущество.

В процессе своего развития ребёнок учится отделять своё от чужого и учится говорить «нет» другим людям, защищая своё пространство и имеющиеся в нём ценности. Для маленького ребёнка его игрушка может быть не менее важна, чем дорогостоящая вещь для его родителя.

Читайте также:  Что чувствует мужчина когда женщина сквиртила

Необходимо постепенно обучать ребёнка желанию делиться с кем-то своими вещами, при этом не оказывая психологического давления на дитя и давая развивать ему чувство собственности. Желанию быть более щедрым будет способствовать спокойный диалог с ребёнком, при котором ему объясняется, что делиться с другими не только выгодно, но и приятно.

Также эти понятия можно объяснять на примере книжных героев или на примере детей с уличной площадки, которые уже умеют делиться. До ребёнка должна дойти мысль о том, что проявлять щедрость может быть приятно, он должен сам захотеть это делать, без давления и тем более попыток пристыдить его перед другими детьми, обозвав «жадиной».

Есть и другая сторона этой «медали»: отсутствие чувства собственничества у ребёнка, которое может появиться, если родители слишком озабочены тем, чтобы ребёнок не стал жадным, и приучают его все время делиться со всеми своими игрушками и вещами. Это другая крайность, в которую не стоит впадать, с тем чтобы не вырастить слишком «мягкого» уступчивого человека, который не способен защитить своё личное пространство.

Проявлению жадности может сопутствовать наличие у ребёнка скрытого невроза, когда он ощущает себя ненужным, либо испытывает потребность в родительской любви. При доверительном общении с ребёнком и наблюдении за его поведением можно достаточно быстро выявить наличие отклонений, связанных с чувством отсутствия любви и внимания. В данном случае единственным верным решением будет только одно — проявлять больше внимания и заинтересованности в ребёнке, дарить ему свое общение и любовь.

Наличие скрытых внутренних конфликтов, обид и неврозов, прикрывающих проявление жадности, поможет обнаружить психолог, работающий с детьми. С помощью специалиста можно разобраться в причинах таких негативных эмоций и терапевтическими методами поработать с ними. Для маленьких детей может подойти такой метод, как песочная терапия, где ребёнок будет раскрываться через игру, и тем самым освобождаться от внутренней тревоги и страхов.

Источник

Чувство собственничества у детей

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Эмпатия знакома ребёнку уже с первого года жизни!

Статья:

Дорогие родители малышей, сегодня мы поговорим о чувствах. О тех чувствах, которые развиваются у детей раннего возраста в первую очередь.
А для тех, кто удивится и спросит: «Разве это так важно?», — опережая данный вопрос, ответим: «Очень важно!» Ведь в будущем вашему чаду предстоит жить в обществе, среди других людей и взаимодействовать с ними практически каждую минуту своей жизни. Каким будет это взаимодействие — успешным или мучительным? Станет ли ваш ребёнок счастливым или будет чувствовать себя одиноким среди множества людей? И здесь очень важно развитие эмоциональной сферы детей.

Ответы на эти вопросы кроются в раннем возрасте ребёнка и зависят от того, научили ли его взрослые различать собственные чувства и чувства других людей. Маленьким детям свойственен эгоцентризм. Родители с рождения малыша кормят его, носят на ручках и полностью обеспечивают его комфорт. Малыш думает, что так будет всегда. Он растёт, а его требования остаются такими же: принеси, подай, сделай ты (а я пока поиграю). Откуда же ребёнку знать о том, что мама и папа тоже устают, у них тоже может быть плохое самочувствие, а сосед по песочнице расплакался от обиды, потому что у него отняли его любимую игрушку? Эти важные объяснения должны давать родители, начиная с первого-второго года жизни ребёнка.

Эмпатия у детей

Итак, среди чувств у маленьких детей одним из первых формируется эмпатия — способность к сопереживанию и сочувствию. Эмпатия знакома ребёнку уже с первого года жизни! В раннем возрасте она носит глобальный характер, так как маленький ребёнок ещё не отделяет себя от окружающих и реагирует на произошедшее с другим человеком как на событие, произошедшее лично с ним. На втором году жизни характер эмпатии меняется. Ребёнок уже понимает, что больно не ему, а другому малышу, но его состояние он воспринимает как своё собственное.

В двух-трёхлетнем возрасте эмпатия проявляется в том, что ребёнок уже может утешить плачущего — гладит его по голове, просит: «Не плачь!»
Малыш уже способен разделить с родителями или сверстниками удовольствие, угостив их конфетой или поделившись своими игрушками.

Откуда берётся эмпатия? Она образуется из распознавания и понимания эмоций. Дети учатся распознавать эмоции ещё в младенчестве, когда мама и папа выражают свои чувства по отношению к ним. Например, мама, наполненная нежностью по отношению к своему чаду, говорит ему: «Я тебя так люблю, так люблю, что сейчас поцелую, поцелую, поцелую!» — и целует малыша в щёчки, ручки и ножки.

Родители, расстроенные поведением ребёнка, показывают ему недовольство, выражая свои чувства словами: «Я расстроилась, потому что ты разбросал игрушки и не хочешь их собирать. Теперь у меня испортилось настроение, и я не могу с тобой играть, пока мы не приберём в комнате».

Или: «Я обиделась, потому что ты кидался игрушками и попал в меня. Мне больно. Теперь я не могу продолжать читать тебе книжку». Подобными объяснениями мать учит ребёнка обращать внимание на то, как его поведение отражается на окружающих. И тем самым стимулирует ребёнка исправить своё поведение поступками.

Так, в первом случае мать предлагает малышу убрать игрушки на место: «Ты наведёшь порядок в комнате (имеется в виду с помощью мамы), у меня поднимется настроение, и я с тобой поиграю». Во втором случае мать призывает малыша извиниться за причинённую ей боль, пожалеть её и больше не кидаться игрушками, если в комнате есть другие люди. Точно так же родители объясняют ребёнку эмоции других людей: «Видишь, девочка плачет. Она расстроилась, потому что с ней не поделились игрушкой. Давай порадуем её, предложим ей наши игрушки. Что ты можешь дать ей на время?» Подобные объяснения развивают в ребёнке чуткость, умение сопереживать, стремление помогать другим.

Читайте также:  Утверждения характерные для эмоций

Читая с малышом книгу, родители таким же образом объясняют ему рисунки в книжке. Например: «Мишка топнул ногой, потому что рассердился. Посмотри, какое у него сердитое лицо: брови нахмурены, рот приоткрыт». Или: «Зайка расстроился. Видишь, у него грустное лицо и слёзки на щёчках».

Внимание!
Важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребенка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, позже — к 7-8 годам — формируется совесть, и к 12-летнему возрасту — умение любить.
Общайтесь со своим крохой, выражайте свои эмоции и чувства, называйте их словами и объясняйте, почему они возникли. Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…). Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того, чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс. Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание.

Эстетические чувства у детей

К трём годам дети эмоционально реагируют на звучащую музыку, различают грустную и весёлую мелодии. Всё красивое вызывает у них радость и восторг.
Важно обращать внимание ребёнка на красивый пейзаж, красоту природы, приятную мелодию. Развивайте в ре- бёнке эстетические чувства с помощью творческих занятий (рисование, аппликация, музыка).

Внимание!
Отсутствие у ребенка эстетических чувств приводит к неполноценному развитию личности, к неспособности в будущем обрести внутреннюю гармонию, выстроить полноценные отношения с окружающим миром, наслаждаться его культурными и духовными ценностями.

Чувства гордости, стыда и вины у детей

Вначале у ребёнка формируется чувство гордости за свои достижения, позже — чувство стыда. Предшественником чувства стыда является смущение. Дети старше двух лет способны испытывать смущение (или стыд) при порицании их действий взрослыми.
Формирование чувства гордости и вины начинается в раннем возрасте и заканчивается в дошкольном. Эти чувства вырастают из представлений ребёнка о себе, как о плохом или о хорошем мальчике или девочке.

Внимание!
Маленькие дети не знают, какие они – хорошие или плохие. Об этом им рассказывают окружающие взрослые. Плохих детей не бывает! Все дети иногда плачут, капризничают, плохо спят и т. д. Чаще хвалите малыша за хорошие стремления, инициативу, самостоятельные поступки. Это будет стимулировать его к проявлению наилучших качеств.
Если же хороший ребенок постоянно будет слышать о том, что он плохой, вредный, противный — в конце концов, он таким и станет. Не зря говорят, «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Если ребёнок в чём-то провинился, не называйте его плохим, лучше скажите, что это был плохой поступок, и помогите ребёнку его исправить. Если у малыша есть дурная привычка, скажите ему, что такой хороший мальчик (или хорошая девочка) должен избавиться от такой плохой привычки.

Чувство гордости закрепляется в ребёнке с помощью родительского одобрения и похвалы. В дальнейшем из него вырастает чувство самоуважения и собственного достоинства. Ребёнок, которого не хвалили, не подбадривали, не поощряли, всегда будет довольствоваться самым малым, ведь ему незнакомо чувство гордости и собственного достоинства.
Исследования учёных показали, что первоначальные детские переживания чувства гордости крайне неустойчивы, они возникают во время поощрения ребёнка взрослыми и исчезают, если поощрения не повторяются.

Если же положительная оценка действий ребёнка повторяется постоянно в течение длительного времени, то чувство гордости за себя закрепляется и становится постоянным качеством. На основе этого у ребёнка формируется потребность в получении положительной оценки взрослого, стремление поступать хорошо и, как итог, развивается чувство самоуважения и собственного достоинства.

Кризис трех лет

Дорогие родители, поскольку в данной статье я делаю акцент на раннем возрасте ребёнка, хочу обратить ваше внимание на кризис трёх лет. В это время у ребёнка формируется самосознание, он начинает отделять себя от взрослых, к нему приходит понимание того, что у него есть свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых, и он требует от родителей осуществления этих желаний.

О кризисе трёх лет подробнее мы поговорим в следующий раз. Сейчас я завела об этом разговор, чтобы акцентировать ваше внимание на том, что данный кризис обостряет чувства малыша до предела.
В результате он становится более восприимчивым к чувствам других людей.
Это благоприятный период для того, чтобы научить ребёнка беречь близких, мысленно ставить себя на их место, понимать их чувства, уважительно относиться к их желаниям.

Во время кризиса трёх лет в результате своего несносного поведения ребёнок впервые обособляется от других людей и получает горький опыт реакции окружающих на своё неподобающее поведение. В результате он обучается действовать приемлемыми для общества формами. Например, вместо того чтобы драться, плеваться и кусаться, отбирать чужие игрушки, ребёнок научается сдерживать свои эмоции, облекать их в слова, меняться игрушками, ждать и уступать. Но это получится у него не сразу.

Даже если он понимает, что так делать нельзя, всё равно делает. А потом горько плачет от обиды.
Обиженного малыша нельзя оставлять одного надолго. Взрослый обязан объяснить ребёнку, что произошло, что чувствовал он и что чувствовали другие люди. Именно взрослый должен найти выход из сложившейся ситуации и научить ребёнка прощать, уступать, извиняться за своё поведение, договариваться мирным путём, находя компромиссы.
Ребёнок, обучившийся этому искусству, легко вливается в общество сверстников, приспосабливается к детскому саду и к школе.

Дорогие родители, завершая разговор о развитии эмоциональной сферы детей, ещё раз призываю вас — учите своих детей различать их собственные эмоции и чувства окружающих людей.
В будущем это привнесёт в их жизнь гармонию и поможет обрести счастье.
И пусть у ваших детей, как говорил Ушинский, сердце будет умным, а ум — добрым!

Источник

Оцените статью