Воспитание у ребёнка основ любви к Родине
Артемьева Наталья
Воспитание у ребёнка основ любви к Родине
Воспитание у ребёнка основ любви к Родине
Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В настоящее время в период изменений в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм. Важно, чтобы дети с детства росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким своим людям. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что находит отклик у него в душе, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя.
• Сформировать с самого раннего детства базовую культуры личности
• Сформировать основы гражданственности
• Развить любовь к Родине и бережное отношение к её историческому и культурному наследию
Патриотизм, патриотическое воспитание и его основы
Патриотизм (от греч. соотечественник, отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Младший дошкольный возраст
В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребёнка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.
Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье.
В решении этих задач родители – главные помощники педагога.
Средний дошкольный возраст
Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.
Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы.
Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.
Старший дошкольный возраст.
В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребёнка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране.
Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной»-родным городом, краем.
Формировать понятия- «Я житель города Черногорска», «Я живу в Республике Хакасия»
У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций: проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им.
Любить Родину — значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов.
Подготовительный дошкольный возраст
Главная задача — развить потребность к ознакомлению с большой Родиной-Россией, прививать любовь к Отчизне.
Сформировать понятия «Россиянин», «Мой дом – моя большая Родина-Россия»
Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы — Россияне.
При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры
1. Целевые прогулки.
3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
4.Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях.
6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителейв их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д.
7. Проведение конкурсов семейных проектов.
8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей.
9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
В работе с детьми используются разные виды деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини- музеев в группах.
У детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю в результате ознакомления с родным городом, если правильно осуществить подбор материала, который способствую воспитанию патриотических чувств. Систематическая работа по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста, посредством краеведения, на основе данных родного города и края, дает свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение создает оптимальные условия для формирования у детей чувства патриотизма, основ гражданственности, воспитания любви к родному краю.
Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .
Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.
Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность — это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.
Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.
Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети.
Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в семье» У каждой семьи — своя история. Существует много семей неполных, которые возникают в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным.
Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе» Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В первую очередь воспитание у ребёнка любви к природе.
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.
Источник
«Любовь к Родине воспитывается с раннего детства»
ирина рябова
«Любовь к Родине воспитывается с раннего детства»
Вопрос: «Как воспитать у ребенка любовь к Родине?» имеет один универсальный ответ. Сначала нужно научить ребенка быть добрым, ответственным и неравнодушным. Нужно пробудить в нем к чему-либо чувство привязанности. Но прежде необходимо «научить» ребенка видеть красоту, которая окружает его. Ребенок, не любящий природу, не сможет полюбить Родину.
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном,и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Мир ребенка начинается с его семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитывают в них гуманное отношение к своим близким.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитаниядетей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе (Покормим птиц зимой).
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Семья», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.
Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.
В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть медвежонок, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, зайчонок, который сбежал от волка.
С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению.
Особое значение приобретает задача развития эмоций, поддержание у детей хорошего настроения, что повышает его активность, любознательность, создает основу для формирования привязанности к окружающим.
У детей нужно воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их требования. Добиться этого можно при формировании у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании, воспитании культурно-гигиенических навыков).
В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять сочувствие, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Консультация для воспитателей на тему «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».
Любовь к Родине воспитывается с раннего детства. Вопрос: «Как воспитать у ребенка любовь к Родине?» имеет один универсальный ответ. Сначала нужно научить ребенка быть добрым, ответственным.
Источник