Чувство ритма у детей с заиканием
У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.
В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.
В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:
1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.
Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.
Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.
Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.
При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:
—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.
При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.
Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.
Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:
1) ритмическая разминка
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.
1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.
2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.
2) упражнения, регулирующие мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.
1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.
2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |
3) упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).
Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок
4) упражнения на развитие координации речи с движением
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий | — разводят руки широко в |
стороны. | |
А над нами дуб высокий | — поднимаются на носки, |
поднимая руки вверх. | |
А над нами сосны, ели | —ритмично делают наклоны |
Головами зашумели | в стороны, покачивая |
поднятыми вверх руками. | |
Грянул гром | — делают хлопок. |
Сосна упала | — делают наклон вперед и |
вниз, опуская руки. | |
Только ветками качала | — ритмично покачивают |
опущенными руками. |
Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.
Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.
В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).
Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.
У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.
На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.
Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.
Хорей: Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется. Лужи у крыльца. (А Плещеев) | Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С.Я. Маршак) |
Ритмический рисунок хорея:
Мы едем, едем, едем,
Мы солнышком согреты,
Мы вместе все живем,
И песенку об этом
Мы петь не устаем (С Михалков)
Ритмический рисунок ямба:
Листики падают. Осень пришла. Рыжие белочки Как тут дела. | Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. |
Ритмический рисунок дактиля:
Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.
Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является “послоговый ритм” или теннинг.
Данное упражнение проводится следующим образом:
Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.
Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.
В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.
По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.
Источник
Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание
1. Этапы формирования чувства ритма у детей с диагнозом “заикание”
2. Примеры упражнений для каждого этапа формирования чувства ритма у детей:
- упражнения на построение ритмического ряда
- упражнения на установление ритмических координаций
- упражнения на усвоение способов трансформации
2.2. II этап
- упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа
- упражнения на формирование представлений о раузировании
- упражнения на формирование представлений о ритмическом ударении
2.3. III этап
- упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова
- упражнения на освоение слогового и звукобуквенного анализа слова
- упражнения на выделение морфологических признаков слова
3. Список литературы
Данная программа построена с учетом этапности работы над чувством ритма у детей с диагнозом заикание, а именно:
I этап – построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи)
II этап – формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи)
III этап – усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова
I ЭТАП
1.1. Построение ритмического ряда
1. Четверо детей стоят в шеренгу и делают по очереди по своему желанию какое-либо движение под музыку различного характера или под счет четыре раза. Остальные должны вспомнить, что они сделали.
Вопрос: Что делали Петя, Вова, Наташа, Катя?
Ответ: Петя поднял руку, Вова хлопал в ладоши и т.д.
2. Дети ходят колонной по кругу под музыку. В зависимости от характера музыки они исполняют различные движения, подражая медведю, зайцу, полету птицы и др.
3. Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:
Чередование элементов предлагается по показу или образцу.
После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продолжить ряд.
Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разноцветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка.
Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд, вставив недостающие формы.
Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда и исправить его.
- найди и исправь ошибку (шаблоны заранее выложены на линии)
- проверь и найди ошибку у товарища (на подгрупповых занятиях)
Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из данных геометрических форм и затем зарисовать его, используя трафарет. Для этого упражнения можно использовать геометрические формы из набора “Конструктор”, шаблоны и школьный трафарет.
1.2. Установление ритмических координаций
1. Дети “вбивают молоточком гвозди в стену”, говоря:
Молоточком я стучу (два удара),
В стенку гвоздь вколочу (два удара),
Гвоздь вбиваю сильней (два удара),
Для картинки моей (два удара).
2. “Звуковые дорожки”: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).
- _____ _ ______ _ ______ _ ______ _
- _ _____ _ _ _____ _ _____ _ _ _____
3. Мяч. Дети перебрасываю мяч от соседа к соседу по кругу. Каждое слово стиха сопровождается броском. Дети должны запомнить слово, которое они говорили во время броска, и порядок слов.
Потом дети меняются местами, и каждый называет свое слово по порядку, только после этого он получает мяч от бывшего соседа.
Мы бросали мяч друг дружке, мячик прыгал, как лягушка
1.3. Усвоение способов трансформации
1. Воспроизвести ритмические ряды по образцу:
- выложить разноцветную дорожку, слушая голоса животных (каждому подражанию соответствует определенный цвет квадрата)
- “озвучить” эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат
- Воспроизвести серию движений, с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку
2. Воспроизвести речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом. Предварительный анализ включает узнавание и воспроизведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, установление последовательности и количества цветных кругов в каждом образце^
- Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем воспроизвести последовательность, используя слоги. Образец данной карточки предлагается ребенку на этапе автоматизации звука “р” в слогах.
- Ребенку предлагается “зашифровать” заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого шифра. Образцом служит речь педагога, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предлагает воспроизвести их ребенка на строке с помощью разноцветных кружков.
II ЭТАП
2.1. Усвоение ритмических эталонов темпа
1. “Камень, ножницы, бумага”
2. Проговаривание слоговых цепочек, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом.
3. Ребенку предлагается проговорить знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины. Условие: соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (кротка дорожка – быстрый темп, длинная – медленный). Предварительный этап: заучивание поговорок, стихов, потешек)
2.2. Формирование представлений о паузировании
1. Выделение паузы в ритмическом зрительном ряду. Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу.
- Ребенку предъявляется образец синкопированной дорожки из мозаики, и предлагается воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм.
- После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти
2. “Поющие лабиринты”: ребенку предлагается петь гласные звуки (слоги). Проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделенной линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует “остановке”. Продолжительность фонации соразмерна длине каждого отрезка.
2.3. Формирование представлений о ритмическом ударении
1.Выделение сильных долей в речевом ритмическом ряду. Воспитатель произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить самый громкий звук (слог).
2. Составление ритмических рядов на основе чередования сильных и слабых долей. Ребенку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому – хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому – легкий хлопок с маленькой амплитудой движения рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), азтем по памяти, без зрительной опоры.
3. Выделение ключевого слова в ритмизированной стихотворной речи. Предварительная работа: заучивание стихов, поговорок, скороговорок.
Например, скороговорка: “Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит”.
Вопрос: | Ответ: |
(Кто?) на дубу сидит и в дубу дупло долбит? | Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. |
Дятел (где?) сидит и в дубу дупло долбит? | Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. |
Дятел на дубу (что делает?) и в дубу дупло долбит? | Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит |
Дятел на дубу сидит и (где?) дупло долбит? | Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит |
Дятел на дубу сидит и в дубу (что?) долбит? | Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит |
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает?) | Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит |
III ЭТАП
3.1. Упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова
1. Соотношение слова с заданной ритмической схемой. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, “лишние” убирает в отдельную стопку. Предварительная работа: построение схемы из геометрических форм, пересчет количества деталей схемы и формулирование игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова.
2. Дифференцировка слова с различной слогоритмической структурой.
Ребенку предъявляются предметные картинки (карточки со словами) с ритмической сменой “длинных” и “коротких” слов: дом, машина, кот, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстукивая кулачками “короткие” и отхлопывая ладошками “длинные” слова.
3.Дифференцировка слова в соответствии с заданными ритмическими схемами. Ребенку предъявляют две(три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметы картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает “лишние” слова, не подходящие к предлагаемым схемам.
3.2. Освоение слогового и звукобуквенного анализа слова
1.Составить схему слоговой структуры слова. Послоговое проговаривание слова сопровождается составление схем и ее анализом (пересчетом количества составляющих, определением их местоположения путем соотнесения с порядковым числительным). Например: собака – три слога – первый “со”, второй “ба”, третий “ка”.
Вопросы к ребенку: – Назови первый слог (второй, третий)
– Какой по счету слог “ба” (“ка”, “со”)?
2. Различение слов-паронимов. Воспитатель произносит цепочку слов и предлагает ребенку выбрать слово, которое отличается от остальных.
катушка-катушка-подушка-катушка
удочка-уточка-удочка-удочка
совок-совок-сапог-совок
3. Трансформирование слоговой схемы. Ребенку предлагается последовательность действий: произнести слово по слогам, выложить схему из счетных палочек; определить и назвать каждый слог, выделив гласные; соотнести каждую часть схемы с гласной, выложить гласные буквы.
3.3. Выделение морфологических признаков слова
1. Выделение заданного слога в структуре слова. Ребенку предлагается проговорить слово по слогам, изменяя силу голоса на заданный слог (например, первый слог – громко, остальные шопотом). Нпример: слова с одинаковой слогоритмической структурой – батон, вагон, балкон, закон; слова, содержащие одинаковые слоги – роза, коза, гроза, глаза; косы, весы, бусы, носы, усы.
2. Изменение местоположения ударного слога в структуре слова. Ребенку предлагается последовательность действий:
- проговорить слово с соблюдением правил орфографии
- составить его схему, используя специальные знаки
- изменить местоположение знака ударения в схеме
- воспроизвести слово в соответствии с изменениями
Например: МАЛИНА
Если ребенок затрудняется в выполнении упражнения, то проговаривание слова сопровождается хлопками (акцент на ударный слог)
Усложнение: Смена ударения в парах слов, при этом уточняется семантическое значение слова.
косА – кОсы, мАшина – машИны, замОк – зАмок
Закреплению полученных навыков способствуют игры – индивидуальные или групповые:
- сюжетно-ролевые
- игры-драматизации
- пальчиковые игры
- подвижные игры
- Калягин В.А., Степанова Г.М. Если Ваш ребенок заикается. – Санкт-Петербург.
- Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
- Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. – Санкт-Петербург: Дельта. 1996.
- Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.
Источник