- Как определить, есть ли вокальные данные?
- Тесты на слух и чувство ритма
- Вокальные данные
- Заблуждения о чувстве ритма
- Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
- Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
- Традиционные методы проверки чувства ритма
- Новые методы проверки чувства ритма
- Чувство ритма как узнать есть
Как определить, есть ли вокальные данные?
Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?
Тесты на слух и чувство ритма
Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.
Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.
Вокальные данные
Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.
В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.
Источник
Заблуждения о чувстве ритма
Современная музыка это музыка ритма. Начиная со времен зарождения джаза и заканчивая современными электронными стилями, музыка в XX-XXI веках выбрала ритм в качестве основы. И отсюда естественна необходимость иметь отличное чувство ритма для современного музыканта. При этом большая часть музыкантов имеют очень смутное представление о том, как заниматься развитием чувства ритма, что это за навык и какие шаги нужно сделать для получения хороших результатов.
Такую проблему можно наблюдать не только в среде музыкантов любителей, которые осваивают игру на инструменте самостоятельно. В музыкальных заведениях также нет такого предмета, как развитие чувства ритма. С этой позиции неудивительно количество заблуждений относительно музыкального чувства ритма и приемов его развития.
В этой статье попробуем разобраться с наиболее популярными из них.
- Чувство ритма
Именно определение этого навыка, как чувство ритма является первым заблуждением. Представим, что музыкант может без труда исполнять какой-либо определенный ритм. Например, это будет ритм галоп. При этом ритм он исполняет верно, то есть в нем есть верное соотношение между восьмой и 2мя шестнадцатыми, но при этом он не может исполнять этот ритм под метроном или просто периодично. Все, что он может, это исполнить только группу ритма. Скажем ли мы, что такой музыкант обладает отличным чувством ритма?
Определяющим навыком для музыканта является способность повторить ровный ряд равномерных временных долей, то есть воспроизвести метр. Поэтому правильно называть это чувством метра или метроритма. Очень часто начинающие музыканты могут исполнить ритм достаточно точно, но не в состоянии делать это метрично.
Математический эталон метричности это метроном. Отсюда идет второе заблуждение:
2. Хорошее чувство метроритма это умение играть, как метроном.
И хотя это в принципе невозможно, давайте попробуем представить музыканта, который может играть математически ровно, как метроном. Вы можете подумать, а что может быть в этом плохого?
Проблема здесь будет в том, что ритм в музыке всегда относителен. Любая ритмическая фигура это не алгоритм, а всего лишь прообраз возможности. Например, мы знаем, что в одной половинной 2 четверти, но в начале предложения и в конце предложения музыкант исполнит четверти по разному, в зависимости от гармонии, фразировки или настроения.
Кроме того, ритм не может существовать обособленно от такого понятия как фразировка и музыкальный синтаксис, что означает необходимость ускорений или замедлений (так называемая агогика). У хорошего музыканта такие отклонения не превышают минимальных длительностей, но оказывают существенное влияние на звучание и формируют индивидуальный стиль. Поэтому идеальным можно назвать навык, при котором музыкант чувствует метр, но при этом может ускорять или замедлять определенные доли. При этом расстояние между сильными долями такта, чаще всего, будут близки к эталонным, а расстояние между долями внутри такта будет варьироваться в зависимости от стиля музыки.
3. Для развития чувства ритма нужно постоянно играть под метроном.
Занятия под метроном являются важным инструментом в занятиях любого музыканта, но нужно понимать, что
- Они не развивают гибкость и умение играть возле долей такта, о чем я упоминал выше.
- Метроном не развивает интонационное и музыкальное ощущение ритма. А именно музыкальное осмысление ритма имеет значения для исполнителя.
- Для развития чувства ритма нужно заниматься специальными упражнениями без инструмента
Особое внимание обратите на последний пункт.
Развитие чувства ритма невозможно без использования навыков тела совершать ритмичные действия. Игра на инструменте это достаточно сложная психофизическая деятельность, в процессе которой очень сложно контролировать метричные процессы. С другой стороны, если вы освоили ритм на уровне слуха и тела, то перенести его на инструмент не составит труда.
3 инструмента, которые нужно использовать в занятиях это физическое воспроизведение ритма (например, хлопки, стук по столу и т.д), проговаривание ритма (ритмофоника), дирижирование (тактирование).
Источник
Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.
Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.
ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».
ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.
Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.
Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.
Традиционные методы проверки чувства ритма
Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.
МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».
Примеры ритмических рисунков для прослушивания:
Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?
Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.
МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?
Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.
Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.
Новые методы проверки чувства ритма
Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.
МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.
Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.
После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.
Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.
МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.
После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.
МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.
Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!
Источник
Чувство ритма как узнать есть
Автор: Береговой Владислав Викторович
Организация: МБУДО «Монинская ДМШ»
Населенный пункт: Московская область, г. Монино
Введение
Ритм и его влияние на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов, представителей других наук, так как без ритма, невозможна жизнь, невозможно существование вселенной, следовательно, чувство ритма, в той или иной степени, есть у всех, а значит, его можно и нужно развивать.
Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.
Исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что отсутствие чувства ритма может быть вредным для здоровья, а также, что хорошее чувство ритма может помочь в изучении иностранных языков.
Определение и содержание понятия «Ритм»
Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω «течь», струиться, растекаться и т.д.) в музыке — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.
Ритм — один из основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.
Чувство музыкального ритма
Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Как и зачем чувство ритма «работает»?
Прежде всего, стоит сказать об утрате, «нарушении» этого чувства у современных людей. Различные факторы, например, отсутствие народной, традиционной культуры, жизнь человека в далеких от природы условиях (в мегаполисах) отдаляют нас от естества.
В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление. Можно назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение — торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь и т.д.
Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы. Чувство ритма — это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Основные особенности музыкального ритма
Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и, соответственно, музыкально-ритмического чувства.
Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.
Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом.
Опорой чувства музыкального ритма является становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни значительно более утонченные, рафинированные ритмические проявления. Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде — наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой, во всех отношениях наилучшей.
Таким образом, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.
Способы формирования развития чувства музыкального ритма
Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание объективные трудности ритмического воспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое». Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.
Первоначальному периоду воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Отличительная черта учебного процесса — развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям. Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6—7-летнего возраста в значительно степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность, чем это предполагалось раньше. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. С этой целью в учебной работе нужно применять формы, близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.
Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, и на первом месте должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка. Необходимо подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.
Игра под метроном на слабую долю, дирижирование, простукивание ритмических рисунков, несомненно, неотъемлемая часть развития чувства ритма.
Заключение
Музыка занимает значительную часть в жизни человека. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм является природным качеством человека и посредством введения специальных ритмических задач и упражнений, что благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма и способствует формированию слух ритмических навыков и представлений. Развитие чувства ритма, несомненно, благоприятно скажется на организме человека.
Список используемой литературы:
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1979.- 278 с.
- Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки [Текст] / В.А. Вахромеев. — М.: Музыка, 1971. – 354 с.
- Горюнова, Л.В. Развитие ребенка, как его жизнетворчество. Искусство в школе [Текст] / Л.В.Горюнова. — М.: Музыка,1993. — 125 с.
- Кленов, А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия [Текст] / А.С.Кленов. М.: Музыка, 1999. – 864 с.
- Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. — М.: Музыка, 1969.-342с.
- Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта [Текст] / И.Ю. Куберский. — М.: Музыка, 1997. – 576 с.
- Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста [Текст] / Б. Милич. У.: Музична Украина, 1979. — 124 с.
- Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлов. — Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Научный журнал «Philosophical Transactions of the Royal Society», 2014.
- Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1987.- 253 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. М.: Музыка, 1947.- 334 с.
- Фейнберг, С. Пианизм как искусство [Текст] / С. Фейнберг.- М.: Музыка, 1969. — 59 с.
- Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.Цыпин. — М.: Просвещение, 1984. — 63 с.
Источник