Чувство ритма для гитары

Чувство ритма на гитаре

Чувство ритма на гитаре. С чего начать обучение на гитаре. Часть 2.

Почему начинающим гитаристам особенно важно развивать чувство ритма на гитаре?

Мы обсуждали, что начинать обучение игре на гитаре лучше с работы над чувством ритма. Зачем же гитаристу сложная полиритмия?

Скрипка выдаёт только один голос мелодии (соло). В то время, как на гитаре можно исполнять партии сразу и мелодии и аккомпанемента. Помимо этого, гитаристу доступна ещё и богатая ритмическая партия. Классический бас, «бум-чик», равно как и всевозможные тэппинг с перкуссией по струнам и корпусу гитары. Каждый голос, разумеется, обладает своим ритмическим рисунком. То есть для раскрытия многоголосных возможностей гитары безусловно требуется чувство полиритмии.

Александр Мисько. Перкуссионный фингерстайл. Чувство ритма на гитаре.

Есть ещё одна тонкость. Звук гитары быстро затухает. Щипнув струну, гитарист больше её не контролирует. Размеры и устройство гитары не позволяют ей резонировать долго. Мастера гитары связывают отдельные ритмические линии между собой. Различные голоса на гитаре не просто звучат вместе, а в буквальном смысле обеспечивают слитное звучание друг с другом.

Как развивать сложное чувство полиритмии?

Самое простое — использовать тренажёры ритма для смартфонов и планшетов. Дёшево и сердито. Но вы учитесь только повторять услышанный пример, стуча по экрану одним пальцем. Если с чувством ритма у вас совсем плохо, по началу это какую-то пользу принесёт.

Чтобы заниматься на гитаре серьёзно, настоятельно рекомендую вам приобрести пособие Александра Виницкого «Учитель и ученик. 95 дуэтов» (2011 год).

Александр Виницкий. «Учитель и ученик. 95 дуэтов.»

Это большой комплекс готовых занятий с последовательным переходом от ритмических упражнений к музыкальным. Вам не нужно ничего придумывать. Вы не просто плавно с нуля вливаетесь в музыкальную структуру. А сразу же учитесь чувствовать и излучать ритмические пульсации всем телом. Ноги отбивают базовый ритм (граунд бит). Руки тут же хлопают разные ритмические рисунки. Торс при этом качается в своём ритме. В общем, вы занимаетесь системно. По нарастающей. И материала вам точно хватит на несколько месяцев.

Groundbit (базовый ритм) — ногами, ритмический рисунок — руками.

Примеры этюдов смотрите в этом плейлисте (собран на просторах YouTube).

Сразу берите за правило заниматься с метрономом. И в ритмических упражнениях и вообще музыкой. Только так вы начнете играть ровно, что крайне важно для гитаристов самоучек.

Как выбрать метроном и развить чувство ритма на гитаре смотрите в полном видео уроке на YouTube канале «Гитара по-взрослому».

Далее мы рассмотрим ещё одну важную тему о главной ошибке начинающих гитаристов. С чего ни в коем случае не следует начинать обучение на гитаре. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Играйте красивую музыку.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

GuitarLine.Ru

5 советов, как развить чувство ритма начинающим гитаристам

Опубликовано: 08.01.2010, автор: sMiles

Совсем недавно мы уже затрагивали тему ритма, и ровной игры в разговорах о фанке и уже обсудили как заниматься отработкой ритмических рисунков. Немного поразмыслив решил предложить на суд нескольо простых правил, которые позволят получить ощутимый эффект от занятий развитием чувства ритма.

Конечно, это не какие-то волшебные заклинания и они не смогут вас в один момент превратить в грувового гитариста. Но если каждое занятие вы будуте уделять внимание каждому из указанных пунктов, вы заметите, как станете играть более ровно.

Вообще чувство ритма это как езда на велосипеде, если один раз дойти до определенного уровня исполнительского мастерства, то после даже продолжительных перерывов будет очеь легко вернуть форму.

1) Занимайтесь с метрономом. Все статьи журналов, сайтов и все видеошколы начинаются с этой простой рекомендации. О занятиях с метрономом так много говорят именно потому, что новички часто пренебрегают ими. Занятия с метрономом помогут вам отработать не только сложные ритмические фигуры, но и положительно скажутся на вашей скоростной игре, если уж вы решите научиться играть на сверхзвуковых скоростях.

Когда вы будете отрабатывать какую-то сложную быструю фразу, начинайте работу над ней с медленных темпов и постепенно увеличивайте скорость. Например, когда я играю какие-то сложные пассажи, я начинаю с темпа 65 ударов в минуту и прибавляю по 5 ударов, каждый раз когда чувствую что уверенно могу сыграть фразу.

Читайте также:  Лайтовое настроение что значит

Если вы занимаетесь над каким-то ритмическим рисунком, то тут можно действовать наоборот. То есть на этот раз мы будем постепенно уменьшать темп. Начнем с 100, 90 или 88 ударов в минуту и постепенно доведем до 65. Почему следует уменьшать темп? Ответ достаточно прост — когда вы играете ритмические рисунки, например, шестнадцатыми нотами, вы лишь первые пару квадратов играете рисунок, ориентируясь на ноты и счет, затем вы уже запоминаете как звучит рисунок и играете на слух, но никак не используя свой «внутренний метроном». Играть ритмические фигуры, особенно, которые состоят из смешения шестнадцатых и триолей, в медленных темпах достаточно сложно. Попробуйте поиграть обычные упражнения на разминку в темпе 60, вы поймете, что играть в таком темпе тяжело. Поэтому я и рекомендую при отработке ритмических рисунков постепенно уменьшать темп, так вы постоянно сможете держать мозг в напряжении и заставите себя играть ориентируясь на счет и длительности исполняемых нот, а не просто на звучание рисунка.

2) Постоянно занимайтесь отработкой новых ритмических рисунков. Как говорил в одном из интервью Frank Gambae и как недавно писал я, во время занятий следует уделить как можно больше внимания новым упражнениям. Постоянно обновляйте свой словарный запас ритмических рисунков. Тут хорошей помощью станут книги и видеошколы по фанковой гитаре.

3) Больше слушайте музыки, основанной на ритме, анализируйте услышанные ритмические рисунки, снимайте грувы. О пользе съема чужих композиций упоминал Greg Howe() и Gambale. Целые поколения гитаристов в 70-ые и 80-ые были воспитаны на съеме игры любимых музыкантов. Сейчас все гораздо проще, есть интернет, множество гитарных журналов и видеошкол. Так что если вы решите выучить чью-то песню, достаточно одного запроса в google. Но хотя бы спросите у всезнающего поисковика и уделите немного времени интересным песням. Во время разбора риффов и ритмических рисунков, записывайте их на бумаге и анализируйте. Снимайте партии баса и барабанов, это так же очень полезно.

4) Записывайте свою игру и анализируйте. Проблема звукозаписи для современного гитариста уже давно отпала, есть сотни способов, как сносно записать гитару. Как минимум тут подойдут комбики или примочки с кабинетэмуляцией. Использование VST плагинов для работы над чувством ритма не эффективно, избавиться от задержки с ними невозможно, даже если задержка составляет 2,7 миллисекунды это испортит весь эффект занятий. В таком случае лучше вообще не использовать никаких эффектов.

5) Играйте с другими музыкантами. Игра в группе дает наилучшую оценку вашей техники, к тому же хорошая критика никогда не повредит. Опыт от совместного исполнения песен позволит лучше понять строение риффов и ритмических рисунков. В особенности обратите внимание на то, как взаимодействуют пары инструментов гитара/бас и бас/барабаны.

Источник

Идеальное чувство ритма для гитариста

Инструкторы

Денис Чуфаров

Хотите из одного предложения узнать секрет развития любой техники игры, а также причину большинства провалов и проблем гитариcта?

Прочитайте этот абзац и Ваше мышление уже никогда не будет прежним.

Одна из самых революционных вещей которую я узнал от Пако де Люсия (ну конечно не от него лично, а из его интервью) это секрет быстрой игры.

Знаете в чем он?

В многочасовых занятиях? В физиологии? В шаманских танцах?

В идеальном чувстве ритма.

Если вы чувствуете каждую 32 ноту, то с большой вероятностью Вы их можете сыграть.

Вот он, по сути, секрет который ищут многие гитаристы.

Как хорошо звучать, как играть быстро, как играть качественно?

80% проблем, которые встречаются у музыкантов связаны с ритмом.

Отсюда можно сделать простой вывод — развивайте чувство ритма и ваша игра станет намного лучше!

В этом курсе детально рассматриваются 2 базовые единицы музыкального времени — ритм и метр. Вместо блуждания в темноте, Вы получаете полное понимаете того, как улучшать чувство ритма, из каких компонентов оно состоит и каким образом влияет на ваш стиль игры.

В курсе вы найдете детальный разбор пульсаций и размеров, наиболее популярных в современной музыке.

Развитие чувства ритма эта та область, которая требует только практики. Теория здесь не имеет значения. Слушая упражнения, а затем практикуя их Вы постепенно развиваете ритмические навыки от простейших к более продвинутым. От занятий без инструментам к игре в сложных размерах. Вы пройдете путь от игры четвертей до сложнейших вариантов полиритмического синкопирования.

Современная музыка немыслима без синкопирования. В этом курсе предлагается авторская методика освоения всех видов синкоп. Шаг за шагом Вы увидите простую и логичную систему образования синкоп в 4х дольном размере, которую затем сможете использовать в любой музыкальной ситуации. Каждая синкопа рассматривается в различных вариантах на примере простой ритмической фигуры.

Вы увидите секретную стратегию проработки ритмических матриц, которая без преувеличения даст вам тотальный контроль над ритмом. Вы проработаете сетку на 3 и 4, а также продвинутые варианты свингового смещения и наложения паттернов. После освоения этих фигуры будете в полном всеоружии для обуздания любого ритмического беспредела:)

Читайте также:  Чувствовать взгляд другого человека

ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ?

Изучение и регулярные занятия по курсу дадут Вам стабильный рост и прорыв в развитии чувства ритма. Уже через достаточно короткий период времени Вы увидите и самое главное услышите позитивные изменения в вашей игре, как в ритмическом, так и техническом плане.

БАГАЖ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

Изучение данного курса даст вам по настоящему ценные знания, которые путем упражнений Вы превратите в навыки. Чувство ритма в отличие от техники это навык, которые не ухудшается со временем. Это значит, что развивая его до определенного уровня Вы не сможете играть хуже.

ЭТО ПРОСТО!

Видеокурс построен таким образом, что каждый музыкант сможет вынести для себя огромное количество полезной информации. От простейших фигур до свинга, полиритмии и сложных размеров Вы будете проведены буквально за руку. Усложнения материала настолько незаметно, что вы не заметите, как начнете исполнять самые сложнейшие ритмы без проблем.

Источник

Ритм — всему голова! Или как стать хорошим ритм-гитаристом

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Вообще, в гитарной культуре как-то так сложилось, что соло игра, всегда привлекает больше внимания. Не будет преувеличением сказать, что многие просто взяли в руки гитару после того, как услышали пентатонические полёты по грифу Хендрикса, Ван Халена или Ангуса Янга. И для многих же солирование остается первоочередным интересом, и именно так эти люди стараются выразить себя.

Само собой, что в целом в этом нет ничего плохого. Плохо становится тогда, когда люди зацикливаются на пилеже соло при этом напрочь забывая о ритме. Даже говоря о «ритм секции» в группе эти люди себя из нее исключают, мол неблагодарное это занятие для «недалеких барабанщиков» и «придурковатых басистов» — героев многих музыкальных анекдотов. Ведь всем известно, что басист – это неудавшийся гитарист.

И это печально. Стоит заметить, что ритм – это, в первую очередь то, что делает музыку – музыкой. Это её дыхание, её локомотив, если хотите. Просто три ноты – это просто три ноты, но три ноты, сыгранные в ритме – это уже музыка. Именно ритм и грув являются сердцем рок-н-ролла.

Подвижка в сторону запильных скоростных соляков, произошла в теперь уже далёкие глэм-рокерские волосатые 80-е. Когда играть на гитаре значило пилить быстро, очень быстро. Зачастую это были просто соло ради соло. Пили быстро, болтай волосатой башкой и не важно, что ты не можешь сыграть простенький синкопированный фанковый рифф – это же хэви-метал, детка! Не в этом суть!

Конечно, сейчас ситуация в гитарной музыке немного другая, но тем не менее, апологетов быстрой игры и сейчас пруд-пруди. Повторюсь, в этом нет ничего плохого, если ты играешь быстро и ритмично как, например, Гатри Гован, если же ты пилишь мимо метра, то какой в этом толк? Всем известно, что боги рок-н-ролла очень расстраиваются, когда с ритмом беда. Так вот и реши для себя, хочешь ли ты быть после смерти в гитарном аду или раю?

Если же я тебя убедил, что ритм – всему голова, то вот несколько советов, как можно стать хорошим ритм-гитаристом.

1. Слушай Великих

Тех людей, которые на ритме собаку съели. И попытайся понять, что же именно сделало этих людей поистине великими, за что из так называют? Вообще, в любом жанре музыке есть легендарные ритм гитаристы, если же говорить про рок-н-ролл, очевидно, что это Чак Берри, Бо Дидли, Кейт Ричардс, Пит Тауншенд и Малькольм Янг. Список можно продолжить, само собой.

Большинство из этих парней – это мастера синкоп, которые вытворяют с ритмом, что им заблагорассудится. Они могут играть чётко в метр, оттягивать немного назад или наоборот – вперед. В общем, танцевать вокруг клика, как им хочется, удобно и как нужно для той или иной композиции.

Зачастую очень сложно понять, как они это делают, зачем и почему. Все настолько тонко… Совет тут, как обычно, один – снимай их записи, играй вместе с ними. И тогда станет ясно, если не все, то очень многое. Кстати, бывший чилийский перец, Джон Фрушанте, сам собаку съевший на ритме, не стесняется делать этого до сих пор.

Если начать разбираться в ритм-гитаре, то можно заметить, что и те люди, которых обычно ассоциируют с соло игрой, тоже с ритом более чем в дружеских отношениях. Я говорю о Хендриксе, Пейдже, Ван Халене и Даймебеге Даррелле, например.

Ван Хален, к слову, начинал с ударных и это многое объясняет, а его брат Алекс – с гитары. Позже они поменялись инструментами и мы все знаем Эдди, как выдающегося гитариста, а Алекса, как отличного и фактурного рок-барабанщика.

Читайте также:  Летом во время депрессии

Все это подводит нас к следующему совету…

2. Играй с действительно хорошими барабанщиками!

Я понимаю, что с барабанщиками в наших пенатах напряженка, а хороших — днём с огнём не сыщешь. Эти парни зачастую играют в нескольких командах и заманить их в свою банду довольно непросто.

Но я тебе скажу, что играя с плохим драммером ты и сам будешь деградировать в плане ритма. Ну и еще один момент: нет ни одной хорошей команды, где бы был плохой драммер. И опять же, как можно стать хорошим ритм-гитаристом без хорошего барабанщика?

В общем, играя с добротным барабанщиком, ты и сам не заметишь, как твоё чувство ритма и грува значительно улучшится. Самое хорошее в этом то, что это может произойти практически без усилий с твоей стороны, просто иногда что-то щёлкает и ты понимаешь, что вот оно – КАЧАЕТ!

Чтобы этого кача достичь побыстрее, иногда полезно думать о гитаре, как об ударной установке. Ну в том плане, что каким-то чёсом можно имитировать паттерн хай-хэта, рабочего. Или какими-то перкуссионными звуками играть вместе с томами или бас-бочкой, как басиситы, например. Тут простор для творчества огромный.

Кстати о басистах. Если ты никогда не обращал внимание на басовую линию в своих любимых композициях, то самое время это сделать. Скажу по секрету, там есть чему поучиться. Нужно сделить за тем, как бас играет с барабанами, где он бьет в долю, где в синкопу, когда и как играет с бас-бочкой, как он заполняет простарнство, или же наоборот, оставляет его свободным, создавая грув. В общем, это очень интересно.

3. Метроном

Пожалуй, этот пункт стоило бы поставить первым, но теперь-то уж чего?

Т.к. у большинства из нас нет своего карманного барабанщика, то при отработке упражнений и даже при написании композиций нужно использовать метроном. Работа под клик поможет тебе понять темп и ритм. Это, определенно, поможет тебе играть лучше. Ну и бонусом ты всегда сможешь понять, если кто-то не держит ритм.

Когда начинаешь играть с метроном, он поначалу может довольно сильно давить на мозги. Тут совет простой, нужно играть не В метроном, а С метрономом. Он не должен сковывать твои движения, не должен ограничивать. Он должен помогать. Это как прерывистая разметка на трассе -, в целом, не обязательно, но потоки разделяет.

Позже, когда придет понимание, что метроном – это не надсмотрщик, которые в случае лажи бьёт тебе кликом в голову, а друг, который дает опору, постепенно начнем вырабатываться чувство грува и ритма. Можно будет отклоняться от этой опоры: играть немного вперед или назад, делая нужные акценты и синокопы. Но самое приятное в этом то, что ты всегда находишься в ритме и всегда можешь вернуться в свою полосу.

Просто послушайте, как с этим прекрасно справляется Бадэн Пауэлл в композиции “Choro Para Metronome”.

В общем, если решите, что метроном вам больше ничего дать не может – просто переслушайте эту запись.

4. Выучите больше аккордов.

Само собой, что ритм – он на первом месте, чувство ритма и грува – это именно то, что делает ритм-гитарист – ритм-гитаристом. Но не стоит забывать и о гармонической составляющей музыки. Если дальше рока в своей музыкальной жизни никогда не заглядывали, что зуб даю, что ваш аккордовый словарь не так богат. Поэтому расширение этого словарика всегда даст вам возможность добавить красок, драмы и напряжения в свою игру.

Отличным способом пополнить свой аккордовый словарь — это джазовые аккордовые прогрессии, на которых, собственно, и строятся джазовые стандарты. Поэтому не мешает из разучить.

Если с открытыми аккордами и барэ ты уже знаком, то неплохо бы выучить и понять, что такое 7-ки, 9-ки, а также расширенные, уменьшенные аккорды и sus аккорды.

Повторюсь, все это позволит значительно расширить аккордовый словарь, а значит и твои возможности.

5. Экспериментируйте с нестандартными строями

Это еще один отличный вариант расширить свою звуковую палетту. Кстати, некоторые из тех Монстров Ритма, о которых я упоминал в первом пункте, довольно часто этим пользуются. Например, Кит Ричардс. Всем известен его пятиструнный Телекастер и любовь к открытым строям, которые позволяют извлекать из своей гитары такие интересные ритмовые текстуры.

Можно начать с простого: попробовать дроп-D, или просто настроить гитару на пол-тона ниже. И возможно, твоя старая гитара зазвучит совсем по-другому.

Играя ритм в команде ты не так бросаешься в глаза, как тот, кто пилит зубодробительные соло, но, как как по мне, качать риффы – это еще та темная магия. Тем более, что в современной музыке именно риффы и ритм стоят на первом месте. А уж, когда начинает КАЧАТЬ… В общем, это чувство ни с чем не спутаешь.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью