Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Наталия Яковлева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела,игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Упражнение для младшей группы: «Барабан»
Мне купили барабан – бам,бам,бам!
Я на нем играю сам – бам,бам,бам!
1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
Упражнение для средней группы: «Колобок»
Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,
У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,
Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,
Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.
Упражнение для старшей группы: «Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. — Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: это зверь. — Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.
Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
— Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»
— Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
Например,я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».
Цель игры :дать детям представление о долгих и коротких звуках. «Ритмическое эхо».Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.
«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.
Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.
Упражнения решают следующие задачи:
• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.
• Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.
• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
• Формирование фонематического слуха.
НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)
Большие ноги шли пот дороге:
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.
ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)
Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
А днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.
Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.
Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».
Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.
ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)
1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!
В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.
Поломала каблучок. Ох!
2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.
Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.
Вновь сломала каблучок, Ох!
3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.
Побежала по дорожке, так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!
Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.
Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» — удары палочек друг о друга.
В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.
Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.
Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.
Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка (интеллектуальное,.
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольников 1. Игра «Волшебный узор» (на развитие ритмического слуха). Цель игры: развитие ритмического слуха, развитие внимания; учить точно воспроизводить.
Обобщение опыта через открытый просмотр «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры» Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.
Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Открытое музыкальное занятие в старшей группе на тему: «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма».
Развитие чувства ритма у детей Развитие чувства ритма у детей. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Ритм, который музыка.
Развитие чувства ритма у детей через игры В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно,.
Развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста с элементами психогимнастики «Веселые мордашки» В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психологических средств и методов развития, коррекции тех или.
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей» Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей. Форма проведения: семинар –.
Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма Научными исследованиями доказано, что любой музыкальный звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие.
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкально- дидактических игр. Одной из важных задач всестороннего.
Источник
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр
Татьяна Галимова
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр
Развитие чувства ритма у дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время — одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности:
• в пении — когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;
• в ритмике — где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;
• в игре на детских музыкальных инструментах — здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.
Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего
возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.
Одна из задач ФГОС ДО — создать благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особое значение,поскольку решают одновременно множество задач:
• формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах;
• развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух;
• формировать речевую и певческую интонации;
• развивать воображение, образное мышление, внимание, память;
• формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.
Цель пособия — развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.
Данное пособие предназначено для организации музыкально-игровой деятельности для детей 3-7 лет. При выполнении игровых упражнений дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности – пении, музицировании, музыкально-ритмических движениях.
Все игровые упражнения построены на синтезе слова, движения и музыки.
Работа над развитием чувства ритма и закреплением знания ритмических структур строится на разнообразном музыкальном материале.
К данному пособию прилагается диск с музыкальным сопровождением.
«Песенки-ритмы»
1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.
Вот лошадка прискакала —
И копытцами стучала —
Звонко цокают копытца —
Игра на свистульках.
Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.
1. Птички прилетели,
Ах, какой прелестный день!
2. Песенку пропели,
Ах, какой прелестный день!
3. По дорожке — скок-скок
И на ветку — прыг-скок:
Ах, какой прелестный день!
Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.
Я — красивый петушок,
Шпоры есть и гребешок.
По утрам я всех бужу
И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).
Дети отстукивают ритм на барабане.
Барабан гремит с утра.
Поиграй с ним, детвора!
Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.
Игра на клавесах.
Играли в догонялки.
По тропке бежали,
Скачут и резвятся,
Волка не боятся.
Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).
На лесной лужайке
Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.
Оборудование: шумовые инструменты — ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.
1. На лесной лужайке
Ритмы отбивали.
2. Белки услыхали,
Ритмы обивали!
Ти-ти Та, ти-ти Та,
Ти-ти Та, ти-ти Та!
3. Вдруг ежата прибежали,
В барабаны застучали.
Ритмы отбивали!
4. И волчата тут как тут,
С бубном появились вдруг.
Ритмы отбивали!
5. А мышата (лисята) прибежали,
В маракасы зашуршали.
Так тихонечко играли,
Ритмы отбивали
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!
6. Медвежонок услыхал,
Треугольник в лапы взял.
Ритмы отбивает!
7. Музыканты, дружно в ряд!
Становись, как на парад!
Ритмы обивайте!
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.
Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.
ИГРА С КЛАВЕСАМИ
1. В руки клавесы мы взяли, — стучать клавесами друг о друга
Громко, громко застучали.
Клавес — раз — стукнуть клавесой по полу вертикально
Клавес – два — стукнуть другой клавесой по полу вертикально
Начинается игра — стучать по-очерёдно клавесами по полу.
2.Постучали справа так:
Туки-так, туки-так. — стучать клавесами друг о друга
Но,а слева все вот так:
Туки, туки, туки, так! — стучать клавесами друг о друга
Рожки показали — приставить клавесы ко лбу («рожки»)
И на ножки встали. — поставить клавесы вертикально на пол
3. Правой ножкой — топ, топ, топ,
Левой ножкой — топ, топ, топ.
Весело шагаем — «шагать» клавесами
Ритмы отбиваем — стучать клавесами друг о друга.
Далее поиграть в ритмические игры — педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.
(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)
Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.
1.Ёжик песенку поёт,
Яблочки домой несёт:
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
2. Скачет белка целый день,
Ей грибы срывать не лень.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
3. Зайка в огород пошёл
И морковку там нашёл.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
4. Мишка по лесу идёт,
Землянички там нарвёт.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет
Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»
Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.
1. Вот по-кошачьи кошечка
К нам, крадучись, идёт опять.
Собака – по-собачьи, гордо
2. Утёнок по-утиному:
Вразвалочку идёт-бредёт.
Всё прыг да прыг – вперёд!
3. Красиво, по-лосиному,
Гуляет лось в лесу густом.
Бежит мышонок в дом.
4. А косолапый мишка
По-медвежьи вышел погулять.
В берлоге под сосною он
Всю зиму спал опять.
5. А заинька по-заячьи
Спешит запутать след в лесу.
Трусишка скачет маленький.
Не встретить бы лису!
6. Гусята по-гусиному
Так важно шествуют гуськом.
Кто вприпрыжку, кто шажком.
По стихотворению В. Степанова
Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструмене.
1. На осенней на полянке
Так красиво, ярко, ярко!
Ёжик вдруг здесь появился,
С бубном весело резвился.
2. Тут и Зайчик прибежал,
Румбу в лапы быстро взял.
Очень весело, забавно
Он с ежонком заиграл.
3. К ним и белка прискакала,
Ведь красиво, вместе, дружно
Всем сыграть в оркестре нужно.
4. Вот и вечер подкатился,
Всё замолкло, стало тихо…
Музыканты ушли спать,
Чтоб с утра сыграть опять.
Тссс… (Зверята ложатся спать).
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.
Источник