Чувство равновесия у детей разного возраста

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
Статья о развития равновесия в дошкольном возрасте 22.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросам равновесия уделяется большое внимание в системе подготовки дошкольников по физической культуре.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функций равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положения, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направленные на сохранение равновесия. Многократное выполнения таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Итак, формирование равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников. От своевременного развития равновесия зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, способствует формированию правильной осанки, а также развитию его двигательной сферы.

Что же такое равновесие?

Равновесие – это способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Оно зависит от величины площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы.

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того, чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.

Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс. (Е.Н.Вавилова, 1983).

Трудности сохранения не только вертикальной, но и любой другой позы при действии постоянно меняющихся внешних сил обусловлены тем, что двигательный аппарат человека представляет собой сложную кинематическую цепь с большим числом механических степеней свободы. Дыхательные движения, перемещение крови по сосудам, постоянные неравномерные мышечные напряжения превращают человеческое тело в подвижную систему. Поэтому, при сохранении определенной позы наиболее сложно превратить эту систему в относительно неподвижное «неизменяемое» тело. Однако всякое равновесие относительно и носит временный характер. Другими словами, равновесие человеческого тела – частная форма движения.

Чрезвычайно сложны вопросы управления равновесием у детей дошкольного возраста, особенно ранних лет. Здесь трудно еще говорить о «хорошо организованной функции» сохранения позы в связи с имеющимися возрастными особенностями развития всех афферентных систем (зрительной, вестибулярной, кожной, двигательной) и интегрирующего их деятельность аппарата – центральной нервной системы. Равновесие постепенно формируется в автоматизированную функциональную систему, действующую в полном соответствии с получаемыми воздействиями внешней среды. С течением времени растет количество и разнообразие поз, которые ребенок научается поддерживать произвольно и в статическом положении, и в движении. (М.Ю.Кистяковская, 1978).

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярная сенсорная система связана со многими центрами спинного и головного мозга и вызывает ряд вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов. Вестибулярные нервные центры находятся под прямым влиянием ядер мозжечка. (Фомин Н.А., 1992). Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. (Бадалян Л.О., 2000). Кора больших полушарий обеспечивает наиболее широкое взаимодействие различных сенсорных систем и их участие в организации двигательных действий человека, в том числе в процессе его спортивной деятельности.

Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) – зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния – третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичная) сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования. В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы.

Начиная с 5-6 летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период с 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 4г. наблюдается в 50%, в 6-7 лет – 80%.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Сенситивным периодом развития равновесия является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку. (Ашмарин Б.А., 1990).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах.

В своих исследованиях Кистяковская (1978) уделила внимание развитию функции равновесия у детей дошкольников. Автор выявила основные направления развития статического равновесия у детей разных возрастных групп и уровень развития этого качества у наблюдаемых детей. Тенденция нарастания исследуемой способности детей поддерживать устойчивую позу при стоянии заданным способом сохраняется от возраста к возрасту.

Формирование способности удерживать данную позу у девочек происходит более интенсивно. В равновесии у детей 4 – 7 лет наблюдаются большие индивидуальные колебания. Максимальные возможности детей в статическом равновесии улучшаются из года в год. Особенно интенсивно развитие равновесия у детей происходит на шестом году жизни.

У детей дошкольного возраста уменьшение продолжительности равновесия при стоянии зависит не только от наличия или отсутствия зрительного контроля, но и от состояния вестибулярного аппарата, а также всех других систем, принимающих участие в регуляции позы ребенка. У девочек начиная с пятилетнего возраста вся сложная система управления равновесием тела оказывается более сформированной, чем у мальчиков. Это вытекает из меньшей значимости зрительного контроля для продолжительности равновесия при стоянии.

Применение специальных упражнений на равновесие в занятиях по физической культуре приводит к совершенствованию функции равновесия у детей.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ.дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ваваилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
  3. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1978.
  4. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биол.спец.вузов. – М.: Высш.шк., 1990.
  5. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.
  6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  7. Теория и методики физического воспитания: Учебн. Для студентов фак.физкультуры пед.ин-ов по спец.03.03.»Физ.культура» Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградв, З.Н.Вяткина и др. Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб.пособие для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

Источник

Серия игровых упражнений для развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Лекомцева
Серия игровых упражнений для развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста

Серия игровых упражнений для развития равновесия.

I. Игровые упражнения в помещении.

Цель: развитие статического равновесия.Цель: развитие динамического равновесия

И. п. : полный присед на одной ноге, другая вытянута вперед, руки скрещены на груди.

1 – и. п., 2 – подскок со сменой ноги, 3 – и. п., 4 — подскок со сменой ноги.

И. п. : сидя на корточках, руки внизу.

По сигналу воспитателя из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлится, снова присаживаясь на корточки.

И. п. : лежа на полу, подняв ноги и корпус вверх, упереться руками в поясницу и поставить локти на пол.

1 – и. п. 2 — медленно опуститься на пол, 3 — удерживать равновесие без помощи рук, 4 — опуститься на пол.

И. п. : сесть на колени, «подложить» пятки под себя, колени развести в стороны, локти рук опустить к нижней части живота, ладонями опереться на пол.

1 — Наклониться вперед, опираясь о пол головой, 2 — затем выпрямить корпус, оторвать голову от пола, стоя на одних руках, 3,4 – и. п.

И. п. : сидя на стуле, спина прямая, руки на боковых краях сидения, ноги выпрямленные.

1 – и. п. 2,3 — медленно поднять ноги параллельно полу и удерживая их в таком положении, попытаться оторваться от сидения с опорой на руки, 4 – и. п.

«Стойкий оловянный солдатик».

И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу.

1,2,3 — Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, 4 — выпрямиться. «Велосипедист»

И. п. : сидя на кубике, руки в опоре сзади, стопы на полу.

1-4 – круговые движения ногами вперед, 5-8 – круговые движения ногами назад.

«Цапли» (выполняется парами).

И. п. стоя на опорах на расстоянии вытянутой руки, дети держатся за руки.

1,2,3 – согнуть правое колено под прямым углом, 4 – и. п. «Бой петухов». (выполняется в парах)

И. п. : стойка на одной ноге, руки скрещены на груди.

Два ребенка становятся лицом к лицу в очерченный круг и наскакивают друг на друга, как бойцовые петухи. Пытаются оттолкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

«Петрушка на скамейке»

И. п. : стоя на скамейке ноги вместе, руки в стороны.

По сигналу воспитателя ребенок на каждый шаг поднять вперед поочередно правую и левую ногу. Руки быстро спускаются, выполняя хлопок под коленом. Ногу на скамейку, руки в стороны.

И. п. : стоя на кубике, руки на поясе.

1 – правую ногу отставить в сторону на пол, 2 – левую ногу приставить к правой, 3 – левую ногу поставить на опору, 4 – правую ногу приставить к левой, 5-8 – тоже с левой ноги.

«Разойдись – не упади!» (выполняется парами).

И. п. ноги вместе, руки на поясе.

По сигналу воспитателя двое детей идут по скамейке навстречу друг другу. Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

Ходьба по шнуру (длина 8—10 м, который лежит на полу, по кругу и зигзагом.

И. п. ноги вместе, в руках предмет (мяч, палка).

1 – шаг правой ногой, руки вверх, 2 – шаг левой ногой, руки вниз, 3,4 – повтор.

И. п. ноги вместе, руки на поясе.

По сигналу воспитателя совершить повороты на носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе.

«Через холодный ручей».

И. п. на скамейке, ноги вместе, руки на поясе.

1 – шаг, присед на правую ногу, левую ногу опустить вниз, касаясь носочком 2 – и. п., 3 – шаг, присед на левую ногу, правую ногу отпустить, касаясь носочком, 4 – и. п.

II. Игровые упражнения на улице.

Цель: развитие статического равновесия.Цель: развитие динамического равновесия

И. п. произвольное.

Дети движутся произвольно по площадке. После слов «Раз, два, три — замри», дети принимают задуманную ими позу на одной ноге.

И. п. : ноги находятся на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.

1,2- поднять правую ногу параллельно полу, согнуть руки в локтях и поднять кисти рук на уровень груди, 3 – вытянуть ногу вперед и развести руки в стороны,4 – и. п., 5-8 – выполнить упражнение с левой ногой.

И. п. : ноги находятся на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.

1,2-выполнить круговые вращательные движения вправо — вверх — влево – вниз телом, 3 – руки и правую ногу отвести вправо и полностью выпрямить ногу в колене, 4 –и. п.

И. п. : стойка на правой ноге, левая поднять параллельно полу, руки в стороны.

1-4 –выполнять вращательные движения прямой левой ногой по часовой стрелке, 5-8 –против часовой стрелки.

И. п. : стоя ноги на ширине плеч, руки расслаблены и опущены вдоль тела, шея и спина выпрямлены.

1-согнуть руки в локтях, подтянуть кисти к подмышечным впадинам, левую ногу согнуть в коленном суставе, а правую вынести вперед параллельно земле. 2 — присед на одной ноге. 3 — выпрямить левую ногу, подняться, правую ногу медленно опустить, 4 — поставить ноги на ширине плеч, а руки вынести вперед.

И. п. : стоя ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

1-3 – поднять руки вверх и встать на кончики носков ступней, 4 – и. п.

И. п. произвольное.

Воспитатель называет сигналы светофора, дети выполняют действия, соответствующие каждому сигналу. Красный — замереть и не двигаться; желтый — стоять на месте, хлопая в ладоши; зеленый — двигаться медленным бегом.

И. п. ноги вместе, руки на поясе.

Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

И. п. основная стойка, руки в стороны, спиной вперед.

Ходьба по шнуру (длина 8—10 м, который лежит на полу, по кругу и зигзагом, спиной вперед.

«Лягушки и цапля».

И. п. ноги вместе, руки на поясе.

Дети передвигаются по площадке, выполняя наклоны. По сигналу воспитателя дети останавливаются, замирая на одной ноге.

И. п. основная стойка, руки в стороны.

Вбегать и сбегать по наклонной доске или снежной горке, ограниченной флажками.

«Зайчики на горке»

И. п. основная стойка, руки согнуты перед грудью.

Прыжки по наклонной доске вверх, ограниченной флажками.

И. п. ноги вместе, руки на поясе.

На площадке по кругу расставлены предметы. Дети, идя друг за другом перешагивают их не задевая.

На дереве висит вырезанный из картона кролик с открытым ртом.

И. п. основная стойка, руки произвольно, в руке морковка.

На расстоянии 4-5 шагов ребенок делает 2-3 вращения, после чего подходит по прямой линии и кормит кролика.

«Дружные пары». (выполняется парами)

И. п. основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки.

1-4 – кружатся в одну сторону, 4-8 – в другую сторону.

По мнению Д. В. Хухлаевой [43,65] для выполнения всех физических упражнений необходимы физические (или двигательные) качества.К этим качествам она относит следующие отдельные качественные стороны двигательной деятельности человека: Ловкость – это способность быстро перестраивать координационные движения и быстро их перестраивать в соответствии с требованиями обстановки которая меняется. Гибкость – наибольшая амплитуда движений человеческого тела в определенном направлении. Сила – степень напряжения мышц, развивающая мышцы при сокращении. Быстрота – способность совершать те или иные физические упражнения в минимальный отрезок времени. Выносливость – способность совершать те или иные действия в течение длительного времени. Равновесие – способность сохранять положение тела в условиях разнообразных движений на уменьшенной или повышенной площади опоры.

Статическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в состоянии покоя (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т. п.). Для статического равновесия применяются так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

Динамическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в движении (пр., выполнение двигательной связки на бревне и т. п.). Оно основано на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражненияс прямолинейными и угловыми ускорениями: кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).

Динамическое и статическое равновесие слабо коррелируют между собой. Поэтому можно обладать высокой устойчивостью в какой-либо позе и быть неустойчивым в каких-то двигательных действиях. [48]

Сохранение статического и динамического равновесия – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. В обыденной жизни сохранение равновесия происходит автоматически рефлекторным путем. Известно, что при сохранении той или иной позы тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Одним из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой является сохранение равновесия.

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Игровой метод, по мнению Д. В. Хухлаевой, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста — наиболее специфичный и эмоционально — эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы».

Игровые упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Игровые упражнения по своей сложности относятся к элементарным играм.

Использование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольников Ни для кого не секрет, что хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. А правильная и.

Разработка упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста «Геометрические фигуры в образах игрушек» Выступление на педагогическом совете на тему: «Разработка упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста: Геометрические фигуры.

Диагностический комплекс упражнений для исследования состояния развития мышления детей старшего дошкольного возраста Диагностический комплекс I. Классификация геометрических фигур, множеств, предметов. 1. «Найди отличие» (дидактическое упражнение) Цель:.

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В современной логопедии.

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Картотека игр и упражнений с разной крупой, для детей дошкольного возраста, для развития мелкой моторики рук Первое знакомство Прячем ручки Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу — гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами.

Конспект занятия по физкультуре «Путешествие в страну равновесия» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Укреплять дыхательную и мышечную систему. Развивать координацию движений. Задачи: • Способствовать физическому развитию детей, их.

Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений: «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: Седова Наталья.

Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Серия конспектов по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста «Загадочные картинки» Цели: Учить детей изображать предмет и его части. Развивать воображение и фантазию в придумывании предмета. Воспитывать.

Источник

Читайте также:  Как чувствует себя человек после прививки от коронавируса спутник v второй раз
Оцените статью