66 афоризмов Ницше, которые заставят вас взглянуть на жизнь под новым углом
Мотивирующие цитаты от немецкого философа
Фридрих Ницше – один из тех философов, слова которых зачастую толкуют не совсем верно. И нетрудно догадаться, почему: его сочинения пространны – не всегда понятно, к чему именно клонит автор . Гораздо легче осмыслить великие идеи Ницше, изучив его афоризмы – краткие, но проницательные утверждения. Резкий формат высказываний идеально соответствует лаконичному, сосредоточенному на силе духу ницшеанской философии . Ницше даже недвусмысленно заявлял, что его «цель состояла в том, чтобы сказать в десяти предложениях то, чему другие посвящают целую книгу».
Однако не следует принимать лаконичность его афоризмов за простоту. Ницше любил афоризмы, потому что их значения не были одномерными – они могли состоять из доброй порции иронии, сарказма и глубокого смысла, который служит наградой для тех, кому удается выйти за пределы поверхности и увидеть скрытое значение слов.
Многие афоризмы Ницше быстро распространились в массовой культуре. «То, что меня не убивает, делает меня сильнее» – использовали и футбольные тренеры, чтобы мотивировать игроков во время изнурительных летних тренировок, и даже Канье Уэст в одном из своих главных хитов. Другие высказывания служили вдохновением для творческих людей, которые стремились сподвигнуть себя на более масштабные и смелые работы, что и было частью намерений философа. В то время как работы Ницше часто интерпретировались в социальном и политическом контексте, его темы о воле к власти и ведении войны часто рассматриваются как метафоры творческой и интеллектуальной борьбы.
Действительно, многие афоризмы Ницше созданы для того, чтобы вывести человека из экзистенциального самодовольства. Он не хочет, чтобы люди плыли по течению и жили, как во сне. Вы будто чувствуете, как своими словами Ницше хватает вас за воротник рубашки или щелкает по лбу. Он хотел, чтобы вы не боялись рисковать и в один момент решились сбросить оковы слабости и заурядности, чтобы достичь больших высот.
Ниже мы поделимся самыми вдохновляющими, острыми и проницательными афоризмами Ницше, которые помогут вам каждый раз, когда вы почувствуете необходимость в экзистенциональном толчке.
- «Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры».
- «Будь осторожен: изгоняя своего демона, не избавься от лучшего в себе».
- «Тайна пожинать величайшие плоды и величайшее наслаждение от существования зовется: «опасно жить!».
- «Молчание еще хуже; все замолчанные истины становятсяядовитыми».
- «Поистине, я смеялся часто над слабыми, которые мнят себядобрыми, потому что у них расслабленные лапы».
- «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем».
- «Ни от чего не сгорают быстрее, чем от аффектов ressentiment (негодования)».
- «Будь тем, кто ты есть».
- «Брак делает несчастным не недостаток любви, а недостаток дружбы».
- «У кого есть «Зачем» жить, сумеет выдержать почти любое «Как».
- «Хороший писатель имеет не только свой собственный ум, но и ум своих друзей».
- «Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные».
- «Каждая воля должна относиться к каждой воле как к равной, – был бы жизневраждебным принципом, разрушителем и растлителем человека, покушением на будущее человека, признаком усталости, контрабандистской тропой в Ничто».
- «В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума».
- «Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается».
- «В конечном счете, человек любит свои желания, а не желаемое».
- «В аскетическом идеале предуказано такое множество мостов, ведущих к независимости, что философ не способен без внутреннего ликования и, не хлопая в ладоши, внимать истории всех тех смельчаков, которые в один прекрасный день сказали «нет» всяческой неволе и ушли в какую-нибудь пустыню».
- «Тот, кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот – раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником или ученым».
- «Зачастую мы опровергаем мнение только потому, что нам не нравится тон, в котором оно выражено».
- «Все они мутят свою воду, чтобы глубокой казалась она».
- «Больше разума в твоем теле, чем в твоей высшей мудрости».
- «Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными».
- «Кто унижает самого себя, тот хочет возвыситься».
- «В конце концов дело должно обстоять так, как оно обстоит и всегда обстояло: великие вещи остаются для великих людей, пропасти – для глубоких, нежности и дрожь ужаса – для чутких, а в общем все редкое – для редких».
- «Шутка – это эпиграмма на смерть чувства».
- «Забыть о своих собственных намерениях – одно из частых проявлений глупости».
- «Многие люди упрямо стоят на выбранном пути, гораздо меньше –думают о пункте назначения».
- «Кто уклоняется от привычного, становится жертвой необычного; кто остается в привычном, делается его рабом».
- «Когда имеешь многое вложить, у дня находятся сотни карманов».
- «Первое мнение, которое приходит нам в голову, когда нам внезапно предложат вопрос о чем-либо, есть обыкновенно не наше собственное мнение, а лишь ходячее мнение, принадлежащее нашей касте, положению, происхождению; собственные мнения редко плавают на поверхности».
- «Высшую свою мудрость истина обыкновенно высказывает с наивной миной».
- «Сильный и удавшийся на славу человек переваривает свои переживания (в том числе деяния и злодеяния), как он переваривает свои обеды, даже когда ему случится проглотить жесткие куски».
- «Все поступки хороших, прекрасных великих людей – прежде всего аргумент против вашего внутреннего скептика».
- «Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью».
- «Разве жизнь не слишком коротка, чтобы скучать?».
- «Кажется, что все великое в мире должно появляться сначала в форме чудовищной, ужасающей карикатуры, чтобы навеки запечатлеться в сердце человеческом».
- «Все, что не убивает нас, делает нас сильнее».
- «Восстание – это доблесть раба».
- «Беззаботными, насмешливыми, сильными – такими хочет видеть нас мудрость: она – женщина и любит всегда только воина».
- «Суть добродетели в том, чтобы сделать что-то за более короткое время, чем кто-либо другой».
- «Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности».
- «Живое существо прежде всего стремится показать свою силу – сама жизнь и есть стремление к власти».
- «Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе».
- «Даже самый красивый пейзаж не будет вызывать у нас любви после того, как мы поживем в нем 3 месяца – нашу алчность привлечет более далекое побережье. Наше желание чем-то владеть неизбежно уменьшается после обладания».
- «Свобода означает, что мужественные, воинственные и победоносные инстинкты господствуют над другими инстинктами, например над инстинктом «счастья».
- «Свободный человек – воин».
- «То, для чего мы находим слова, уже погибло в наших сердцах».
- «Только опасность знакомит нас с нашими собственными ресурсами, добродетелями, нашими доспехами и оружием, нашим духом и заставляет быть сильными».
- «Всякий глубокий ум нуждается в маске».
- «Не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей».
- «Брюхо – причина того, что человеку не так-то легко возомнить себя Богом».
- «Самый надежный способ развратить юношу – научить его уважать тех, кто думает одинаково, а не тех, кто думает иначе».
- «Иногда остаешься верным делу лишь потому, что его противники не перестают быть пошлыми».
фото: Friedrich Hartmann/Wikimedia Commons/Orion Jones
- «Наиболее способный к дружбе, вероятно, обретет и наилучшую супругу, потому что хороший брак основывается на таланте к дружбе».
- «Человек куда чаще становится решительным от настойчивого следования своему темпераменту, чем от настойчивого следования своим принципам».
- «Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель».
- «Больные представляют наибольшую опасность для здоровых; вред сильным приносят не сильнейшие, а самые слабые».
- «Нужно быть сильным – иначе никогда им не станешь».
- «Как измеряется свобода людей и наций? Лишь сопротивлением, которое необходимо преодолеть, и усилием, которое нужно приложить, чтобы остаться на вершине».
- «Жить – значит постоянно отталкивать от себя то, что хочет умереть».
- «Наша судьба влияет на нас даже тогда, когда мы еще не познали ее природу: это наше будущее принимает закон сегодняшнего дня».
- «Никакая сила не может держаться, если ее представляют одни только лицемеры».
- «Вряд ли кто-то ошибется, отнеся поступки крайние к тщеславию, обычные – к привычке и ничтожные – к страху».
- «Счастье – это чувство растущей власти, чувство преодолеваемогопротиводействия».
- «В общем-то и я когда-нибудь захочу стать тем, кто всегда говорит «да».
Источник
Антихристианин. Проклятие христианству » Предисловие
Предисловие
Эта книга принадлежит немногим. Может быть, никто из этих немногих еще и не существует. Ими могут быть те, кто понимает моего Заратустру 1 ; как мог бы я смешаться с теми, у кого лишь сегодня открываются уши? Только послезавтра принадлежит мне. Иные люди родятся posthum.
Условия, при которых меня понимают и тогда уже понимают с необходимостью, — я знаю их слишком хорошо. Надо быть честным в интеллектуальных вещах до жестокости, чтобы только вынести мою серьезность, мою страсть. Надо иметь привычку жить на горах — видеть под собою жалкую болтовню современной политики и национального эгоизма. Надо сделаться равнодушным, никогда не спрашивать, приносит ли истина пользу или становится роком для личности. Пристрастие силы к вопросам, на которые сегодня ни у кого нет мужества; мужество к запретному, предназначение к лабиринту 2 . Опыт из семи одиночеств 3 . Новые уши для новой музыки. Новые глаза для самого дальнего. Новая совесть для истин, которые оставались до сих пор немыми. И воля к экономии высокого стиля: сплачивать свою силу, свое вдохновение. Уважение к себе; любовь к себе; безусловная свобода относительно себя.
Итак, только это — мои читатели, мои настоящие читатели, мои предопределенные читатели: что за дело до остального? Остальное — лишь человечество. Надо стать выше человечества силой, высотой души — презрением.
«Антихрист» был задуман как первая книга «Переоценки всех ценностей» и писался почти параллельно с «Сумерками идолов» (предисловие к этим последним помечено датой завершения новой рукописи — 30 сентября 1888 г.) Со временем план изменился, и уже 20 ноября Ницше сообщает Г. Брандесу о лежащей передним законченной «Переоценке всех ценностей». Аналогичное сообщение приведено в письме к П. Дейссену от 26 ноября: «Моя Переоценка всех ценностей сосновным заглавием «Антихрист» готова».
Первое издание «Антихриста» имело место в 1895 г. и содержало ряд неточностей и пропусков, которые впоследствии частично восполнялись вплотьдо окончательной аутентичной редакции Шлехты в 1956 г.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», Москва 1990.
Перевод — В. А. Флеровой.
1 Заратустра (Заратуштра) — речь идет не о реформаторе иранской религии (время его жизни относят предположительно к VII — 1-й половине VI вв. до н.э.), создавшем дуалистическое учение о сечной борьбе доброго и злого начала (Ахурамазда и Анхара-Майнью), а о герое книги Ницше «Так говорил Заратустра», то есть о пророке «вечного возвращения» и «сверхчеловека», «сокрушителей скрижалей» всех существующих моральных ценностей.
2 Лабиринт — в античной мифологии построенное Дедалом по приказу царя Миноса сооружение со сложным и запутанным планом, в котором был скрыт от глаз смертных чудовищный человекобык Минотавр. Его убивает герой Тесей, который выбирается затем из Лабиринта с помощью «нити Ариадны». Во многих произведениях Ницше встречаются связанные друг с другом образы Лабиринта, Тесея, Ариадны и Диониса, справляющего свадьбу с Ариадной после того, как она была оставлена Тесеем на острове Наксос. Эти образы использовались Ницше для символической передачи главных идей его учения (Тесей — «высший человек», не выполняющий своего назначения; «сверхчеловек» как порождение брака Диониса и Ариадны и т.д.). В то же время они имели для Ницше и личный смысл. Так, Ариадна ассоциировалась с Козимой Вагнер, свои последние — уже полубезумные — письма он подписывал «Дионис».
3 Семикратный опыт одиночества — опыт семи одиночеств — переосмысленный Ницше образ из Апокалипсиса — «И когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе. » (Откр. 8, 1). Подобно тому как агнец снимает с книги Откровения все семь печатей, так и Заратустра, сняв шесть из них, готовится к тому, чтобы в одиночестве снять оставшуюся седьмую печать. Поэтическая разработка данного образа — в стихотворении Ницше «Знаки огня».
Источник