Чувство радость у животных

Эмоции как фактор поведения животных

Эмоции относятся к категории явлений, которые всем понятны и, тем не менее, плохо поддаются кратким определениям.

Сам термин происходит от латинского «emoveo», что означает волновать, потрясать. Такие состояния, как страх, ярость, удовольствие, ревность, зависть, ненависть, характерны для высших позвоночных. Они описаны у многих видов животных. Однако богатство эмоционального разнообразия определяется сложностью психики животного. Например, у обезьян можно наблюдать полный набор эмоций, известных человеку. У животных с менее развитой психикой, например, у рыб, набор эмоций существенно уже (страх, ярость, удовольствие). Причем у приматов эмоции проявляются в более яркой форме.

В самом простом виде эмоцию можно определить как чувственно окрашенную потребность. Несмотря на то, что изначально эмоции относили к сфере психологии, у этого явления имеется морфофункциональная основа. Эмоции стоят между гомеостазом и локомоциями (в форме поведенческих актов). Они призваны оптимизировать отношения между организмом животного и средой, в первую очередь социальной средой обитания. Поэтому, по большому счету, не следовало бы делить эмоции на хорошие и плохие, поскольку все эмоции без исключения имеют определенное биологическое значение. Однако традиционно психологи подразделяют эмоции на положительные и отрицательные. Здесь сказываются отголоски антропоцентризма в философии и психологии. Эмоции лучше изучены у человека в силу объективных причин. Одним из основных методов изучения психологии долгое время оставался метод опроса испытуемых о переживаниях и чувствах на фоне различного эмоционального состояния. По понятным причинам этот метод не применим при исследовании эмоций животных. Поэтому данные об эмоциях у животных не столь субъективны, как результаты исследований, полученные на человеке.

Деление эмоций на положительные (с точки зрения человека) — радость, удовольствие, удовлетворение, любовь — и отрицательные — страх, ярость, тоска, голод, ненависть — очень условно. Все эмоции несут адаптивную цель, т. е. они обеспечивают срочную и первоочередную реакцию животного на один наиболее биологически значимый в данный момент фактор среды. Поэтому применительно к животным, возможно, классификация эмоций 3. Фрейда более корректна. Он рассматривал эмоции как усиление или ослабление состояния дискомфорта.

Однако одной из первых по-настоящему научных попыток объяснить происхождение эмоций была теория Джеймса-Ланге, в соответствии с которой эмоция — это субъективное переживание физиологических изменений, происходящих в собственном организме.

У. Джеймс рассматривал эмоцию как переживание физических изменений в организме после восприятия стимула. Он считал, что каждая эмоция базируется на собственном морфофизиологическом фундаменте. На момент опубликования основных положений этой теории в 1884 г. она не имела экспериментального физиологического обоснования и поэтому принималась не всеми специалистами.

Позже появилась теория Кеннона-Барда. Кеннон критиковал теорию Джеймса-Ланге, видя ее несостоятельность в том, что различные эмоции возникают на базе одних и тех же висцеральных изменений.

Так, мурашки по телу пробегают и в момент, когда человек лицезрит уникальное произведение живописи, и при вскрытии трупа. Но в первом случае он испытывает положительную эмоцию — восторг, удовольствие, радость. При вскрытии трупа эмоции иные — от страха до отвращения. Однако в обоих случаях по телу пробегают мурашки как результат одних и тех же сосудистых и нейросоматических изменений, развивающихся в организме в ответ на предъявление разных стимулов.

Материальный субстрат эмоций. В представлении Кеннона и Барда раздражитель (событие), вызывающий эмоцию, вначале вызывает возбуждение промежуточного мозга (таламуса). Таламус аккумулирует на себе весь афферентный поток. Далее нервное возбуждение за счет дивергенции по одному нервному пути уходит к гипоталамусу, а по другому — к коре больших полушарий. Гипоталамус запускает вегетативные реакции организма (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и др.), кора запускает локомоции, т. е. субъективное восприятие (корковая составляющая) события формируется параллельно с висцеральными изменениями.

Американский невропатолог Д. У. Папенс (1937) принял и развил теорию Кеннона-Барда. Он согласился с предложенной последовательностью физиологических процессов в этиологии эмоционального состояния, но уточнил ее в деталях. Д. У. Папенс, будучи анатомом и физиологом, установил, что возбуждение при развитии эмоции не остается в пределах промежуточного мозга. Он экспериментально доказал, что при развитии эмоции активизируется целый ряд центральных нервных структур. Сюда попали гиппокамп, поясная извилина, перегородка мозга, передневентральные ядра таламуса, мамиллярные ядра гипоталамуса и некоторые области коры больших полушарий. Оказалось, что при развитии эмоции некоторое время возбуждение циркулирует по кругу в перечисленных структурах мозга. Эти нервные образования в дальнейшем получили название круга Папенса.

По Папенсу, возбуждение инициируется в гипоталамусе, откуда поступает в передневентральное ядро таламуса, а далее в поясную извилину коры больших полушарий. Другое направление возбуждения — гипоталамус-средний мозг — инициирует висцеральные и локомоторные компоненты эмоций.

Из поясной извилины, которая у человека рассматривается в качестве анатомического субстрата осознанных эмоциональных переживаний, нервное возбуждение уходит транзитом через гиппокамп на мамиллярные тела гипоталамуса, где круг Папенса замыкается.

Более поздние исследования (П. МакЛин, 1952) показали, что помимо круга Папенса в генерации эмоций принимают участие и некоторые другие образования головного мозга — миндалины, ядра среднего мозга, обонятельные луковицы. П. Мак-Лин назвал совокупность нервных образований, составляющих мозговой субстрат эмоций, «лимбической системой». Таким образом, в современном представлении лимбическая система — это совокупность функционально связанных мозговых структур, которые расположены между корой больших полушарий и средним мозгом и отвечают за формирование эмоционально-мотивационного состояния.

Роль отдельных компонентов лимбической системы не совсем ясна, о чем свидетельствуют эксперименты с их экстирпацией или электрической стимуляцией. Очевидно, что в генерации возбуждения круга Папенса центральное место занимает гипоталамус. Эта часть мозга известна как важнейшая структура при запуске и прекращении основных типов врожденного

поведения. Возбуждение гипоталамуса при развитии эмоций запускает вегето-соматические реакции организма, которые придают эмоциям внешнюю специфическую окраску (мимику, сосудистые реакции, плач, дрожь и пр.). В целом же гипоталамус в этиологии эмоций рассматривают как исполнительную систему.

В боковой части среднего мозга расположены миндалины, возбуждение которых ассоциируется с эмоциями страха и ярости. У высших позвоночных миндалины располагаются в коре в основании височной доли. Повреждение миндалин нарушает механизм эмоций и процесс научения животных. У обезьян — наиболее удобном объекте изучения эмоций — двустороннее удаление миндалин элиминирует агрессивность самцов и резко снижает их иерархический статус. Считается, что миндалины прямо не участвуют в формировании эмоций, однако при уже сформировавшемся эмоциональном возбуждении лимбической системы они обеспечивают выбор поведения, взвешивая биологическую значимость нескольких конкурирующих эмоций. Миндалина имеет чувствительные нейроны, которые приходят в возбуждение в ответ на самые разные стимулы внешней среды (зрительные, слуховые, обонятельные и т. д.). Поэтому миндалины обеспечивают адекватность эмоционального поведения в конкретных условиях среды.

Читайте также:  Чем удовлетворить эмоциональный голод

Несмотря на экспериментальное подтверждение возбуждения гиппокампа при развитии эмоций, его собственная роль в этом процессе остается невыясненной.

В стволе мозга за эмоции отвечает ретикулярная формация и некоторые ее ядра.

Через ретикулярную формацию проходит афферентный поток к коре больших полушарий от многих рецепторов. Поэтому даже состояние общей возбудимости ретикулярной формации влияет на развитие эмоций. При слабой электрической неспецифической восходящей стимуляции развивается торможение корковых структур вплоть до развития сонного состояния. При высоком уровне активности ретикулярной формации восходящий поток приводит к пробуждению, активизации поведения и обострению эмоционального состояния.

Голубое пятно ретикулярной формации обладает нейросекреторной активностью — выделяет норадреналин, который обеспечивает баланс процессов возбуждения и торможения. Черная субстанция ретикулярной формации, как и голубое пятно, — структура с дивергентной сетью. Она имеет один вход и несколько выходов. Нейромедиаторным продуктом черной субстанции является эндогенный опиат — дофамин. Являясь аналогом наркотического вещества опиума, дофамин понижает чувствительность нервной системы к стимулам разной модальности и, соответственно, изменяет эмоциональную чувствительность (например, чувствительность к боли).

Как голубое пятно, так и черная субстанция отдают многочисленные волокна переднему мозгу, таламусу, гипоталамусу, коре больших полушарий. Их нейромедиаторы проявляют способность повысить специфическую активность нейронов лимбической системы. Норадреналин в больших дозах вызывает тяжелые стрессовые состояния, а его недостаток — глубокую депрессию. С другой стороны, известна роль норадреналина в формировании чувства удовольствия.

Дофамин также формирует чувство удовольствия, но только в крайней форме проявления: в виде эйфории. При недостатке дофамина возникает депрессия, а предельная недостаточность имеет место при болезни Паркинсона. Есть основания для суждения о том, что хронический избыток дофамина может быть причиной развития у человека некоторых форм шизофрении (К. В. Судаков, 2000).

В пределах коры больших полушарий к развитию эмоций имеют отношение несколько структур: это поясная извилина, височные доли и лобные доли. Поясная извилина обладает обширными нервными связями с подкорковыми образованиями и различными областями самой коры. Такое положение поясной извилины позволяет этой структуре осуществлять в пределах центральной нервной системы функцию высшего координатора действий всех участников формирования эмоций.

Височная кора участвует в эмоциях страха и ярости аналогично миндалинам. Поражение этих областей коры понижает общую эмоциональную реактивность, что негативно отражается на социальном поведении и иерархическом статусе животного в группе.

Лобная кора принимает участие в формировании поведения животного на уровне анализа состояния внешней и внутренней среды, программирования поведения и контроля за исполнением поведенческих задач. Она реализует приобретенный личный опыт при адаптации к среде обитания. Поражение лобной коры сопровождается потерей многих элементов приобретенного поведения. На этом фоне проявляется растормаживание низших эмоций и влечений. Разрушение лобных долей мозга делает животных избыточно агрессивными. У обезьян с поврежденной лобной корой возрастает сексуальная активность. При этом животные стремятся спариться с любым другим живым объектом в их окружении, включая животных других видов и человека.

Экспериментальное разрушение разных отделов головного мозга или их электростимуляция при помощи вживленных электродов позволили выявить некоторую специализацию структур лимбической системы в этиологии эмоций.

Доказательством ведущей роли лимбической системы в механизме образования эмоций служат результаты наблюдений за животными с повреждениями коры больших полушарий. Даже у декортикальной кошки экспериментально можно вызвать проявление эмоций за счет электрической стимуляции отдельных структур лимбической системы. Так, раздражение ядер задних областей гипоталамуса вызывает гипертрофированную, не обусловленную внешними раздражителями ярость. Вживление электродов в более краниальные ядра и последующая их электростимуляция сопровождалась эмоциональными реакциями страха у декортикальной кошки.

Электростимуляция перегородки у крыс с вживленными электродами вызывает эмоцию удовольствия. В ставших классическими доказательствами эмоциогенной роли лимбической системы опытах Д. Олдса электроды вживляли в ядра гипоталамуса, ответственные за эмоцию наслаждения. В инструментальных опытах крысы доводили себя до изнеможения самостимуляцией мозга путем нажатия на педаль электростимуляции. Частота нажатия на педаль достигала 700 раз за час. Исследования показали, что за развитие эмоции удовольствия отвечает ряд структур мозга. Вживление электродов с последующей стимуляцией приводит к ощущению удовольствия лишь тогда, когда электроды попадают на дофаминэргические пути черной субстанции и адренэргические пути голубого пятна. Вероятно, электростимуляция формирует чувство удовольствия как вследствие возбуждения определенных нейронов, так и вследствие усиления образования нейромедиаторов дофамина и норадреналина.

Раздражение переднего гипоталамуса вызывает оборонительное поведение вследствие обострения чувства ярости.

Миндалины также причастны к этой эмоции. Электростимуляция миндалины приводит кошку в состояние ярости. А разрушение миндалины у избыточно агрессивных животных делает их более уравновешенными и социально адекватными. В литературе имеются сообщения о том, что удаление миндалины у диких животных при содержании в неволе превращает их в ручных животных, охотно контактирующих с человеком. Однако одновременное удаление и миндалин, и коры больших полушарий делает таких животных избыточно злобными.

Таким образом, эмоциональная реактивность является результатом взаимодействия обширного ряда нервных структур под управлением коры больших полушарий головного мозга и прежде всего лобной коры и поясной извилины. Однако у низших позвоночных материальным субстратом формирования эмоций является промежуточный мозг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Чувство радость у животных

ЕСТЬ ЛИ ЭМОЦИИ У ЖИВОТНЫХ?

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение

Я часто бываю в гостях у своих подруг. Почти у всех есть домашние питомцы: кошки, собаки, попугаи, хомяки, рыбки и даже лягушки. У меня тоже есть домашние животные. Я часто играю с ними и с интересом наблюдаю за их поведением. Мне не раз приходилось наблюдать, как радуется приходу хозяина собака, как она рычит на чужого, как довольно урчит кошка после сытного обеда или ужина или когда её ласкают. Я считаю, что у животных есть такие эмоции, как гнев, радость, страх, обида. Так ли это? Мне захотелось узнать об эмоциях у животных и провести исследование на эту тему. Тема моей работы так и звучит «Есть ли эмоции у животных?»

Перед собой я поставила цель: узнать есть ли эмоции у животных.

Для достижения этой цели мне надо было решить следующие задачи:

— изучить и проанализировать литературу по данной теме;

— провести личные наблюдения за эмоциями собаки, кошки, попугая;

— составить творческий отчет о поведении домашних животных в разных жизненных ситуациях и выступить с ним в классе.

Читайте также:  Реально ли вернуть чувства девушки

Объект исследования — животные.

Предмет исследования – эмоции животных.

Гипотеза: я предполагаю, что у животных есть эмоции, поэтому они могут страдать, радовать и любить.

Методы исследования:

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать при проведении классного часа, в ходе которого ученики могут приобрести новые знания об эмоциях животных. Данная работа поможет сформировать доброе отношение к животным, мотивирует к наблюдению за поведением животных.

Глава. Эмоции.

Что такое эмоция?

Из словаря Ефремовой я узнала, что эмоция – это душевное переживание, чувство.

В словаре Даля написано, что эмоции – это состояния души; импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления; переживания, отражающие потребности организма и активизирующие или тормозящие деятельность; непосредственное переживание (протекание) чувства; не очень длительные переживания сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации. Д.Н.Ушаков указал, что эмоции это — душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-нибудь инстинктивными выразительными движениями).

Прочитав много толкований из различных источников, я пришла к выводу, что эмоции – это душевное состояние. Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам.

Если хочется смеяться — смейтесь, если плакать — плачьте. Выражение эмоций — это правильный путь к гармонии. (автор Маэстро «Психология человека»)

Какие же бывают эмоции?

Эмоции делятся на:

1) положительные эмоции — это удовольствие, восторг, радость. Примерами положительных эмоций могут быть уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство.

2) отрицательные — это эмоции, которые проявляются в результате неудач или потерь. Примерами отрицательных эмоций могут быть грусть, печаль, расстройство, чувство утраты, гнев, тревога, отчаяние.

3) нейтральными можно назвать: любопытство, изумление, безразличие.

Вывод: Эмоции позволяют живому существу давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри. Жизнь без эмоций невозможна!

«Язык эмоций» у животных.

Все звери – умные и быстро учатся. Они не умеют лгать, и не ведут войн, в которых гибнут миллионы существ. Если попадаются среди них злые создания, то такими их сделали люди. Не было надобности изучать язык людей, зато они прекрасно понимают, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции.

В моей подборке фотографий животных можно увидеть их эмоции. (Приложение 1, фото животных).

На странице журнала «ЗооМедВет» в рубрике «Чувствуют ли эмоции животные?» я прочитала, что в зоопарке одного китайского города слониха – мать отказалась от недавно родившегося слонёнка. Слонёнок плакал пять часов без перерыва, а в июле 2014 года в индийском городе спасли слона, который попал в руки к браконьерам и провёл в неволе 50 лет. Над ним всё время издевались: били и даже тыкали в него копьями, чтобы он вёл себя послушно. Когда спасатели прибыли на место и начали вызволять слона из цепей, он заплакал от радости. Учёные также считают, что слоны могут радоваться встрече с сородичем, рождению детёныша, а также хоронить других слонов и скорбеть по умершим. [2]

В книге «Письма» П. Скорука я прочитала, что шимпанзе это самые эмоциональные существа. Они умеют радоваться, печалиться. Также могут испытывать: злобу, страх, удивление, ярость, отвращение, любопытство, огорчение. Главное «орудие» для выражения эмоций — лицо. Самое выразительное на лице шимпанзе — губы и глаза. Иногда достаточно взглянуть только на губы, чтобы понять, что происходит с ним. Свои эмоции это животное внешне проявляет так, как это делает человек: раздраженно кричит, когда злится, гневно жестикулирует. Радость и любовь шимпанзе тоже проявляет, подобно нам: прыгает, танцует, весело скалится, облизывает партнера, дерет его за волосы, дает тумаки, потом жалеет и голубит. [3]

Учёным Барышниковым Н.С установлено, что у дельфинов также есть эмоции. Вот некоторые факты из жизни дельфинов: «Если дельфин злится, то глаза у него округляются, часто при этом бывает приоткрыта пасть. Обиженный дельфин поворачивается хвостом или боком, не теряя все же из вида обидчика, будь то другое животное или человек. Дельфины, как и слоны, способны долго помнить обиду, иногда месяцами отказываясь от контактов с человеком, причинившим им боль. «Гордое» или «самодовольное» выражение проявляется у них, когда они находятся в свободном плавании и не обращают внимания на окружающих. Эмоции у дельфинов хотя и менее ярко выражены, чем у наземных животных, но всё равно весьма характерны и разнообразны.

Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка», основанное на реальных событиях. В рассказе описывается, как от тоски по умершей собачке погиб лев. Лев переживал эмоцию горя и скорби.

На сайте www.zoopicture.ru/pravda-o-volke я узнала, что настоящее достояние волка – это хвост, который позволяет выражать эмоции и демонстрировать широкую гамму намерений. Длинный и толстый хвост, на языке охотников – полено, у серых хищников опущен вниз, но даже по неуловимым движениям этой части тела можно определить неуверенность хищника, разглядеть агрессию или распознать игривое настроение. Впрочем, для проявления эмоций хищники активно используют и мимику, которая отличается богатством и выразительностью. Используя широкий арсенал средств – от оскаленной пасти и развернутых вперед ушей до своеобразной улыбки в сочетании с ушами, крепко прижатыми к голове, – волки без труда передают необъятную гамму чувств. [4]

Из разных источников я узнала, что чем более развитый организм, тем больше у него эмоций. Эмоции развиваются в первую очередь у стадных животных, так как выполняют в первую очередь функцию общения. Эмоции обезьян вполне развиты, у них живая мимика и богатый интонационный арсенал, а вот эмоции, например у лося не выражены, поскольку он, как одиночное животное, общается преимущественно с соседней осиной. Кошки, собаки и лошади, особенно живущие вместе с человеком, чаще всего проявляют эмоции. [1]

Вывод: изучая различную литературу, я поняла, что почти у всех животных есть эмоции, а особенно у тех, кто живёт стадом или семьёй и они им нужны для общения друг с другом или с человеком. У животных одиночек эмоции есть, но они выражены не ярко и не заметны человеческому глазу. [3]

Глава 2 . Мои наблюдения

Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо об эмоциях животных. С целью выяснения я провела анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 3 класса. По результатам анкетирования, в котором приняли участие 20 учащихся, я пришла к следующим выводам:

У большинства опрошенных учащихся (77%) есть домашние животные.

Все опрошенные (100 %) любят животных.

Читайте также:  Безответное чувство вызвало во мне тоску

3 % учащихся никогда не наблюдали эмоции у животных.

(Приложение 2, Диаграмма)

За всеми переживаниями своих питомцев стала наблюдать я. И выяснила, что всё же они испытывают эмоции, такие как: азарт, безразличие, благодарность, стыд, злость, радость и сейчас я о них расскажу.

2.1. Собака Джек.

Два года назад мне подарили прекрасного щенка. Я назвала его Джек. Пока был маленький жил в доме. А когда подрос, мы его переселили на улицу. Это обычный пес, без родословной, да и это не главное.

Не зря говорят, что собака друг человека. Джек очень веселый и игривый пес. По утрам он провожает меня в школу, а потом встречает веселым лаем. Он очень любит детей, звонко лает и прыгает, когда мы гуляем с друзьями. Он везде меня сопровождает. Джек всегда мне радуется и готов постоять за меня в любой момент. В эти моменты он как и я испытывает эмоцию радости.

Джек очень добрая собака, у него умные глаза. Он – мой самый верный друг. Я люблю его и рассказываю секреты, и он их верно хранит. Когда мне грустно, Джек кладет свою голову мне на колени и грустит вместе со мною. А когда мне радостно он ставит лапки на мои колени и радуется вместе со мной. А когда иду на прогулку, он с радостью меня сопровождает, виляя хвостом. Я иногда жалею, что собаки не умеют разговаривать. Мой песик во многом похож на меня. У него, как и у меня часто меняется настроение.

Вывод: наблюдая за своей собакой, теперь я точно знаю, что у собак есть эмоции и все они проявляются внешне и тоска, и радость, и гнев. Если вы любите собаку, то и она будет чувствовать любовь и получать удовольствие в вашей компании. (Приложение 3, Фото Джек)

2.2. Кошка Леди.

Моей кошке уже 1 год. Я с детства приучила её к ласкам и точно знаю, что она хочет в данный момент.

Моя кошка очень чувствительна и свои чувства выражает через эмоции. Когда я замечаю, что она сидит ко мне спиной и не откликается на своё имя, то лучше её не трогать, значит у неё плохое настроение, безразличие и состояние полного равнодушия.

Бывает так, когда она ложится рядом со мной и переворачивается животом кверху, значит, настроение у неё хорошее и игривое и она разрешает себя гладить и ласкать. Она громко мурлычет, выражая, таким образом, благодарность и любовь.

Когда я с ней играю, она машет хвостом из стороны в сторону, притаившись в укромном месте, и внезапно прыгает на предмет. От этого она испытывает счастье и радость.

Моя кошка очень ласковая и умеет сочувствовать. Как – то на репетиции танца я подвернула ногу и она очень болела. Моя Леди запрыгнула на постель и легла рядом возле ноги, а голову положила на больное место. Мурлыкала и урчала совсем по – другому не от удовольствия, а от сочувствия, что мне было больно.

Леди любит покушать и больше всего на свете предпочитает свежую рыбку. Когда папа ходит на рыбалку, обязательно приносит ей гостинец. Она благодарно мурчит в ответ. Моя кошка стала моим настоящим другом и думаю, моя жизнь была бы намного скучнее и обыденней, не будь рядом пушистой и доброй Леди.

Леди никогда не будет общаться с теми, кто ей не нравится. Если с ней неучтиво обращаться, она может зашипеть или даже оцарапать. Она поднимает лапы, замахиваясь ими, грозно шипит, шерсть встает дыбом, особенно на спине, голове и хвосте кошки, спина изгибается, этим она пытается запугать недруга и показать свое превосходство, в том числе и по размерам. Так она выражает эмоцию злости.

Вывод: наблюдая за соей питомицей, я поняла, что кошки очень общитель­ны, они становятся прекрасными компаньонами. Ни один человек не почувствует себя одиноким, если в его доме появилась кошка. Но кошки, при­выкшие к общению, чахнут и умирают, когда лиша­ются его. Любите и заботьтесь о своих подопечных, а уж они вас отблагодарят! (Приложение 4, Фото Леди)

2.3. Попугай Чика

Я хорошо понимаю свою пернатую питомицу Чику, чего она от меня ждёт. Состояние птицы легко прочитывается по ее внешности и поведению. Она встречает меня с радостью, когда я сажусь к клетке. Моя птица хороший компаньон, дружна и любвеобильна, охотно подставляет шею, чтобы ее почесали, может часами сидеть на руке или плече. К человеку, которого видит в первый раз, никогда не подлетит, если летает по квартире, а если сидит в клетке, то забьётся в самый дальний угол. В этот момент он точно испытывает эмоцию страха.

Также попугай демонстрируют свою любовь ко мне с помощью отрыжки.

Чика — любопытная птица. Ей обязательно нуж­но быть в курсе всех событий на кухне и знать, чем заняты хозяева. Если мама готовит завтрак и режет что-нибудь на раз­делочной доске, Чика непременно утащит кусочек.

У моего попугая в клетке висят игрушки. Она ими играет, но иногда я вижу, что она заскучала, то вешаю в клетку новую игрушку, Чика испытывает большую радость.

Если мой питомец хорошо провёл день, то довольный перед сном скрежещет клювом. (Приложение 5, Фото Чика)

Вывод: я точно могу сказать вам, счастлив или печален мой питомец, испуган или доволен, а эмоции влияют на поведение попугаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При подготовке работы и во время ее написания был собран и изучен материал с помощью интернета, энциклопедий, различных печатных изданий.

Я узнала, что такое эмоции, какие есть эмоции. В научной литературе, из анкеты учеников и по своим собственным наблюдениям нашла подтверждение своей гипотезе. Многие животные открыто, публично выражают свои эмоции, их моно увидеть. И если мы внимательны, то все, что мы видим снаружи, расскажет нам о том, что происходит в голове и сердце любого живого существа.

Я пришла к выводу, что животные, большие и маленькие такие же как мы живые существа, у каждого свой характер, свои мысли и мечты, и все хотят, чтобы к ним относились с пониманием и теплотой. Я очень счастлива, что рядом со мной всегда находятся мои друзья, которые любят меня.

Список источников:

  1. «Выражение эмоций. Мимика» Барышников Н.С.
  2. «Животные эмоции»Петр Скорук

Источник

Оцените статью