- Проверяемые и непроверяемые гласные в корне
- Непроверяемые гласные
- Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова
- Что такое орфограмма?
- Понятие корня
- Орфограммы в корне слова
- Проверяемые орфограммы
- Непроверяемые написания
- Орфограммы гласных
- Орфограммы согласных
- ЧУВСТВО — проверочное слово к букве «В»
- Непроизносимый согласный
- Как проверить букву «в» в слове «чувство»?
- Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
- Разноместность ударения в словах
- Способы проверки безударных гласных в корне
- Непроверяемые безударные гласные в корне
- Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
- Видеоурок
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне:
Виды орфограмм в корне:
— проверяемые произношением гласные и согласные;
— непроверяемые произношением гласные и согласные;
— гласные после шипящих.
Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.
Для проверки нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: примерять – мéрить, примирять – мир, запевать – петь, запивать – пить .
В безударном корне пишется Е, если в проверочном слове под ударением Ё: гнездится – гнёзда .
Безударные А-О в сочетаниях ра-ла нельзя проверять соответствующими сочетаниями оро-оло: облако – оболочка, брадобрей – борода .
Нельзя проверять слова иноязычного происхождения, т.к. в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения: аккомпанемент – аккомпанировать (суффикс —емент французского происхождения, а суффикс —ирова— — немецкий), дезинфекция – дезинфицировать .
Непроверяемые гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: вагон, вестибюль, диапазон, инициатива, колибри, корова, манипуляция, нигилизм, обоняние, палитра, президиум, резюме, собака, фюзеляж, эксперимент, эстакада .
Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание
Добавить интересную новость
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>»]) . ‘ или ‘ . Html::a(‘зарегистрируйтесь’, [‘/user/registration/register’], [‘class’ => »]) . ‘ , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!’); > else < if(!empty(\Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = \Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ‘ ‘ . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo ‘Получайте деньги за каждый набранный балл!’; > ?>—>
При правильном ответе Вы получите 8 баллов
Какой буквы не хватает в слове?
Переместите в нужные столбцы.
При правильном ответе Вы получите 8 баллов
Какой буквы не хватает в слове?
Переместите в нужные столбцы.
При правильном ответе Вы получите 8 баллов
Какой буквы не хватает в словах?
Переместите в нужные столбцы.
При правильном ответе Вы получите 8 баллов
Какой буквы не хватает в словах?
Переместите в нужные столбцы.
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.
28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.
28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.
28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5
Источник
Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова
Грамотность — одно из основных требований к письменным работам, выполняемым школьниками на протяжении всего периода обучения. Уровень овладения навыками безошибочного письма проверяется и у выпускников школ на ГИА и ЕГЭ. Анализ работ показывает, что чаще всего ошибочному написанию подвергаются орфограммы в корне слова. И это несмотря на то, что освоение правописания корней начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается до ее окончания.
Что такое орфограмма?
Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей — приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.
Понятие корня
Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.
- море, моряк, морской, морячка;
- лес, лесник, лесной, лесовик;
- школа, школьник, школьница, школьный.
Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.
Орфограммы в корне слова
Видеть все ошибкоопасные места при написании слов — вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости — глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.
Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.
Проверяемые орфограммы
В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.
- гласные в слабой позиции;
- парные глухие и звонкие согласные;
- согласные, которые при стечении не произносятся.
Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.
Непроверяемые написания
Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.
Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.
Орфограммы гласных
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы — самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.
Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:
- определять в слове ударную и находить безударные гласные;
- выделять корень;
- подбирать родственные слова или их формы;
- знать правила проверки орфограмм.
Орфограммы согласных
Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.
- они находятся в конце слова;
- звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
- глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.
Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.
Источник
ЧУВСТВО — проверочное слово к букве «В»
В слове «чувство» пишется буква «в». Чтобы проверить написание буквы «в» в этом существительном подберем к нему родственные слова.
Непроизносимый согласный
В слове «чу в ство» при его произношении из стечения согласных «вств» пропадает звук «в». Это слово слышится как [ч’ у с т в о]. Такой звук называется непроизносимым.
Аналогично существуют непроизносимые звуки в стечении согласных, находящихся между гласными, в следующих словах:
Но все же в слове «чувство» следует написать букву «в», хотя согласный, обозначенный ею, и не слышится. В написании большинства слов русского языка руководствуемся не тем, как они произносятся, а используем принцип сохранения морфемы в неизменной виде во всех родственных словах и их формах, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Как проверить букву «в» в слове «чувство»?
В интересующем нас слове можно совершить орфографическую ошибку, не услышав непроизносимого согласного:
чу в ств о — корень/суффикс/суффикс/окончание.
Для проверки правописания буквы «в» следует подобрать родственное слово или изменить форму этого же слова так, чтобы после нужного нам согласного появился гласный звук, который поможет его услышать.
Например: в слове «хрус т нул» напишем букву «т», потому что в корне родственных слов «хрустеть», «хруст» звук [т] ясно слышится.
Аналогично проверим непроизносимые согласные в словах:
- облас т ной — область
- громоз д кий — громоздок
- влас т ный — безвластие
- кос т ный (бульон) — кость, косточка
- умес т ный — место.
У существительного «чувство» ближайшими родственниками являются следующие слова:
Убедились, что во всех родственных словах звук [в] остался непроизносимым. Существительное «чу́вство» образовано от однокоренного глагола с помощью суффиксов:
чу ять — чу в ств о
Буквой «в» обозначен словообразующий суффикс, написание которого проверить невозможно.
Источник
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
- рек а́ — ре́к и
- барсу́к — барсуч о́нок
- приня́ ть — приня́ л , приня́ л а .
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много в о лна — в о́ лны | 1. Большой — маленький к о вёр — к о́ врик |
2. Много — один п а руса — п а́ рус | 2. Маленький — большой пл о щадка — пл о́ щадь |
3. По вопросу: Где? м о ря — в м о́ ре Что делал? Что делает? п и сал — п и́ шет | 3. Назови ласково з и ма — з и́ мушка |
4. Какой? — Что? з е лёный — з е́ лень | |
5. Что делал? — Что? пл я сал — пл я́ ска |
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
- с о ли́ть — соль;
- закр е пи́ть — кре́пкий;
- в о зду́шный — во́здух;
- в е сёлый — ве́село;
- з е л е не́ть — зе́лень, зелёный;
2. изменение формы слова:
- в о лна́ — во́лны;
- в о да́ — во́ды;
- тр а ва́ — тра́вы;
- о кно́ — о́кна;
- г о ра́ — го́ры;
- н о си́ть —но́сит;
- д е ржа́ть — де́ржит;
- нак о рми́ть — нако́рмит.
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
- с о ба́ка — с о ба́чка, с о ба́чища, соба́чий, (плыть) по-с о ба́чьему;
- кр о ва́ть — кр о ва́тка, кр о ва́тный, прикр о ва́тный;
- к о мпо́т — к о мпо́тик, компо́тный;
- упр а жне́ние — упр а жня́ть, упр а жня́ться.
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
- аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
- багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
- ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
- делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
- гармо́ния, г а рн и зо́н, гастроно́м, г о р и зо́нт;
- инжене́р, и́ней;
- кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть,крапи́ва;
- ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
- машини́ст, матро́с, меда́ль;
- нота́риус, натюрмо́рт;
- обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
- пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
- сапо́г, сковорода́, стака́н, стадио́н, столя́р;
- таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
- фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
- шофёр.
Видеоурок
Источник