Чувство природы у пришвина

М. М. Пришвин — Певец русской природы

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, что ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней всё, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души
Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли всё на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжёлые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

«Кладовая Солнца»
Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений, которые до сих пор восхищают своим глубоким смыслом. И «Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений, ведь в этом произведении мы смотрим на чудесный мир глазами двух детей: брата и сестры Митраши и Насти. После смерти родителей на их хрупкие плечи взвалился тяжёлый груз, потому как всем хозяйством им пришлось управлять самим.

Как-то дети решили сходить в лес за клюквой, взяв с собой необходимые вещи. Так они дошли до Блудова болота, о котором ходили легенды, и здесь брату и сестре пришлось расстаться, потому как «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Настя и Митраша оказались один на один с природой, им предстояло пройти множество испытаний, главным из которых являлась разлука. Тем не менее, брат и сестра смогли встретиться друг с другом, и Митраше в этом помогла собака Травка.

«Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Например, в момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе: даже повидавшее многое на своем веку деревья стонали. Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью».

Источник

Философия природы у Пришвина и Паустовского.

Философия природы в творчестве
Михаила Пришвина (1873-1954гг.) и Константина Паустовского (1892-1968гг.)
(Лекции для…)

Нужно вообще усилие к тому, чтобы оградить нашу природу от разорения и обезображивания. Красота земли должна быть одним из могучих факторов при воспитании нового человека.
К. Паустовский

Два писателя, начавшие свой творческий путь ещё до года революций и сделавшие очень много для запечатления в сознании современников естественной природной красоты окружающего человека живого мира. Оба они много раз и как всегда безрезультатно предупреждали людей о их кровной связи с окружающей природной средой, о связи изменений в природном балансе с изменениями в психогенном здоровье человечества…
В своих книгах о природе Пришвин не был просто описателем её красот: он следовал философии «естественного человека», которую до него разрабатывали и продвигали мыслители всех времён, от Диогена до Руссо, Л. Толстого и Ганди. Писатель был искренне убеждён, что каждый человек только затем и родится, чтобы прибавить какую-то чёрточку к картине бытия. Вот, например, целая философская система жизни из «Корабельной чащи»: «Не гоняйтесь поодиночке за тёплым счастьем! Счастье приходит от понимания…»
Читателю хорошо и комфортно с произведениями Пришвина и Паустовского: в их интонациях, красках чувствуется любовь к миру, неприязнь к тому, что уродует природу и самой планеты, и человека.
М. Пришвин своими произведениями: «В краю непуганых птиц» (1907 год); «За волшебным колобком» (1908 год); «Журавлиная родина» (1929 год); «Кладовая солнца» (1945 год); «Корабельная чаща», «Глаза земли», «Осударева дорога» (1954 год); открывал миллионам людей русскую природу как глубокий мир тончайшей, светлой поэзии. Природа в изображении писателя обогащает образами и мыслями, облагораживает ясностью жизни, увиденной и прочувствованной автором. Важно, что М. Пришвин воспринимает природу в органической связи с человеческими представлениями, настроениями и думами о бытии…
Сразу после революции 1917 года порвал с обыденной жизнью горожанина и ушёл за русским словом на север, прервав свою биографию учёного-агронома, сделавшись писателем живой жизни природы, изобразителем и описателем красоты первозданной земли. Он ясно видел привычное в непривычном и особенное в, казалось бы, повседневном. Продолжив традицию русских учёных, обладавших писательским даром, разъяснявших людям суть явлений природы и общества, Пришвин следовал примеру таких великих естествоиспытателей, как Пржевальский, Менделеев, Тимирязев, Арсеньев, Ферсман, Обручев и многие другие, коими не оскудевала российская земля.
Писатель имел довольно обширные и глубокие знания в науках: этнографии, фенологии, ботанике, зоологии, агрономии, метеорологии, орнитологии, фольклоре, географии, краеведении, истории. Эти его знания органически вошли в художественную ткань его книг, где он использовал их для более образного и точного осмысления своих конкретных наблюдений. Михаил Пришвин – фанатик познания, ведущий читателя по прекрасным уголкам России, заражая его любовью ко всем проявлениям существующей в ней жизни. Все его «географические произведения» объединены одним героем – ищущим, пишущим, неспокойным человеком-исследователем, достойным уважения за великое внимание к родной земле. Прозу писателя можно назвать разнотравьем русского языка. К. Паустовский писал об этом: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем.»
Сам Константин Паустовский начинал свою литературную стезю в городе Одессе, когда романтика угольных пароходов стучалась в сердца российских мальчишек. Уже тогда его произведения отличались неожиданным интересом к странствованиям и открытиям новых земель, и точным описанием увиденных глазами героев экзотических пейзажей.
В произведении «Белые облака» Паустовский широко использует в описательных отрывках приём антитезы, когда один и тот же пейзаж дан во сне и наяву, олицетворяя мечту и действительность, а читатель видит всю огромную разницу между желаемым и реальным. Писатель привлекает внимание читателей к уже проявившимся тревожным последствиям для земной живой жизни наступления цивилизации. Он одним из первых заговорил о варварском истреблении лесов, порче и загаживании рек, загрязнении воздуха и о необходимости мер для прекращения всего этого.
Первый роман Паустовского «Романтики» написан в 1923 году, в нём, как и в более позднем «Блистательные облака» 1929 года проявился интерес автора к таким человеческим чертам, как доверие, высокомерие, благородство и взаимопонимание. И раскрытию главных тем романов способствовали прекрасные яркие и красочные описания романтических пейзажей южного моря.
В 1932 году Паустовский пишет повесть «Кара-Бугаз», где высказывает идею о плотине, отделяющей солевоспроизводящий залив от вод Каспийского моря. Позднее пишет повесть «Колхида», о преобразовании болотистых зарослей субтропиков в плодородные земли. И во всех произведениях писателя мир человека и мир красоты природы синонимичны, и если нет добра и красоты в человеке, то и в описании природы появляется катастрофический диссонанс, так как сие по мнению автора связано единством происхождения жизни. Действие большинства произведений писателя происходит на природе: Чёрное море, играющее зелёной волной, Мещерская сторона в шелесте листвы, Каспий и природа Грузии – везде Константин Паустовский проводит мысль о взаимозависимости человека и природы.
И Паустовский и Пришвин считали природу не только физической, но и духовной праматерью человечества и оба предупреждали о катастрофичности расхождения и разрыва интересов человека и мира природы, о хрупкости биологического поля планеты и каждого отдельного уголка Земли, о разрушительной неразумности человечества, нарушающего себе же во вред и зло биологическое равновесие природы…

Читайте также:  Как себя чувствуют первые привитые от ковида добровольцы

Источник

Чувство природы у пришвина

С природой одною он жизнью дышал…
Пришвин М. М.

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил и понимал лес, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо!

М.М. Пришвин специально для детей писал не много. Его нельзя назвать детским писателем. Но очень высоко ценил литературу для детей: «Самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым – это есть детская литература». И многое из написанного Пришвиным вошло в золотой фонд детской литературы.

Пришвин признавался: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём, однако, не изменяя своему мастерству».

Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Он учил нас любить свою родную землю, беречь её, он обращался к нам: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Читайте также:  Как меняется настроение поэмы мцыри

Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повёл за собой. Вы увидите, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научитесь ещё лучше любить и понимать родную природу. Она станет вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
М.М. Пришвин (1873 – 1954) – замечательный писатель. Он написал много книг, и каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

  • Пришвин, М. Берестяная трубочка : сборник рассказов / М. Пришвин; худож. Е. Рачёв. – М. : Малыш, 1983. – 109 с. : ил.
    Бывают ли на свете волшебники?
    Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных. И сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал. И с цветами здоровался. И воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз, и капель пела песни… а волшебником этим был хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин.
  • Пришвин, М. В краю дедушки Мазая : рассказы / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 95 с. : ил.
    Край дедушки Мазая – лесистые берега Волги около Костромы, описанные Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы». Сюда приехал Михаил Михайлович Пришвин в своём доме на колёсах, прицепленном к грузовику, и прожил с самой ранней весны до самой поздней осени, наблюдая перемены в природе, изучая жизнь её обитателей.
  • Пришвин, М. Вася Весёлкин : рассказы / М. Пришвин; худож. Г. Никольский и В. Юдин. – М. : Дет. лит., 1990. – 32 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы: «Золотая рука», «Вася Весёлкин», «О чём шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб».
  • Пришвин, М. Весна света : избранное / М. Пришвин. – М. : Мол. гвардия, 1955. – 669 с. : ил.
    В предисловии к этому изданию Пришвин писал: « Я понимаю себя, как автора, выразителем той идеи, которая объединяет нас в слове Отчизна. Кроме того, мне хотелось в этой книге провести ту мысль, что в конце концов произведения автора являются большим делом, чем дело его «мастерства». Они являются результатом творческого поведения всей его жизни.
    Кроме того, задача этого издания, на мой взгляд, состоит в том, чтобы помочь увидеть ясно наше настоящее и контуры будущей жизни.
  • Пришвин, М. Выскочка : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина и Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1966. – 31 с. : ил.
    Эта книга содержит несколько рассказов о птицах и животных. Читая их, вы сразу почувствуете, как горячо любит писатель природу, знает её и как увлекательно рассказывает о ней своим юным читателям.
  • Пришвин, М. Глаза земли / М. Пришвин; сост. В. Я. Курбатов. – М. : Просвещение, 1989. – 303 с. : ил.
    В сборнике представлены произведения М. М. Пришвина, написанные им в разные годы и дающие представление о его замечательном творчестве.
  • Пришвин, М. Говорящий грач : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1978. – 94 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы, включённые в школьную программу: «Ярик», «Этажи леса», «Лоси» и др.

  • Пришвин, М. Гости : рассказ / М. Пришвин; худож. В. Фролов. – М. : Малыш, 1984. – [11] c. – ил.
    Увлекательный, забавный рассказ о дружбе человека с птицами.
  • Пришвин, М. Дорога к другу : дневники / М. Пришвин; сост. А. Григорьев; рис. В. Звонцова. – Л. : Дет. лит., 1978. – 190 с. : ил.
    Взаимосвязь природы, человека и искусства – основная тема дневников известного писателя – природоведа М. М. Пришвина.
  • Пришвин, М. Дорогие звери : рассказы / М. Пришвин; худож. Ф. Зинатулин. – Владивосток : Кн. изд., 1971. – 114 с. : ил.
    С большой любовью рассказывает писатель об обитателях лесов Дальнего Востока и Крайнего Севера: оленях, соболях, горностаях, лисицах и др.
  • Пришвин, М. Журка : рассказы / М. Пришвин; рис. К. Безбородова. – М. : Малыш, 1978. – 21 с. : ил.
    Читателям дошкольного возраста будут интересны рассказы о животных: собаках, курах, журавлях, утятах.
  • Пришвин, М. Зверь бурундук : рассказы / М. Пришвин; худож. Т. Д. Васильева. – Петрозаводск : Карелия, 1978. – 23 с. : ил.
    Увлекательные рассказы о лесных животных: оленях, бурундуках, барсах, медведях и др.
  • Пришвин, М. Зеркало человека / М. Пришвин; сост. Т. Н. Беднякова; ил. Б. А. Школьника. – М. : Правда, 1985. – 672 с. : ил.
    В сборнике представлены три книги М.М. Пришвина, составленные по материалам дневников. Все они о природе, которую Пришвин понимает по-своему: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу».
  • Пришвин, М. Золотой луг : рассказы / М. Пришвин; худож. В. Н. Чинёнова, С. Л. Чинёнов. – Петрозаводск : Карелия, 1981. – 191 с. : ил.
    Замечательные рассказы о животных, живущих рядом с человеком.

  • Пришвин, М. Календарь природы / М. Пришвин. – Минск : Ураджай, 1977. – 240 с. : ил.
    Натуралистические заметки М. Пришвина полны глубокого философского смысла: они посвящены не только временам года, но и раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают, говоря словами автора, отыскивать в ней прекрасные стороны души человеческой, «почувствовать… свою собственную душу».
  • Пришвин, М. Кладовая солнца : сказка-быль и рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1979. – 112 с. : ил. – (Школьная б-ка).
    Понять и полюбить родную природу помогут рассказы замечательного писателя-природоведа М. М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Таинственный ящик» и сказка-быль «Кладовая солнца».
  • Пришвин, М. Лесной хозяин / М. Пришвин. – М. : Худ. лит., 1954. – [310] c.
    Рассказы М. Пришвина о родной природе полны размышлений о связи человека с природой, их взаимодействии.
  • Пришвин, М. Лисичкин хлеб : рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1973. – 94 с. : ил.
    Страна детства… Золотой луг. Кладовая солнца. Край дедушки Мазая. Все эти произведения писателя полны радостного удивления и первого открытия мира от встречи с природой.
  • Пришвин, М. Моим молодым друзьям : рассказы и повести / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 319 с. : ил.
    Учёный, путешественник, мастер художественного слова М. М. Пришвин поэтично описывает жизнь природы в различные времена года, открывает читателю мир увлекательных явлений, учит бережливо, по-хозяйски относиться к природным богатствам родной страны.

  • Пришвин, М. Моя страна / М. Пришвин. – М. : Географ. лит., 1954. – 455 с. : ил.
    М.М. Пришвин – певец родной природы, родной земли и русского народа. Он отразил в своих произведениях глубокую любовь нашего народа к родине, людям, природе. Произведения Пришвина глубоко патриотичны. «Моя страна – книга поэм, очерков и маленьких стихотворений в прозе о Родине.
  • Пришвин, М. Птицы под снегом : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1969. – 31 с. : ил.
    Интересные рассказы о животных и птицах, которые живут рядом с человеком.
  • Пришвин, М. Разговор деревьев : рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1983. – 23 с. : ил.
    Добрые рассказы о родной природе: об одуванчике под окном, об утятах на болоте, о лесном ёжике, о журавле Журке.
  • Пришвин, М. Рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1975. – 64 с. : ил.
    Много повестей и рассказов о природе и животных написал замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин. Его книги любят читать и взрослые и дети, потому что писатель умел просто и увлекательно рассказывать о том, какие тайны открывает природа умному, доброму и чуткому человеку.
  • Пришвин, М. Ребята и утята : рассказы / М. Пришвин; рис. Д. Хайкина. – М. : Дет. лит., 1956. – 16 с. : ил.
    В книгу вошли три рассказа: «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Ребята и утята».

  • Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин; рис. и фото Серой Совы; оформ. Г. Епишина. – М. : Дет. лит., 1971. -175 с. : ил.
    Серая Сова – широко известный индейский писатель, автор чудесных произведений о природе Канады, её девственных лесах и диких обитателях.
    М. М. Пришвин очень полюбил писателя Серую Сову и бережно пересказал его интересную повесть.
  • Пришвин, М. Синие пёрышки : рассказы / М. Пришвин; рис. П. Багина. – М. : Дет. лит., 1985. – 31 с. : ил.
    Сборник рассказов о лесных животных и птицах: дятле, вальдшнепах, ящерицах, белке, барсуке и др.
  • Пришвин, М. Смотреть и слушать лилии / М. Пришвин. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1980. – 191 с. : ил.
    В книгу вошли наиболее известные рассказы писателя о животных, явлениях природы и временах года, о роли человека в жизни природы.
  • Пришвин, М. Ярик : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1978. – 16 с. : ил.
    Книга включает в себя серию рассказов об охотничьих собаках: Ярике, Ромке и рябчике.

Источник

Читайте также:  Ты скрасил мое настроение как
Оцените статью