Чувство при отрицательных эмоциях

Влияние негативных эмоций на сердце

Термин «эмоции» происходит от латинского emovere, что означает «возбуждать, волновать». Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и повышенную активность огромного количества мозговых структур, подобно буре, вовлекая в интенсивную деятельность многие органы и системы. Эта буря иногда безжалостно обрушивается прежде всего, на сердечно-сосудистую систему организма, являясь причиной многих заболеваний.

Ученые выявили, что такие отрицательные эмоции, как злоба, гнев и ярость для людей, которые уже имеют сердечные заболевания, могут быть смертельно опасными.

Классификация эмоций

Есть разные классификации эмоций, но нас сейчас интересуют эмоции с точки зрения их влияния на сердце, поэтому все эмоции разделим на три группы:

  • положительные;
  • отрицательные стенические;
  • отрицательные астенические.

Отрицательные эмоции делятся на:

  • стенические (это гнев, негодование, ярость); возникают и протекают при повышении энергетической активности, они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют деятельность мышц, нервной и сердечно-сосудистой систем.
  • астенические (тоска, страх, ужас); протекают на фоне подавления энергетического и интеллектуального потенциала организма, угнетения психической деятельности, мышечной активности, торможения любых ответных реакций организма.

Стенические и астенические эмоции по-разному действуют на сердце. Например, если при тоске и страхе кровоток в сосудах сердца ухудшается, то при гневе и ярости, наоборот, увеличивается.

Исследователь в области экспериментальной кардиологии Г.И.Косицкий считает стенические и астеничские эмоции проявлениями одного единого процесса, возникающего в ответ на меняющиеся условия внешней среды, который он называет состоянием напряженности (СН).

Состояние напряженности

Выделяются четыре стадии СН:

  1. Стадия мобилизации резервов организма (в ответ на какую-то ситуацию) — стимуляция деятельности нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, усиление активности головного мозга, повышается тонус и сила мышц, уровень энергетического обмена. Часто это сопровождается повышением умственной работоспособности, настроения, включаются механизмы вероятностного мышления, возникает состояние вдохновения, озарения, высокая творческая активность.
  2. Стенические отрицательные эмоции (если наш организм «считает», что ситуация критическая и потребует большого расхода сил и энергии) — предельное усиление всех систем, отвечающих за взаимодействие с внешней средой. Резко повышаются тонус, сила, выносливость мышц. Резко мобилизуются все энергетические процессы. Усиливается деятельность сердца, повышается АД, вентиляция легких, выброс адреналина. Усиливаются иммунологические реакции и т.д. Но, в отличие от первой стадии, мобилизация ресурсов происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, чрезмерно, избыточно и не всегда адекватно ситуации.
  3. Астенические отрицательные эмоции (если организм «считает», что ситуация чрезвычайная и имеющихся в его распоряжении ресурсов заведомо недостаточно для адекватного ответа и поэтому мобилизация этих ресурсов практически бесполезна) — резко снижаются все виды работоспособности, возникает выраженное утомление, торможение коры головного мозга. Угнетаются иммунологические реакции, тормозятся процессы восстановления клеток, отмечается потеря памяти, подавление способности к мышлению, к принятию решений, к оценке ситуации.
  4. Невроз — последняя стадия СН, когда нарушено равновесие процессов в коре головного мозга, то «вегетативная буря» (т.е. тот комплекс проявлений перестройки организма, который был описан выше), характерная для третьей стадии, переходит в «хаос» (если в «буре» возбуждению (или угнетению) подвергаются только строго определенные органы и системы, входящие в «программу» перестройки организма, то в «хаосе» нет даже подобия системы или программы). Происходит резкая потеря работоспособности, нарушаются поведенческие реакции, регуляция внутренних органов, развиваются сердечно-сосудистые заболевания.

Методы борьбы с последствиями отрицательных эмоций

Стадия мобилизации резервов организма не требует коррекции, так как при этом не накапливаются отрицательные последствия. Более того, эта стадия является тренирующей, стимулирующей адаптационные процессы, при условии более-менее периодическом возникновении.

При стенических отрицательных эмоциях единственным физиологически обоснованным способом разрядки является физическая нагрузка — быстрая ходьба, бег и т.д. Работа мышц приводит в этом случае к расширению сосудов и снижению общего АД, а усиление окислительных процессов способствует ускоренному разрушению адреналина, утомление мышц стимулирует возникновению процессов торможения в центральной нервной системе.

Правда, нельзя терять головы — нагрузка должна быть адекватной состоянию и тренированности организма. Только представьте себе, что будет, если неподготовленный человек в состоянии аффекта вбежит пешком на 9-ый этаж.

Надо отметить, кроме этого, что крик, ругань, «срывание зла» не может быть оправданным не только с позиций морально-нравственных, но и с медицинских, так как это не приводит к полноценной разрядке напряжения, а если после этого остаются чувство неудовлетворенности собственной несдержанностью, чувство вины, то накопление отрицательных эмоций только усиливается, и устойчивость к стрессорным нагрузкам падает. Можно применять успокаивающие травы — валериана, пустырник.

Профилактика СН второй стадии состоит в нормализации баланса процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Человек, знающий такую свою особенность реагирования на стресс, должен регулярно получать достаточное количество витаминов группы В, в период и перед возможными стрессовыми ситуациями (экзамены, например) можно принимать небольшие количества успокаивающих средств как природного, так и, по показаниям, синтетического происхождения, обязательны полноценный, достаточный сон и физические нагрузки (допускаются даже непродолжительные и небольшой интенсивности, но обязательно на свежем воздухе).

При астенических отрицательных эмоциях, прежде всего, требуется поднять тонус организма и, прежде всего, нервной системы до относительно нормального уровня. В этом случае физические нагрузки уже не вызывают разрядки, не снимают напряжения.

Человек нуждается в препаратах, стимулирующих обмен веществ в организме и в нервной системе. Часто хорошо помогают препараты, содержащие фосфолипиды, которые включаются в обмен веществ в нервных клетках. Необходимы поливитаминные препараты, обладающие антиоксидантными свойствами.

Показан удлиненный сон. В этом случае применение валерианы и пустырника менее оправдано, чем боярышника или пиона, так как последние препараты, обладая нерезким успокаивающим действием, не усиливают процессы торможения в головном мозгу. И, конечно, необходима профессиональная помощь психолога или врача-психотерапевта.

При неврозе человеку необходимо обратиться за квалифицированной помощью к врачу.

Источник

Отрицательные эмоции как ресурс для достижения целей

Поговорим о негативных эмоциях. Несмотря на то, что все мы тысячи раз с ними сталкивались, у многих в головах наблюдается какая-то путаница. Мы часто называем негативными эмоциями то, что на самом деле ими не является.

Польза негативных эмоций

Представьте человека, который на протяжении многих лет находится в состоянии бесконечной обиды. Он постоянно возмущен, злится и обвиняет окружающих. Мы склонны называть его состояние негативным эмоциональным состоянием. Но на самом деле оно им не является. Да, это негативный настрой. Да, это негативный способ мыслить. Да, это негативный подход к действиям. Но эмоция, которую испытывает данный индивид, не является негативной. На самом деле она ему нравится. Ему нравится быть обиженным и возмущаться. То чувство, которое он испытывает, мы можем считать позитивным, хотя со стороны оно выглядит отрицательным.

То, о чем мы здесь будем говорить, является негативной эмоцией в силу того, что она вам не нравится. Без сомнения, вы понимаете, что мы имеем в виду, поскольку вы испытывали такие переживания не один раз. Это то, что действительно причиняет вам серьезную душевную боль. От таких эмоций хочется поскорее куда-то спрятаться.

Самая распространенная стратегия действий в ситуации, когда вы испытываете негативное чувство, — вытеснение. То есть сделать так, чтобы вы перестали находиться в таком состоянии. Люди довольно хорошо поднаторели в различных способах вытеснения своих отрицательных эмоций. В таких ситуациях мы употребляем алкоголь, больше курим, наедаемся, занимаемся шопингом, сексом и т.д. Все эти способы достаточно действенны.

Читайте также:  Как вы себя чувствовать будите

Но что они делают на самом деле? Ни от чего наша психика избавиться не может. Если в ней уже есть отрицательное чувство, то у нас всего два пути: мы можем либо вытеснить его в подсознание и перестать ощущать на уровне сознания, либо трансформировать его во что-то хорошее и конструктивное. К сожалению, этого навыка нам в детстве не привили, нас учили именно вытеснению. Когда нам было больно или плохо, когда мы были расстроены, мы подходили к старшим и сообщали о своем состоянии, на что нам говорили: «Да ладно, это ерунда. Вот тебе конфетка» или «Успокойся, ничего страшного. Смотри, вон птичка красивая полетела».

То есть нас учили, что негативные эмоции, во-первых, являются чем-то плохим, и от этого нужно поскорее избавиться. Во-вторых, нас учили от них отвлекаться. Мы не умеем работать с ними конструктивно, и на самом деле это не вина тех, кто нас этому научил. Они тоже не умели этого делать. Конструктивно работать с отрицательными чувствами довольно сложно и неприятно, поэтому мало кто этим занимается. Однако это очень хорошая и полезная практика, несмотря на неприятность самого процесса.

Давайте подумаем: если мы созданы таким образом, что испытываем как положительные, так и отрицательные эмоции, то, наверное, последние нам тоже для чего-то нужны. Не существуют же они просто для того, чтобы нам было неприятно? Они призваны играть ту же роль, что и боль, но на более тонком уровне. Если мы возьмем наше физическое тело, то оно может испытывать как удовольствие (положительные ощущения), так и боль (негативные ощущения). И боль у нас есть не просто так, она выполняет сигнальную функцию в нашем организме. Если в организме что-то ломается или вот-вот может сломаться, то через боль он дает нам понять, что с ним что-то не так. Он заставляет нас совершить определенные действия для того, чтобы от этой боли избавиться.

Как вы понимаете, использование обезболивающих, то есть подавление этого сигнала, редко приводит к каким-то хорошим результатам. Если у вас болит зуб, и вы глушите эту боль при помощи обезболивающих таблеток на протяжении длительного времени, то это, скорее всего, приведет к тому, что зуба вы лишитесь.

То же самое есть и на уровне эмоций. Если у нас есть отрицательные чувства, то у них есть какая-то функция. И эта функция также сигнальная. Негативные эмоции позволяют нам почувствовать, что мы идем куда-то не туда. Что наша жизнь не такая, какой она могла бы быть. Это очень важная и полезная функция. И если просто отворачиваться от них, то нам будет значительно сложнее сделать жизнь такой, какой нам хотелось бы.

Пора меняться

Негативные эмоции помогают нам почувствовать, что пора что-то менять. Кроме того, они дают нам огромные запасы энергии для того, чтобы мы могли что-то в своей жизни сделать. Если вы изучите истории успеха известных людей, то поймете, что довольно большой процент этих историй начинался с кризиса, с каких-то сложных и неприятных обстоятельств. А эти люди ничем от нас не отличаются. В этих непростых обстоятельствах они также испытывали сильные негативные эмоции. Они не какие-то небожители, они тоже расстраивались и боялись, тревожились и грустили. По сути дела, эти отрицательные переживания и заставили их изменить жизнь и добиться успеха. Это может произойти и в вашей судьбе, если вы начнете работать с негативными эмоциями конструктивно. А для этого надо перестать от них прятаться.

Разумеется, прятаться спокойнее и приятнее. Сесть и подумать о том, по поводу чего у вас образовалось отрицательное состояние, — это зачастую довольно тягостная практика. Вам придется погрузиться в эти расстройства, мучительные ощущения, и это больно. Это сходно с тем, что вам придется пойти к стоматологу, и там вы будете испытывать сильные болевые ощущения, пока врач будет сверлить зуб. Конечно, нам хочется этого избежать. Но что мы выигрываем в результате? Мы выигрываем шанс достигнуть своей цели. Мы получаем возможность сделать серьезный шаг вперед. Если у вас есть силы на то, чтобы разобраться с собственными негативными эмоциями, а не прятаться от них, то вы можете получить невероятные результаты.

Но, конечно же, сделать это трудно. Однако вам нужно помнить о том, что движение к цели никогда не бывает гладким и ровным. На вашем пути всегда будут определенные препятствия, и вам обязательно придется пройти через негативные эмоции. Вам обязательно придется научиться с ними конструктивно работать.

Отрицательное переживание не является чем-то плохим в вашей жизни. Мы хотим, чтобы вы прямо сейчас изменили свое отношение к эмоциям вообще. Ведь они представляют собой сигнальную систему нашей души. Именно при помощи эмоций наша душа сообщает нам о том, все ли в нашей жизни хорошо. У нее нет других способов показать нам, что что-то в настоящий момент неправильно. Эмоции – это наши друзья. И наши негативные переживания – это тоже наши друзья. Не прячьтесь от них, погрузитесь в отрицательное ощущение на некоторое время. Спросите себя: «А почему я испытываю негативную эмоцию? Что меня расстраивает? Что меня пугает? Что бы я мог изменить в своей жизни для того, чтобы этой эмоции больше не было?»

Когда вы ответите на эти вопросы, вы получите четкий план действий, который приведет вас туда, куда вы желаете. Успехов!

Источник

Неочевидная мотивация: негативные чувства и эмоции, которые делают вас эффективными

Чем могут быть полезны отрицательные чувства и эмоции, как сделать их ресурсом для достижений и научиться управлять ситуацией.

Чувства и эмоции: снимаем ярлыки

Чувства и эмоции — близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и то же. Чувства — это перманентное состояние, основанное на отношении к чему-либо. Эмоции — психофизиологические реакции на внешние или внутренние раздражители.

Читайте также:  Как гармин считает уровень стресса

Существуют разные классификации чувств и эмоций. Но в психологии понятие «эмоции» применяется и в широком смысле — как эмоциональные состояния, и в узком — как один из видов этих состояний наряду с чувствами, настроениями и т.д. Эмоциональные состояния — это особый класс психических явлений, они отражают наше отношение к миру.

Каждый человек в повседневной жизни испытывает самые разные эмоциональные состояния, которые обычно возникают под влиянием обстоятельств. В зависимости от наших переживаний, мы делим эмоции на «хорошие», т.е. приятные (удовольствие, интерес), и «плохие», т.е. неприятные (стыд, вина, страх и т.д.). Естественное желание — избавиться от эмоций, которые мы считаем негативными. Ведь каждый с детства знает: испытывать гнев, страх и т.п. — больно, неприятно. Но называть эмоции плохими или хорошими — значит давать оценку, и в этом кроется ошибка. Любая оценка запускает программу: «плохое» мы, естественно, считаем вредным и избегаем, «хорошее» — полезным и стараемся получить в большем объеме. Важно понять: все чувства и эмоции — естественные составляющие человека и неэффективно их считать негативными или позитивными. К ним стоит относиться как к индикаторам нашего состояния и отношения к происходящему с нами и вокруг нас. Например, страх сигнализирует о какой-либо опасности и побуждает избегать подобных ситуаций путем ухода или нападения. Радость говорит, что происходящее с нами желанно и приятно, она приводит к расслаблению и существенно притупляет внимание. Отсюда вопрос: какое из этих эмоциональных состояний можно назвать хорошим, а какое плохим? Ведь когда датчик температуры сообщает, что машина перегрелась, это не повод считать его плохим и ненужным устройством.

Чтобы понять значение чувств и эмоций и начать их использовать во благо себе, надо принять факт: они есть, и ощущать то, что мы ощущаем, — нормально. Важно научиться замечать свои эмоции и чувства и анализировать, как они влияют на нас и как мы сами реагируем на них.

Как чувства и эмоции помогают в жизни и работе

В психологии есть понятие «эмоциональный интеллект»: это способность распознавать мотивацию, желания, эмоции свои и других людей и управлять ими. Во время переговоров мы обмениваемся не только информацией, но и вызываем друг у друга эмоции. И именно свои ощущения от процесса общения обычно запоминает собеседник. Немецкий поэт и драматург Карл Бюхнер сказал, что люди могут не вспомнить конкретно произнесенные вами слова, но никогда не забудут, что они при этом чувствовали.

Эмоциональный фон, который возник в процессе беседы, человек затем может распространять на окружающих. Условно: если утренняя пятиминутка у руководства прошла под знаком плюс, вероятнее всего, члены команды настроятся позитивно и будут транслировать это состояние при общении с клиентами. Если же день начался с выговоров — уровень тревоги у сотрудников поднимется, а напряжение и негатив могут отразиться как на отношениях с партнерами и клиентами, так и в целом на выполнении служебных обязанностей.

Многочисленные эксперименты показали: эмоции на 80% определяют, каким будет решение! Человек с развитым эмоциональным интеллектом будет эффективнее других в любой ситуации, потому что он умеет замечать и различать свои эмоциональные состояния — и позитивные, и негативные, а главное — выбирать, как на них реагировать. Этот навык поможет ему извлекать пользу даже из тех эмоциональных состояний, которые вызывают чувство стыда, страха и злости.

Стыд как стимул роста

Японский и русский менталитет имеет одно незаметное, но глобальное историческое различие: ключевой мотиватор среднестатистического японца — стыд, а россиянина — вина. И это накладывает отпечаток на все: уровень и качество жизни, достижения, бизнес, производство.

Мотивация, которая основана на чувстве вины, работает в конкретный момент времени, но стратегически малоэффективна. «Виноватый» человек мотивирован, чтобы так больше не делать, а в конечном счете — вообще не делать то, что вызывает это чувство. Ощущение вины чаще всего приводит к позиции жертвы, порождая хитрость, изворотливость, обман, и в итоге к снятию или перекладыванию ответственности.

Вероятно, японское мировоззрение связано с историей самураев, которые жили по кодексу Бусидо (набору законов и правил) и считали, что лучше умереть, чем опозориться самому или бросить тень на честь своего господина или семьи — то есть той ячейки общества, к которой они относились.

Для современного японца нет ничего страшнее, чем подставить свою компанию, завод, нацию, заставив стыдиться. Не страшно быть виноватым, страшно подвести своих. Это предполагает контроль качества даже самой мелкой операции, за которую отвечает он лично и коллектив в целом. Нежелание испытать стыд стимулирует человека выполнять свои обязанности качественно и надежно. Как следствие, он может гордиться собой. Следуя этому принципу, человек с детства приходит к ответственности, то есть осознанию, что только он сам отвечает за любые последствия своих поступков и решений. А ответственность ведет к осознанию и корректировке действий без негатива, которым сопровождается вина.

Как конструктивно использовать раздражение и злость

Раздражение, злость, гнев, ярость — эти эмоциональные состояния можно представить в виде матрешки: каждая последующая скрывает в себе еще одну. Чтобы не довести себя до гнева и ярости, рассмотрим, как эффективно использовать раздражение и злость.

Раздражение — это реакция на чужое поведение или обстоятельства, например, громкий голос, резкий тон. Раздраженный человек подсознательно стремится или избавиться от неприятной коммуникации, или вести себя более жестко. Такое поведение будет работать против его интересов, если собеседник — партнер по бизнесу или клиент. Выход — постараться понять природу раздражения, задаться вопросом, что именно его вызывает, и оценить ситуацию с позиции стороннего наблюдателя. Если причина делает невозможным дальнейшее сотрудничество с этим человеком, есть смысл с ним расстаться. Даже если принято такое решение, важно оставаться эмоционально спокойным и уходить с уважением. Ведь «хлопанье дверью» происходит под влиянием эмоции и закрывает возможность однажды вернуться. Не случайно один из критериев оценки эффективности любого переговорного процесса — сохранение отношений.

Злость — резкое выражение недовольства человеком, например, вызванное нарушением его границ или препятствиями, которые он не может преодолеть. Проявлять злость в культурном обществе не принято, но это не значит, что люди ее не испытывают. Поэтому многие зачастую подавляют злость, загоняя ее внутрь: человек начинает действовать, исходя не из своих желаний, а из правил, которые установлены, стремится быть хорошим для других. Загнанная внутрь, она начинает работать против человека и может проявляться либо в виде самоедства и стремления уйти от неприятной ситуации, либо однажды прорваться в крайней форме — агрессии по отношению к другим, что никогда не даст положительных результатов.

Пример: молодой продавец с высоким культурным уровнем, но не владеющий знаниями и навыками, приходит в продажи. Он очень доброжелательно общается с клиентами, но у него, как правило, не покупают. Это приводит к тому, что у доброжелательного начинают копиться раздражение, злость на себя, а затем и на покупателей, и в результате — агрессия, направленная на клиентов. Он перестает быть обходительным и переходит в другую крайность — начинает общаться жестко и агрессивно — и это главная ошибка. Активная позиция, замешанная на злости, приводит его к первичным продажам. И тогда он допускает вторую ошибку: начинает думать, что этот путь — эффективный, и становится агрессивным продавцом, который перестал быть уважительным, но навыки экспертных продаж так и не приобрел. Как следствие, продаёт только первичным теплым клиентам, которые больше к нему не возвращаются. И в результате быстро перегорает и не замечает, как убивает клиентскую базу, и свою и компании. Изменить ситуацию может помочь грамотный наставник, который объяснит, что надо перевести энергию злости не в жесткость и грубость, а в новые полезные действия, и научит эффективным навыкам продаж и переговоров, сохраняя культуру общения.

Читайте также:  Утро гифки прикольные для хорошего настроения анимационные

Важно понять, что злость рождается из суммы мелких неудовлетворенностей чем-либо, нерешенных сразу после их появления. Таким образом, злость — важный индикатор неудовлетворения, несоответствия наших желаний действительности и повод отредактировать либо первое, либо второе. Когда злость вырывается наружу, она, с одной стороны, может помочь сделать те действия, на которые без «высокого давления» человек не мог решиться ранее, а с другой — открывает клапан для совершения эмоциональных необдуманных действий. Если человек в продажах все время работает на злости, первое время может показаться, что это дает результат. Но в долгосрочной перспективе злоба становится установкой мышления, приводит к перегоранию, конфликтам, потерям клиентов, проблемам в социуме и, вероятно, увольнению, потому что количество людей, желающих общаться, сократится. Таким образом, злость дает человеку энергию для решительного действия, на которое изначально не хватало силы или воли. При этом мудрый человек обязательно разберется, что послужило источником раздражения, а затем и злости, чтобы или устранить причину, или понять, как больше не попадать в такую ситуацию.

В чем ценность страха?

Страх считают отрицательной эмоцией: трудно полюбить состояние, при котором подкашиваются ноги, пробегает холодок по спине, а иногда даже тошнит. Он может возникнуть в момент физической угрозы, или когда есть вероятность потерять что-то ценное, или как реакция на стрессовую ситуацию и т.д. Таким образом страх сигнализирует об опасности и заставляет принимать меры: спасать собственную жизнь, свое эго (точку зрения, честь, репутацию, положение в обществе), сохранять то, что ценно (отношения и т.д.). То есть обращает внимание человека на проблему, а значит является датчиком, который сигнализирует об угрозе благополучию до того, когда она проявится.

В первую очередь, разграничим физическую и нефизическую угрозы. Безусловно, при угрозе жизни и здоровью важно делать все, чтобы их сохранить, и желательно оставаться в рамках закона. Это мы обсуждать не будем. А вот в случае нефизической угрозы, страх сигнализирует, что человек находится у границы своей зоны комфорта. Точнее, зоны рутины — территории привычных, знакомых ситуаций и действий, воспринимаемых, как нормальные и безопасные. Страх появляется всякий раз, когда мы переходим эту невидимую границу привычного. Большая часть людей интуитивно реагирует на нее и возвращается обратно, отказываясь от новых возможностей, отношений, проектов, способов действия и т.п. «Натренированные» действуют иначе. Разберемся, как это сделать.

7 шагов работы с чувствами и эмоциями, которые легко понять, но не так быстро освоить:

шаг №1: заметить ситуацию, которая вызывает ваше эмоциональное состояние, и сказать себе об этом: «На меня давит оппонент на переговорах, и эта ситуация вызывает мои эмоции».

шаг №2: опознать свое чувство или эмоцию и назвать ее своим именем, например: «Я чувствую страх».

шаг №3: на минуту остановиться и не совершать дальнейших действий;

шаг №4: спросить себя: «К чему меня подталкивает это чувство/ эмоция?» Например: «Оппонент давит на меня, и мне хочется повысить голос, сказать ему, что он не прав, и доказать свою позицию».

шаг №5: спросить себя: «Что бы я посоветовал сделать себе, если бы не участвовал в ситуации и спокойно наблюдал за происходящим со стороны без какой-либо выгоды и интереса?» Например, ваш ответ будет: «Я бы не спешил и спокойно с уважением начал выяснять точку зрения оппонента, чтобы только потом принять решение».

шаг №6: сравните ответы на вопросы №4 и №5. Если они одинаковые, вы лукавите и продолжаете находиться под влиянием эмоции. В этом случае вам стоит вернуться к шагу №1. Если же ответы разные, то переходите к шагу №7.

шаг №7: выполните то, что ответили себе в шаге №5: спокойно и с уважением похвалите мнение оппонента и спрашивайте о его позиции, точке зрения и т.п.

Когда трезвый разум преобладает над эмоциями — это и есть проактивная жизненная позиция. Таким же образом стоит прорабатывать любое чувство и эмоцию.

Единственное эмоциональное состояние, которое не бывает полезным, — это зависть.

Зависть — это не эмоция и не чувство, а перманентное или временное состояние. Оно складывается из эмоций и чувств, возникающих по отношению к людям, которые обладают чем-либо материальным или духовным, — тем, что хочет иметь завидующий, но не имеет. Зависть не совсем естественное и, к сожалению, никогда не полезное состояние, в отличие от эмоций или чувств. Поэтому она не может быть ресурсом, даже если кажется обратное. Опыт показывает, что если человек достиг чего-то или приобрел что-то, потому что завидовал, в подавляющем большинстве случаев это не являлось его настоящим желанием. Его спровоцировала зависть, за которой прячется внутренняя потребность в чем-либо. Зависть — индикатор внутренней нужды. Поймав себя на зависти, не надо сразу покупать то, что есть у кого-то, или обучаться тому, что он умеет. Стоит задать себе вопрос: «Если я завидую, что меня не устраивает в себе, в своем бизнесе, в работе, навыках, жизни?» А лучше пройти проработку своей зависти с коучем или психологом.

Важно помнить, что наши эмоции и чувства — это естественная часть нас самих, они раскрашивают нашу жизнь красками, придают ей смысл и рождают удовольствия. Радоваться тому, что испытываете радость, невозможно, не познав горя, как и прочувствовать силу уверенности, не пережив страх совершить ошибку. Считать эмоции вредными ошибочно. Наши решения определяют нашу жизнь, при этом на 80% провоцируются эмоциями. Они были, есть и будут. Таким образом, наш успех зависит только от умения работать со своей реакцией на собственные эмоции.

Источник

Оцените статью