Чувство прекрасного
Такая способность изображена в отношении персонажей в рассказе И. Тургенева «Певцы» и в маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Лицо, подобно вам, любящее пышность и обладающее склонностью к прекрасному, должно регулярно устраивать у себя концерты по средам или четвергам (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Чувство прекрасного» в других словарях:
чувство — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
чувство — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия
чувство — а; ср. 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Ч. голода. Ч. боли. Ч. озноба. Испытывать ч. страха. Ч. ориентировки у птиц … Энциклопедический словарь
чувство — а; ср. 1) Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Чу/вство голода. Чу/вство боли. Чу/вство озноба. Испытывать чу/вство страха … Словарь многих выражений
ВКУС — чувство совершенства, имеющееся у человека и способное склонить его к принятию определенных суждений. Понятие В. существенно уже понятия здравого смысла, В. опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. И. Кант характеризовал В. как … Философская энциклопедия
ДОН ЖУАН — (исп. Don Juan, итал. Don Giovanni, фр. Don Juan, нем. Don Juan, англ. Don Juan) герой мировой литературы XVII XX вв., один из вечных образов. Предыстория этого литературного героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о… … Литературные герои
Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рескин — I (John Ruskin) знаменитый английский историк искусства, моралист и общественный деятель; род. в 1819 г.; в молодости много путешествовал и долго жил в Швейцарии и Италии. Дебютировал книгой в защиту непризнанного пейзажиста Тернера, составившей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — см. Нидерландская философия. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (н и д е р л а н д с к а я … Философская энциклопедия
чу́вство — а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. □ Важнейшие для охотничьей лайки чувства обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты. 2. обычно мн. ч. (чувства,… … Малый академический словарь
Источник
Почему важно развивать в себе чувство прекрасного?
Мы с рождения окружены разными людьми и предметами. Различные установки, вкладываемые в нас, позволяют различать хорошее от плохого, красивое от ужасного, доброе от злого.
Эстетика, если говорить коротко, учение о формах прекрасного в природе, творчестве и жизни. Но я могу смело заявить, что это чувство присуще не всем. Это можно заметить в мелочах: одежда, манеры, речь,макияж. У такого общества свои взгляды на этот счет, у них много своих забот.
Самое главное, что человек выглядит красиво для себя. Он знает, что бордовый цвет резинки на руке идентичен оттенку ботинок, в таком случае чувствует себя уверено. Таким людям необходимы перемены в жизни, будь то перестановка в комнате или кардинальная смена стиля.
Можно с уверенностью сказать, что люди, которые видят красоту даже в обшарпанных стенах могут по праву являются творческими. Развитое чувство эстетики очень вдохновляет на сотворение чего-то нового. Так как творчество бывает разное, то и вдохновение приходит для разных вещей. Кто-то печатает статьи или пишет стихи, кто-то поет или рисует, некоторые читают и переживают все эмоции,описанные в тексте.
Эстетика влияет на человека весьма положительно. Он начинает быть более чувственным и внимательным. Появляются такие качества, как спокойствие и уравновешенность. Любовь к прекрасному помогает создать свой собственный гармоничный стиль.
Искусство не менее важный фактор развития эстетических качеств. Театр, литература, музыка- все эти виды искусств разных жанров влияют на формирование личности. К примеру, художественная литература развивает у детей творческие навыки.
Почему это важно? Гармония с природой и искусством позволяет лучше ощущать свои эмоции,помогает разобраться в себе и, соответственно, чувствовать себя лучше и спокойнее.
Чтобы развить в себе эти качества, человеку не обязательно быть поклонником элитарной культуры, он может слушать панк и рок музыку и видеть в этом свою собственную эстетику.
На своем примере могу рассказать про проблему эмоционального выгорания . Когда ты теряешь интерес и чувство ответственности к себе, жизни, учебе,ты понимаешь, что все эмоции,которые ты испытывал,теперь не имеют значения,вместо них теперь полное безразличие. Мне помогли справиться с этим небольшая смена имиджа и предпочтений в музыке.Я начала чувствовать себя лучше спустя какое-то время, эмоции вернулись и теперь я снова ищу вдохновение буквально во всем.
Чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, человеку должно быть спокойно наедине с собой. Эстетика тела, движения, стиля, макияжа, процесса чего-то обычного или очень важного будет влиять исключительно положительно на формирование личности в любом возрасте.
Источник
Можно ли развить чувство прекрасного?
Как сказал Оскар Уайльд: «Красота в глазах смотрящего». И это чистая правда! Два разных человека снимут один пейзаж абсолютно по разному, потому что и чувство прекрасного у них на разном уровне. Но это вовсе не волшебство, а простой психологический механизм.
Как работает этот механизм?
Часто мы оцениваем сочетание цветов и композицию интуитивно и ”на глаз”. И успех оценки зависит НЕ от волшебного дара, который якобы был в комплекте с нами при рождении, а всего лишь от сравнения с ”памятными цветами и пропорциями”, то есть с теми цветами и пропорциями, с которыми мы много знакомы и точно представляем, как они должны выглядеть.
Такими ориентирами будут те образцы, которые сильней закреплены в нашей зрительной памяти, так как фиксируются нашим мозгом намного чаще, чем любые другие. Поэтому мы их лучше чувствуем и, как следствие, лучше распознаем. Чем чаще человек в обычной жизни сталкивается с этими цветами и пропорциями, тем выше вероятность, что он заметит любые отклонения от них! МЫ ЛУЧШЕ ВИДИМ И ЧУВСТВУЕМ ТО, С ЧЕМ СТАЛКИВАЕМСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Как рождается чувство прекрасного?
Такое качество личности, как чувство прекрасного не дается человеку от природы. Это чувство развивается и воспитывается с детства. Пятилетний малыш ничего не поймет в картинах Ван Гога, но он уже различит простые цвета и сможет восхититься красотой радуги и ярким окрасом крылышек бабочки. Рисунки малышей просты и незатейливы, но мы любуемся ими, потому что они не содержат зла и уродства, так как мы — родители бережно ОГРАЖДАЕМ их жизнь от ужасного и злого и, благодаря этой изолированности, детские рисунки и наполнены такой добротой и простой красотой, так как детский мир всегда только прекрасен.
Как важно, взрослея, научиться уже самостоятельно ограждать себя от негативного и окружать только прекрасным! Очень важно специально смотреть правильные, грамотные и эталонные изображения. Благодаря чувству прекрасного мы замечаем потрясающую эмоцию или уникальный момент и успеваем это заснять, в то время, как кто-то проходит мимо этой красоты!
Психологи называют чувство прекрасного ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ — и это не роскошь, а необходимое условие формирования личности и ее дальнейшего развития.
Удивительный факт!
Чувство прекрасного спасает и в жизни! Так как в сложных жизненных ситуациях помогает не унывать, всегда надеяться и видеть только хорошее. Ещё у творческих людей хорошо развита фантазия и в сложных ситуация они найдут не 3, а 103 решения. Это одна из особенностей, которую психологи отмечают и у Леонардо да Винчи. Живопись и инженерия (изобретательность), которыми увлекался мастер, имеют общие корни — это ФАНТАЗИЯ и ВЕРА В ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ. Творческие люди всегда выкрутятся из любого клубка проблем! Есть на эту тему совершенно уникальный оскароносный фильм «Волшебная страна». Обязательного посмотрите его ВСЕЙ СЕМЬЁЙ!
Как развить чувство прекрасного?
Чувство прекрасного (эстетическое воспитание) можно и нужно тренировать, воспитывать, развивать всю жизнь. И помочь нам могут в этом следующие советы:
1. Начните с себя!
Создайте для себя уютные и красивые условия работы. Выкиньте весь хлам на столе, поставьте букет цветов, купите красивую ручку, блокнот, даже коврик для мышки. Прекрасной должна быть каждая деталь. А страшный фото-рюкзак замените на изящную фото-сумку. Вы сами должны быть ПРИМЕРОМ и воплощением прекрасного! Ваша одежда на съёмках должна быть хоть и простой, но достойной и красивой. Всё должно гласить о том, что вы человек искусства! Искусство — это не работа! Искусство — это стиль жизни!
Исследования доказали, что богатые люди имеют более высокое чувство прекрасного, потому что они КАЖДЫЙ день находятся среди предметов красоты и роскоши, которые создавали самые лучшие мастера. И чем дороже эти предметы, тем более «золотыми» будут руки, которые их создавали! Эта красота окружает их каждый день и с бешеной скоростью записывается на подкорку головного мозга. Часто этот процесс даже не осознан, но в дальнейшем они «видят» и отличают достойное от бездарного с полувзгляда.
2. Путешествуйте!
Доказано, что у итальянцев чувство прекрасного намного выше, так как они живут в эпицентре архитектурной и природной красоты! И правда, большинство великих архитекторов и художников — это итальянцы, даже Микеланджело и Леонардо да Винчи, которых мы ранее упомянули — это тоже итальянцы. К сожалению, чувство прекрасного у жителей из Пензенской хрущёвки и у жителей из Питерских исторических построек будет абсолютно разным. А бежать на работу мимо Колизея в Риме или через Карлов мост в Праге это не тоже самое, что бежать по дорожным дырам в Ижевске или Чебоксарах. (Да простят меня жители этих городов, но думаю, вы и сами понимаете, что красоты древнего Рима или Праги явно выигрывают). Поэтому иногда нужно путешествовать и напитываться безупречными пропорциями исторической архитектуры. Как правило, она создана великими мастерами, которые точно знали толк в пропорциях и прекрасном. А мы будем сохранять их опыт в своей визуальной памяти. Мир развивается и сейчас есть билеты и отели на любой кошелёк!
3. Полюбите природу!
Нет ничего совершенней, чем она. Как говорил Леонардо да Винчи: «Я наблюдал за природой, а она открывала мне свои секреты!» АБСОЛЮТНЫЙ и НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ, что вся гармония и все золотые пропорции берут начало из природных явлений. Нужно быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ к природе — она и есть главная энциклопедия красоты. Не знаешь как сделать: просто вспомни как было на самом деле и природа подскажет и цвет и пропорцию!
Раньше даже Гугла не было и многие художники не могли открыть поисковик и узнать хитрости работы с зеленью, чтобы былo «ВАУ». Вместо Гугла они отправлялись на пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») и просто сохраняли картинки природы в своей визуальной памяти и на набросках, словно мы сохраняем статьи в закладках или красивые фотографии в особую папочку. Кстати, многие гении были и вовсе безграмотными, так как доступ к книгам в тем времена был роскошью и привилегией для избранных! Пополняйте чаще свою визуальную картотеку. Конечно если вы увидите Норвежские фьорды, озёра Мюнхена или Швейцарские Альпы, то это высшая степень визуального наслаждения, но поверьте, что и леса Карелии или великий Байкал тоже заставят вас влюбиться в них! Важно желание, а не деньги!
4. Читайте хорошие книги!
Ради интереса забейте в Гугл Джоконду Леонардо да Винчи, в итоге, какой она только у вас не найдётся. Как можно оценить искусство, если оно не достоверно ни по цветам, ни даже по пропорциям полотна. А вот энциклопедии имеют строгие требованиями и к фактам, и к достоверной печати. Не может любая книга называться ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ! Поэтому все книги о живописи и искусстве такие дорогие, т.к. требуют высоких стандартов достоверной и высококачественной печати. Да и сама съёмка предметов искусства требует особого подхода. Нельзя снять полотно Ван Гога кое-как, а потом подкрутить его в Photoshop на свой лад, иначе это уже будет просто ремикс известной «Звёздной ночи». Есть даже банк фотографий для каталогов предметов искусства, именно его и используют для солидных изданий или энциклопедий. Будет легче и интересней читать не ВЗРОСЛЫЕ, а ДЕТСКИЕ энциклопедии, например, собрание энциклопедий издательства АВАНТА+. На Авито можно даже купить целым набором и прилично сэкономить. Плюс серий и в том, что мы привыкаем к одинаковой и системной подаче материала и, поэтому, потом он усваивается ЛУЧШЕ (опять же срабатывает принцип «накопленных пропорций»).
5. Бывайте в музеях!
Эрмитаж, Лувр, Галерея Уффици помогут пополнить вашу копилку прекрасного. Чтобы было интересней и проще, не бегайте по всем выставкам сразу, а выберите несколько, но с аудио гидом или лучше с опытном экскурсоводом. Почитайте заранее о выбранных мастерах. Сложно пробежать и понять все работы в Лувре. Это процесс дозированный. Составьте, например, список из 12 имён и каждый месяц посвятите изучению одного из них, а если вы попадаете в какой-то из музеев и там представлены работы уже изученного вами мастера, тогда и просмотр его работ доставит большее удовольствие. Уверена, что работы Микеланджело из прошлой статьи вы точно уже вспомните, если встретите их в музее и они вызовут у вас улыбку от удовольствия того, что они уже знакомы вам!
6. Окружите себя позитивным!
Берегите свой канал прекрасного и не засоряйте его соц. сетями и работами коллег. Хотя раз в сезон для оценки и анализа рынка фотографии конечно нужно провести просмотр работ конкурентов. Но экономьте свою флешку в голове для более шедеврального и значимого. Работы коллег не сравнятся с опытом Лейбовиц, МакКарри, Аведона и других гениев современности, чьё чувство прекрасного не вызывает сомнений. Настоящее искусство не нуждается в доказательствах. Быть может и ваших коллег оценят в дальнейшем столь же высоко, но на вряд ли это будет через 5 лет после начала их деятельности. Поэтому это не занижение их оценки, а просто ожидание, когда их опыт и мастерство (не популярность) станут АБСОЛЮТНЫМИ И НЕОСПОРИМЫМИ. Лучше листать книги, а не ленту Инстаграм!
7. Визуальное сравнение.
Будет здорово собирать папку-банк таких ”полезных” изображений и быстро обращаться к их помощи. Это могут быть: снимки из ваших путешествий, кадры из фильма, фотографии великих мастеров, работы художников. Всё это надо не только смотреть, но и копить, пропускать через руки. Цвета, полученные при сравнении с эталоном, будут более точные и оперативные. Например, при обработке в Photoshop можно просто открыть рядом изображение, которое вы считаете заведомо правильным и красивым, и корректировать свой снимок, приравнивая на нем цвета к этому образцу. Например многие мои закаты я сравнивала с цветами заката из мультфильма «Король Лев«. Многие такие образцы уберегут и от других побочных действий, таких как, например, ”перефотошоп” или «грязные» цвета, ориентируя вас на лучший результат!
8. Смотрите красивые фильмы!
Особенно красивы исторические, например, «Герцогиня«, «Анна Каренина«, «Венецианский купец«. Их можно смотреть даже без звука, наслаждаясь картинкой. А все работы компании Дисней заслуживают отдельного разговора из-за потрясающей работы с цветом и композицией. Одни лишь «Пираты Карибского моря« заставляют открыть рот от восхищения! Равных им просто нет! Создайте себе список мастеров, фотографов и фильмов на год. Один месяц = одна строчка. Любой путь изучения и состоит из маленьких шагов.
Мы состоим из того, где мы находимся, с кем общаемся и что читаем! Прекрасное может создавать только тот человек, который и сам прекрасен внутри!
Источник