- Почему нужно беречь «чувство прекрасного» и как использовать его в работе
- Что же с ними стало: наша стажёрка Саша — о трёх своих проектах и антистресс-раскрасках
- Чувство прекрасного
- Можно ли развить чувство прекрасного?
- Как работает этот механизм?
- Как рождается чувство прекрасного?
- Как развить чувство прекрасного?
Почему нужно беречь «чувство прекрасного» и как использовать его в работе
2021-й год не уступает своему предшественнику по количеству тревог и беспокойства, но все мы так или иначе учимся с этим жить; неоценимую помощь в адаптации в этот «промежуточный» период может оказать то самое чувство прекрасного. Пересказываем статью психологов на Harvard Business Review о том, почему этот инструмент незаслуженно мало используется и чем он может помочь в работе.
Текст:
Анастасия Рогозина
Чувство прекрасного — это то, что мы испытываем, когда сталкиваемся с чем-то мощным, что не так легко объяснить. И оно меняет наше состояние.
Вспомните свои ощущения, когда вы вглядываетесь в звёздное небо: трепет перед необъятным, далёким и сложным — это и есть чувство прекрасного. Иногда его могут вызывать наоборот, маленькие и запутанные вещи, а то и вовсе человеческие поступки: проявление доброты, храбрости или самоотверженности.
Эти ощущения влияют на наше тело как физически — появляются мурашки или лёгкая дрожь, замедляется сердцебиение, — так и эмоционально. В ходе психологического эксперимента было установлено, что чувство благоговение производит эмоциональный сдвиг: люди, приобщившись к чему-то большему и испытав от этого трепет, перестают фокусироваться на себе и собственной значимости, на задний план уходят мысленный «шум» и заботы. В то же время у участников эксперимента зафиксировали повышение желания общаться и помогать другим; кроме того, в результатах исследования сказано, что чувство благоговения повышает уровень удовлетворённости и благополучия.
Трепет перед чем-то способствует снижению общего уровня стресса и позволяет вырваться из потока собственных мыслей.
Информация о «чудодейственных» свойствах чувства благоговения подтверждается не только эмпирическими данными. Результаты исследования 2019 года , проведённого с помощью функциональной МРТ, показали, что просмотр «впечатляющих» видео (по сравнению с «нейтральными» или просто «приятными») снижает активность в Сети пассивного режима работы мозга (СПРРМ). СПРРМ — это сеть нейронов, которая включается в мозгу в том случае, когда человек не занят решением какой-то задачи, и отвечает как раз за появление мысленного «шума». Получается, что испытывая благоговение, мы попросту перестаём накручивать сами себя.
Кроме того, исследования показывают, что переживание чего-то большего, чем мы сами, позволяет выйти за рамки нашей системы взглядов — то есть стимулирует появление новых способов мышления, развивает креативность и даже облегчает принятие решений. Также испытываемое нами чувство прекрасного пробуждает желание взаимодействовать с другими людьми, причём через такие паттерны, как щедрость или сострадание.
Материалы по теме
Что же с ними стало: наша стажёрка Саша — о трёх своих проектах и антистресс-раскрасках
О жизни у Тихого океана, переезде в Петербург и постоянном желании делать что-то новое.
Иногда для того, чтобы испытать трепет, достаточно выйти на улицу — а то и вовсе просто посмотреть в окно. В крайнем случае спасёт интернет.
Чтобы испытать чувство прекрасного в течение рабочего дня — а значит, избавиться от стресса и открыть «второе дыхание» — проще всего выйти на улицу. Прогуляйтесь по окрестностям, даже если это просто жилой квартал; но обязательно обращайте внимание на то, мимо чего вы обычно проноситесь в спешке, понаблюдайте и проявите любопытство: иногда тот самый заряд может дать наблюдение за листвой на дереве, облаками на небе или пчелой на клумбе.
Ещё лучше, если вы можете прогуляться по природному ландшафту — исследования показывают, что прогулки на природе, по сравнению с городской средой, более положительно влияют на наше настроение и самочувствие.
Если возможности встать из-за офисного стола у вас нет, используйте интернет: исследования подтверждают, что видео и музыка тоже способны вызывать трепет — из них можно даже составить отдельный плейлист. Ищите документальные короткометражки, инструментальные композиции и другой контент, при виде которого вы можете задать себе вопрос «Что здесь прекрасного?» — и найти на него ответ. Некоторые также могут испытать благоговение, читая истории о человеческой доброте и порядочности — можно положить несколько таких в закладки браузера.
Если вы хотите, чтобы чувство прекрасного испытала ваша команда, придётся постараться: здесь важно побудить всех к коммуникации и не допустить ошибок.
Источники благоговения для всех разные, и если вы, как руководитель проекта или менеджер, хотите вызвать чувство прекрасного у всей команды, необходимо сосредоточиться на эмоциях каждого. Проще всего — на общем совещании попросить его участников поделиться тем, от чего у них перехватило дыхание на этой неделе; или, например, руководители команд могут попросить сотрудников принести фотографии, которые вызывают у них трепет, и вкратце рассказать о них своим коллегам. Однако при этом важно помнить несколько вещей.
Во-первых, то, что вызывает трепет у одних, может стимулировать чувство опасности у других: важно избежать ситуации, когда один показывает фотографии, которые он сделал в горах, а другой — зеленеет, испытывая страх высоты.
Во-вторых, чувство прекрасного — это дополнение к чему-то: нельзя надеяться, что оно поможет избавиться сотрудникам от других эмоций. Поэтому беседы о благоговении не могут заменить честный и открытый разговор о проблемах, и, тем более, необходимую поддержку и диалог с руководством.
И, наконец, никого нельзя принуждать испытывать чувство трепета: если кто-то считает, что обходится без него, то насильно привить ему чувство прекрасного всё равно не получится.
Источник
Чувство прекрасного
Прекрасное не требует доказательств.
В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.
Прекрасное не требует прикрас.
Себе назначит цену только нищий.
Моя любовь напрасных слов не ищет —
Она и так безмерно разрослась.
Уильям Шекспир. Ромео и Джульетта
Чувство прекрасного как качество личности – способность к переживанию и состояние переживания удовольствия, восхищения, восторга от духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.
Прохладным апрельским утром на вашингтонской станции метро появился мужчина с футляром для скрипки. Он не спеша расположился у стены, достал инструмент, поставил у ног открытый футляр и стал играть. Целых 45 минут он со всем рвением души играл на скрипке. За это время мимо него прошло более тысячи человек. По прошествии первых трех минут какой-то мужчина средних лет обратил внимание на музыканта, замедлил шаг, остановился на несколько мгновений и… поспешил далее. Еще минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр, но не остановилась. Еще спустя какое-то время рядом остановился мужчина послушать, но вскоре посмотрел на часы и продолжил свой путь. Затем трехлетний мальчик остановился, чтобы посмотреть на скрипача, но мама потянула его за руку, и ребенок пошел за ней, постоянно оглядываясь. То же повторилось с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту. За 45 минут игры только 7 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги в скрипичный футляр. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не знал, не чувствовал, не понимал и не догадывался, что слышал игру Джошуа Белла — одного из лучших музыкантов мира. Играл он на скрипке Страдивари стоимостью $3.5 млн. Билеты на концерт Белла в Бостоне, состоявшемся за два дня до этого выступления в метро, стоили по $100, и в зале был аншлаг. Этот социальный эксперимент проводила газета «Вашингтон Пост».
Далеко не всем людям присуще чувство прекрасного, хотя, наверняка, они думают о себе иначе. Природа автоматически не наделяет человека этим чувством. Конечно, чего Бог не дал, в аптеке не купишь, но глупо ожидать от двухлетнего малыша переживаний чувства прекрасного при виде картин Рафаэля и Рубенса. Прекрасное внутри, в душе, в ходе взросления просто нужно не убить его, не завалить пороками.
Показателен в контексте этих мыслей рассказ одного учителя: «Когда-то, будучи начинающим учителем, я увлёкся Рихардом Вагнером. И конечно же, не удержался — принёс эту затёртую пластинку в свой девятый «Б». Я всегда таскал в класс сокровенное. Как-то не мог в одиночку наслаждаться Моцартом или Бахом, Шаляпиным или Марио дель Монако. А сейчас вот – Вагнер. Поставил арию Лоэнгрина. И застыл – в предвкушении триумфа. Пел знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский. Это очень длинная ария – целая баллада. Ведь так и называется «Рассказ Лоэнгрина».
Прошло две-три минуты, и откровенно зевнул отличник Юра. А потом… потом зашуршал весь класс. Козловский выводил свои рулады, а детки сражались в «морской бой», играли, в «балду», шушукались и не могли дождаться, когда закончится эта тягомотина. В общем, провалился я со своим Лоэнгрином. На переменке ко мне подошёл Петька, мы на одной улице жили. — Это… а можно я… это… к вам домой . Вы мне поставите свою пластинку? С тех пор он ходил ко мне каждый вечер. И каждый вечер был Лоэнгрин. Петька уже не мог без него. Ходил и ходил. И ничего другого слушать не хотел, как я ни предлагал… Для меня это до сих пор – загадка…»
Чувство прекрасного связано не с материальной, а духовной природой человека. Душа – это вечность, счастье и знание. Если человеку удалось защитить свою душу от грязи пороков, он видит прекрасное, тянется к нему. Прекрасное возвышает душу, предлагает более высокий, духовный вкус счастья.
Если «лампочка» души накрыта темным сукном пороков, внутри и вокруг человека беспросветная тьма. Где уж тут увидеть прекрасное? Например, душа махрового эгоиста находится под непроницаемым «колпаком» эго. До нее не достучаться. Ее невозможно ничем расшевелить. Ей недоступны вершинные переживания. Она, как мертвая царевна, заколдована пороками и не может выполнять свои функции – освещать внутренний мир человека, принимать вместе с разумом активное участие в принятии решений. Когда душа «арестована», переживать чувство прекрасного также невозможно, как обедать в противогазе.
Прекрасное видят люди, у которых душа свободна от пороков. Если душа не закрыта наглухо в скорлупе эгоизма и корысти, она открыта к пониманию духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.
Если человек способен проявлять чувство прекрасного, значит, он обладает духовностью, значит, в перечне его потребностей весомое место занимают духовные потребности. Тот, кто ест, пьет, спит и совокупляется, больше похож на животное. Ему неведомы «души прекрасные порывы». Его удел — удовлетворение физиологических потребностей.
Чувство духовного родная сестра чувства прекрасного. Духовность предлагает душе отношения «по вертикали», и душа охотно идет на это. В связке с духовностью она приходит к Богу, к вершинам человеческого духа, к прекрасному внутреннему миру личности.
Душа сравнивает Бога с солнцем, а себя с лучом. Луч скользит по лугам, холмам и долинам, но его Родина — солнце. Идя по лучу, можно прийти к его прекрасному источнику — постигнув душу, можно пережить чувство прекрасного от осознания в себе представительства Бога. Пауло Коэльо мудро подметил: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя».
Например, поверхностный, несерьезный мужчина концентрирует внимание исключительно на внешних «параметрах» женщины, на ее красоте. Ее внутренний мир его нисколько не интересует. Таким мужчинам попадаются и соответствующие девушки, которые, придя домой с дискотеки, слышат от матери: «Вернулась? Ладно, одевайся и ложись спать». Так находят пару два одинаковых сапога.
Прекрасное и красота далеко не равнозначны. Красота проходит, а прекрасное остается. Если у девушки прекрасный внутренний мир, разглядеть его может человек, способный переживать чувство прекрасного. Обычно это ответственный, глубокий, целостный мужчина. В отличие от прекрасного, красота характеризует человека преимущественно с внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же раскрывает личность с точки зрения ее сущности.
Чтобы познать чувство прекрасного, нужно опуститься на дно собственной души. Не все это могут сделать – «кислороду» не хватает. Пороки душат. Если бы люди были менее порочны, сколько бы прекрасного они увидели в себе и других. Сколько прекрасного они увидели бы вокруг, если бы души их не закрыли ложь, злоба и зависть. Сколькие бы из них могли от души пропеть:
Ты не можешь не заметить, —
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Источник
Можно ли развить чувство прекрасного?
Как сказал Оскар Уайльд: «Красота в глазах смотрящего». И это чистая правда! Два разных человека снимут один пейзаж абсолютно по разному, потому что и чувство прекрасного у них на разном уровне. Но это вовсе не волшебство, а простой психологический механизм.
Как работает этот механизм?
Часто мы оцениваем сочетание цветов и композицию интуитивно и ”на глаз”. И успех оценки зависит НЕ от волшебного дара, который якобы был в комплекте с нами при рождении, а всего лишь от сравнения с ”памятными цветами и пропорциями”, то есть с теми цветами и пропорциями, с которыми мы много знакомы и точно представляем, как они должны выглядеть.
Такими ориентирами будут те образцы, которые сильней закреплены в нашей зрительной памяти, так как фиксируются нашим мозгом намного чаще, чем любые другие. Поэтому мы их лучше чувствуем и, как следствие, лучше распознаем. Чем чаще человек в обычной жизни сталкивается с этими цветами и пропорциями, тем выше вероятность, что он заметит любые отклонения от них! МЫ ЛУЧШЕ ВИДИМ И ЧУВСТВУЕМ ТО, С ЧЕМ СТАЛКИВАЕМСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Как рождается чувство прекрасного?
Такое качество личности, как чувство прекрасного не дается человеку от природы. Это чувство развивается и воспитывается с детства. Пятилетний малыш ничего не поймет в картинах Ван Гога, но он уже различит простые цвета и сможет восхититься красотой радуги и ярким окрасом крылышек бабочки. Рисунки малышей просты и незатейливы, но мы любуемся ими, потому что они не содержат зла и уродства, так как мы — родители бережно ОГРАЖДАЕМ их жизнь от ужасного и злого и, благодаря этой изолированности, детские рисунки и наполнены такой добротой и простой красотой, так как детский мир всегда только прекрасен.
Как важно, взрослея, научиться уже самостоятельно ограждать себя от негативного и окружать только прекрасным! Очень важно специально смотреть правильные, грамотные и эталонные изображения. Благодаря чувству прекрасного мы замечаем потрясающую эмоцию или уникальный момент и успеваем это заснять, в то время, как кто-то проходит мимо этой красоты!
Психологи называют чувство прекрасного ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ — и это не роскошь, а необходимое условие формирования личности и ее дальнейшего развития.
Удивительный факт!
Чувство прекрасного спасает и в жизни! Так как в сложных жизненных ситуациях помогает не унывать, всегда надеяться и видеть только хорошее. Ещё у творческих людей хорошо развита фантазия и в сложных ситуация они найдут не 3, а 103 решения. Это одна из особенностей, которую психологи отмечают и у Леонардо да Винчи. Живопись и инженерия (изобретательность), которыми увлекался мастер, имеют общие корни — это ФАНТАЗИЯ и ВЕРА В ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ. Творческие люди всегда выкрутятся из любого клубка проблем! Есть на эту тему совершенно уникальный оскароносный фильм «Волшебная страна». Обязательного посмотрите его ВСЕЙ СЕМЬЁЙ!
Как развить чувство прекрасного?
Чувство прекрасного (эстетическое воспитание) можно и нужно тренировать, воспитывать, развивать всю жизнь. И помочь нам могут в этом следующие советы:
1. Начните с себя!
Создайте для себя уютные и красивые условия работы. Выкиньте весь хлам на столе, поставьте букет цветов, купите красивую ручку, блокнот, даже коврик для мышки. Прекрасной должна быть каждая деталь. А страшный фото-рюкзак замените на изящную фото-сумку. Вы сами должны быть ПРИМЕРОМ и воплощением прекрасного! Ваша одежда на съёмках должна быть хоть и простой, но достойной и красивой. Всё должно гласить о том, что вы человек искусства! Искусство — это не работа! Искусство — это стиль жизни!
Исследования доказали, что богатые люди имеют более высокое чувство прекрасного, потому что они КАЖДЫЙ день находятся среди предметов красоты и роскоши, которые создавали самые лучшие мастера. И чем дороже эти предметы, тем более «золотыми» будут руки, которые их создавали! Эта красота окружает их каждый день и с бешеной скоростью записывается на подкорку головного мозга. Часто этот процесс даже не осознан, но в дальнейшем они «видят» и отличают достойное от бездарного с полувзгляда.
2. Путешествуйте!
Доказано, что у итальянцев чувство прекрасного намного выше, так как они живут в эпицентре архитектурной и природной красоты! И правда, большинство великих архитекторов и художников — это итальянцы, даже Микеланджело и Леонардо да Винчи, которых мы ранее упомянули — это тоже итальянцы. К сожалению, чувство прекрасного у жителей из Пензенской хрущёвки и у жителей из Питерских исторических построек будет абсолютно разным. А бежать на работу мимо Колизея в Риме или через Карлов мост в Праге это не тоже самое, что бежать по дорожным дырам в Ижевске или Чебоксарах. (Да простят меня жители этих городов, но думаю, вы и сами понимаете, что красоты древнего Рима или Праги явно выигрывают). Поэтому иногда нужно путешествовать и напитываться безупречными пропорциями исторической архитектуры. Как правило, она создана великими мастерами, которые точно знали толк в пропорциях и прекрасном. А мы будем сохранять их опыт в своей визуальной памяти. Мир развивается и сейчас есть билеты и отели на любой кошелёк!
3. Полюбите природу!
Нет ничего совершенней, чем она. Как говорил Леонардо да Винчи: «Я наблюдал за природой, а она открывала мне свои секреты!» АБСОЛЮТНЫЙ и НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ, что вся гармония и все золотые пропорции берут начало из природных явлений. Нужно быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ к природе — она и есть главная энциклопедия красоты. Не знаешь как сделать: просто вспомни как было на самом деле и природа подскажет и цвет и пропорцию!
Раньше даже Гугла не было и многие художники не могли открыть поисковик и узнать хитрости работы с зеленью, чтобы былo «ВАУ». Вместо Гугла они отправлялись на пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») и просто сохраняли картинки природы в своей визуальной памяти и на набросках, словно мы сохраняем статьи в закладках или красивые фотографии в особую папочку. Кстати, многие гении были и вовсе безграмотными, так как доступ к книгам в тем времена был роскошью и привилегией для избранных! Пополняйте чаще свою визуальную картотеку. Конечно если вы увидите Норвежские фьорды, озёра Мюнхена или Швейцарские Альпы, то это высшая степень визуального наслаждения, но поверьте, что и леса Карелии или великий Байкал тоже заставят вас влюбиться в них! Важно желание, а не деньги!
4. Читайте хорошие книги!
Ради интереса забейте в Гугл Джоконду Леонардо да Винчи, в итоге, какой она только у вас не найдётся. Как можно оценить искусство, если оно не достоверно ни по цветам, ни даже по пропорциям полотна. А вот энциклопедии имеют строгие требованиями и к фактам, и к достоверной печати. Не может любая книга называться ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ! Поэтому все книги о живописи и искусстве такие дорогие, т.к. требуют высоких стандартов достоверной и высококачественной печати. Да и сама съёмка предметов искусства требует особого подхода. Нельзя снять полотно Ван Гога кое-как, а потом подкрутить его в Photoshop на свой лад, иначе это уже будет просто ремикс известной «Звёздной ночи». Есть даже банк фотографий для каталогов предметов искусства, именно его и используют для солидных изданий или энциклопедий. Будет легче и интересней читать не ВЗРОСЛЫЕ, а ДЕТСКИЕ энциклопедии, например, собрание энциклопедий издательства АВАНТА+. На Авито можно даже купить целым набором и прилично сэкономить. Плюс серий и в том, что мы привыкаем к одинаковой и системной подаче материала и, поэтому, потом он усваивается ЛУЧШЕ (опять же срабатывает принцип «накопленных пропорций»).
5. Бывайте в музеях!
Эрмитаж, Лувр, Галерея Уффици помогут пополнить вашу копилку прекрасного. Чтобы было интересней и проще, не бегайте по всем выставкам сразу, а выберите несколько, но с аудио гидом или лучше с опытном экскурсоводом. Почитайте заранее о выбранных мастерах. Сложно пробежать и понять все работы в Лувре. Это процесс дозированный. Составьте, например, список из 12 имён и каждый месяц посвятите изучению одного из них, а если вы попадаете в какой-то из музеев и там представлены работы уже изученного вами мастера, тогда и просмотр его работ доставит большее удовольствие. Уверена, что работы Микеланджело из прошлой статьи вы точно уже вспомните, если встретите их в музее и они вызовут у вас улыбку от удовольствия того, что они уже знакомы вам!
6. Окружите себя позитивным!
Берегите свой канал прекрасного и не засоряйте его соц. сетями и работами коллег. Хотя раз в сезон для оценки и анализа рынка фотографии конечно нужно провести просмотр работ конкурентов. Но экономьте свою флешку в голове для более шедеврального и значимого. Работы коллег не сравнятся с опытом Лейбовиц, МакКарри, Аведона и других гениев современности, чьё чувство прекрасного не вызывает сомнений. Настоящее искусство не нуждается в доказательствах. Быть может и ваших коллег оценят в дальнейшем столь же высоко, но на вряд ли это будет через 5 лет после начала их деятельности. Поэтому это не занижение их оценки, а просто ожидание, когда их опыт и мастерство (не популярность) станут АБСОЛЮТНЫМИ И НЕОСПОРИМЫМИ. Лучше листать книги, а не ленту Инстаграм!
7. Визуальное сравнение.
Будет здорово собирать папку-банк таких ”полезных” изображений и быстро обращаться к их помощи. Это могут быть: снимки из ваших путешествий, кадры из фильма, фотографии великих мастеров, работы художников. Всё это надо не только смотреть, но и копить, пропускать через руки. Цвета, полученные при сравнении с эталоном, будут более точные и оперативные. Например, при обработке в Photoshop можно просто открыть рядом изображение, которое вы считаете заведомо правильным и красивым, и корректировать свой снимок, приравнивая на нем цвета к этому образцу. Например многие мои закаты я сравнивала с цветами заката из мультфильма «Король Лев«. Многие такие образцы уберегут и от других побочных действий, таких как, например, ”перефотошоп” или «грязные» цвета, ориентируя вас на лучший результат!
8. Смотрите красивые фильмы!
Особенно красивы исторические, например, «Герцогиня«, «Анна Каренина«, «Венецианский купец«. Их можно смотреть даже без звука, наслаждаясь картинкой. А все работы компании Дисней заслуживают отдельного разговора из-за потрясающей работы с цветом и композицией. Одни лишь «Пираты Карибского моря« заставляют открыть рот от восхищения! Равных им просто нет! Создайте себе список мастеров, фотографов и фильмов на год. Один месяц = одна строчка. Любой путь изучения и состоит из маленьких шагов.
Мы состоим из того, где мы находимся, с кем общаемся и что читаем! Прекрасное может создавать только тот человек, который и сам прекрасен внутри!
Источник