Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Задания для школьного этапа ВОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_10-11_kl.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2020-2021 учебный год
Время выполнения – 1 час 30 минут
Поставьте ударение в следующих словах.
Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Даны следующие предложения со словом что :
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.
За правильный ответ — 13 баллов
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы-.
2. Убить двух птиц одним камнем-.
3. По самые локти-.
4. Просто, как упасть с бревна-.
5. Чёрная овца в семье-.
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская-
2. Ахиллесова пята-
3. А Васька слушает да ест-
4. Игра не стоит свеч-
5.В костюме Адама и Евы-
6. Много шума из ничего-
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
За правильный ответ — 1 балл
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
За правильный ответ — 2 балла
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.
Какие буквы «изгнали» из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. » Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)
3. » Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)
4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы — 2 балла
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения- 2 балла
- оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
- сочинения- 2 балла
- соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
- балла
Итого: 10 баллов
Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.
Даны следующие предложения со словом что :
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
1. В первом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение , его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).
3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
4. В четвертом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
5. В пятом предложении что-частица . Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.
6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.
Б) ХОДИЛИ также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит ( не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).
2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев ( Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)
3. По самые локти-по горло (очень много)
4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)
5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)
2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология
3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)
4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)
5.В костюме Адама и Евы-Библия
6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
«Лишнее»слово — сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.
За правильный ответ — 1 балл
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.
За правильный ответ — 2 балла
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.
Какие буквы «изгнали» из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли «буквой-страшилищем».
Буква ЕР . Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.
Буква ИЖИЦА . Буква ижица выглядела как римская цифра «пять» — V. Ижица — разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. » Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)
3. » Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)
4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы — 2 балла
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения- 2 балла
- оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
- сочинения- 2 балла
- соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
- балла
Источник
Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Задания для школьного этапа ВОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_10-11_kl.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2020-2021 учебный год
Время выполнения – 1 час 30 минут
Поставьте ударение в следующих словах.
Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Даны следующие предложения со словом что :
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.
За правильный ответ — 13 баллов
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы-.
2. Убить двух птиц одним камнем-.
3. По самые локти-.
4. Просто, как упасть с бревна-.
5. Чёрная овца в семье-.
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская-
2. Ахиллесова пята-
3. А Васька слушает да ест-
4. Игра не стоит свеч-
5.В костюме Адама и Евы-
6. Много шума из ничего-
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
За правильный ответ — 1 балл
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
За правильный ответ — 2 балла
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.
Какие буквы «изгнали» из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. » Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)
3. » Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)
4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы — 2 балла
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения- 2 балла
- оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
- сочинения- 2 балла
- соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
- балла
Итого: 10 баллов
Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.
Даны следующие предложения со словом что :
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
1. В первом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение , его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).
3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
4. В четвертом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
5. В пятом предложении что-частица . Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.
6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.
Б) ХОДИЛИ также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит ( не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).
2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев ( Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)
3. По самые локти-по горло (очень много)
4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)
5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)
2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология
3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)
4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)
5.В костюме Адама и Евы-Библия
6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
«Лишнее»слово — сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.
За правильный ответ — 1 балл
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.
За правильный ответ — 2 балла
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.
Какие буквы «изгнали» из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли «буквой-страшилищем».
Буква ЕР . Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.
Буква ИЖИЦА . Буква ижица выглядела как римская цифра «пять» — V. Ижица — разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. » Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)
3. » Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)
4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы — 2 балла
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения- 2 балла
- оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
- сочинения- 2 балла
- соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
- балла
Источник