Учитель – ключевая фигура в воспитании патриотизма
Сегодня вопрос состоит не в том, нужно или не нужно проводить патриотическое воспитание учащихся. Ответ понятен всем. Вопрос в том, как воспитывать патриотизм в наших детях, как придать ему конструктивный, а не агрессивный заряд, как соблюсти нужную меру ритуальности и пафосности. Проблема не простая. И, пытаясь её разрешить, сначала надо определить что такое патриотическое воспитание. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
И правильно, что особая роль в воспитании в духе патриотизма отводится учебным заведениям, так как именно здесь работают квалифицированные специалисты. И никто не будет возражать, если мы станем утверждать, что большая роль в этой области ложится на плечи учителей начальных классов. Почему? Приводим известную аксиому “Люди не рождаются злодеями или праведниками – они становятся такими, какими мы их воспитываем”. А 80% того, что закладывается в начальной школе сохраняется на всю жизнь и во многом определяет её (жизнь). И в зависимости от работы (обучение и воспитание) учителя начальной школы зависит каким вырастит её ученик. Будет ли он добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь или он будет злым и завистливым.
Будет ли он лояльно относиться к людям разных национальностей или станет расистом. Будет ли он любить и уважать свою Родину, любоваться её природой или станет ненавидеть её, или останется к ней равнодушным.
Вот какие сложные задачи перед учителем начальной школы. И одна из них в области воспитания патриотизма. Как же правильно организовать воспитательную работу в области патриотизма?
Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных качеств, связанных с патриотизмом. И когда идёт речь о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению внутренних противоречий у школьников и побуждали бы к развитию положительных нравственных качеств. Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требуют умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране , где они родились и живут. И все таки в начальной школе учитель должен стремиться не просто рассказать детям о патриотизме, но и постараться добиться, чтобы это слово вошло в сознание учеников, чтобы с учетом этого слова они строили свое поведение, чтобы оно стало определяющем при решении каких-либо проблем, чтобы оно прочно вошло в их жизнь.
Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
Организуя работу, направленную на воспитание патриотических чувств, так чтобы она была педагогически эффективной, учителю необходимо знать, что работа должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь внутреннюю логику.
Выделяют следующие методические приемы и средства по формированию патриотических чувств, взглядов и убеждений:
- учителя используют яркий фактический материал;
- используют положительные примеры патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев войн;
- создают на уроках ситуации, в которых бы возникала борьба мнений, в результате которой у учащихся начинала бы складываться своя точка зрения;
В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу. Так, например, знакомятся с творчеством Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Некрасова Н.А., Гоголя Н.В.
В системе внеклассной работы важное место должно занимать изучение родного края. У учащихся начальной школы надо формировать знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам , где они родились и живут и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Эти представления и чувства расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у учащихся представления о природе родного края.
В целом, чтобы эффективно использовать содержание обучения для обогащения учащихся знаниями по вопросам патриотизма, необходимо, чтобы каждый учитель хорошо осознавал тот конкретный материал по предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.
Во внеклассной работе для этого используются экскурсии, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в различных кружках.
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.
В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитии науки, культуры и различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся российских деятелей науки и культуры, как М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Н.М. Сеченов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Некрасов и т.д.
Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками. С этой целью могут проводиться классные часы, экскурсии, организовываться кружки, ставится спектакли, проводить встречи с ветеранами.
Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. Для этого используются следующие виды деятельности:
- организация общественно полезной деятельности школьников;
- труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели, работа на пришкольном участке – развивает чувство ответственности и самостоятельности, формирует их активное гражданское отношение к окружающей действительности;
- деятельность учащихся, направленная на охрану природы родного края;
- школьники привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах;
- туристско-краеведческая работа;
- поисковая работа учащихся.
Ребята продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в ВОВ, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам.
В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.
Формированию патриотизма способствует также участие детей в художественно- творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края, неделя культуры, читательских конференция, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.
Учитель не только должен правильно организовывать воспитательную работу в своём классе, но и сам быть истинным патриотом своего Отечества, уметь эмоционально и ярко описывать нашу Родину. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав её один раз, они не будут верить вам совсем.
“Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить” — говорил Твардовский А.Т. И, безусловно, Твардовский прав. Нельзя передать детям любовь к тому, что не любишь, не уважаешь и уважать не хочешь.
Ещё необходимо помнить, что на детей, помимо вас, оказывают влияние родители, и не всегда положительное. Поэтому надо патриотически настраивать и их, привлекать к участию в ваших мероприятиях, к их организации и проведению; проводить родительские собрания патриотического содержания. Как гласит один из принципов воспитания: необходимо единство воспитательных воздействий, только тогда совместными усилиями можно добиться результата.
Таким образом, учитель играет огромную роль в воспитании патриотизма. От его личностных качеств и от того, как он организует воспитательную работу, зависит поймут ли, учащиеся значение слова, усвоят ли его, будут ли им руководствоваться в своей жизни, направят ли свою деятельность на служение во благо родине, станут ли действительно патриотами Отечества.
Источник
Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли
Аннотация
Патриотизм — одна из фундаментальных социальнообразующих ценностей. Русские мыслители, ученые и деятели искусства внесли большой вклад в развитие патриотизма: Карамзин, Белинский, Добролюбов, Ушинский, Чернышевский, Радищев и другие соотечественники, наряду с выявлением всеобщих моментов понятия патриотизма, осмысливают и отечественные его особенности.
Воспитание патриотизма в подрастающем поколении, по мнению автора статьи, является приоритетной задачей государства и педагогическая роль обретает здесь главенствующее значение. Изучение генезиса патриотизма в истории русской мысли становится решением проблемы формирования патриотической культуры. «Народное воспитание», воспитание лучших качеств истинных сынов Отечества — вот извечная задача педагога.
Как патриотизм понимали в Российской Империи, Советском союзе и как понимают в современной России? Изучение истории патриотизма подводит к его истинному понятию и предотвращает от ошибок однобокого восприятия.
Текст статьи
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся и акцентируется необходимость формирования патриотической культуры школьников. Понятие «патриотизм» является базовым компонентом для формирования патриотической культуры школьников. Критическое осмысление научного знания о патриотизме, методов и приемов его воспитания приводит к пониманию того, что система деятельности в области патриотического воспитания требует изменения на основе воспитания духовных ценностей и разработки концепции формирования патриотической культуры школьников. Центральным элементом воспитания патриотизма, как основы патриотической культуры, является философская теория ценностей. В современных государственных программах и документах подчеркивается, что патриотизм является одной из непреходящих, неискоренимых ценностей. Воспитание нравственно-ориентированной личности, которой присущи патриотизм, ответственность и другие качества – одна из основных задач государственной политики в области образования на современном этапе развития общества. Современные школьники, будущие граждане России, должны быть готовы к противостоянию глобальным вызовам современной эпохи, должны стать высоконравственными, творческими, компетентными гражданами России, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что научное сообщество обращается к проблеме воспитания патриотизма при решении исторически назревших задач развития общества, в периоды социальных кризисов. Ученые, общественные деятели разных эпох единодушны в том, что патриотизм, это, во-первых, любовь к Родине, во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества, на защиту его интересов, готовность к служению Отечеству.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическая культура; патриотическое воспитание; ценность; Отечество; любовь к Родине; генезис развития представлений о патриотизме; патриот; школьник; воспитание; противоречия в воспитании патриотизма; отечественная педагогическая мысль.
Исследование проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет давнюю традицию в истории отечественной педагогической мысли. Накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «патриотизм», способах его воспитания у подрастающего поколения. Между тем, мы обращаемся к проблеме формирования патриотической культуры школьников среднего звена в общеобразовательном учреждении. Решению проблемы формирования патриотической культуры способствует изучение генезиса научных представлений о патриотизме в истории отечественной педагогической мысли.
Российские ученые и педагоги такие, как А.В. Азарова [1], А.И. Мурзин [2], И.Л. Нестерович [3], С.Н. Филипченко [4] и другие прослеживают генезис развития патриотизма как общественного явления, который берет начало «от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам и, продолжая развиваться, доходит до государственного патриотизма – любви к государству» [3, с. 65].
Ученые отмечают, что представления о патриотизме, складывающие в сознании людей, берут начало в устном народном творчестве, в былинах, преданиях Древней Руси. В былинах об Илье Муромце и других богатырях [5], в «Повести временных лет» [6, с. 28–91], «Слове о полку Игореве» [7] и других памятниках древнерусской литературы воспевались чувства любви к Родине, ответственность народа за судьбу родной земли, борьба за ее свободу.
Среди древнерусских источников XI–XIV веков ученые выделяют такие, как: «Слово о Законе и Благодати» Илариона [8, с. 153–154], «Поучения Влади- мира Мономаха» [9, с. 164–168], «Задонщину» [10],
«Сказание о Мамаевом побоище» [11], где содержатся идеи о необходимости защиты родной земли, воспеты патриотические чувства, отвага, храбрость народа.
В XVII–XVIII веках, в период оформления государственного аппарата, патриотизм, как общественное явление, «перетекает от понятия любви и уважения к семье, общине, племени в понятие любви к родине как государству, его защиты и сохранения предшествующих ценностей, в котором доминировала составляющая защиты от внешнего врага» [3, с. 66].
М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» [12] сформулировал задачи воспитания сознательных людей, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства и, как утверждает Н.А. Абрамова, рассматривал природу человека иерархически, называя чувственную, эгоистическую – «нижней», а духовную, патриотическую – «высшей» [13, с. 17].Вопросами воспитания патриотических и гражданских чувств занимались многие общественные деятели XVIII–XIX вв.: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие.
А.Н. Радищев придавал большое значение в воспитании «истинного сына Отечества» процессу овладения знаниями, умственному развитию. Он считал, что у человека-патриота, должно быть, прежде всего, «почитание своей совести». Патриот «не страшится трудностей, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, не страшится пожертвовать жизнею, если же она нужна для Отечества…» [14, с. 66].
Н.М. Карамзин писал о гуманистической сущности патриотизма. Личное счастье человека, по мнению мыслителя, соединено с его обязанностями, собственное благо взаимосвязано с благом Отечества: «…мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею связана наша собственная, его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни, что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений, что слава его есть наша слава…» [15, с. 93]. Историк в статье «О любви к отечеству и народной гордости» выделил три вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь означает, по Н.М. Карамзину, привязанность человека к месту его рождения и жизни. Нравственная любовь основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая любовь человека основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания [16, с. 280–282].
Анализ идей В.Г. Белинского показывает, что патриотизм – это, в первую очередь, активная, действенная любовь к своему Отечеству, проявляющаяся не в любовании Отечеством, а в его усовершенствовании, развитии. В письме к Н.В. Гоголю В.Г. Белинский писал, что для развития России нужно «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства» [17, с. 213]. Чувства достоинства, стремление к активным действиям надо воспитывать, возбуждать. Согласно В.Г. Белинскому, воспитание – это «великое дело», благодаря которому решается участь человека, «молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность» [Цит. по: 18, с. 54].
Заслуживает внимания идея Н.А. Добролюбова о том, что становление чувства патриотизма у человека происходит постепенно, по мере его взросления и развития. Патриотизм в первом проявлении есть «пристрастие к родным полям, местам, где живет человек». Затем патриотизм включает исторические и гражданственные понятия: «Продолжая развиваться, человек различает хорошие и дурные стороны в предмете, в результате чего происходит отрешение от предрассудков местности и увлечение только тем, что составляет общие государственные и народные черты» [19, с. 384–385]. Взгляды идей Н.А. Добролюбова совпадают со взглядами Н.М. Карамзина. У Н.М. Карамзина пристрастие к месту рождения, «любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» присутствуют у человека одновременно, а не являются этапами развития патриотизма как у Н.А. Добролюбова. Мыслитель утверждал, что патриотизм в общем виде «есть одно из проявлений любви человека к человечеству» [19, с. 382], что сближает его мысли с идеями В.Г. Белинского о связи патриотизма с человечностью. И Н.А. Добролюбов, и В.Г. Белинский рассматривали патриотизм как деятельность, направленная на благо Отечества. Отметим, что Н.А. Добролюбов предостерегал от «псевдопатриотизма», который подразумевается как «человеконенавидение» и выражается «бес- толковой воинственностью, желанием резать и бить неприятелей во славу Отечества, между тем, как воинственный мальчишка и не понимает еще, что такое Отечество и кто его неприятели» [19, с. 388].
Развивая идеи предшественников о воспитании патриотизма, Н.Г. Чернышевский обосновывал мысль о том, что деятельность на благо Отечества есть критерий социальной зрелости человека: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство силою его патриотизма» [20, с. 576]. Н.Г. Чернышевский придавал большое значение воспитанию чувства национальной гордости гражданина. К.Д. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания человека-патриота. Воспитывать молодое поколение в духе народности – это значит воспитывать у молодежи чувство любви к Родине, готовность отдать свои силы на служение всему народу. Интересной является мысль К.Д. Ушинского о том, что патриотизм проявляется не только в борьбе с врагами отчизны, но и в способности самостоятельно высказывать свое мнение. К.Д. Ушинский писал, что «выражением патриотизма являются и те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю» [21, с. 52]. Педагог подчеркивал, что «благороднейшие стремления человеческого сердца – подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания…» [22, с. 217]. К.Н. Ушинский утверждал, что определяющим в воспитании патриотов является культура, быт, история, традиции, язык народа, т.е. «воспитание должно быть народным» [23]. В статье «О пользе педагогической литературы» автор указывал на пороки, негативные качества чело- века, то, что и в настоящее время наносит вред формированию высоконравственной личности: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести – вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться» [Цит. по: 18, с. 17].
В.И. Вернадский обратил внимание на то, что для воспитания личности крайне важно использовать примеры и ситуации из реальной жизни, учить анализу, знакомить воспитанников с местным краеведческим материалом. Он писал в конце XIX века: «Мне кажется, должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни, идей, истории человека» [24, с. 144]. Патриотизм как любовь к государству оставался «незыблемой, необсуждаемой и истинной основой до Гражданской войны 1918–1922 гг., когда патриотизм стал четко делиться по классовому признаку» [3, с. 66]. С приходом к власти большевиков понятие «патриотизм» претерпело значительную трансформацию, трактовалось в духе марксистско-ленинской идеологии. Большевики называли патриотами тех, кто разделял классовые интересы и политические устремления пролетариата.
Н.К. Крупская ввела понятие «военное воспитание», доказывала, что патриотизм должен воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь [25]. Военно-патриотическое воспитание обусловливалось исторической необходимостью защиты первого в мире социалистического государства.
А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках [26]. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и, как пишет Н.А. Абрамова, опираясь на мысль А.С. Макаренко, «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [Цит. по: 13, с. 23]. Главным мерилом патриотических убеждений советский педагог считал личный и совместный труд, вклад каждого в общий труд. Советская школа должна воспитывать коллективистов, квалифицированных работников. Он отмечал, что патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению важного дела для Родины, сознательно борющегося за укрепление могущества Родины.
А.В. Луначарский говорил о воспитании коллективизма, подчинении личных интересов общественным. В работе «Воспитательные задачи советской школы» он отмечал: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [Цит. по: 18, с. 13].
Осмысление идей советских педагогов эпохи социалистического строительства, индустриализации, коллективизации приводит к тому, что патриотизм, наряду с классовым (крестьянско-пролетарским) под- ходом, характеризовался системой патриотического воспитания юношества на основе идеологических ценностей марксизма-ленинизма: общие, коллективные интересы ставились выше личных, ценился труд во имя светлого будущего, строительства коммунизма. Над формированием патриотизма работала вся идеологическая машина государства. В условиях советской общественной системы, как подчеркивает С.Н. Филипченко, патриотизм выступал в качестве «важнейшей педагогической основы, главным направлением воспитания подрастающего поколения» [4, с. 130].
Патриотизм в советской педагогической науке понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии, как преданность социализму и коммунизму, пролетарскому интернационализму. Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения в СССР была тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, а также воспитанием чувства пролетарского интернационализма.
Во время Великой Отечественной войны советский народ проявил патриотизм в истинном смысле этого слова. Народ сплотила совместная борьба за свободу, жизнь, защиту семьи и Родины от фашистских захватчиков. Патриотизм, мужество и героизм соотечественников стали источниками Великой Победы.
И.Л. Нестерович считает, что «кризис патриотизма, составной части мировоззрения и идеологии», наметился с шестидесятых годов ХХ века и главной причиной, по мнению автора, было то, что «из понятия патриотизма была выхолощена главная основа, стрежень патриотизма – духовность» [3, с. 67].
Следует отметить, что в теорию патриотического воспитания в советский период большой вклад внес В.А. Сухомлинский. В его произведениях «Сердце отдаю детям» [27], «Рождение гражданина» [28], «Мудрая власть коллектива» [29], рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников, которая представляет значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» педагог подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир» [30]. В статье «Родительская педагогика» автор рассуждал о том, что воспитание человека, «хорошего гражданина, труженика» требует «благо- родной, универсальной» работы, умственного труда, что «творение человека – это высшее напряжение всех духовных сил» [Цит. по:18, с. 25].
Несмотря на то, что в советский период существо- вала система жесткой централизации, патриотическое воспитание входило в состав коммунистического, направленность которого ограничивалось рамками строгих указаний вышестоящего руководства, сковывало творческий подход, однако продолжалось научно-педагогическое осмысление боевого опыта, обобщение огромного объема фактологического материала военных лет. В шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ века проходили исследования в теории и практике военно-патриотического воспитания, в подготовке учащихся общеобразовательных школ и ПТУ к службе в армии такими учеными, как А.Н. Вырщиковым [31], Н.А. Белоусовым [32], В.Ф. Шатровым [33] и другими.
Многое в понимании патриотизма учеными советского периода заслуживает критики, например, классовый характер патриотизма, требование защищать интересы коммунистической партии наравне с интересами Родины. Однако, при всем этом, некоторые высказывания того периода, перекликающиеся с исконно русским традиционным пониманием патриотизма, весьма актуальны сегодня. И советские ученые понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов, укрепление мира. «Патриот – не тот, кто говорит красивые слова о любви к Родине, а тот, кто, видя трудности, нерешенные проблемы, не ноет, не паникует, не носится со своими эгоистическими претензиями, а, засучив рукава, преодолевает преграды» [34, с. 28].
Распад СССР привел не только к краху коммунистической идеологии, как утверждает И.Л. Нестерович, он «изменил содержание основополагающих принципов патриотизма». Размывание, девальвация духовных ценностей, замена чуждых россиянам западными установками, лозунгами привели к «имитации патриотизма в виде формальных ценностей и лозунгов» [3, с. 66].
В девяностые годы, в первом десятилетии XXI века, начался «процесс поисков истины», который подвел общество к пониманию, что к сегодняшнему дню не найдена идея – ценность, сплотившая общество, и «вокруг которой началось бы формирование соответствующей идеологии. В душах молодежи идеологическая пустота и метания… Юность мечется по стране в поисках духовной определенности, и каждый находит своего кумира» [3, с. 67].
Интерес для данного исследования представляет идея С.Н. Филипченко о необходимости «корреляции государственной идеи в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, предполагающих создание такой системы образования, которая обращена в будущее» [4, с. 93].
В девяностые годы были осуществлены исследования А.Н. Вырщикова [31], В.И. Лутовинова [35] и других ученых, которые рассматривали патриотизм не только как конкретно-историческое, но и общественное явление.
Для нашего исследования важны и актуальны идеи В.А. Караковского, способствующие выходу из «идеологической пустоты и метаний», показывающие современному педагогическому сообществу конкретные пути и способы патриотического воспитания молодого поколения. На вопрос «что же делать?», автор приводит рассуждения, которые заслуживают нашего внимания: «Прежде всего, надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет… Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети…» [36, с. 6]. Учитывая положение В.А. Караковского о том, что общая культура – это база для развития культуры политической, считаем, что она является и основой для формирования патриотической культуры. Ученый придавал большое значение воспитанию культуры у школьников с помощью игровых технологий, т.к. воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка. «Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д., – предупреждает В.А. Караковский, – речь идет именно о народных играх… Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями» [36, с. 20].
Актуальным для нашего исследования является утверждение Б.Т. Лихачева, сказанное на рубеже XX– XXI веков о том, что «будущее России, ее положение внутри страны и в мире» будет зависеть не от поли- тиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать «шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина и созидателя но- вой России» [37, с. 77]. Ученый рассуждает о патриотизме как о творческом начале, которое может вдохновить всю жизнь человека: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества» [38, с. 205].
Однако, анализируя научные работы разных авторов, следует отметить о существовании противоречий в воспитании патриотизма школьников. Так, О.В. Лебедева говорит о противоречиях между государственным заказом и реальным положением личности, между инстинктивным и сознательным характером патриотизма (сущность инстинктивного характера патриотизма выражена в словах: «люблю я Родину – за что, не знаю сам»), между интимным характером патриотических чувств и императивными и назидательными средствами воспитания, между пассивным и активным характером патриотизма, о наличии полярности эмоций (гуманное чувство любви к Родине и ненависть к ее недостаткам) [39]. Автор подчеркивает, что, если государство не является « заботливой матерью своих детей», не создает условия для их творческой самореализации, то «нерешенные проблемы (сокращение рабочих мест, низкий прожиточный минимум) порождают у подрастающего поколения разочарование и неуверенность в своем будущем, вынуждают искать нишу для самореализации в других странах» [39, с. 4].
Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма как основы формирования патриотической культуры школьников показывает, что данное направление деятельности государства, общества, школьного образования своими корнями уходит в историю российского государства.
Значительный вклад в воспитании патриотизма у молодого поколения внесли русские ученые, общественные мыслители: Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.
В советский период воспитание патриотизма подразумевалось как военно-патриотическая подготовка и определялось государственными задачами советского общества, патриотизм понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии. И советские педагоги понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов.
Отечественные мыслители отмечают, что патриотические чувства народа особенно обостряются в период социально-экономических, политических изменений, в период угрозы, нависающей над Родиной.
Ученые, общественные деятели разных эпох, мудрость народа указывают на то, что патриотизм, это, во-первых, любовь к Родине, во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества, на защиту его интересов, готовность к служению Отечеству. Патриотизм – это одна из непреходящих, неискоренимых ценностей.
Проблема воспитания патриотизма, патриотической культуры у школьников особенно актуальна в настоящее время. Сегодняшние школьники, став взрослыми, должны быть готовы к выполнению обязательств, возлагаемых на них Отечеством. Результатом патриотического воспитания является сформированная патриотическая культура. Все вышесказанное позволяет утверждать, что только через патриотическое воспитание возможно сформировать патриотическую культуру школьников и убедительно доказывает необходимость разработки концепции формирования патриотической культуры.
- Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ре- сурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-v- rossii#ixzz3NwFTeIgH.
2. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электрон- ный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy- rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost.
3. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69.
4. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. 393 с.
5. Богатыри и витязи Русской земли: по былинам, сказаниям и песням / сост., предисл. Н.И. Надеждина. М.: Московский рабочий, 1990. 336 с.
6. Повесть временных лет / подгот. текста, пер. и примеч. Д.С. Лихачева // Изборник: сборник произве- дений литературы Древней Руси. Библиотека всемирной литературы. Сер. 1. Т. 15. М.: Художественная литература, 1969. 300 с.
7. Слово о полку Игореве / вст. ст. Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1976. 80 с.
8. Иларион. Слово о законе и благодати // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII. М.: Педагогика, 1985. 367 с.
9. Поучение Владимира Мономаха // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII. М.: Педагогика, 1985. С. 164–168.
10. Задонщина. Слово о Великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая [Элек- тронный ресурс] / пер. Л.А. Димитриева // Древнерусская литература. – http://www.drevne.ru/lib/zadon_s.htm.
11. Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмитриева. М., 1980. С. 110–217.
12. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т 7. Труды по филологии (1739–1758 гг.). М.- Л., Издательство Академии наук СССР, 1952. [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/ text_1765_kratkoe_rukovodsvo_k_krasnorechiu.shtml.
13. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 160 с.
14. Радищев А.Н. Избранное. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1982. 239 с.
15. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. 351 с.
16. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. 591 с.
17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В
13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954). 657 с.
18. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.
19. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. 496 с.
20. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. 872 с.
21. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. С. 27–57.
22. Очерки по истории педагогики: сборник статей / под ред. Н.А. Константинова. М.: АПН РСФСР, 1952. 754 с.
23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
24. Вернадский В.И. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 224 с. (Антология гуманной педагогики).
25. Крупская Н.К. О воспитании в семье: избранные статьи и речи / сост. и предисл. Н.И. Стриевской. М.: АПН РСФСР, 1962. 208 с.
26. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Пе- дагогика, 1983–1986.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. 145 с. [Электронный ре- сурс] // http://profi-rus.narod.ru/semya/sukhomlinskij-v.- serdtse-otdaju-detjam.doc.
28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия,1971. 336 с.
29. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
30. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. 272 с.
31. Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.
32. Белоусов Н.А. Педагогические основы подготовки учителя средних учебных заведений к службе в Советской армии: дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 485 с.
33. Шатров В.Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание воинов. Содержания. Форма. История. М.: Воениздат, 1985. 63 с.
34. Документы и материалы ХХ съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М.: Молодая гвардия, 1987. Т. 1. 382 с. Т. 2. 415 с. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.
35. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.
36. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара: СИУ, 1997. 85 с.
37. Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. 318 с.
38. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 3–11.
Источник