- Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
- Что такое патриотизм?
- Виды патриотизма
- Примеры патриотизма в современном мире
- Воспитание патриотизма в современном мире
- Особенности патриотического воспитания в России
- Негативная сторона патриотизма
- Заключение
- Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине — основа воспитания гражданина. статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
- Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
- Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
- Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
- Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
- Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Примеры ложного патриотизма лучше всего описаны в романе Л. Толстого «Война и мир». Таких персонажей в произведении много. Они гуляют на балах и пируют во время войны, но при этом без конца «патриотично» рассуждают о грядущей победе над неприятелем. Ложными патриотами автор показывает и многих офицеров, которые мечтают о войне, чтобы наконец-то получить побольше наград и боевой славы, но при этом совершенно не думают, сколько страданий это принесёт народу. Увы,такие персонажи встречаются не только в литературных произведениях.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
- формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
- создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
- привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
- воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
- формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Источник
Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине — основа воспитания гражданина.
статья
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.
Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом
Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patrioticheskogo_soznaniya.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине –
основа восп и тания гражданина.
« Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные ценности.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях как составная часть процесса социальной адаптации и становления личности, требует новых подходов к её решению. События последнего времени подтверждают, что постепенная утрата духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков: получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству в целом.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.
Слово «патриотизм» означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется.
Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и её народу, принадлежности, причастности к ее прошлому, её культурному наследию. Задача воспитать в человеке любовь к Родине ставилась во все времена, и начинать работу над воспитанием патриотизма , как важнейшего духовного состояния личности, надо уже с дошкольного возраста и продолжать её в школе, учитывая возрастные особенности детей и характер изучаемого материала.
Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом
Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.
Процесс патриотического воспитания в специальной коррекционной школе не лёгкий, и его результат не так ощутим, как в массовой школе, так как осложняется рядом психофизических особенностей, присущих детям с ОВЗ. Таким детям нужно больше времени, чтобы усвоить нормы и правила поведения в обществе, усвоить такие понятия как любовь к родному дому, семье, школе, Родине.
Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.
- Духовно-нравственное , которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
- Историко-краеведческое , направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое . воздействующее через систему мероприятий на формирование правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Спортивно-патриотическое – направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужественности.
- Экологическое воспитание – направлено на формирование у воспитанников чувства гордости за родную природу, за чистоту и красоту родного края, а также нравственной оценки таких понятий как экологическая ответственность и экологическая культура.
Педагоги нашей школы используют эти направления в своей работе, успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования и т. д.
Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом: заниматься в различных секциях и кружках школы, дворцах детского творчества, в школьных творческих объединениях. Тем более, что в нашей школе для этого созданы все необходимые условия. Большую роль в работе нравственно-патриотической направленности играют уже сложившиеся в нашей школе многолетние традиции:
- проведение информационно-образовательных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и с участниками блокады Ленинграда, с сотрудниками Музея боевой и трудовой славы г. Саратова, которые представили вниманию наших воспитанников планшетную выставку «Достойны звания Героя», посвящённую героям – саратовцам, которые внесли свой вклад в общую победу в Великой Отечественной войне, а также информацию об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны;
- ежегодные поздравления и выступления наших воспитанников с концертами перед ветеранами войны и труда в Доме престарелых;
- сбор материалов о судьбе своих предков, родственников — участников ВОВ, знакомство с семейными реликвиями, составление генеалогического древа семьи (в рамках общешкольного проекта «Моя семья»);
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и презентаций в библиотеке и по классам; месячников «Я — гражданин России» ( были организованы циклы бесед, просмотры презентаций, выпуск стенгазет, где ребятам рассказывали о государственной символике России, о главном Законе РФ — Конституции, о правах и обязанностях граждан, а также о символике городов Саратова и Энгельса);
-проведение мероприятий и спортивных соревнований, посвящённых великим праздникам (школьные концерты и спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества);
- посещение краеведческих музеев, театров, храмов Энгельса и Саратова, где ребята знакомятся с историей нашего края, с его природными особенностями;
- экскурсии на различные предприятия города;
- знакомства с памятниками края, историческими названиями улиц нашего города:
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников народов Поволжья;
- работа школьного факультатива по патриотическому воспитанию «Мой дом — Россия;
— изучение обычаев, традиций, праздников своего народа (например, при проведении общешкольных праздников «Широкая Масленица», «Рождественские встречи»);
- уроки истории, литературы, обществознания, православия;
- часы речевого общения, где изучаются темы: «Наша Родина» и «Мой родной край»;
- проведение мероприятий и акций по экологическому воспитанию: «Береги планету Земля» (участие воспитанников в конкурсах рисунков «Портрет Волги», в фестивале «Экологический калейдоскоп», проходящем в рамках областного проекта «Тропа доброты», посвященного Международному Дню Земли , участие в экологических акциях «Сделаем наш мир чище»);
- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
- школьный лекторий в форме информационно-образовательных часов (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками) и т.д.
- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- проведение общешкольного конкурса «Лучший класс года»;
-встречи со студентами саратовских вузов, со слышащими сверстниками школ города, со знаменитыми спортсменами нашего города, с работниками Центральной библиотеки;
- выступления наших творческих коллективов на концертных площадках Энгельса, Саратова и других городов России.
Участие наших ребят в таких коллективных мероприятиях способствует формированию у них социального опыта общения с разными людьми, усвоению ими ценностей, установок и норм поведения, характерных для данного общества.
В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в школе проводится цикл мероприятий, посвящённых этой дате: марафоны знаний об истории Великой Отечественной войны, викторины и классные часы, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, членами общественных организаций «Боевое братство» и «Часовые Родины», с героями , пережившими блокаду и освобождавшим Ленинград. На встрече с ребятами председатель секции блокадников Ленинграда при областном и Энгельсском советах ветеранов Клеймёнова А.М. рассказала о жизни в блокадном городе.
В школе начала работу комната «Боевой славы», где представлены материалы об истории Великой Отечественной войны.
Воспитанники нашей школы посетили Краеведческий музей, где была представлена большая экспозиция «В небе фронтовом», посвящённая «Ночным ведьмам» — женским авиаполкам, которые базировались во времена Великой Отечественной войны в городе Энгельсе Саратовской области и наносили удары по немецким войскам. Многие лётчицы были отмечены орденами и медалями, а одной из них присвоено звание Героя Советского Союза.
Таким образом, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.
Процесс реализации школьной программы по патриотическому воспитанию должен превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить «культуру и исторические традиции» малой родины и при этом дать учащимся образование, позволяющее детям реализовать себя в жизни, способствовать формированию каждого ребенка в достойного человека – гражданина, семьянина , труженика .
Источник