- Обморок у ребенка
- Симптомы:
- Причины:
- Внешние факторы
- Внутренние факторы
- Диагностика
- Первая помощь при наступлении обморока
- Головокружение у ребенка
- 6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
- Особенности физиологического и нейропсихологического развития
- Телесная память травмы
- Вторичная выгода
- Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
- Самонаказание и чувство вины
- Родительские послания
- Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
Обморок у ребенка
Обморок у ребенка — это кратковременная потеря сознания. Вначале ребенок жалуется на сильную слабость, его беспокоит шум в ушах, головная боль, потемнение в глазах. Кожа у него становится бледной, а глаза закатываются и он падает. При падении ребенок может пораниться или сильно удариться. Ребенок может находиться без сознания от нескольких секунд до минут. После он начинает приходить в себя, но он по-прежнему ощущает слабость, боль в голове. Маленькие дети сразу после обморока могут заснуть. Какие причины способствуют возникновению такой ситуации?
Если ребенок внезапно упал в обморок, причина – нарушения в работоспособности головного мозга из-за резкого оттока крови. На некоторое время маленький пациент утрачивает чувствительность, не может контролировать свои движения.
Симптомы:
- внезапный прилив слабости – ребёнок оседает, кожа бледнеет;
- легкий приступ вертиго, потемнение в глазах;
- тошнота, сильный шум в ушах;
- нестабильный пульс;
- повышенное потоотделение.
Малыш резко оседает на землю и полминуты не реагирует на происходящее вокруг. После того как упавший пришел в сознание, он некоторое время не осознает, что с ним случилось, пребывая в прострации.
На этапе реабилитации, у пострадавшего начинает болеть голова, беспокоит тошнота, неприятный дискомфорт в области груди или сердца. Подобное состояние может длиться некоторое время, и зависит от причины внезапного обморока и слабости у подростка, оказания первой помощи.
Причины:
- нехватка витаминов. Низкий гемоглобин;
- недостаток питания. Низкий сахар в крови;
- сильный крик, испуг, сресс, страх;
- патологии сосудов, сердца;
- переутомление.
Внешние факторы
- Резкое повышение температуры на улице.
- Недостаток кислорода.
- Повышение уровня оксидов углерода в воздухе.
Причины обморока у детей могут быть различны, но они все не проходят бесследно. Если своевременно не приступить к лечению патологического состояния, синдром в дальнейшем будут сопровождать постоянные головокружения, тошнота, головные боли, проблемы с памятью.
Внутренние факторы
Если обморок и тошнота у ребенка носит кратковременный характер – повод задуматься о смене режима дня. Систематические потери сознания относятся к патологическим состояниям, которые нельзя оставлять без внимания.
Обмороки, недомогания у подростков и их причины, могут быть связаны со следующими заболеваниями:
- Болезни головного мозга. Кистозные образования, опухоли, травмы сосудистой сетки снижают эффективность функционирования «серого вещества», провоцируя обморочное состояние. Если ребенок жалуется на потемнение в глазах, головные боли, галлюцинации, необходимо срочно обратиться к доктору, пройти КТ и МРТ.
- Анемия. Патология кровеносной системы, связанная с работой органа: низкое содержание эритроцитов – носителей кислорода, вызывают голодание, что приводит к постоянным обморокам. Низкий гемоглобин – первый признак начала недуга. Необходимо пересмотреть рацион питания ребенка, дополнить его фруктами, овощами, полезными веществами.
- Нарушения работоспособности сердечной мышцы, аритмия. Согласно статистическим данным, 30% кризисов связно с патологиями сердца, кроме того синдрому «быстрой смерти» предшествуют постоянные обморочные состояния. Если родители малыша страдают подобными заболеваниями, это первый настораживающий звонок – ребенка нужно срочно показать доктору.
- Высокое давление. Гипертония способна настичь пациента, даже в юном возрасте. Резкое снижение давления также может спровоцировать синкопе.
- Диабет. Это заболевание достаточно коварно: продолжительное время она может протекать в скрытой форме. Сама патология обморочные состояния не вызывает, но их может спровоцировать пониженное содержание глюкозы. Из-за голодания клеток «серого вещества» кроха теряет сознание.
- Сотрясения, ЧМТ. Малыши отличаются гиперактивностью, – потерял равновесие, упал, для них нормальное явление. После непродолжительного плача, они и дальше могут заниматься своими делами, но иногда последствия падения могут напоминать о себе достаточно долго.
- Остеохондроз. Идеальная осанка – залог здоровой спины и правильного функционирования внутренних систем, но детям доказать это тяжело. Искривленная поза за столом, излишняя масса тела приводят к изменениям позвоночного столба. Нарушается кровоток, наступает голодание, появляется болезненный дискомфорт. Все эти факторы – основные причины синкопе.
Диагностика
Диагностировать причину обмороков могут следующие специалисты:
Для уточнения диагноза вас направят на сдачу анализов и исследования:
- Клинический анализ мочи и крови;
- биохимическое исследование крови;
- ЭЭГ;
- МРТ;
- КТ;
- УЗИ.
Первая помощь при наступлении обморока
- Положить пострадавшего на горизонтальную поверхность. Ноги немного приподнять, чтобы обеспечить полноценное поступление крови к «серому веществу».
При обмороке следует дать ребенку понюхать нашатырь или похлопать его по щекам. Это позволит малыша привести в сознание.
- После нормализации состояния, пострадавшему следует дать сладкое – шоколад, конфету, чай с сахаром. Малыш должен лежать до тех пор, пока не придет в себя.
- Обеспечить надлежащую циркуляцию кислорода. Если приступ произошел в помещении, следует открыть двери и окна, дав возможность воздуху поступать в комнату. При большом скоплении людей, необходимо попросить отойти их от крохи.
Клиника «Epihelp» предлагает пройти диагностику и лечение. Квалифицированные врачи составят план лечения. С нашей клиникой ваш ребенок пойдет на поправку намного быстрее!
Источник
Головокружение у ребенка
У детей головокружения ощущаются, как нарушение координации движений или вращение комнаты вокруг тела. Головокружения бывают у детей здоровых, и когда малыш заболевает (например, при высокой температуре).
Чаще всего у здорового ребенка головокружения появляются на короткое время и связаны с резким изменением положения тела (например, ребенок быстро встал с кровати, произошла смена положения тела из лежа в стоя).
Может появиться головокружение, если ребенок катался на карусели или качелях, такие состояния не вызывают беспокойства.
Если после головокружения или во время его ребенок теряет сознание – это повод обратиться к врачу.
Когда ребенок едет в машине, его тошнит или кружится голова, возможно, это заболевание нервной системы, необходимо проконсультироваться с детским врачом.
- у ребенка, у которого не была нарушена координация, развиваются нарушения походки, он идет, шатаясь
- ребенок жалуется на головокружение, теряет равновесие при ходьбе, не может пройти по прямой линии
- ребенок часто жалуется на головокружение и головные боли, которые усугубляются, когда он ложится
Если головокружение длительное, сопровождается звоном или шумом в ушах, ребенка должен немедленно осмотреть невропатолог.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС
Высокая температура у ребенка, он вялый и капризный, отмечает головокружение
Реакция на температуру
Дайте жаропонижающие средства, если температура не снижается, то вызовите педиатра
У ребенка была кратковременная потеря сознания после головокружения
Потеря сознания вследствие жары, волнения или нахождения в душном помещении
Перенесите ребенка в прохладное и хорошо проветриваемое помещение. Если ребенок в сознании, дайте ему попить.
Если ребенок посинел и не приходит в себя больше чем через 5 минут, срочно вызовите «неотложную помощь»
На фоне звона (шума) в ушах у ребенка закружилась голова (нарушение координации движений или ощущение, что комната кружится вокруг)
Лабиринтит (вирусная инфекция внутреннего уха)
Необходима консультация детского врача, он после осмотра ребенка посоветует, что делать.
После перенесения вирусного заболевания (ветряная оспа) ребенку тяжело сохранять равновесие
Поствирусная мозжечковая атаксия (ослабленность и ухудшение координации движений)
Необходимо проконсультироваться с педиатром для тщательного обследования
Во время езды на машине, катания на лодке или катере у ребенка появляются головокружения
Обратитесь за консультацией к детскому врачу, он даст рекомендации, как предотвратить головокружения
Ребенок после падения или травмы стал жаловаться на головокружения
Покажите ребенка педиатру для тщательного обследования
У ребенка кратковременные эпизоды потери сознания, после головокружения стал жаловаться, что он не ориентируется во времени и месте
Малые эпилептические припадки
Обратитесь за консультацией к детскому врачу для тщательного обследования, возможно, понадобится консультация невролога
Ребенку трудно идти по прямой, у него тошнота или рвота, жалобы на головные боли, которые усиливаются в положении лежа
Состояние у детей встречается редко, но требует лечения и обследования
Необходима немедленная консультация педиатра для тщательного обследования
Ребенок теряет равновесие и падает при закрытых глазах, когда стоит или сидит. Не может взять предмет, движения не точные (промахивается). При просьбе достать пальцем кончик носа, промахивается
Нервно-мышечная атаксия, у детей встречается редко
Запишитесь на прием к детскому врачу для тщательного обследования, возможно, понадобится консультация невролога
Поддержание равновесия
Наша способность сохранять положение тела определяется сложным взаимодействием нервов и мышц, ответственных за слух, зрение и тактильные ощущения. Способность слышать позволяет нам менять положение тела в зависимости от получаемой звуковой информации. Наши конечности и мышцы снабжены органами чувств, которые помогают расположить тело в соответствии с формой и положением окружающих предметов. Нарушение любой части механизма поддержания равновесия может привести к головокружению и тошноте. Головокружение, как правило, прекращается, когда перестает действовать вызвавшая его причина. Головокружение, вызванное повреждением внутреннего уха, напротив, продолжается вне зависимости от внешних причин. В этих случаях головокружение нередко сопровождается звоном или шумом в ушах. Они связаны с сопутствующим повреждением слухового нерва.
Источник
6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
- порезы
- вывихи
- переломы и трещины
- ушибы, синяки
- сотрясения мозга
- сильные ранения
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
- неуклюжесть, неповоротливость
- плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
- недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
- сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
- недостаточность внимания
- двигательная расторможенность
- неспособность прогнозировать последствия своих поступков
- стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Телесная память травмы
Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.
Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?
В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.
В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.
Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.
Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.
Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.
В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».
Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».
Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.
Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.
Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.
- Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
- Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
- Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
- Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
- Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
- Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
- Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.
Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.
Источник